СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Статус документа

 

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения. Программа «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького. М.: «Мнемозина», 4-е издание, переработанное, 2009 соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004г).

Всего 102 часа (3 часа в неделю)

     

Структура документа

 

            Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов,  требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

            Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

            Программа построена следующим образом:

 

 

•      Литература первой половины XX века

•      Литература второй половины XX века

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 11 класс»





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа


Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения. Программа «Литература. 5-11 кл.» под редакцией Г.И.Беленького. М.: «Мнемозина», 4-е издание, переработанное, 2009 соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования (2004г).

Всего 102 часа (3 часа в неделю)

Структура документа


Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Программа построена следующим образом:



• Литература первой половины XX века

• Литература второй половины XX века




Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный об­лик и нравственные ориентиры молодого поколения.


Цели


Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального

самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.


Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет пре­емственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на тради­цию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуаль­ного развития личности школьника. Основными критериями отбора художест­венных произведений для изучения в школе являются их высокая художествен­ная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на лич­ность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного обра­зования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение;

- различные виды пересказа;

- заучивание наизусть стихотворных текстов;

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к то­му или иному роду и жанру;

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфлик­та;

- устные и письменные интерпретации художественного произведения;

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;

- подготовка рефератов, докладов; напи­сание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся обще­учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Лите­ратура" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-

следственных связей,

• сравнение, сопоставление, классификация,

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анали­за текста, использование различных видов чтения

(ознакомительное, про­смотровое, поисковое и др.),

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразиро­вать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знако­вых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответ­ствии с коммуникативной задачей,

• составление плана, тезисов, конспекта,

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,

•использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Ин­тернет-ресурсы и др. базы данных,

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


Результаты обучения


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требова­ния к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориенти­роваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание тек­ста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по исто­рии и теории литературы; соотносить художественную литературу с общест­венной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и опре­делять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, пи­сать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на ли­тературные темы.







Содержание программы (базовый уровень)


ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

102 часа



Содержание курса


А. П. Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением изученного). Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы.

Литература первой половины ХХ века. Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века. Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт. В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы. Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм.

А. А. Блок. Жизнь и творчество. Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи. Россия – центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон).

И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.(«Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »).

А. И. Куприн. Сведения о жизни и творчестве писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа.

М. Горький. Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы. Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка. «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество.

В. В. Маяковский. Жизнь, творчество, личность поэта. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего.

С. А. Есенин. Жизнь, личность, творчество поэта. Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики.

О. Э. Мандельштам. Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики.

М. И. Цветаева. Жизнь и судьба. Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка.

А. А. Ахматова. Сведения о жизни и творчестве. Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий.

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя. «Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле. Своеобразие булгаковской дьяволиады. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Проблема творчества и судьбы художника.

А. П. Платонов. Жизнь и творчество писателя. «Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести.

М. А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Изображение жизни и быта казаков в романе. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа.

Литература социалистического реализма. Положительный герой советской литературы.

Литература второй половины ХХ века. Тема Великой Отечественной войны в литературе. Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос. Человек на войне. Изображение войны на страницах современной литературы. Новое осмысление военной темы (В. В. Быков «Сотников», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», В. П. Астафьев «Прокляты и убиты» и т. д. )

Из поэзии середины века. Б. Л. Пастернак. Сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго»..

Н. А. Заболоцкий. Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики Заболоцкого, Поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души.

А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве .Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь окружающих. Народность поэзии Твардовского.

Трагические конфликты эпохи В. Т. Шаламов. «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов).

А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего.

Литература последних десятилетий ХХ века Поэзия. Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Поиск новых форм поэзии. Авторская песня. Проза. Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Жанровое многообразие литературы.

В. Г. Распутин. «Последний срок».Тема отцов и детей

Ю. В. Трифонов. «Старик». Проблематика произведения

Литература конца ХХ – начала ХХI века (обзор). Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей ( В. С. Маканин, Т. Н. Толстая) Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов. ( А. Г. Битов, В. О. Пелевин и др.).



ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ


- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма.

- Художественный вымысел. Фанта­стика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

-Основные факты жизни и творче­ства выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; ли­рическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический ге­рой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

- Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

- Литературная критика.





















Календарно- тематическое планирование

п/п

п/п в разде-

ле

Содержание

Количество часов по теме

Теория литерату-

ры

Формы контроля

Домашнее задание

Дата по плану

Дата

факт.

