СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. 6 класс. Литература. Базовый уровень

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа. 6 класс. Литература. Базовый уровень. Разработана на основе Госстандарта основного общего образования Луганской Народной республики.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. 6 класс. Литература. Базовый уровень»

Государственное учреждение

Луганской Народной Республики

"Луганское образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № "



УТВЕРЖДАЮ:

Директор

___

____________(дата)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

Базовый уровень программы

6 класс



Составители рабочей программы:

Плещакова Л.М.(СОШ № 53)

Приходько Н.А ( СОШ № 41)



2018-2019 уч. г.





Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса основного общего образования составлена на основе :


1.Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 №128-ІІ «Об образовании», статьи 10, 11, 26

2. Государственного стандарта основного общего образования Луганской Народной Республики. Приказ №495-од от 21.05.2018

3.Приказа № 652 от 29.06.2018г. Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР.

4.Приказа № 445 от 04.05.2018г. Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР на 2017-2018 уч. год.

5.Приказа № 505 от 28.07.2017г. Об утверждении Методических и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР в 2017-2018 уч. году.

6.Приказа № 81 от 09.06.2017г. Об утверждении авторских программ для общеобразовательных организациях (учреждениях) общего (среднего) и дополнительного образования ЛНР.

7.Приказа № 483 от 27.12.2016г. Об утверждении примерных программ для образовательных программ (учреждений) ЛНР по общеобразовательным предметам базового, углублённого и профильного уровня.

8.Методических рекомендаций по преподаванию предмета «Литература» в 2017–2018 учебном году

9. Учебника. Коровина В.Я. и др. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2016.

10. Государственных санитарных правил и норм обустройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организаций учебно-воспитательного процесса ГСанПиН













Общая характеристика предмета

Литература как один из ведущих гуманитарных предметов в современной школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей – необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и критически относиться к себе и окружающему миру.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, писателями родного края, нашими современниками, представителями другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, к духовному опыту народа, нашедшему отражение в фольклоре и классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала народа.

Художественная картина жизни, изображенная в литературном произведении при помощи языковых и художественных средств, осваивается нами не только эмоционально. Нои в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называя ее «художественным исследованием жизни», «человековедением», «учебником жизни».

Главная идея программы – изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к литературе 18,19, 20 веков. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию обучающимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе – художественное произведение и автор.

Главными целями изучения предмета являются:

– развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

– формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; – формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие устной и письменной речи;

– овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий; выявление в произведениях общечеловеческого содержания; грамотное использование русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

На основании Методических рекомендаций по преподаванию отдельных предметов необходимо реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

– формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

– обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

– развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся;

– поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

– овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

– овладение важнейшими общеучебными и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

– использование опыта работы с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному образовательному плану на изучение литературы в 6 классе выделяется 102 часа (3 ч в неделю, 34 учебных недели).

В соответствии с этим реализуется типовая программа по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.


















СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 ч.)

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество(4 ч.)

Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора. Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

 Теория литературы. Обрядовый фольклор (началь­ные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.


Из древнерусской литературы (2 ч.)

Русская летопись

«Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости)

Теория литературы. Летопись (развитие представле­ний).


Из русской литературы XVIII века(1 ч.)

Русская басня.

И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.


Из русской литературы XIX века (45 ч.)

И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта. Басня «Листы и корни». Крылов о равном участии власти народа в достижении общественного блага. И. А. Крылов. Басня «Ларчик» – пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Мораль в басне. Аллегория, иносказание (развитие пред­ставлений)

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. Лицейская лирика. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Радостное восприятие красоты природы. Роль антитезы в композиции. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности, любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

 Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи».Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. Двусложные и трехсложные размеры стиха

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «На севере диком...», «Три пальмы», «Утес». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хо­рей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест), раз­меры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Теория литературы.Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).

Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело…», «С поляны коршун поднялся…», «Листья». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

А. А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».Жизнеутверждающее начала в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Чувственный характер лирикии ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Картины подневольного труда в стихотворении Н. А. Некрасова «Железная дорога». Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о прекрасной поре в жизни народа.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закре­пление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Знакомство с героями сказа. Сказовая форма повествования. Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представле­ния). А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. «Лошадиная фамилия».

Теория литературы.Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий). 


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века (4 ч.)

Я. Полонский. « По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Чудный град…», «Весна, весна! Как воздух чист!»; А.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теориялитературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика ка жанр (развитие представлений).


