СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аннотация к Рабочей программе по предмету "ОДНКНР" 5 класс

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация к Рабочей программе по предмету "ОДНКНР" 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Аннотация к Рабочей программе по предмету "ОДНКНР" 5 класс»


Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс

Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 5 класса разработана на основе:

- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) обучающихся с ОВЗ;

- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития https://fgosreestr.ru/uploads/files/cf3fb0de5ba15b1407073876ed2c56c7.docx;

- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);

- авторской программы Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (УМК «Школа России»);

- примерной рабочей программы основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;

- примерной программы воспитания https://fgosreestr.ru/uploads/files/a0d2e31e787cd8ff467d708e963e2477.docx.

Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Содержание учебного предмета направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

Содержание предмета представлено через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно- нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).

Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и социализацию подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования целостной картины общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами.

Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.

Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР: учебный материал преподносить небольшими порциями, изыскивать способы адаптации трудных заданий; применять алгоритмы, дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; использовать разностороннюю проработку учебного материала, стимулировать применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях; увеличить долю практико- ориентированного материала, связанного с жизненным опытом обучающегося с ЗПР; использовать разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях в усвоении и переработке информации.


Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Общие цели изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлены в соответствующей Примерной рабочей программе основного общего образования.

Специальной целью предмета является приобщение обучающихся с ЗПР к культурному наследию народов России, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных

ценностях, полученных при освоении программы начального общего образования;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;

  • формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьей, страной;

  • воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;

  • развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России», направленные на социально- эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.


Особенности отбора и адаптации учебного материала по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России»

Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципами доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо использовать специальные методы и приемы: объяснение с систематическим повторением, использование разнообразных приемов актуализации (визуальная опора, памятка и т.д.), опору на личный опыт подростка, привлечение краеведческого материала.


Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету

«Основы духовно- нравственной культуры народов России»

Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;

использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно- познавательной деятельности и контроль собственного результата. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как обсуждение произведений художественной литературы и живописи, фрагментов фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к местным достопримечательностям; моделирование ситуаций социального взаимодействия; подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.

Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.





Место учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в учебном плане

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Основы духовно- нравственной культуры народов России» входит в предметную Основы духовно-нравственной культуры народов России область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», являющейся обязательной для изучения.

Содержание учебного предмета, представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 5-6 классах.

В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.

В пятом классе изучается как отдельный предмет, в шестом классе интегрировано через предметные области «Искусство» и «Общественно-научные предметы».

Содержание учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России»

  1. класс

Тематический блок 1.

«Россия наш общий дом» (10ч.)

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.

Тема 2. Наш дом — Россия.

Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.

Тема 3. Язык и история.

Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.

Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.

Тема 5. Истоки родной культуры.

Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.

Тема 6. Материальная культура.

Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.

Тема 7. Духовная культура.

Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.

Тема 8. Культура и религия.

Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.

Тема 9. Культура и образование.

Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.

Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).

Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?

Знание о культуре народов России.

Тематический блок 2.

«Семья и духовно-нравственные ценности» (6ч.)

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.

Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.

Тема 12. Родина начинается с семьи.

История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.

Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.

Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.

Тема 15. Труд в истории семьи.

Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.

Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).

Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.).

Семейное древо. Семейные традиции.

Тематический блок 3.

«Духовно-нравственное богатство личности» (3 ч.)

Тема 17. Личность — общество — культура.

Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно- нравственных ценностей.

Тема 18. Духовный мир человека.

Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.

Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.

Тематический блок 4.

«Культурное единство России» (13ч.)

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.

Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.

Тема 21. Литература как язык культуры.

Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.

Тема 22. Взаимовлияние культур.

Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.

Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.

Тема 25. Праздники в культуре народов России.

Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно- нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.

Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.

Тема 27. Музыкальная культура народов России.

Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России.

Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.

Тема 29. Фольклор и литература народов России.

Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом

(практическое занятие).

Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.

Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).

География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России.

Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.



Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты

Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.

Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.

Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся с ЗПР к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Патриотическое воспитание:
  • формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.

Гражданское воспитание:
  • формирование способности к осознанию своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;

  • формирование понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

  • воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.

Ценности познавательной деятельности:
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;

Духовно-нравственное воспитание:
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;

  • принятие ценности семейной жизни;

  • уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.


Метапредметные результаты

Познавательные универсальные учебные действия включают:

  • умение определять с помощью учителя понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать после предварительного анализа причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

  • умение с помощью учителя создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • владение смысловым чтением;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
  • умение с помощью учителя организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;

  • работать на основе алгоритма учебных действий индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с опорой на источник информации;

  • умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Регулятивные универсальные учебные действия включают:
  • умение с помощью учителя определять цели обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение с помощью учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.


