Аннотация к рабочей программе по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
Рабочая программа по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР) для 5 класса разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) обучающихся с ОВЗ;
- примерной адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития https://fgosreestr.ru/uploads/files/cf3fb0de5ba15b1407073876ed2c56c7.docx;
- «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (с изменениями и дополнениями);
- авторской программы Н.Ф. Виноградовой, В.И. Власенко, А.В. Полякова «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (УМК «Школа России»);
- примерной рабочей программы основного общего образования «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
- примерной программы воспитания https://fgosreestr.ru/uploads/files/a0d2e31e787cd8ff467d708e963e2477.docx.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Содержание учебного предмета направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Расширение знаний обучающихся сочетается с воспитанием ценностного отношения к изучаемым явлениям: внутренней установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и взаимоотношений в обществе, ценить и гордиться своей Родиной, проявлять уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережно относиться к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.
Содержание предмета представлено через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно- нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Предмет имеет интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и социализацию подростка при особом внимании к его социально-эмоциональному развитию. В этой связи учебный предмет играет большую роль в формировании сферы жизненной компетенции обучающихся с ЗПР, создавая предпосылки для формирования целостной картины общества, основ духовной культуры, общероссийской гражданской и культурной идентичности, патриотизма, социальной ответственности. Осмысление и применение полученных на уроках знаний позволит продуктивно решать типичные задачи в области социальных отношений, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и принятыми в российском обществе правилами и нормами.
Программа отражает содержание обучения предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Основы духовно-нравственной культуры народов России», осмысление и усвоение информации морально-нравственного характера представляет определенную сложность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями их эмоционально-волевой сферы, мыслительной деятельности, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом к предметному и социальному миру, низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходима адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР: учебный материал преподносить небольшими порциями, изыскивать способы адаптации трудных заданий; применять алгоритмы, дополнительную визуальную поддержку, опорные схемы при решении учебно-познавательных задач и работе с учебной информацией; использовать разностороннюю проработку учебного материала, стимулировать применение навыков и компетенций в различных жизненных ситуациях; увеличить долю практико- ориентированного материала, связанного с жизненным опытом обучающегося с ЗПР; использовать разнообразие и вариативность предъявления и объяснения учебного материала при трудностях в усвоении и переработке информации.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Общие цели изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» представлены в соответствующей Примерной рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью предмета является приобщение обучающихся с ЗПР к культурному наследию народов России, к общечеловеческим ценностям предшествующих поколений, воплощенным в религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях и обычаях (нравственном опыте поколений), в искусстве; воспитание духовно-нравственного гражданина России, любящего свое Отечество, способного к нравственному совершенствованию и развитию.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
расширение и систематизация знаний и представлений обучающихся с ЗПР о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных
ценностях, полученных при освоении программы начального общего образования;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях народов России, их роли в культуре, истории российского общества;
формирование основ морали, семейных ценностей, ориентированное на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед семьей, страной;
воспитание патриотических чувств; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего и других народов России, толерантное отношение к людям другой культуры;
развитие информационной культуры обучающихся с ЗПР.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России», направленные на социально- эмоциональное развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по предмету «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Обучение учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» необходимо строить на создании оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципами доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным для обучающихся с ЗПР, освобожден от излишней детализации. Необходимо использовать специальные методы и приемы: объяснение с систематическим повторением, использование разнообразных приемов актуализации (визуальная опора, памятка и т.д.), опору на личный опыт подростка, привлечение краеведческого материала.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Основы духовно- нравственной культуры народов России»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР определяется их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории детей, обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности; чередование видов деятельности; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (схемы, шаблоны, опорные таблицы); речевой отчет о процессе и результате деятельности; выполнение специальных заданий, обеспечивающих коррекцию регуляции учебно- познавательной деятельности и контроль собственного результата. При закреплении изученных тем полезно использовать такие виды деятельности как обсуждение произведений художественной литературы и живописи, фрагментов фильмов; организация экскурсий в музеи, к памятникам истории, к местным достопримечательностям; моделирование ситуаций социального взаимодействия; подготовка сообщения на заданную тему с поиском необходимой информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике обучающихся. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Основы духовно- нравственной культуры народов России» входит в предметную Основы духовно-нравственной культуры народов России область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», являющейся обязательной для изучения.
Содержание учебного предмета, представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Данная программа направлена на изучение курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России» в 5-6 классах.
В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится 34 часа на каждый учебный год, не менее 1 учебного часа в неделю.
В пятом классе изучается как отдельный предмет, в шестом классе интегрировано через предметные области «Искусство» и «Общественно-научные предметы».