Из русской литературы ХХ века (32 ч.)

А. И. Куприн.Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория литературы.Рождественский рассказ (начальные представления).А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота героев. Отношение автора к героям.

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»)

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).

Произведения о Великой Отечественной войне

К.  М.  Симонов.  «Ты  помнишь,  Алеша,  дороги  Смоленщины…».

Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в военные годы. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).В. Г. Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Урокифранцузского». Отражение в рассказе трудностей военного времени.Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Нравственная проблематика произведения.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие поня­тий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Писатели улыбаются

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности шукшинских героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе. Рассказы В. М. Шукшина «Чудик», «Критики».

Ф. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». С.Есенин.

«Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».Н.М.Рубцов «Звезда полей». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворениях. Поэтизация родной природы

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятий).


Из зарубежной литературы (13 ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот.«Легенда об Арионе»

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы. Стихия Одиссея – борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. Одиссей на острове циклопов. Полифем. «Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь – герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение

А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин.

Теория литературы. Притча (начальные представления).


Литература родного края (3 ч.)

Всеволод Михайлович Гаршин. Сведения о жизни писателя. Рассказы для детей : «То, чего не было», «Лягушка-путешественница».

Владимир Иванович Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Были и небылицы».

Иван Приблудный. Стихотворение «Край мой знойный…». Любовь к малой родине и своему родному краю.


Повторениеи обобщение (1 ч.)


Результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами выпускников 6 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

– совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» должны проявиться:

– в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

– умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

– умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать на уровне своего развития, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 6 класса состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

– понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX–XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– умения анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

– определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

– владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

– приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

– формирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

– понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

– восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

– умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

– написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

– понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.




















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НАЗВАНИЕ ТЕМЫ

Количество

часов

В том числе

Р. р. К. р. Вн.чт.

Введение

2



1

Устное народное творчество

4

1



Из древнерусской литературы

2




Из русской литературы XVIII века

6

1

1


Из русской литературы XIX века

Родная природа в ст-ях поэтов XIX в.

44


9

2

4

Из русской литературы XX века

Произведения о Великой Отеч. войне Писатели улыбаются

Родная природа в ст-ях поэтов XX в.

28


4

2

3

Из зарубежной литературы

13

1

1


Литература родного края. Повторение

3




ИТОГО

102

15

6

8



Контрольные точки


Iсеместр

II семестр

ВСЕГО

Контрольные работы

2

4

6

Развитие речи

Кл. сочинения Дом.сочинения

9

1

1

7

2

16

3

1

Внеклассное чтение

4

5

9














Произведения для заучивания наизусть

И. А. Крылов: «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей»

А.С. Пушкин. «Узник». «И.И. Пущину». «Зимнее утро»

М.Ю. Лермонтов. «Парус». «Тучи». «На севере диком…»

Н.А. Некрасов. «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. «Летний вечер»

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»

1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война»

Произведения для самостоятельного чтения

Мифы,  сказания, легенды народов мира.

Русские народные сказки. Сказки народов мира

Из русской литературы XVIII века

Г. Р. Державин. «Лебедь»

Из русской литературы XIX века

К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции»

Д. В. Давыдов. «Партизан»

А. С. Пушкин. «Выстрел»

К. Ф. Рылеев. «Державин»

Е. А. Баратынский. «Родина»

Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...»

М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна»

А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан»

И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч»

Н. А. Некрасов. «Влас»

Н. С. Лесков. «Человек на часах»

Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат»

А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга»

Из русской литературы XX века

К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей»

В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом»

А. А. Лиханов. «Последние холода»

В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех»

М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель»

В.   П.   Крапивин.  «Брат,  которому семь».   «Звезды  под дождем»

Из зарубежной литературы

М. Твен. «История с привидением»

О. Генри. «Вождь краснокожих» А. Конан Дойл. «Горбун»



Календарно-тематическое планирование

Литература. 6 класс


п/п

урока

в теме



Тема урока

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту




1



1

Введение. (2 часа)

Художественное произведение. Содержание и форма. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции




2

2.

Вн. чт. №1 Моя книжная полка




3

1.

Устное народное творчество (4 часа)

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.




4

2.

Пословицы и поговорки. Загадки – малые жанры устного народного творчества.




5

3.

Р. р. №1 Сочинение по пословице





6

4.

Загадки – малые жанры устного народного творчества. Афористичность загадок






7




1.

