СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ансамбль в классе баяна.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Ансамбль в классе баяна.»



Государственное учреждение Луганской Народной Республики

Луганское Учреждение Дополнительного Образования

«Музыкальная школа № 6»



Методическое сообщение на тему:

«Ансамбль в классе баяна»

Преподаватель по классу баяна,аккордеона

Муравель Елена Михайловна





Г.Луганск 2021 год

Ансамбль в классе баяна


Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения.

В «Школе ансамблевого музицирования баянистов – аккордеонистов» Владимир Ушенин отмечает, что совместное музицирование «позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личного и музыкально – творческого общения» т. е. способствует более полному развитию юного музыканта.

Коллективное исполнительство как дуэт или трио баянистов (аккордеонистов) весьма привлекателен тем, что приносит радость совместной работы. В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания двух, профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности. Ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений.


Очень важна роль педагога в процессе работы с ансамблем. В музыкальной педагогике на первый план выходит образ учителя, увлеченного музыкой, эмоционально отзывчивого, не ставящего себя на недосягаемую высоту от учеников, компетентного в профессиональных вопросах, постоянно самосовершенствующегося. Одна из главных задач руководителя ансамблевого коллектива – воспитание уважительных отношений между участниками ансамбля, потребности к совместному общению, главной целью которого является совместное музицирование. Чтобы возникла подлинная увлеченность ансамблевым исполнительством нужна система психологических контактов, способных сплотить участников ансамбля в единый творческий коллектив. Во всей этой работе значение руководителя трудно переоценить. Создание спаянного дружбой и любовью к ансамблевому музицированию коллектива невозможно без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему руководителю. Руководитель коллектива должен внимательно относиться к каждому участнику ансамбля, знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь членам коллектива, быть им настоящим другом. Преподаватель, обладающий такими качествами, привлекает к себе, является лидером, за которым в мир музыки и творчества поэтапно, шаг за шагом следуют ученики. Самореализация педагога, его творческо-исполнительская, методическая, педагогическая деятельность, наложат свой отпечаток на сознание учеников и помогут смоделировать собственную профессиональную компетенцию. Учитывая особенности каждого учащегося, преподавателю нужно очень ответственно подходить к формированию ансамбля. Игра в коллективе имеет свои психологические сложности и требует от педагога особой подготовки. Залогом успешной работы ансамбля является личный авторитет педагога. Прежде всего, педагог должен быть не просто широко образованным человеком, но и профессиональным воспитателем. Ведь дети добровольно идут за тем воспитателем, которого они уважают. Лучшим средством налаживания воспитательного взаимодействия, укрепления авторитета педагога, будет его терпимость, отсутствие категоричности в оценках и давления на психику. В его работе с коллективом должно иметь место поощрение и одобрение, требовательная настойчивость и вежливая просьба, теплая улыбка и забавная шутка. Существуют общие принципы, которыми должен руководствоваться педагог, ведущий занятия по классу ансамбля.

Важно начинать работу над ансамблем с самых первых уроков занятий на инструменте. По опыту знаю, что играть в ансамбле ученикам нравится. Чем раньше ученик начинает играть в ансамбле, тем более грамотный, техничный, музыкант из него вырастет. Чаще всего первым партнером у ребенка оказывается преподаватель, который держит игру под постоянным контролем: держит темп, ритм, ведет фразировку. За ним тянется и прислушивается ученик. Игра в ансамбле «Учитель-ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько звуков ритмически организованных. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, и самое главное - чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Такое исполнение вызовет у учащегося интерес к новому для него звучанию музыки, интересному и красочному.


Первое, с чего начинается работа, - это подбор участников коллектива. Для дуэта (трио) важно подобрать учащихся, равных по музыкальной подготовке и владению инструментом. Кроме того, нужно учитывать межличностные отношения участников. На данном этапе учащиеся должны уяснить основные правила игры в ансамбле. Прежде всего, самые трудные места – это начало и окончание произведения, или его части.

Начальные и заключительные аккорды или звуки должны быть исполнены синхронно и чисто, независимо от того, что и как звучало между ними. Синхронность – результат основного качества ансамбля : единого понимания и чувства ритма и темпа. Синхронность – это и техническое требование игры. Нужно одновременно взять и снять звук, выдержать вместе паузу, перейти к следующему звуку. Первый аккорд содержит в себе две функции – совместное начало и определение последующего темпа. На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Духовики показывают вдох началом звука, скрипачи – движением смычка, пианисты – “вздохом” кисти руки и прикосновением к клавише, для баянистов и аккордеонистов – наряду с движением кисти ведение меха. Все выше сказанное суммировано в начальном дирижера – ауфтакте. Немаловажный момент – взятие нужного темпа. Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт.

На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело. Большая часть внимания направлена на чтение нот. Еще одна немаловажная деталь – умение прочитать ритмический рисунок. Если ученик читает ритм, не выходя за рамки размера, то он готов играть в ансамбле, т. к. потеря сильной доли приводит к развалу и остановке.

При готовности коллектива возможны первые выступления, например на родительском собрании или концерте класса.