Введение. (2час.)

1

Россия рубежа 19-20 веков. Историко-культурная ситуация.

1






2

Русская литература на рубеже веков.

1



Выучить основные положения лекции



II. Литература I половины XX века



Серебряный век. (3 час+1р/р)







3

Русская культура серебряного века. Символизм. Поэзия В. Брюсова

1

символизм


стр.44-64, 69-74; начать заполнение таблицы «Поэты Серебряного века».

Наизусть одно стихотворение (по выбору)



4

Акмеизм. Лирика Н.С. Гумилева.

1

акмеизм

чтение наизусть

стр.69-87 Наизусть одно стихотворение (по выбору)



5

Футуризм. И. Северянин: жизнь, творчество.

1

футуризм

чтение наизусть

стр.87-93 наизусть одно стихотворение (по выбору)



6

Защита рефератов

1р


реферат

инд. задание: подготовить сообщение «Личность Блока»



А .Блок. (3 час+1р/р)

7

Личность А. Блока. Проблематика творчества. Художественное своеобразие стихов Блока.

1



стр.94-100; групповые задания: анализ стхотвореий



8

Многогранность любовной лирики А.Блока.

1



стр.100-107; Наизусть одно стихотворение (по выбору)



9

Поэма «Двенадцать». Комментированное чтение.

1


чтение наизусть

наизусть отрывок из поэмы «Двенадцать»



10

Сочинение-рассуждение по поэме «Соловьиный сад»: «Моё толкование смысла поэмы «Соловьиный сад»

1р/р


сочинение-рассуждение

инд. задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина; «Основные мотивы лирики Бунина»



И.А. Бунин. (5 час+1р/р)

11

Краткий очерк жизни и творчества. Лирика.

1



стр.115-120, закончить составление хронологической таблицы о жизни и творчестве Бунина



12

Практическое занятие по стихотворению «Забытый фонтан».

1



прочитать рассказ «Антоновские яблоки»; задания 2,3 на стр.121-122



13

«Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки». ( Картины угасания дворянских гнёзд.)

1



прочитать рассказ «Господин из Сан-Франциско», задания 7,8 на стр.125-126



14

Бунин о месте человека в мире. ( По рассказу «Господин из Сан-Франциско»).

1



инд. задание: подготовить сообщение о цикле «Тёмные аллеи; почитать рассказ «Лёгкое дыхание»



15

Рассказы Бунина о любви. «Лёгкое дыхание»

1



почитать рассказ «Холодная осень»; подготовиться к самостоятельной работе



16

Художественное совершенство рассказов Бунина. Анализ рассказа «Холодная осень»


1р/р



подготовить сообщение о жизни и творчестве А.И. Кунрина, прочитать повесть «Олеся»



А.И. Куприн. (4 час+1р/р)

17

А.И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

1



стр.135-137



18,19

2,3

Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

2



почитать рассказ «Гранатовый браслет», подготовиться к проверочному тесту



20

4

Обобщающий урок. Мастерство реалистов конца XIX начала XX века. Проверочный тест.

1

к/р (тест)


провероч-

ный тест




21

Подготовка к сочинению по творчеству И. Бунина и А. Куприна.

1р/р


домашнее

сочинение

инд. задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве Л.Н.Андреева., прочитать повесть «Иуда Искариот»





Л.Н. Андреев. (2 час)







22

Сведения о жизни и творчестве Л. Андреева. Сюжет повести «Иуда Искариот».

1



стр.142-146



23

Изображение противоречий и сложности бытия. Особенности психологизма повести.

1



инд. задание: подготовить сообщение о жизни и творчестве А.М.Горького



М. Горький. (7 час+2р/р)

24

М. Горький. Очерк жизни и творчества.

1



прочитать рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»



25

Композиция, проблематика романтических рассказов М. Горького.

1



инд. задание: подготовить сообщение «Театральные постановки «На дне»



26

Драматургия М. Горького. Социально-философская драма «На дне».

1



групповое задание: подготовить характеристику ночлежников по плану, данному учителем (кроме Луки и Сатина)



27

«Отверженные» в социально-философской драме «На дне».

1



выразительное чтение по ролям сцен из пьесы



28

Споры о предназначении человека. Роль Луки в драме «На дне».

1



подготовить характеристику ночлежников по плану, данному учителем (Луки и Сатина)



29

Вопрос о правде в драме «На дне».

