Аннотация к рабочей программе
«Развитие познавательной деятельности обучающихся 4-9 лет с ОВЗ И ТМНР».
Рабочая программа составлена на основе: программы по формированию элементарных математических представлений Г.М.Капустиной, программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», под редакцией С.Г. Шевченко, программы по формированию диафрагмального типа дыхания составлена на основе Программы «Комфорт-ЛОГО», разработанной авторским коллективом НПФ «Амалтея» (Ледина В.Ю., Вовк О.Н.,), г.Санкт-Петербург, программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: коррекционно-развивающее обучение и воспитание, под ред. Е.А. Екжановой.
Программа построена с учетом индивидуальных и психофизиологических особенностей детей с ОВЗ и ТМНР 4-9 лет.
Цель данной программы: развитие индивидуальных познавательных интересов и способностей обучающихся с ОВЗ, ТМНР и детей-инвалидов 4-9 лет, обратившихся в службу сопровождения ГБОУ «Центр «Дар».
Структура программы:
Программа включает тематическое планирование занятий по возрастам, по направлениям коррекционно-развивающей работы:
1. «Развитие сенсорных процессов», 20 ч. (4-9 лет). Цель: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве).
2. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» (5-7: 60 ч., 7-9 лет:57 ч.).
Для детей 5-6 лет разделы: «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве» - 12 часов, «Родная природа» - 17 часов, «Растения» - 8 часов, «Животные» - 6 часов, «Знакомство с ближайшим окружением» - 17 часов.Для детей 8-10 летразделы: «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве» - 12 часов, «Родная страна» - 3 часа, «Наш город» - 9 часов, «Наша улица, наш дом» - 8 часов, «Растения» - 7 часов, «Животные» - 8 часов, «Сезонные изменения в природе и труде» - 12 часов.
3. «Формирование элементарных математических представлений» (5-6: 60 ч., 7-9 лет: 93 ч.). Для детей 5-6лет разделы: «Действия с группами предметов» - 10 часов, «Размер предметов» - 8 часов, «Количество и счет» - 28 часов, «Пространственные и временные понятия» - 10 часов, «Геометрические фигуры» - 4 часа.
Для детей 7-9 лет разделы: «Действия с группами предметов» - 12 часов, «Размер предметов» - 11 часов, «Количество и счет» - 18 часов, «Пространственные и временные понятия» - 5 часов, «Десяток» - 25 часов, «Сложение и вычитание в пределах 10» - 22 ч.
4. «Формирование диафрагмального дыхания», 24 ч. (4-9 лет)
Структура сопровождения (8-24 занятия): Вводное ознакомительное занятие (1 занятие). Диагностический этап (1занятие). Информационно-практический этап (2-3 занятия). Практический этап (8-12 занятий): состоит из трех рабочих фаз: Постановка навыка дыхания. (2-3 занятия). Обучение диафрагмальному дыханию (3-4 занятия). Закрепление навыка диафрагмального дыхания (3-5 занятий).Заключительная диагностика (1 занятие).
Основные образовательные технологии: на занятиях предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий, методики М.Монтессори, игротерапии, массажных шариков Су-Джок, карточек ПЕКС, бизибордов, интерактивного сенсорного стола.
Требования к результатам освоения программы:
Диагностика (входная, промежуточная и итоговая) будет проводиться по методикам, утвержденным регламентом деятельности службы сопровождения.
К концу сопровождения ребенок может познакомиться с целостной картиной мира, освоить навык диафрагмального типа дыхания, сформировать первичное представление о сенсорных эталонах, расширить представления об окружающем мире.
Составитель: Авдюкова Светлана Олеговна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Образование высшее, педагогический стаж работы – 35 лет, учителя-дефектолога – 16 лет.