Содержание учебного предмета «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
класс
Тематический блок 1.
«Россия — наш общий дом» (10ч.)
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Тема 2. Наш дом — Россия.
Россия — многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Тема 3. Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей.
Русский язык — основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Тема 5. Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России.
Тема 6. Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества.
Тема 7. Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей.
Тема 8. Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России.
Тема 9. Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека.
Тема 10. Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
Тематический блок 2.
«Семья и духовно-нравственные ценности» (6ч.)
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей.
Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Тема 12. Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т. д.) о семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства.
Тема 15. Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль нравственных норм в благополучии семьи.
Тема 16. Семья в современном мире (практическое занятие).
Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг, писем и др.).
Семейное древо. Семейные традиции.
Тематический блок 3.
«Духовно-нравственное богатство личности» (3 ч.)
Тема 17. Личность — общество — культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно- нравственных ценностей.
Тема 18. Духовный мир человека.
Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности.
Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким.
Тематический блок 4.
«Культурное единство России» (13ч.)
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Тема 21. Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность.
Тема 22. Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый регион уникален. Малая Родина — часть общего Отечества.
Тема 25. Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовно- нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России.
Тема 27. Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Тема 29. Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература. Богатство культуры народа в его литературе.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
(практическое занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России.
Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся с ЗПР к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированности внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Патриотическое воспитание:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности.
Гражданское воспитание:
формирование способности к осознанию своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
формирование понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
Ценности познавательной деятельности:
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
Духовно-нравственное воспитание:
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
формирование нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия включают:
умение определять с помощью учителя понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать после предварительного анализа причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение с помощью учителя создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
владение смысловым чтением;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные универсальные учебные действия включают:
умение с помощью учителя организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
работать на основе алгоритма учебных действий индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение с опорой на источник информации;
умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Регулятивные универсальные учебные действия включают:
умение с помощью учителя определять цели обучения, ставить и формулировать для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение с помощью учителя планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты 5 КЛАСС
Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом»
Тема 1. Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
знать предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России», понимать важность изучения культуры и религий для формирования личности гражданина России;
иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовно-нравственному единству страны;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между языком и культурой, духовно- нравственным развитием личности и социальным поведением.
Тема 2. Наш дом — Россия:
иметь представление об историческом пути формирования многонационального состава населения Российской Федерации;
знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
объяснять с помощью учителя необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями.
Тема 3. Язык и история:
знать и понимать, что такое язык, каково его влияние на развитие личности;
иметь базовые представления о формировании языка как носителе духовно-нравственных смыслов культуры;
понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в организации межкультурного диалога и взаимодействия;
обосновывать с опорой на источник информации своё понимание необходимости нравственной чистоты языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Тема 4. Русский язык — язык общения и язык возможностей:
иметь базовые представления о происхождении и развитии русского языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
знать важность русского языка как культурообразующего языка народов России, важность его для существования государства и общества;
понимать, что русский язык — не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние российского государства, уметь приводить примеры;
иметь представление о нравственных категориях русского языка и их происхождении.
Тема 5. Истоки родной культуры:
иметь представление о понятии «культура»;
осознавать с помощью учителя взаимосвязь культуры и природы; представлять основные формы культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия;
уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины.
Тема 6. Материальная культура:
иметь представление об артефактах культуры;
иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства: земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями духовной культуры;
объяснять с опорой на источник информации зависимость основных культурных укладов народов России от географии их массового расселения, природных условий и взаимодействия с другими этносами.
Тема 7. Духовная культура:
иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
знать и давать определения с опорой на словарь терминам «мораль»,
«нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся с ЗПР уровне осмысления;
осознавать с помощью учителя значение культурных символов, нравственный и духовный смысл культурных артефактов;
иметь представление о знаках и символах, уметь соотносить их после предварительного анализа с культурными явлениями, с которыми они связаны.
Тема 8. Культура и религия:
иметь представление о понятии «религия», её роли в жизни общества и основных социально-культурных функциях;
осознавать связь религии и морали;
понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России;
уметь характеризовать с опорой на план конфессии России. Тема 9. Культура и образование:
характеризовать с опорой на источник информации термин «образование», его важность для личности и общества;
иметь представление об основных ступенях образования в России и их необходимости;
понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
приводить с опорой на источник информации примеры взаимосвязи между знанием, образованием и личностным и профессиональным ростом человека;
понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, востребованность процесса познания как получения новых сведений о мире.
