СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация к проекту "Правила поведения в природе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к проекту "Правила поведения в природе" для детей старших групп.

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к проекту "Правила поведения в природе"»

©МУ ДПО «Информационно-образовательный Центр»

©Муниципальное образовательное учреждение детский сад № 49





Тема: «Правила поведения в природе»

Актуальность







Автор: Пряженцева Елена Дмитриевна, воспитатель





Актуальность

«Правила поведения в природе»

Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней! Но тот же человек, идущий по лесу, лугу, полю превращается в огромного великана. Во-первых, потому что везде живут живые существа, которые гораздо меньше человека: жуки и муравьи, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и улитки и многие, многие другие. Во-вторых, потому что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Причём, могущественным великаном на природе может быть не только взрослый, но и ребёнок. Как хорошо, если этот великан – добрый, заботливый. Он не наступит нарочно на скрытых в траве жучка и червячка, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора... И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.

Важно, как можно раньше, рассказать детям, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и главное - почему. Ведь природа страдает не только от дыма заводов и фабрик, от грязных отходов, постоянно выливающихся в реки и моря, от вырубки лесов... Природе плохо и оттого, что многие люди, собирая грибы и ягоды, ловя рыбу, просто гуляя и отдыхая, нередко вредят ей, порой и сами того не замечая. Ведь многих взрослых, когда они были маленькими, почти совсем не учили беречь природу. А многие дети ещё не успели этому научиться.





Цель: формировать у детей и родителей чувство сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы

Задачи

Образовательные:

  • Формировать экологические знания и представления детей.

  • Дать понятие детям, что человек бывает другом, а бывает и врагом природы.

  • Учить элементарным действиям по улучшению экологической обстановки в ближайших экосистемах (лес, водоем, город).

  •  Познакомить с простейшими правилами поведения в природе.

Развивающие:

  • Развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры.

  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.

  • Воспитывать у детей природоохранное поведение.

  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах.

Практические:

  • Прививать практические навыки поведения детей в природе.

  • Вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.


















Приложение 1

Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь/ под редакцией. Я. Гершович.-М.:АСТ,2001.-800с.

  2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Л. А. Венгер // М.: Просвещение, 1986. – 192с.

  3. Волкова, Е.И. Воспитание экологического сознания: роскошь или жизненная потребность? / Е. Волкова // Здоровье детей. – 2005. –№ 18. – с. 26–28.

  4. Глазачев, С. Н. Экологическая культура учителя С.Н. Глазачев. – М.: Современный писатель,1998.-201с.

  5. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2005.- № 7.-С. 3-9.

  6. Корганова И.В. Роль взрослых в формировании у старших дошкольников положительного отношения к животным// Теоретические проблемы воспитания и обучения дошкольников: Сборник научных трудов/ отв. редактор С.А. Козлова. – М.: МГПУ, 2001.-101-108 с.

  7. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003.-319 с.

  8. Мир природы и ребенок: Учебное пособие для педучилищ по специальности «Дошкольное образование/Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство-пресс», 2003.-319 с.

  9. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада.: кн. для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 2004.- 208 с.

  10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения. - М.: Просвещение, 2002.- 144 с.

  11. Николаева С.Н. Юный эколог. М., Изд. «Мозаика синтез». 2004.-56с.

  12. Николаева С.Н., Комарова И.А.. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Изд. ГНОМ и Д, 2005.- 128 с.

  13. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание. - 2002.- № 10.-с. 40-49

  14. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. центр «Карапуз».-2001.-43 с.

  15. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.- 49 с.

  16. Савенков А.И. Исследования детей как средство обучения /А.И.Савенков//Обруч.- 1998.- №3.- С.27-30.

  17. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики /А.И.Савенков// Дошкольное воспитание. – 2000.- №2.- С.8-17.

  18. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000.-406с.

  19. Улыбка природы. http://tubethe.com/watch/grAvUEuoKak/ulybka-prirody.html (25.05.2016)


Приложение 2

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.



  1. Есть ли у вас дома животные? ( Кошка, собака, рыбки и др.)

