Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"Детско-юношеский центр"
Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
Методического совета Директор МБУ ДО «ДЮЦ»
МБУ ДО «ДЮЦ» ___________ Е.А. Шадрина
Протокол № 4 Приказ № 82
от 28.12.2015 г. от 28 декабря 2015 г.
Дополнительная общеобразовательная программа
«Основы компьютерной грамотности»
(для детей в возрасте 8-11 лет, срок реализации – 2 года)
Составитель:
Третьякова Мария Евгеньевна,
педагог дополнительного образования
г. Сарапул.
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы компьютерной грамотности» разработана руководителем объединения МБУ ДО «ДЮЦ» Третьяковой М.Е. в соответствии с Концепцией развития дополнительного образования, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4.09.2014 г. № 1726-р; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008, г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; приказом № 82 по МБУ ДО «ДЮЦ» от 28.12.2015 г. «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в МБУ ДО «ДЮЦ».
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы компьютерной грамотности» имеет техническую направленность. В курс обучения внесено изучение устройства компьютера, элементы сервисного обслуживания, использование компьютера в быту; программ, связанных с дизайном, графикой, аудиомонтажом, анимацией и версткой текста. Программа способствует развитию умений работать с информацией (собирать, анализировать, делать выводы) с привлечением технических средств; решать практические задачи с помощью прикладного программного обеспечения.
Новизна программы заключается в том, что знания по теории информационных технологий обучающиеся получают в контексте практического применения данного понятия, т.е. она дает возможность детям в течение года изучить основы компьютерной грамотности и стать уверенным пользователем персонального компьютера. Программа также позволяет значительно расширить кругозор обучающихся в различных областях знаний и способствует их ранней профориентации.
Актуальность программы связана с тем, что в современном мире темп развития информационных технологий сопряжен с высокими требованиями к интеллекту пользователей информационно-коммуникационных технологий. В условиях внедрения информационных технологий в учебный процесс по всем школьным предметам, особенно актуальным становится формирование у учащихся стиля мышления, адекватного требованиям современного информационного общества; воспитание информационного мировоззрения; наработка знаний, умений и навыков в сфере информационно-коммуникационных технологий, являющихся базовыми для всех форм образования. В век всеобщей компьютеризации информационная грамотность подростков обеспечивает им успешную адаптацию в социуме. Программа охватывает целый ряд областей человеческой деятельности, для успешной работы в которых знание современного компьютера является необходимостью. Освоение данной программы даёт базовые навыки пользователя персонального компьютера и готовит к уверенному применению компьютера в учебном процессе и в быту.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что овладение компьютером развивает у учащихся полезные качества, которые помогут им в учебе, в дальнейшей профессиональной деятельности, а также позволят повысить эффективность обучения в рамках школьной программы: в формировании четкости и строгости мышления, делового общения; в умении раскладывать поставленную задачу на подзадачи, четко планировать свои действия и последовательно достигать результат по разработанному плану, пользоваться компьютером и периферией в быту и будущей профессиональной деятельности. Также следует отметить, что данная программа способна предоставить возможности для творческого развития обучающегося, его самоопределения и самореализации. Обеспечивает условия для формирования информационной культуры обучающегося.
Цель программы: обучение элементарным основам компьютерной грамотности с помощью средств информационных технологий, предполагающее использование персонального компьютера как мощного информационного инструмента, обеспечивающее творческий подход к разработке информационных изделий.
Задачи:
- обучающая – изучать основные термины и определения, научить пользоваться офисными приложениями, изучить устройство персонального компьютера;
- развивающая – развивать в детях интерес к освоению прикладного программного обеспечения и желание работать самостоятельно, применяя полученные знания и опыт в практической деятельности;
- воспитательная – воспитывать ответственное отношение к компьютерной безопасности и последствиям некорректногоиспользования информационного пространства.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет 8-11 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы – 2 года.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся в группах, состоящих из 15 человек. Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа (всего 208 часов за год) и 2 раза в неделю по 3 часа (всего 312 часов за год).
Содержание курса раскрывается при помощи разнообразных методов и форм учебной деятельности: практические занятия, диалоги, беседы, рассуждения, дискуссии, сообщения, мини-лекции, смотры знаний и умений; игры, направленные на развитие логики; демонстрация моделей, просмотр видеофильмов.
Ожидаемые результаты и формы подведения итогов
По итогам обучения учащиеся смогут приобрести компетенции:
В области знаний:
• знать определения и область применения понятий «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры информационных носителей;
• иметь представление о способах кодирования информации;
• иметь представление о сетевой безопасности;
• знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
• знать назначение и функции операционных систем;
• различать понятия «Всемирная паутина» и «Интернет»;
• знать о правилах работы в сети «Интернет»;
• иметь представление о назначении и области использования прикладных программ ОС «Windows 2007»;
• приводить примеры способов защиты информации.
В области умений:
• определять устройства компьютера;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать программы из меню «Пуск»;
• изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
• применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
• применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
• пользоваться приложениями «Блокнот», «Калькулятор», PowerPoint, «Киностудия»;
• пользоваться сетью «Интернет»;
• стараться воспитать в себе усердие, любовь к Родине;
• выработать уважение к старшим, умение слушать.
• соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
• работать в среде операционной системы на пользовательском уровне;
• иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
• осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
• просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
• осуществлять поиск информации в базах данных;
• соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности;
• стараться воспитать в себе трудолюбие, бережливость;
• выработать уважение к старшим и сверстникам.
В качестве форм подведения итогов применяются: наблюдение; опросы; тестирование; участие в мероприятиях учрежденческого уровня (демонстрация презентаций); анализ продуктов деятельности учащихся (анализируется степень усвоения материала текущей и пройденных тем в рамках создания учащимися текстовых документов, рисунков, презентаций, электронных таблиц); выполнение практических заданий (создание информационного продукта с применением средств информационно-коммуникационных технологий); защита проектов учащихся (тематические презентации, представляемые учащимся на мероприятиях учрежденческого уровня); участие в конкурсах технической направленности различных уровней.