Аннотация проекта.
Название проекта
«Русский алфавит изобретений».
Типология проекта
Цели и задачи проекта:
помочь расширить знания учащихся и познакомить с новыми фактами по данной проблематике;
помочь формировать целостную мировоззренческую позицию на основе овладения знаниями о русских изобретателях;
развить историческую память;
формировать интерес к достижениям человечества, гордость за вклад своего народа в мировую науку и цивилизацию в целом.
Актуальность выбранной темы.
Кто сейчас помнит, что, например, родоначальником американской авиации был русский Игорь Сикорский. Первые телевизоры появились благодаря Борису Рогозину и Владимиру Зворыкину, а первые магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Александр Понятов. Немногие знают и тот факт, что идея персональных компьютеров целиком и полностью принадлежит русскому — Арсению Горохову. Уже эти факты вызывают у нас восхищение перед русскими гениями науки и техники. Каждое такое изобретение должно быть предметом национальной гордости нашего народа. Но как можно гордиться тем, про что мы не знаем?
Кто из зарубежных философов может сравниться по глобальности мышления с такими учёными как Вернадский, Чижевский, Циолковский? Их идеи стали поистине путеводной звездой для всего человечества. Например, мысль Циолковского о путешествии в космосе с помощью солнечного паруса нашла подтверждение в наши дни. Уже готов к испытанию первый спутник с гигантскими парусами, которые домчат его до Марса всего за неделю. Угадайте, в какой стране был изобретён и построен этот спутник? Правильно. В России.
Данный проект был выбран, чтобы приобщить учащихся к истории русских изобретений. Разработка проекта должна помочь расширить знания учащихся и познакомить с новыми фактами по данной проблематике. Разработка темы поможет учащимся формировать целостную мировоззренческую позицию на основе овладения знаниями о русских изобретателях, развить историческую память, формировать интерес к достижениям человечества, гордость за вклад своего народа в мировую науку и цивилизацию в целом.
Продолжительность проекта
2 месяца (старт начало февраля, окончание 12 апреля 2012 года)
Этапы проекта
Вводная презентация для учащихся, знакомство с банком данных, обсуждение вариантов оформления работ, домашнее задание для учащихся.
Выбор тем для исследования, обсуждение, направления поиска информации.
Обсуждение источников информации, дискуссия об авторском праве.
Этап самостоятельной работы (Поиск информации, оформление работ по предложенному алгоритму)
Корректировка оформления творческих работ учащихся.
Выпуск газеты «Русский алфавит изобретений» в электронном и печатном вариантах.
План работы по проекту
1. Подготовительный этап
Продумать ход проведения проекта с учащимися: основополагающий вопрос, проблемные вопросы, учебные вопросы, возможные темы для исследования учащимися, методические и дидактические материалы, план оценивания, требования к оформлению работ учащихся, подготовить необходимые книги и электронные материалы, сформировать подборку веб-сайтов по теме проекта.
Подготовить вводную презентацию для учащихся.
Обсудить вопросы, связанные с проведением проекта, использованием домашних компьютеров, доступа к Интернету и пр., составить список родителей, желающих оказать какую-либо помощь. Продумать поощрения и призы участникам проекта.
2. Процесс обучения
Организовать выполнение учащимися самостоятельных исследований и заданий учителя по теме проекта.
Обсудить с учащимися формы представления результатов деятельности учащихся.
Ознакомить учащихся с правилами оформления и критериями оценивания.
Предварительно просмотреть собранный учащимися материал, дать рекомендации по дальнейшей работе.
3. Заключительный этап
Разослать благодарности всем, кто помогал в проведении проекта.
Наградить отличившихся учеников грамотами.
Организовать выпуск газеты «Русский алфавит изобретений» к 12 апреля 2012 года
Организовать просмотр и обсуждение газеты в электронном виде (лучшие работы) во всех классах.
Оформить статью по теме проекта, объединив весь оформленный материал с указанием лучших работ.
Продумать план следующих работ на основе проведенного анализа, учесть накопленный опыт.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Проблемные вопросы
Какие изобретения можно считать великими?
Каково влияние человека на использование открытия?
Как бы мы жили, если бы не было..?
Можно ли гордиться таким изобретением?
Учебные вопросы
Что можно считать изобретением?
Назовите главные изобретения разных исторических эпох?
Какую роль играют изобретения в жизни человека?
Каким образом изобретение ученого (...) повлияло на развитие общества?
Описание конечного продукта
Выпуск газеты «Русский алфавит изобретений» в печатном и электронном виде к 12 апреля 2012 года
Список источников
Рекомендуемые веб-сайты и другие источники по теме проекта «История великих изобретений»
• Веб-сайт Международной федерации ассоциаций изобретателей:
http://www.invention-ifia.ch/
• Часть исторической галереи музея Smithsonian Museum. Краткие сведения об американских изобретателях и изобретениях:
http://www.150.si.edu/150trav/remember/amerinv.htm • Журнал «Time» приводит перечень самых ярких изобретений 2003 года с их оценкой. Также есть возможность ознакомления с лучшими изобретениями 2001 и 2002 годов:
http://www.time.com/time/2003/inventions/list.html
• Список знаменитых изобретений человечества
http://inventors.about.com/library/bl/bl12.htm
• Этот веб-сайт позволяет осуществлять поиск изобретателей и изобретений по имени, названию и периоду времени. Также на веб-сайте имеется ссылка на страницы, посвященные афроамериканским изобретателям и изобретателям-женщинам:
http://www.enchantedlearning.com/inventors/indexa.shtml
• База данных величайших мировых изобретений:
http://library.thinkquest.org/C002942/inventions/index.shtml
• Данный веб-сайт позволяет осуществлять поиск изобретателей по имени, изобретению, периоду времени или дате, когда изобретатель обрел известность:
http://www.invent.org/hall_of_fame/1_1_search.asp
• Портал со ссылками на другие сайты, посвященные женщинам-изобретателям и женщинам-ученым:
http://kids.patentcafe.com/discover/women.asp
• Портал со ссылками на веб-сайты, посвященные ученым и изобретателям:
http://www.ipl.org/div/subject/browse/ref15.75.00/
• Сведения о практически всех более или менее известных людях от древних до современных:
http://www.peoples.ru/military/
• Можно найти много интересного:
http://www.peoples.ru/military/
• Информация об известных ученых по областям работы:
http://list.mail.ru/16224/1/0_1_0_1.html • Всемирный биографический энциклопедический словарь:
http://www.lit.1september.ru/articlef.php?ID=200103310
• Русские лауреаты Нобелевкой Премии:
http://www.mccme.ru/ium/books/t_rbl.html
• Сопроводительный материал, связанный с изобретениями и учеными. Это могут быть книги, журналы, видеофильмы, изображения и фотографии изобретателей и ученых.
• Электронные библиотеки «Просвещение» ( Просвещение-МЕДИА, www.pmedia.ru).
• Энциклопедия материальной культуры.
• «От плуга до лазера» (перевод с английского).
7