Тема 10. Многообразие культур России: (практическое занятие)
иметь представления о закономерностях развития культуры и истории народов, их культурных особенностях;
выделять с помощью учителя общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своего народа;
устанавливать с помощью учителя наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно- исторической специфики;
обосновывать с опорой на источник информации важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Тема 11. Семья — хранитель духовных ценностей:
знать и понимать смысл термина «семья»;
иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями семейного быта и отношений в семье;
знавать значение термина «поколение» и устанавливать с помощью учителя его взаимосвязь с культурными особенностями своего времени;
уметь составить с опорой на план рассказ о своей семье в соответствии с культурно-историческими условиями её существования;
понимать и объяснять такие понятия, как «счастливая семья», «семейное счастье»;
осознавать важность семьи как хранителя традиций и её воспитательную
роль;
понимать: смысл терминов: «сиротство», «социальное сиротство»; нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи сиротам со стороны государства.
Тема 12. Родина начинается с семьи:
знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и «Родина»;
понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и сохранения;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Тема 13. Традиции семейного воспитания в России:
иметь представление о семейных традициях и их важности как ключевых элементах семейных отношений;
знать взаимосвязь семейных традиций и культуры собственного этноса;
уметь рассказывать с опорой на план о семейных традициях своего народа и народов России, собственной семьи;
объяснять с помощью учителя роль семейных традиций в культуре общества, трансляции ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Тема 14. Образ семьи в культуре народов России:
приводить примеры традиционных сказочных и фольклорных сюжетов о семье, семейных обязанностях с опорой на источник информации;
уметь объяснять своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
иметь представление о морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
понимать после предварительного анализа важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Тема 15. Труд в истории семьи:
знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
уметь объяснять с помощью учителя специфику семьи как социального института, характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций в семье;
уметь объяснять с опорой на источник информации взаимосвязь семейного уклада с социально-экономической структурой общества в форме большой и малой семей;
характеризовать с опорой на план распределение семейного труда и осознавать его важность для укрепления целостности семьи.
Тема 16. Семья в современном мире: (практическое занятие)
иметь представления о закономерностях развития семьи в культуре и истории народов России, уметь объяснять с помощью учителя данные закономерности на региональных материалах и приводить примеры из жизни собственной семьи;
выделять с опорой на источник информации особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре различных народов;
устанавливать после предварительного анализа наличие взаимосвязи между культурой и духовно-нравственными ценностями семьи;
объяснять с помощью учителя важность семьи и семейных традиций для трансляции духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора культурной преемственности.
Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Тема 17. Личность — общество — культура:
знать и понимать значение термина «личность» в контексте духовно- нравственной культуры;
уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь личности и общества, личности и культуры;
знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в культуре.
Тема 18. Духовный мир человека. Человек — творец культуры:
знать значение термина «творчество»;
уметь объяснять с помощью учителя важность морально- нравственных ограничений в творчестве;
уметь объяснять важность творчества как реализацию духовно- нравственных ценностей человека;
знать и уметь объяснить с помощью учителя взаимосвязь труда и творчества.
Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности:
знать значение и роль морали и нравственности в жизни человека;
уметь объяснять с опорой на источник информации происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла;
понимать и уметь приводить примеры с опорой на источник информации таких ценностей, как «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь»,
«дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность:
понимать суть термина «история», знать основные исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты с опорой на источник информации;
иметь представление о значении и функциях изучения истории;
осознавать с помощью учителя историю своей семьи и народа как часть мирового исторического процесса;
знать о существовании связи между историческими событиями и культурой;
объяснять с опорой на план важность изучения истории как духовно- нравственного долга гражданина и патриота.
Тема 21. Литература как язык культуры:
знать отличия литературы от других видов художественного творчества;
рассказывать с опорой на план об особенностях литературного повествования, выделять простые выразительные средства литературного языка;
объяснять с помощью учителя важность литературы как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла в литературных произведениях.
Тема 22. Взаимовлияние культур:
иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовно- нравственных идеалов общества;
понимать важность сохранения культурного наследия;
знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры с опорой на источник информации межкультурной коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных ценностей.
Тема 23. Духовно-нравственные ценности российского народа:
знать и уметь объяснить с помощью учителя суть и значение следующих духовно- нравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические особенности российского народа;
осознавать с помощью учителя духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Тема 24. Регионы России: культурное многообразие:
«полиэтничность»;
называть с опорой на источник информации основные этносы Российской Федерации и регионы, где они традиционно проживают;
уметь объяснить с опорой на источник информации значение словосочетаний «многонациональный народ Российской Федерации»,
«государствообразующий народ», «титульный этнос»;
понимать ценность многообразия культурных укладов народов Российской Федерации;
демонстрировать готовность к сохранению межнационального и межрелигиозного согласия в России;
уметь выделять после предварительного анализа общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение и причины с помощью учителя.