1



выписать из текста драмы крылатые выражения



30

М. Горький и историческая реальность XX века.

1



подготовиться к сочинению



31,32

8,9

Письменная работа в формате ЕГЭ. Сочинение-рассуждение.

2р/р


сочинение




III. Первые десятилетия советской литературы.

А. Фадеев. (3 час)

33

Литературно-художественная жизнь 20-х годов. А. Фадеев и его роман «Разгром». Особенности жанра и композиции.

1



стр.147-156, групповое задание: подготовить характеристику Морозки, Мечика,



34

Народ и интеллигенция в романе.

1



инд. задание: подготовить характеристику Левинсона



35

Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе. Современная полемика о романе.

1



инд. задание: подготовить сообщения по материалам учебника: «Детство и отрочество Маяковского», «Маяковский и футуризм», ««Маяковский в РОСТА»



В.В. Маяковский (6 час+1р/р)

36

Жизнь и творчество Маяковского дооктябрьского периода. Тема города в лирике поэта.

1



стр.190-197



37

Маяковский и Октябрь

1



инд.задание: подготовить сообщения о пьесах «Клоп» и «Баня», выразительное чтение стихотворений «О дряни», «Прозаседавшиеся»



38

Сатира Маяковского. Роль гиперболы и гротеска в произведениях поэта.

1



наизусть одно стихотворение (по выбору), стр.199-202



39

Любовная лирика Маяковского.

1



наизусть одно стихотворение (по выбору)



40

Маяковский о поэте и поэзии. Поэт – новатор.

1



стр.197-198, 202-205



41

Обобщающий урок по творчеству Маяковского.

1






42

Контрольная письменная работа по творчеству В.В. Маяковского.

1р/р


контрольная работа

инд.задание: подготовить сообщение «Личность С. Есенина»



С. Есенин. (4 час+1р/р)

43

Личность поэта. Своеобразие лирики. Гуманизм Есенина. Предельная искренность и глубокий лиризм его поэзии.

1



стр.206-209, наизусть одно стихотворение (по выбору)



44

Есенин о Родине.

1



наизусть одно стихотворение (по выбору)



45

Любовная лирика Есенина.

1



прочитать поэму «Анна Снегина»



46

Поэма «Анна Снегина».

1



наизусть одно стихотворение (по выбору)



47

Чтение наизусть.

1р/р


чтение наизусть, домашнее сочинение

сочинение



А. Ахматова. (2 час)

48

1

Человеческая и поэтическая личность Ахматовой. Сборники Ахматовой.

1



инд. задание: подготовить сообщения: «Человеческая и поэтическая личность Ахматовой», «Сборники Ахматовой»; прочитать поэму «Реквием»



49

2

«Реквием». Тема народного страдания и скорби.

1


чтение наизусть

наизусть одно стихотворение (по выбору



О.Э. Мандельштам. (2 час)

50

1

Судьба, творчество О.Э.Мандельштама.

1



стр.238-240



51

2

Творчество Мандельштама. Особенности стиля. Анализ стихотворений поэта.

1



стр.240-243 инд. задание: подготовить сообщения: «Цветаева в России», «Жизнь Цветаевой на чужбине», «Возвращение. Гибель»



М.И. Цветаева. (2 час+1р/р)

52

1

Судьба, творчество М.Цветаевой

1



Стр.247-253



53

2

Поэтический мир М. Цветаевой. (Тематика стихотворений, язык Цветаевой)

1



наизусть одно стихотворение (по выбору)



54

3

Анализ стихотворений. Чтение наизусть.

1р/р


чтение наизусть

инд. задание: подготовить сообщения: «Жизненный путь А.П.Платонова». «Сюжет, образы повести «Котлован»



А.П. Платонов. (2 час)

55

1

Жизнь и творчество А. Платонова. Сюжет, образы повести «Котлован»

1



стр.269-274



56

2

«Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Пухова. Самобытность языка.

1



инд. задание: подготовить сообщение «Основные факты биографии М.А.Булгакова» (с презентацией), «История создания романа «Мастер и Маргарита».



М.А. Булгаков. (6 час+2р/р)

57

1

Судьба писателя. История создания романа «Мастер и Маргарита». Жанр романа. Особенности композиции.

1



перечитать ершалаимские главы; выразительное чтение сцены допроса Иешуа



58

2

Философско-этические проблемы романа. Роль библейских глав.