______________________________________________________________

  1. Есть ли комнатные растения? Какие?

______________________________________________________________

______________________________________________________________

  1. Кто ухаживает за животными или растениями?

______________________________________________________________



  1. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ними, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.

______________________________________________________________

  1. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где? С какой целью?

______________________________________________________________

  1. Где ребенок обычно проводит лето?

______________________________________________________________

  1. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

_______________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?

______________________________________________________________

  1. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе?

_______________________________________________________________

  1. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?

_______________________________________________________________

  1. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

_______________________________________________________________

  1. Как Вы думаете, получает ли Ваш ребенок знания о природе в детском саду? 



______________________________________Приложение 3

КВН для старшего дошкольного возраста
«Знатоки природы»

Проводится в конце года.

Программное содержание.

1. Формировать у детей осознанно правильное отношение к объектам живой и неживой природы, формирование элементов экологического сознания и культуры;

2. Формирование уважения к природе, воспитание бережного отношения к ней;

3. Развитие коллективных и творческих способностей, воображения, кругозора в процессе игры;

4. Воспитание доброжелательности друг к другу.

Оборудование и материалы: Картинки с изображением животных: собака, обезьяна, лиса, кошка, медведь, слон, дятел, тир, хомячок, попугай, белка, бегемот; карточки «Береги живое»; картинки: живая и не живая природа; дипломы; картинки с изображением животных, занесённых в красную книгу, грамоты, музыкальное сопровождение, угощение.

Ведущий: Есть весёлая игра. Называется она КВН! Клуб весёлых и находчивых!


Шутки, смех, вопрос, ответ.

Знает ту игру весь свет!

Что ж пора нам начинать,

Я хочу вам пожелать,

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили,

Чтобы не было печали,

Чтоб на все вопросы отвечали!

Сегодня мы проведем экологический марафон, проверит ваши знания он.
Как это интересно – много знать! Всем своим друзьям умение показать!
К интеллектуальным конкурсам готовы?
Вперед друзья к победам новым!

Мы с вами много говорили о защите воды, воздуха, земли и животных и сейчас посмотрим, кого из вас можно назвать лучшим знатоком и защитником природы.



Открывают игру дети из подготовительной группы «Радуга» и п.гр. «Ромашки».


Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы окажемся одни.


Надо природу беречь и лелеять,

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом,

Что нынче посеем, то завтра пожнём.


Давайте будем дружить друг с другом.

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с полем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.


Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым близким своим друзьям.


Давайте будем беречь планету,

Во всей вселенной прекрасней нет,

Во всей вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?


Представление жюри. Жюри, как видите, у нас достойно уважения.
Им приходилось, и не раз, оценивать сражения!

1 конкурс «Представление команд». (Название, девиз, эмблема)

2 конкурс Разминка. « Вопрос-ответ»

Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому и мы не будем нарушать традицию. Я буду задавать вопросы командам, а вы по очереди будете отвечать на них. Выкрикивать нельзя, за это будут снижаться баллы.

Слушаем вопрос:

1.У какого насекомого уши на ногах? (у кузнечика)
2. Что делает ёж зимой? (спит)
3. Как называют птиц улетающих в тёплые края? (перелётные)
4. Сколько лап у паука? (восемь)


5. Кто был летом рыжий, а зимой становиться серый? (белка)
6. Кто носит свой дом на спине? (улитка)
7. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
8. Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)


9. Можно ли пингвина назвать птицей?
10. Где обитает самый длинный дождевой червяк?
11. У какого дерева белый ствол? (береза)
12. Как называется дом у муравья? (муравейник)


13. Как называется самое длинное насекомое? (палочник)
14. Какой овощ завезли в Россию из Америки?

15. Какие перья помогают птицам летать? (полётные)

16. Почему красную книгу называют красной, а не зелёной?

3 Конкурс «Живая - неживая природа»

Командам необходимо разложить все картинки на три группы:

1 группа: картинки, на которых изображены объекты не природы.

2 группа: картинки, на которых изображены все объекты живой природы.

3 группа: картинки, на которых изображены все объекты не живой природы.

