Катаева О.Ю. Группа МД-21z
Аннотация на статью Л.Р. Золотарёва
Описание и анализ произведения искусства – эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий
Рассматривается эстетико-искусствоведческий и педагогический инструментарий, применяемый при описании и анализе произведения искусства. Автор знакомит читателей со структурой и содержанием авторского спецкурса по данной теме.
Ключевые слова: спецкурс, инструментарий, морфология искусства, «язык» пластических, изобразительных искусств, методологические типы анализа художественного произведения.
Автор указывает, что «Описание и анализ произведений» – это специальная учебная дисциплина на художественных факультетах в системе ВУЗов.
Л.Р. Золотарёв считает, что назрела необходимость в новом осмыслении вопросов, касающихся анализа произведения искусства как художественного текста.
Автор описывает предлагаемый курс «Описание и анализ произведения искусства» как технологию и предлагает его в качестве эстетико-искусствоведческого и педагогического инструментария.
Сформулирована цель курса: углубленное изучение морфологии искусства, «языка» пластических, изобразительных искусств, фактографическое изучение искусства и атрибуции памятников, основ формально-стилистического, иконографического и иконологического анализа, жанровых форм, методов искусствоведческого исследования. Описываются задачи.
Тематический план включает несколько разделов, в которых логически и последовательно исследуется эстетическая теория искусства, дается определение искусства как проблемного поля художественной культуры, одной из форм познания мира, художественно-образной модели действительности. Рассматривается художественный образ. Определяется предмет искусства – человек, «общеинтересное для человечества», духовные ценности бытия. Указывается, что важнейшим принципом является анализ строения художественного произведения.
Проблематизируется осмысление пространства и времени в искусстве: философское определение пространства, пространство художественное; понятие пространства в искусстве тесно взаимосвязано с понятием перспективы.
Автор говорит о важности выявления особенностей каждого из видов искусств, которые прослеживаются во взаимодействии. При этом учитываются следующие факторы: историческая тенденция и характер расхождения видов искусств; время возникновения каждого вида искусства; историческая тенденция взаимодействия и синтеза искусств; влияние литературы как вербальной основы художественной культуры на другие искусства; выдвижение в каждую эпоху актуального (наиболее соответствующего социально-художественным потребностям данной эпохи, наиболее массового, популярного) и репрезентативного (наиболее полно представляющего художественную культуру эпохи последующим эпохам) видов искусства, их историческая динамика; развитие техники, информационных систем и перспективы взаимодействия искусств.
Так же профессионально важно в теоретическом и практическом отношениях освоение морфологии искусства, специфических особенностей пластических искусств. Научным основанием этому послужили идеи М.С. Кагана, Ю.Б. Борева, О.А. Кривцуна.
В статье анализируются принципы классификации видов искусства, их различные основания.
Предлагается примерная схема освоения живописи как вида искусства: место живописи в системе изобразительных искусств; принцип родового деления живописи на монументальную, станковую, декоративную, декоративно-театральную, миниатюрную; «язык» живописи; особенности изобразительно-выразительных средств живописи; жанровое деление произведений станковой живописи; специфика каждого из жанров, история их появления, развития, изменения; разнообразие материалов живописи, техника письма. Выявляются компоненты структуры реалистической картины: композиция, перспектива, точка зрения, уровень горизонта, ракурс, ритмический строй, формат и размеры холста, рисунок, силуэт, цвет, колорит, свет, светотень; характерными средствами технического исполнения картины являются мазок, живописная фактура. Атрибуты, детали одежды, обстановки, пейзажа привлекаются художником как дополнительное творческое средство, как прием заострения психологической характеристики персонажей, их внешних и внутренних связей.
Автор указывает на знаковый подход к изучению искусства, описывает методологические возможности герменевтики, которая ориентирует историю искусства на системный характер.
Далее автор рассматривает элементы процесса истолкования художественного текста.
В статье раскрывается содержание трёх типов методологических инструментов критического анализа художественного текста.
Важно, что в настоящее время в искусствоведении возникла потребность в интеграции всего рационального в данных критических методах и в создании современной системно-целостной методологии.
Предлагает ступенчатая схема интерпретированного анализа произведения: мировоззренческая установка; семантика внешних связей произведения; семантика внутренних связей художественного текста; смысл произведения в свете его социального функционирования; смысл художественной концепции.
Автор формулирует цель ещё одного вида анализа – стилистического: выявить систему устойчивых форм, выразительных качеств, присущих данному стилю; выделить в структуре отдельного произведения те содержательные и формальные признаки, которые позволяют отнести его к тому или иному стилю, направлению, творчеству художника. Уделяется внимание важнейшим аспектам стилистического анализа – анализ композиции, иконографии, колорита, пластических качеств, индивидуальной манеры, материала, техники, характера отдельных формальных элементов. Конечная цель стилистического анализа – выявление духовных ценностей, актуальных для культуры.
Автор показывает необходимость иметь четкое представление об иконографическом анализе как о системе вариантов изображения определенного персонажа, лица, события, трактовки сюжета.
Итоговым осмыслением становится эмоционально-эстетическая оценка произведения искусства, жанровые формы и методы искусствоведческого исследования. Выявляются функции эмоционально-эстетической оценки в профессиональных суждениях об искусстве.
В статье уделяется внимание рецензированию – одному из направлений научно-исследовательской и творческой деятельности. Даётся определение понятия «рецензирование» и, поэтому, рассматривается как область художественной критики, предъявляющая требования к личности рецензента, автора рецензии, его знание жанров и методов рецензирования.
Далее предлагаются и описываются методики тестов («формула красоты» Г. Биркгофа, Г. Айзенка). При изучении количественных методов в искусствознании могут быть использованы материалы, накопленные исследователем В.М. Петровым.
Автор рассказывает о работе по атрибуции памятников искусства, раскрывает цель такой работы – определить время, место создания, школу, авторство по отношению к тем произведениям искусства, о которых до настоящего времени этих сведений не имеется.
По мнению автора, ценность работы состоит во введении в искусствоведение новых, ранее неизвестных материалов и в овладении методикой самостоятельного поиска и анализа произведений искусства, спецификой атрибуционной работы.
Делается вывод, что авторский спецкурс «Описание и анализ произведения искусства» является плодотворным эстетико-искусствоведческим и педагогическим инструментарием в подготовке специалиста – человека творчества.
Прилагается список литературы.