Предметные результаты 5 КЛАСС

Тематический блок 1. «Россия наш общий дом»

Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:

  • знать предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и религий для формирования личности гражданина России;

  • иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях

«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;

  • устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением.

Тема 2. Наш дом — Россия:

  • иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации;

  • знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;

  • объяснять с помощью учителя необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями.

Тема 3. Язык и история:

  • знать и понимать, что такое язык, каково его влияние на развитие личности;

  • иметь базовые представления о формировании языка как носителе духовно-нравственных смыслов культуры;

  • понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;

  • обосновывать с опорой на источник информации своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.

Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей:

  • иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;

  • знать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;

  • понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;

  • иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.

Тема 5. Истоки родной культуры:

  • иметь представление о понятии «культура»;

  • осознавать с помощью учителя взаимосвязь культуры и природы; представлять основные формы культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;

  • уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.

Тема 6. Материальная культура:

  • иметь представление об артефактах культуры;

  • иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;

  • устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;

  • объяснять с опорой на источник информации зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.

Тема 7. Духовная культура:

  • иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,

«наука», «религия»;

  • знать и давать определения с опорой на словарь терминам «мораль»,

«нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся с ЗПР уровне осмысления;

  • осознавать с помощью учителя значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;

  • иметь представление о знаках и символах, уметь соотносить их после предварительного анализа с культурными явлениями, с которыми они связаны.

Тема 8. Культура и религия:

  • иметь представление о понятии «религия», её роли в жизни общества и основных социально-культурных функциях;

  • осознавать связь религии и морали;

  • понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;

  • уметь характеризовать с опорой на план конфессии России. Тема 9. Культура и образование:

  • характеризовать с опорой на источник информации термин «образование», его важность для личности и общества;

  • иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;

  • понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;

  • приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;

  • понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.

Тема 10. Многообразие культур России: (практическое занятие)

  • иметь представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;

  • выделять с помощью учителя общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;

  • устанавливать с помощью учителя наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно- исторической специфики;

  • обосновывать с опорой на источник информации важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.

Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»

Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей:

  • знать и понимать смысл термина «семья»;

  • иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;

  • знавать значение термина «поколение» и устанавливать с помощью учителя его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;

  • уметь составить с опорой на план рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;

  • понимать и объяснять такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;

  • осознавать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную

роль;

  • понимать: смысл терминов: «сиротство», «социальное сиротство»; нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.

Тема 12. Родина начинается с семьи:

  • знать и уметь объяснить понятие «Родина»;

  • устанавливать с помощью учителя взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;

  • понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;

  • устанавливать с помощью учителя взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.

Тема 13. Традиции семейного воспитания в России:

  • иметь представление о семейных традициях и их важности как ключевых элементах семейных отношений;

  • знать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;

  • уметь рассказывать с опорой на план о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;

  • объяснять с помощью учителя роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.

Тема 14. Образ семьи в культуре народов России:

  • приводить примеры традиционных сказочных и фольклорных сюжетов о семье, семейных обязанностях с опорой на источник информации;

  • уметь объяснять своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;

  • иметь представление о морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;

  • понимать после предварительного анализа важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.

Тема 15. Труд в истории семьи:

  • знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;

  • уметь объяснять с помощью учителя специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;

  • уметь объяснять с опорой на источник информации взаимосвязь семейного уклада с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;

  • характеризовать с опорой на план распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.

Тема 16. Семья в современном мире: (практическое занятие)

  • иметь представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь объяснять с помощью учителя данные закономерности на региональных материалах и приводить примеры из жизни собственной семьи;

  • выделять с опорой на источник информации особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов;

  • устанавливать после предварительного анализа наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;

  • объяснять с помощью учителя важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»

Тема 17. Личность — общество — культура:

  • знать и понимать значение термина «личность» в контексте духовно- нравственной культуры;

  • уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь личности и общества, личности и культуры;

  • знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.

Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры:

  • знать значение термина «творчество»;

  • уметь объяснять с помощью учителя важность морально- нравственных ограничений в творчестве;

  • уметь объяснять важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;

  • знать и уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь труда и творчества.

Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности:

  • знать значение и роль морали и нравственности в жизни человека;

  • уметь объяснять с опорой на источник информации происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;

  • понимать и уметь приводить примеры с опорой на источник информации таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь»,

«дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».

Тематический блок 4. «Культурное единство России»

Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность:

  • понимать суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты с опорой на источник информации;

  • иметь представление о значении и функциях изучения истории;

  • осознавать с помощью учителя историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса;

  • знать о существовании связи между историческими событиями и культурой;

  • объяснять с опорой на план важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота.

Тема 21. Литература как язык культуры:

  • знать отличия литературы от других видов художественного творчества;

  • рассказывать с опорой на план об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;

  • объяснять с помощью учителя важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.

Тема 22. Взаимовлияние культур:

  • иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,

«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно- нравственных идеалов общества;

  • понимать важность сохранения культурного наследия;

  • знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры с опорой на источник информации межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.

Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа:

  • знать и уметь объяснить с помощью учителя суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа;

  • осознавать с помощью учителя духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.

Тема 24. Регионы России: культурное многообразие:

  • знать принципы федеративного устройства России и концепт

«полиэтничность»;

  • называть с опорой на источник информации основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;

  • уметь объяснить с опорой на источник информации значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,

«государствообразующий народ», «титульный этнос»;

  • понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;

  • демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;

  • уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины с помощью учителя.

Тема 25. Праздники в культуре народов России:

  • иметь представление о природе праздников и их важности как элементов культуры;

  • устанавливать с помощью учителя взаимосвязь праздников и культурного уклада;

  • различать после предварительного анализа основные типы праздников;

  • уметь рассказывать с опорой на план о праздничных традициях народов России и собственной семьи;

  • анализировать с помощью учителя связь праздников и истории, культуры народов России;

  • понимать основной смысл семейных праздников;

  • определять опираясь на источник информации нравственный смысл праздников народов России;

  • объяснять с помощью учителя значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.

Тема 26. Памятники архитектуры народов России:

  • знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать с опорой на источник информации основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;

  • устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;

  • уметь охарактеризовать, опираясь на план, связь между уровнем научно- технического развития и типами жилищ;

  • осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;

  • устанавливать связь после предварительного анализа между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;

  • иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.

Тема 27. Музыкальная культура народов России:

  • знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;

  • объяснять с помощью учителя важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;

  • знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.

Тема 28. Изобразительное искусство народов России:

  • знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;

  • уметь объяснить с опорой на источник информации, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;

  • объяснять с опорой на источник информации важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;

  • находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;

  • знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России:

  • знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, объяснять с помощью учителя важность и нужность этих языковых выразительных средств;

  • знать, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;

  • воспринимать и объяснять с помощью учителя важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;

  • знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;

  • оценивать с помощью учителя морально-нравственный потенциал национальной литературы.

Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом:

  • знать и уметь приводить примеры взаимосвязи между бытом и природными условиями проживания народа своего региона;

  • уметь объяснять с помощью учителя важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;

  • уметь оценивать с опорой на источник информации и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном уровне;

  • понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.

Тема 31. Культурная карта России: (практическое занятие)

  • знать и уметь объяснить с опорой на источник информации отличия культурной географии от физической и политической географии;

  • знать, что такое культурная карта народов России;

  • описывать с опорой на план отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.

Тема 32. Единство страны — залог будущего России:

  • знать и уметь объяснить с опорой на источник информации значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;

  • объяснять с помощью учителя важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.


Учебно-методическое и информационное обеспечение

Обеспечение учащихся:

Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018 (2019), В.И. Власенко, А.В. Поляков


Литература для учителя:

«Основы духовнонравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018

Литература дополнительная:

  1. Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.

  2. Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома

/ Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.

  1. Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.и другие

  2. Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). – Т.: Имидж Принт, 2009.

Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии).

Электронные ресурсы:

  1. Дистанционная школа № 368: http://moodle.dist-368.ru/

  2. Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru

  3. Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru

  4. Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru

  5. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru

  6. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.trad- center.ru/komplekt45.htm

КИМ:

Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных опросов, защиты проектов.

Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптация предлагаемого тестового материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций; предоставление образца или возможности использования справочной информации.

Темы проектных работ:
    1. «Правнуки Победы о своих прадедах».

    2. «Место подвига в наше время».

    3. «Герои космоса».

    4. «Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса».

    5. «Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей».

    6. «Театр как источник знаний и нравственных ценностей».

    7. «История этикета письма».


Материально-техническая база.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD, музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!