Ансамбль «Тимоня» села Плехово Суджанского района Курской области: прошлое и современность
Русская народная (традиционная) культура, перешагнув порог третьего тысячелетия, уходит корнями в глубину веков. Ее хранители – зачастую пожилые люди, сберегшие знания о различных составляющих традиционной культуры, будь то строительство жилища, хореография, игры, песенный и словесный фольклор, инструментальная музыка, вышивка, ткачество, росписи на прялках. До сих пор живущая в русской деревне, эта великая культура пережила революции и войны, политические и природные бедствия. Все это лишь доказывает важность хранимой народной культурой знаний о мире.
Русская народная музыкальная культура являет собой красочную и разнообразную картину, воплощением которой стали локальные фольклорные традиции.
Своеобразный певческий стиль, типичный для многих селений курско-белгородской зоны на юге России, раскрыт в песнях села Плехово Суджанского района Курской области. Народное творчество села Плехово – это и редкостная культура инструментальной ансамблевой музыки с разнообразными духовыми и струнными инструментами, связанная с ней народная хореография.
Характерной особенностью музыкального фольклора села Плехово являются «алилешные» песни с припляской и припевными словами «лёли, лёли» в разных словосочетаниях, которые звучат в хороводах и на свадьбах.
Визитной карточкой Плехово принято считать русские пляски «Тимоня», «Чибатуха», «Журавель» и другие – гордость не только Плехово, но и всего Курского края.
В селе Плехово в распространении был как повседневный, так и праздничный наряд. В гардеробе женщины были повертух (платок на голову), праздничный головной убор замужней женщины кичка. Праздничный наряд состоял из абликата или шубки, задника или вышитого сарафана, рубахи с тканками на рукавах, шелковыми двумя поясами и одного пояса уздечкой. Спереди надевалась завеска из шелкового или другого материала, украшенная ленточками и бахромой. Головы укрывали шапочками с бахромой или покрывками – шелковыми платками. Зимой женщины покрывались большим платком, носили клетчатую шапку с шелковым платком.
Побывав в Плехово, фотохудожник Алла Соловская с восторгом рассказывала и о праздничных костюмах и карагодах, которые водили плеховцы: «Карагод – это когда мужчины и женщины встают в круг, поднимают руки к небу, притоптывают, прихлопывают и поют песни. Женщины идут павами, мужчины кружатся вокруг, приседая петушками. Наконец-то мне стал понятен этот красочный курский костюм! Банты, пояса, завески задвигались, зашевелись, полуоткрывая красоту сарафанов. Мужские красные и зеленые клетчатые домотканые рубахи выглядели вкраплениями в это цветастое море одежды, платков, разрумянившихся лиц. Танец со стороны казался несложным, но повторить его не так просто, если не вырос в этих местах и не впитал в себя красоту южнорусской земли… Душа пела!»1
В наши дни хранителями старинных праздничных костюмов и древнего музыкального фольклора являются участники уникального ансамбля «Тимоня» села Плехово Суджанского района Курской области.
2016 год для ансамбля «Тимоня» юбилейный – исполняется восемьдесят лет творческой деятельности коллектива (образован в 1936 году). Жители простого села Плехово, каких много в России, стали живой энциклопедией, песенной историей. «Академики русской песни, носители высокого искусства, живая легенда Суджанского края», – так с любовью называют участников «Тимони». Каждый из них – музыкально одаренный плеховец, влюбленный в песенное творчество предков. Поют они песни своего села, играют на незатейливых народных инструментах, которые делают сами, наряжаются в костюмы своих прабабушек.
Свое название ансамбль получил от известного танца «Тимоня». По легенде в давние времена в курских местах жил пастух Тимоня. Умел он хорошо играть в рожок и отменно танцевать. Придумал и показал односельчанам новый танец, который всем понравился. За танцем закрепилось название по имени создателя.
Сегодня в состав ансамбля входит двадцать четыре участника. Художественный руководитель ансамбля – Нина Кузьминична Прудникова. За вклад в развитие народного творчества в 2007 году она награждена премией Правительства Российской Федерации «Душа России».
Самым старейшим участникам ансамбля «Тимоня» около восьмидесяти лет: Николай Лукич Басов, Екатерина Максимовна Ходосова, Екатерина Семёновна Пронякина, Евдокия Ефимовна Королева, Иван Стефанович Маклаков, Мария Стефановна Яковлева, Татьяна Матвеевна Басова, Петр Иосифович Гламаздин, Мария Ермолаевна Кириченко. Как утверждает художественный руководитель ансамбля Н.К. Прудникова, все «они продолжают выступать, а также передают ученикам секреты песенного искусства […] годы уже унесли от нас многих ярких исполнителей, принесших славу коллективу»2.
В репертуаре ансамбля более трехсот песен Плехово и других сел. Коллектив поддерживает прекрасную сценическую форму постоянными репетициями, выступая на концертах и участвуя в конкурсах на различных концертных площадках: от зала имени П.И. Чайковского в Москве до сцены в Нью-Йорке.
Оригинальная манера исполнения, песенный репертуар, народные праздничные костюмы участников ансамбля «Тимоня» вот уже на протяжении восьмидесяти лет привлекают внимание и крупнейших, и начинающих фольклористов со всей России. Каждое новое поколение собирателей русских народных обычаев, знакомое с плеховскими мастерами по книгам, старым грампластинкам и современным дискам, находят в Плехове нечто особенное. Важно, чтобы история деятельности ансамбля «Тимоня» села Плехово Курской области, судьбы его участников, являющиеся хранителями древнего музыкального фольклора, стали объектом пристального внимания не только исследователей-фольклористов, но и краеведов, историков, музыковедов. Именно тогда будет написана летопись музыкального села Плехово.
1 Соловская А. Зеленые святки // Славянка. – 2009. – Июнь–Июль. – С. 94.
2 Демьяненко И. Живая легенда в кругу друзей. «Тимоне» – 75 лет // Суджанские вести. – 2011. – 28 декабря. – № 104. – С. 2.