1



инд.задание: подготовить сообщение о Берлиозе, его роль в романе; пересказать наиболее запомнившиеся эпизоды «московской дьяволиады»



59

3

Сатирико-бытовой пласт романа. Разоблачение московских обывателей. Приемы комического.

1



подготовить сообщения «Изображение литературного мира на страницах романа»(1вариант), «Судьба Мастера и его романа»(2вариант), инд. задание: «Маргарита на страницах романа»



60

4

Проблема творчества и судьба художника. Любовь на страницах романа.

1



групповые задания по главам романа



61

5

Мастер и его учение. История духовного взросления И. Бездомного.

1



групповые задания по главам романа



62

6

Мастер и его учение. Тема преемственности.

Проверочный тест. (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1


проверочный тест

подготовиться к сочинению



63,64

7,8

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

2р/р


сочинение

инд. задание: подготовить сообщение « Биография М.А.Шолокова» (с презентацией), прочитать из «Донских рассказов»:»шибалково семя», «Продкомиссар». «Чужая кровь»



М.А. Шолохов. (8 час)


65

Творческий путь М. Шолохова. «Донские рассказы».

1



инд. задание: подготовить сообщение «История создания и публикаций романа «Тихий Дон»; групповые задания по тексту 1 части романа



66

Роман-эпопея «Тихий Дон». Духовный мир донского казачества. Дом, семья Мелеховых.

1



подобрать материал для беседы «Трагическая любовь главных героев романа», чтение по ролям



67

Трагическая любовь главных героев романа.

1



выразительное чтение эпизода «Первый бой Г. Мелехова»



68

Г. Мелехов в событиях войны 1914 года.

1



читать книгу 2части 4,5. выразительное чтение сцены расправы над чернецовцами(кига 2, часть 5, глава 12)



69

Революция и казачество. Поиски правды.

1



читать книгу 3; инд. задание: подготовить сообщения о Бунчуке, М. Кошевом, М. Коршунове; анализ одного из пейзажей 3 книги



70

Революция и казачество. Конкретно-историческое и общечеловеческое в романе.

1



читать книгу 4, инд. задание: подготовить сообщение «Роль портретных зарисовок в раскрытии духовного мира Г. Мелехова в эпизодах 4 книги»



71

Революция и казачество. Проблемы «общей» и «частной» правды.

1



подготовить сообщения о женских образах романа



72

Трагедия Г. Мелехова. «Мысль семейная» в романе.

1


домашнее сочинение

инд. задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве В.В. Набокова



IV. Литература русского зарубежья. (2 час)

73

Три волны литературной эмиграции. В.В. Набоков. Сведения о жизни писателя.

1



стр.323 329, конспект, прочитать повесть «Машенька»



74

«Машенька». Идейное и сюжетно-композиционное своеобразие романа. Особенности стиля.

1



стр.331-340; групповые задания: подготовить презентации «Поэзия ВОВ», «Проза ВОВ», «Драматургия ВОВ»



V. Тема Великой Отечественной войны в литературе. (2 час)


75

1

Литература периода ВОВ: поэзия, проза, драматургия. Героико-трагедийные мотивы в произведениях о войне. (М. Рощин, М. Джалиль, В. Кондратьев)


1


чтение наизусть

стр.348-362; наизусть одно стихотворение (по выбору)



76

2

Правда о человеке на войне. Гуманистический пафос литературы, поиск подлинных нравственных ценностей. (К. Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой»; В. В. Быков. «Сотников»)


1



стр. 362-366; стр.381-384




VI. Из литературы середины XX века.

Б. Пастернак. (1 час)

77

О поэте. Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Особенности поэтического языка.

1


чтение наизусть

наизусть одно стихотворение (по выбору)



Н. Заболоцкий. (1 час)

78

1.

Философичность лирики поэта.

1


чтение наизусть

стр.400-408, наизусть одно стихотворение (по выбору)



А.Т. Твардовский. (1 час)

79

1

Слово о поэте. Утверждение непреходящих нравственных ценностей в лирике Твардовского

1


чтение наизусть

стр.409-421, наизусть одно стихотворение (по выбору); инд. задание: подготовить сообщения о судьбе и творчестве А.И. Солженицына



Трагические конфликты эпохи

А.И. Солженицын. (2 час)

80

1.