Из древнерусской литературы (2 часа)

Русская летопись. Произведения древнерусской литературы.«Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы.





8




2.




«Сказание о Белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).







9.



1.

Из русской литературы XVIII века(6 часов)

Русская басня. И. И. Дмитриев. Басня «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.







10.



2.

И. А. Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Басня «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага.





11.

3.

Басня «Ларчик» – пример критики «мнимого мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и соловей» – комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства




12.

4.

Вн.чт.№2

«Веселое лукавство ума» (инсценировка басен И.А. Крылова, викторина)




13.


5.


Р.р.№2 Художественное чтение наизусть басен И.А. Крылова как интерпретация басни.






14.



6.


Устное народное творчество. Древнерусская литература. Из литературы XVIII века.

Контрольная работа №1




Кр №1

ТО

15.

1.

Из русской литературы XIX века

А. С. Пушкин. . Страницы жизни и творчества

Лицейские годы. Стихотворение

«И. И.Пущину»




16.

2.

А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.



"Узник" наизусть

17.

3.

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека, природы и жизни. Двусложные размеры стиха. Антитеза






18.

4.

Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина.




19.

5.

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров .



Гл.1

20.

6.

Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Суд и его последствия .



главы 2,3

21.

7.

Р.р.№3. Составление цитатного плана для пересказа отрывка.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.






главы 4,5

22.

8.

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.



Гл.6-7

23.

9.

Р.р.№4. Пересказ эпизода от лица разных персонажей. Учитель (главы VIII-X).




Гл.8-10

24.

10


Маша Троекурова и Владимир Дубровский Чистота и благородство их отношений.




гл.11-16

25.

11

Развязка романа " Дубровский". Авторское отношение к героям.




гл 18,19

26.

12

Р.р№5Подготовка к домашнему сочинению Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина «Дубровский»



Написать дом. сочинение

27.

13

А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.




28.

14.

В.ч .№3 А.С. Пушкин .Повесть «Барышня-крестьянка».Сюжет и герои повести.




29

15.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. Стихотворение «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.




30.

16.

М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы», тема красоты, гармонии человека с миром





31.

17.

Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу одного стихотворения




32.

18.

Р.р.№6 Художественное чтение как вид интерпретации текста. Чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова (конкурс чтецов)



Наизусть

33.

19.

Контрольная работа №2 Творчество А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.



К.р.№2

ТО

34.

20

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям




35.

21

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.




36

22.

Роль картин природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»




37.

23

Р.р.№7 Характеристика литературных героев




38

24.

Ф. И. Тютчев. Рассказ о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева Стихотворения «Листья». «С поляны коршун поднялся…»,. «Неохотно и несмело…»..



Наизусть

«Неохотно и несмело…»..

39.

25.

А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Еще майская ночь…». Природа как воплощение прекрасного



Наизусть

"Ель рукавом мне тропинку завесила…»,

40

26

Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.




41.

27

Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике поэта.




42

28

Р.р.№8 Исследование-проект «Внешняя и внутренняя красота природы и человека в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета»



ТО

43

29

Н. А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа,интонации.




44

30.

Народ – созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа



Наизусть

45

31

Вн. чт. №4 Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова




46

32

Н. С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». ». Понятие о сказе. Сказовая форма повествования. Особенности языка сказа «Левша».




47

33

Царь Николай Павлович, его окружение. Платов и Левша. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм





48

34

Р.р.№9 Подготовка к написанию сочинению «Лучшие качества русского народа в изображении Н.А. Некрасова и Н.С. Лескова"




49

35

Р.р.№10 Сочинение.Лучшие качества русского народа в изображении Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.




50.

36.

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Тонкий и толстый». Речь героев как источник юмора




51

37

Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали




52

38.

«Лошадиная фамилия». Комическая ситуация. Особенности писательского мастерства




53

39

Вн. чт. №5 Рассказы А. П. Чехова. «Среди героев Антоши Чехонте»




54

40

Творчество А.П Чехова, Н.С. Лескова (тестирование) Контрольная работа №3



Кр№3


55

1

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIXв.( 4 часа)

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века: Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри, какая мгла…»;





56

2

Е.А.Баратынского«Чудный град…», «Весна, весна! Как воздух чист!»;




57

3

А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе



Баратынский "Весна,весна"

наизусть

58

4

Р.р.№11 Исследование «Связь стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, .Полонского, Е.Баратынского, А.Толстого»




ТО

59

1

Из русской литературы XX в.( 28 часов)

А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя.




