Аннотация к Рабочей программе по литературе
5-9 классы (ФГОС ООО).
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и «Рабочей общеобразовательных учреждений «Литература» В.Я. Коровиной, В.П.Журавлёва, М.: Просвещение, 2016 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета «Литература» в учебном плане школы, содержание тем учебного предмета, тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности учащихся, перечень учебно-методического и материально- технического обеспечения, планируемые результаты обучения.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение предмета «Литература» направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой
литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Данная Рабочая программа предназначена для учащихся, изучающих литературу по следующим учебникам:
• Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 6 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Коровина В. Я. Литература. 7 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 8 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
• Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И., Збарский И. С. Литература. 9 класс. В 2 ч. Учебник для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
В Рабочей программе по литературе соблюдена системная направленность: это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем:
в 5 классе — внимание к книге;
в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев;
в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы;
в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе),
в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе.
В Рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
•Устное народное творчество.
•Древнерусская литература.
•Русская литература XVIII века.
•Русская литература XIX века.
•Русская литература XX века.
•Литература народов России.
•Зарубежная литература.
•Обзоры.
•Сведения по теории и истории литературы.
В разделах для каждого класса даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Количество часов на изучение предмета «Литература».
Обязательное изучение Литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 455 ч. В том числе: в 5 классе — 105 ч, в 6 классе — 105 ч, в 7 классе — 70 ч, в 8 классе —70 ч, в 9 классе — 105 ч. (рассчитано на 35 учебных недель).
В учебном плане МБОУ СОШ 12 на 2019-2020 учебный год в 5 классе из 102 ч. передано 0,2 ч. на изучение Родной литературы (русской), всего за год – 7 часов (основание: Письмо министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 28.08.2019 г. № 47-01-13 17891/19), поэтому на изучение Литературы в 5 классе отведено 95 ч. за год.
Класс | Количество часов в неделю | Количество часов за год/ 34 учебные недели |
5 | 3 | 95 |
6 | 3 | 102 |
7 | 2 | 68 |
8 | 3 | 102 |
9 | 3 | 102 |
Часы пропорционально распределены на основные темы в течение учебного года, на уроки развития речи и контроля, что позволит формированию прочных навыков, объяснения конкретных литературоведческих терминов, уроки развития речи направлены на совершенствование умений и навыков практическим путём.
Содержание Рабочей программы полностью соответствует авторской программе под редакцией В.Я. Коровиной. 5-9 кл.- М.: Просвещение, 2016 г.
В Рабочей программе указаны планируемые результаты освоения программы по Литературе за каждый курс (класс) обучения.
Данная Рабочая программа разработана учителями русского языка и литературы Апасовой О.В. (высшая квалификационная категория) и Мозгот В.В. (первая квалификационная категория).