А.Н. Солженицын. Судьба и творчество писателя. Анализ рассказа «Один день Ивана Денисовича». Нравственная позиция Шухова.

1



прочитать рассказ «Один день Ивана Денисовича».



81

«Архипелаг ГУЛАГ». Особенности жанра. Обзор содержания с анализом фрагментов.

1



инд. задание: подготовить сообщения о судьбе и творчестве В. Шаламова



В. Шаламов. (2 час)

82

1.

Лагерная проза в русской литературе. В.Шаламов «Колымские рассказы».

1



подготовиться к контрольной работе по теме «Трагические конфликты эпохи»



83

2.

Контрольная работа по теме «Трагические конфликты эпохи»

1


контрольная работа




Деревенская проза. В.М. Шукшин. (1 час)

84

1.

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои Шукшина.

1



стр. 439-441, 453-458, групповые задания: подготовить презентации о поэтах-бардах



VII. Литература последних десятилетий. (5 час+3р/р).

85

Темы, проблемы, образы поэзии последних десятилетий XX века. Поиски новых форм поэзии. Авторская песня.

1



стр. 459-465



86

Гражданственность, публицистичность, философичность поэтического творчества Н. Рубцова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко и других поэтов. Защита рефератов

1р/р


реферат

инд. задание: подготовить сообщения о судьбе и творчестве В.П. Астафьева



87

Взаимоотношения человека и природы в рассказах В. Астафьева «Царь- рыба».

1



инд. задание: подготовить сообщения о судьбе и творчестве В.Г.Распутина, прочитать повесть «Прощание с Матёрой»



88

4.

Жизнь и творчество В. Распутина. Повесть «Прощание с Матёрой». Народ, его история, его земля.

1



прочитать повесть «Последний срок»



89

5.

Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок».

1



прочитать пьесу А.Вампилова «Старший сын»



90

6.

Драматургия. Нравственная проблематика пьесы А. Вампилова «Старший сын»

1



подготовиться к контрольному сочинению



91,92

7,8

Контрольное итоговое сочинение.

2р/р


сочинение




VIII. Литература на современном этапе (1 час).

93,94

1

Литература на современном этапе. Быт и бытие в произведениях современных писателей (Т. Н. Толстой, Л. С. Петрушевской, Л. Улицкой и др.)

2



стр.513-521, инд. задание: подготовить сообщения «Сюжет, герои, проблематика произведения Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», «Сюжет, герои, проблематика произведения Дж. Оруэлла «1984», прочитать рассказ Э. Хемингуэя «Старик и море»



IX. Зарубежная литература (2час.)

95

1

Сюжет, герои, проблематика произведений Э. М. Ремарка «На Западном фронте без перемен», Э. Хемингуэя «Старик и море», Дж. Оруэлла «1984»

1



, инд. задание: подготовить сообщения о жизни и творчестве П.Верлена (1вариант), А.Рембо (2вариант)



96

2

Поэзия европейского символизма П. Верлена, А. Рембо

1






97

1

Итоговый урок

1






98-102

1-5

Резервные уроки

6







Всего 102часа, из них по развитию речи-14часов





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения литературы на базовом уровне учащиеся должны


знать/понимать:

-образную природу словесного искусства;

- основные факты жизни и творчества писателей;

- содержание изученных произведений;

- основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико-литературные понятия;


уметь:

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, систему образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка);

-анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественное произведение с общественной жизнью и культурой;

-выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;

-определять род и жанр произведения;

-сопоставлять литературные произведения;

-выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;

-составлять планы;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Перечень обязательных практических работ.


Классные сочинения -4

Домашние сочинения - 3

Реферат – 2

Тест – 2

Контрольная работа - 2









Литература и средства обучения

1. Русская литература XX века. 11 кл.: Учебник-практикум для общеобразоват. учреждений/ Под ред. Ю.И.Лыссого.-2-е изд.-М.: Мнемозина, 2001

2.ВасильеваТ.Б.,ИвановаИ.Н. Литература. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.-М.: Вентана-Граф, 2007

3. Ильина И.Д. Предметная неделя литературы в школе.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008

4. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2006

5. Журнал «Литература в школе»

6.Словарь литературных персонажей в 8 т.- составитель и редактор Мещеряков В.П. М.: Московский лицей, 1997

7. Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2007

8. Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

9. Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)

10. Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

11. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

12. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»

13. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»

14. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)