СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация к программе по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к программе по литературе .  Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», .

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к программе по литературе»

АННОТАЦИЯ

Сведения о программе.

Рабочая учебная программа по литературе для 10 класса разхработана на основе программы по литературе для 5-11 классов, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации . (автор-составитель Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова (М: «Вентана-Граф», ).

Авторская программа, на основе которой составлена рабочая, является частью УМК, включающего программу, учебники по литературе для 5-11 кл. средней школы (базовый и профильный уровни), тематическое и поурочное планирование с методическими рекомендациями для учителя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Сведения об УМК:

1. Литература: программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений / Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина.- 2-е изд., перераб. -М.: «Вентана-Граф», .

2. Литература: 10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений:./ Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова; под ред. проф. Б.А.Ланина. -М.: «Вентана-Граф».

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования основные цели завершающего этапа школьного образования состоят: • в обеспечении условий воспитания и обучения, духовно-нравственного развития учащихся и социализации, формирования гражданской идентичности, социального становления личности, самореализации в социально и личностно значимой деятельности; • завершении формирования у учащихся — средствами культуры, науки, искусства, литературы — общей культуры и относительно целостной системы знаний и представлений о природе, обществе и человеке; • формировании устойчивой потребности учиться, готовности к непрерывному образованию, саморазвитию и самовоспитанию, к созидательной и ответственной трудовой деятельности на благо семьи, общества и государства; • развитии индивидуальности и творческих способностей с учётом профессиональных намерений, интересов и запросов учащихся, необходимости эффективной подготовки выпускников к освоению программ профессионального образования. В программе реализуется важнейшая цель литературного образования — воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать их к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы и потребность в творчестве.

Общая характеристика курса 10—11 классы — этап познания закономерностей литературы как особого вида искусства. Анализ и интерпретация произведения помогают проникнуть в его художественный мир, постичь произведение в его целостности, в единстве формы и содержания, увидеть авторский взгляд на современную действительность и многообразные сложные связи произведения с ней. В 10—11 классах текстуально изучаются лирические, эпические и драматические произведения, представляющие основу курса в соответствии с Примерной программой. Остальные изучаются обзорно (т. е. школьники самостоятельно читают произведения, разбор идёт по избранным главам или сюжетным линиям). Возможно небольшое расширение списка текстуально изучаемых произведений по выбору учителя. Учащиеся получают сведения об основных периодах развития литературы, о важнейших литературных направлениях, о некоторых эпизодах литературной борьбы в XIX—ХХ вв., знакомятся с важнейшими дискуссиями из истории русской критики. Школьники изучают творческий путь только тех писателей, чьи произведения входят в круг обязательного чтения, о жизни и творчестве остальных авторов получают лишь краткие сведения. Из теории литературы: • закрепляется понятие о литературных направлениях (классицизм, сентиментализм, романтизм и реализм); • углубляются знания о родах и жанрах литературы; • вводится понятие о литературном типе; • вводится понятие о модернизме; • вводится понятие о постмодернизме; • вводится понятие о современной массовой литературе. Специфика программы заключается в организации материала, которая позволяет учителю постепенно приобщать учащихся к миру литературы; формировать способности к восприятию, интерпретации и критической оценке произведения как искусства слова; развивать индивидуальный читательский вкус и тем самым способствовать становлению личностного самосознания школьников. К особенностям программы относится постоянное сопоставление на разных уровнях (этапах) обучения произведений русской и зарубежной (а также национальной) литературы; произведений классических и современных (в том числе написанных специально для детей), а также их трактовок в других видах искусства. Это позволяет на доступном учащимся уровне проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные» темы и проблемы, в том числе интересующие юных читателей. Критерии отбора авторов и произведений: 1) воспитательное значение произведения; 2) литературная, культурная и общественная значимость произведения; 3) репрезентативность произведения для творчества изучаемого писателя; 4) методическая и культурная традиция; 5) доступность литературного произведения школьникам — развиваемая и взятая в динамике; 6) «интересность» произведения (как по тематике, так и по художественному воплощению). Программа включает оптимальный объём теоретических сведений, изучение которых сопряжено с анализом конкретных литературных произведений; расширяет историко-литературный контекст за счёт привлечения мемуарного материала и различных историко-литературных работ. Реализация программы предполагает максимальное включение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по формам и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных литературных сайтов. Обучение по данной программе позволяет успешно подготовить учащихся к единому государственному экзамену по литературе. (Ланин Б. А. Литература. 10—11 классы: рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. - М. : Вентана-Граф,)

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Базовый уровень К личностным результатам освоения выпускниками средней школы программы по литературе относятся: • умение анализировать и характеризовать произведение как художественное целое; выявлять авторское отношение к изображённому, давать аргументированную интерпретацию и личностную оценку произведению; • умение определять нравственно-философскую и социально-историческую проблематику литературных произведений; выявлять сходство тематики и героев разных произведений; привлекать литературно-критические материалы при анализе художественного текста; • умение соотносить изученное произведение со временем его написания, с различными литературными направлениями, с основными фактами жизни и творческого пути писателя; • умение выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе наизусть; пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений; • самостоятельное выполнение различных видов творческих устных и письменных работ, написание классных и домашних сочинений по изученным произведениям, а также на жизненно важные темы, связанные с курсом литературы. Вклад изучения литературы на базовом уровне в формирование метапредметных результатов освоения основной образовательной программы состоит: • в овладении понятийным аппаратом и научными методами познания в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования; • приобретении читательского опыта и повышении читательской компетенции; • умении привлекать изученный материал и использовать различные источники информации для решения учебных проблем, анализировать, систематизировать, критически оценивать и интерпретировать информацию; • приобретении коммуникативных навыков, в готовности выслушать и понять другую точку зрения, в корректности ведения диалога (полилога), включая общение с помощью средств новых информационных технологий, в приобретении опыта участия в дискуссиях, в умении строить речевое и неречевое поведение в условиях межкультурного общения. (Ланин Б. А. Литература. 10—11 классы: рабочая программа / Б. А. Ланин, Л. Ю. Устинова, В. М. Шамчикова ; под ред. Б. А. Ланина. - М. : Вентана-Граф,)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!