Тема 25. Праздники в культуре народов России:
иметь представление о природе праздников и их важности как элементов культуры;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь праздников и культурного уклада;
различать после предварительного анализа основные типы праздников;
уметь рассказывать с опорой на план о праздничных традициях народов России и собственной семьи;
анализировать с помощью учителя связь праздников и истории, культуры народов России;
понимать основной смысл семейных праздников;
определять опираясь на источник информации нравственный смысл праздников народов России;
объяснять с помощью учителя значение праздников как элементов культурной памяти народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Тема 26. Памятники архитектуры народов России:
знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать с опорой на источник информации основные типы памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и особенностями культуры и этапами исторического развития;
устанавливать с помощью учителя взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной деятельности;
уметь охарактеризовать, опираясь на план, связь между уровнем научно- технического развития и типами жилищ;
осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
устанавливать связь после предварительного анализа между историей памятника и историей края, характеризовать памятники истории и культуры;
иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой работы.
Тема 27. Музыкальная культура народов России:
знать и понимать отличия музыки от других видов художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях музыкального повествования, выделять простые выразительные средства музыкального языка;
объяснять с помощью учителя важность музыки как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла музыкальных произведений;
знать основные темы музыкального творчества народов России, народные инструменты.
Тема 28. Изобразительное искусство народов России:
знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов художественного творчества, рассказывать с опорой на план об особенностях и выразительных средствах изобразительного искусства;
уметь объяснить с опорой на источник информации, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные орнаменты;
объяснять с опорой на источник информации важность изобразительного искусства как культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
находить и обозначать средства выражения морального и нравственного смысла изобразительного искусства;
знать основные темы изобразительного искусства народов России. Тема 29. Фольклор и литература народов России:
знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, объяснять с помощью учителя важность и нужность этих языковых выразительных средств;
знать, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
воспринимать и объяснять с помощью учителя важность понимания фольклора как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные средства;
оценивать с помощью учителя морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом:
знать и уметь приводить примеры взаимосвязи между бытом и природными условиями проживания народа своего региона;
уметь объяснять с помощью учителя важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур;
уметь оценивать с опорой на источник информации и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на доступном уровне;
понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Тема 31. Культурная карта России: (практическое занятие)
знать и уметь объяснить с опорой на источник информации отличия культурной географии от физической и политической географии;
знать, что такое культурная карта народов России;
описывать с опорой на план отдельные области культурной карты в соответствии с их особенностями.
Тема 32. Единство страны — залог будущего России:
знать и уметь объяснить с опорой на источник информации значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства;
объяснять с помощью учителя важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Обеспечение учащихся:
Основы духовно-нравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018 (2019), В.И. Власенко, А.В. Поляков
Литература для учителя:
«Основы духовнонравственной культуры народов России» Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2018
Литература дополнительная:
Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. — М., 1997.
Библия для детей. Священная История в простых рассказах для чтения в школе и дома
/ Сост. пр. Александр Соколов. — М., 1999.
Библия в пересказе для детей. — М.: Библейское общество, 1997.и другие
Энциклопедия православной жизни/ (авторы-сост. Г. Камышина, Г. Стромынский). – Т.: Имидж Принт, 2009.
Православные библиотеки: kraevs.ru, eleon.orthodox.ru (библиотека православного христианина, книги; аудиотека; видеотека), ni-ka.com.ua, www.manna-lib.com (библиотека духовной поэзии).
Электронные ресурсы:
Дистанционная школа № 368: http://moodle.dist-368.ru/
Основы религиозных культур и светской этики - http://orkce.apkpro.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru
Федеральный портал «Российское образование» - http://www.edu.ru
Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества - http://www.trad- center.ru/komplekt45.htm
КИМ:
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР предусмотрен контроль в виде: индивидуальных заданий, устных опросов, защиты проектов.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптация предлагаемого тестового материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций; предоставление образца или возможности использования справочной информации.
Темы проектных работ:
«Правнуки Победы о своих прадедах».
«Место подвига в наше время».
«Герои космоса».
«Благотворительные мероприятия, которые могут провести учащиеся вашего класса».
«Изобразительное искусство как источник знаний и нравственных ценностей».
«Театр как источник знаний и нравственных ценностей».
«История этикета письма».
Материально-техническая база.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, принтер, DVD, музыкальный центр.
Учебно-практическое оборудование: аудиторная доска
с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.