Игра со зрителями «Кто как кричит»
Воспитатель называет животное или птицу, а дети называют, как они кричат.

1.Голубь – воркует 2. Утка – крякает 3. Филин – ухает
4. Журавль – курлычет 5. Ворона – каркает 6. Воробей – чирикает
7. Медведь – ревет 8. Конь – ржет 9. Овца – блеет
10. Пчела – жужжит 11. Сверчок – стрекочет 12. Комар – пищит. 13.Свинья – хрюкает.

4 конкурс. «Домашнее задание».

Выступление в защиту:

1 команда (гр. «Солнышки») – водоёмов

2 команда (гр. «Радуга») – леса

3 команда (гр. «Ромашки») – животных

4 команда (гр. «Пуговки») – воздух.

Игра со зрителями -загадки о природе и о погоде.
1. Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются (дождь).
2. С неба – звездой, на ладошку – водой (снежинка).
3. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит (солнце).
4. Мы лесные жители, мудрые строители. Из иголок всей артелью строим дом себе под елью (муравьи).
5. Через поля, через луга встает нарядная дуга (радуга).
6. Без рук, без ног, а ворота открывает (ветер).
7. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали, а пошли искать их днем, ищем, ищем – не найдем (роса)
8. Домовитая хозяйка полетала над лужайкой, похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела). 9. Без него не сможешь жить

Ни есть, ни пить, ни говорить

И даже, честно говоря

Разжечь не сможешь ты огня. (воздух)


5 конкурс «Назови правило» (карточки)

6 конкурс «Экологические ситуации»

  • Однажды волшебник решил превратить густой, тёмный еловый лес в берёзовую рощу.

Как вы думает, к чему это привело?

  • Волшебник решил осушить все болота?

К чему это привело?

  • Волшебник решил избавить лес от лис.

К чему это привело?

  • Волшебник решил сделать так, чтобы всегда стояла солнечная, тёплая погода.

К чему это приведёт?

7 конкурс «Пантомима»

Каждой команде дается карточка с заданием изобразить животное.

1 дикое животное, 1 домашнее, 1 птицу.

Затем показывается пантомима, а команда – соперница угадывает животное. Задание проводится под музыку.

1 команда: тигр, корова, попугай
2 команда: слон, свинья, петух

3 команда: обезьяна, кошка, дятел

4 команда: медведь, собака, пингвин

8 конкурс «Назови животное».

1 команда – 5 обитателей жарких стран.

2 команда – 5 обитателей холодных стран.

3 команда – 5 обитателей леса.

4 команда – 5 обитателей морей и океанов.


Пока жюри подводит итоги.

Загадки-обманки.

1.Кукарекает спросонок

Милый, добрый …

(петух)

2.Кто грызет на ветке шишку?

Ну, конечно, это …

(белка)


3.Кто взлетит с цветка вот-вот?

Разноцветный …

(бабочка)


4.Паутину меж ветвей сплёл искусно…(паук)


5.В курятнике большая драка!

Кто зачинщики? Два … (петуха)


6.Летом по лесу бродил,

Ел малину… (медведь)


7.Быстро бегает от страха по лесочку… (заяц)


8.В огороде в старом баке,

Громко квакают … (лягушки).

9.Очень медленно и тихо

По листу ползет …

(улитка)


Выступления детей – болельщиков.

1 группа «Пуговки»

Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу:
Озера, леса и моря.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля!
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!

2 группа «Теремок»

Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй

И никому не позволяй!

Не бери ежа с собой,

Отпусти его домой.

Ёжик даже глупый самый

Хочет жить с ежихой мамой.

3 группа «Солнышко»

Цветок на лугу

Я сорвал на бегу.

Сорвал, а зачем –

Объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял.

А сколько бы он на лугу простоял?

У болотной мягкой кочки,

Под зелененьким листочком,

Притаилась попрыгушка,

Пучеглазая лягушка.

Дома жить она не сможет,

Лучше лесу пусть поможет.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни.

Воспитатель:
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы! Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Не обижайте ни дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек должен быть добрым!




Подведение итогов игры. Победители награждаются дипломами.