60

2

Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна " Чудесный доктор".




61

3

А. С. Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса».Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»




62

4

А. С. Грин «Алые паруса».Победа романтической мечты над жестокой реальностью.




63

5

Р.р.№12 Сочинение « Чудеса нужно делать своими руками…»




64

6

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Неизвестный цветок». «Прекрасное – вокруг нас».




65

7

Вн.чт.№6 А. Платонов. «Железная старуха». «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова (по рассказам «Цветок на земле» и «Железная старуха»)



ТО

66

8

Произведения о Великой Отечественной войне

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К. М. Симонов."Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…».






наизусть

67

9

Д. С. Самойлов. «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине.




68

10

Р.р.№13Составление собственного высказывания «Моя Родина». Чтение стихотворений наизусть как вид интерпретации текста.




69

11

Вн. чт.№7 А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война.




70.

12

В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Конь с розовой гривой».





71.

13

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы





72

14

Самобытность героев рассказа(Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Юмор в рассказе




73.

15

Р.р№14 Нравственные проблемы рассказа. Составление связного высказывания-оценки поступков героев





74.

16

В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени




75.

17

Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».





76

18

Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика





77.

19

Контрольная работа №4

Сочинение .Нравственный выбор моего ровесника (по произведениям В. П. Астафьева, В. Г. Распутина)



ТО

78

20

М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказы: «Срезал», «Критики».  Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников




79

21.

Человеческая открытость миру как синоним незащищённости в рассказах В.М. Шукшина. Образ «странного» героя в литературе.





80

22.

Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.





81

23

Р.р.№15 Обучение ведению дискуссии(по произведениям В.Шукшина и Ф.Искандера)









82





24

Родная природа в стихотворениях поэтов XX в.

А.А.Блок. «Летний вечер», « О, как безумно за окном…». Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине




83

25

С.А.Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием лирического героя




84

26

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…».Чувство радости и печали, любви к Родине




85

27

Н. М. Рубцов. «Звезда полей». Тема Родины в поэзии Рубцова.





86

28

Родная природа в стихотворениях поэтов XX в.

Контрольная работа №5




Кр№5

ТО





87





1

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла





88

2

"Скотный двор царя Авгия». «Яблоки Гесперид».




89

3

Геродот. «Легенда об Арионе»




90

4

Вн. чт.№8 Легенды и мифы Древней Греции.




91

5

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как эпические поэмы.




92

6

«Одиссея» – песня о героических подвигах, мужественных героях. Одиссей – мудрый правитель, любящий муж и отец. Одиссей на острове циклопов. Полифем.




93

7

Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Рыцарская баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах




94

8

Проспер Мериме Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы




95

9

Отец и сын Фальконе, проблемы чести и предательства





96

10

Р.р.№16 «Размышляя над прочитанным…»(устно)




97

11

А. де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.




98

12

Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин




99

13

Контрольная работа №6

Произведения зарубежной литературы



Кр№6

ТО



100



1

Литература родного края

В. Гаршин. Сведения о жизни писателя. Рассказы для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница»




101

2

В.И. Даль. Жизнь и творчество Казака Луганского. «Были и небылицы»




102

3

И. Приблудный. «Край мой знойный…». Любовь к малой родине и своему родному краю.

Повторение и обобщение изученного































Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебники

Учебные пособия

Методические

1. Коровина В. Я., Журавлев В. П .,Коровин В. И. Литература: 6 кл.: Учеб.-хрестоматия: В 2 ч. – М.: Просвещение, 2014.

Коровина В. Я., Коровин В. И., Журавлев В. П. Читаем, думаем, спорим...: 6 кл. — М.: Просвещение, 2014.

Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература: 6 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение, 2014.

Для учителя:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

  • Беломестных О.Б., Корнеева М.С., Золотарёва И.В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.

  • Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.

  • Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 6 кл.: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др. «Литература.6 кл.» / О.А. Ерёменко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006.

  • Золотарёва И.В., Егорова Н.В. универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. –Изд. 3-е, исправл. и дополн. – М.: ВАКО, 2005.

  • Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.

  • Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.

  • Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.

  • Миронова Н.А. Тесты по литературе: 6 кл.: к учебнику В.Я. Коровиной и др. «Литература. 6 класс». – М.: Издательство «Экзамен».




РАССМОТРЕНО

№____от___________

(протокол заседания МО

учителей гуманитарного

цикла)


СОГЛАСОВАНО

____________________

Зам. директора по УВР
































17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!