На следующем этапе развиваем полученные на первом этапе знания, умения и навыки. А также постигаем глубины ансамблевого музицирования. В процессе данной работы ученик развивает слух для исполнения пьес с аккомпанементом (с левой рукой), концентрируется внимание на ритмической точности, верном распределении меха, осваивает элементарную динамику, первоначальные игровые навыки. Развиваются ритм, слух, единство ансамблевых штрихов, вдумчивое исполнение и, самое главное,- чувство ансамбля, чувство ответственности за общее дело. Обращаем внимание , что в ансамблевой игре мелодическая линия может переходить от одного музыканта к другому (перекличка). Поэтому важно научить слышать мелодию целиком, а не только себя. Главное в ансамбле – правильное соотношение звучания каждой партии. Музыкант, исполняющий мелодию, должен добиваться более яркой звучности, чем другие. Бас исполняется тише, чем мелодия, но громче средних голосов, создавая основу для мелодии. Полноценность звучания во многом зависит от исполнения аккомпанемента. Партия аккомпанемента должна поддерживать нюансировку, фразировку мелодии, сопровождать ее в соответствии с характером произведения Последнему этапу соответствуют старшие классы Учащиеся уже обладают необходимым комплексом знаний, умений и навыков, как в сольном исполнительстве, так и в ансамблевом, им под силу более сложные, эффектные пьесы. В этом случае дуэт (или трио) способен решать более сложные художественные задачи.

Для более красочного звучания дуэта или трио баянов (аккордеонов) допускается расширение состава путем привлечения дополнительных инструментов. Это могут быть ударные, фортепиано, синтезатор, контрабас и балалайка, гитара. Подобные расширения способны “раскрасить” произведение, сделать его ярким. Такой способ пригоден для концертных выступлений и сделает привлекательной любую, даже самую простую пьесу. Однако в классе лучше проводить занятия без дополнений, чтобы участники дуэт слышали все нюансы нотного текста

Работа с учащимися в ансамбле или оркестре выдвигает целый ряд требований воспитательного и организационного характера. Это прежде всего - воспитание чувства ответственности перед коллективом: регулярное посещение занятий, точный приход на урок, подготовка своего рабочего места. Необходимо внушать детям, что отсутствие дисциплины мешает творческому процессу, свидетельствует о неуважении к своим товарищам, к делу. Примером дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам педагог. Личный авторитет руководителя играет огромную роль. Успех коллективной работы во многом зависит от того, насколько педагог к ней подготовлен. Прежде всего, он должен знать тот материал, который составляет репертуар коллектива, и тщательно изучить каждое произведение, находящееся в работе ансамбля. Репертуар должен быть подобран с учетом музыкального развития и технической подготовленности учащихся для каждого конкретного периода обучения. Работа над произведениями должна проходить систематично, последовательно, с обязательным повторением пройденного материала. На каждом занятии нужно отрабатывать столько материала, сколько могут усвоить ученики в отведенное на репетицию время. Переходить к следующему этапу работы можно лишь после прочного закрепления пройденного материала. Составление рабочего плана – это процесс творческий. В умении хорошо спланировать свою работу и работу детского коллектива проявляются мастерство и опыт преподавателя. Большое значение здесь имеет способность преподавателя скоординировать программные требования с реальными условиями, в которых осуществляется обучение детей. Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является проверка подготовленности учащихся к занятиям ансамблем. Такая работа руководителя коллектива обеспечивает качество результатов обучения. При обязательной проверке домашнего задания, руководитель выявляет степень готовности ученика к последующей работе над программой. Проверка дает возможность руководителю наблюдать процесс формирования исполнительских навыков каждого участника коллектива, анализировать их индивидуальные особенности, а учащимся - видеть результаты своей работы. Преподавателем применяются различные формы проверки, они зависит от того какие задачи стоят перед коллективом в определенный период работы. Это могут быть, индивидуальное исполнение технически и ритмически трудных мест, исполнение отдельных партий, проверка двух - трех партий в ансамбле и др. на усмотрение преподавателя. Удобнее всего осуществлять проверку партий по группам, это позволяет участникам слышать своих товарищей, стимулирует их к более качественной подготовке домашнего задания. Старания и успехи учеников следует обязательно отмечать, учет и проверка знаний должна отмечаться оценкой. После выучивания партий каждым учеником обязательно проведение регулярных репетиций. На первом этапе коллективных репетиций час каждого занятия отводится работе по соединению новых партий, затем проводится работа со всем коллективом по частям произведения и, по возможности повторение прежде выученного репертуара. Особое значение при ведении класса «ансамбль» имеет работа самого преподавателя над выбранным репертуаром. Это не только многократное слушание аудио материалов, но и непосредственно исполнение ансамблевых партитур на инструменте. Работа над партитурой за инструментом позволяет педагогу наиболее скрупулёзно усвоить выбранный им материал. Музыка, воспроизведенная самим преподавателем, укладывается в его сознании легче и прочнее. Им выявляются динамические, агогические, артикуляционные моменты, анализируются фразы и более крупные построения. Кроме того, становятся видны многие трудности, которые могут встретиться в работе учащихся: технические, аппликатурные, ритмические и т.д. И педагог может заранее продумать работу с учащимися над преодолением этих трудностей. Тщательно анализируя избранное произведение, преподаватель должен определить его форму, тональный план, определить темы и кульминационное развитие, выявить темповые изменения. И лишь в результате такого кропотливого труда он может приступить к полноценной работе с коллективом над художественным произведением. Итак, начало работы – это знакомство учащихся с репертуаром. Желательно проиллюстрировать произведения в звукозаписи, лучше, в разных вариантах исполнения. Дать сведения о композиторе, эпохе, стилистических особенностях; обозначить характер произведения, форму, основные темы. Первое знакомство с музыкальным материалом должно быть построено в форме беседы, с вопросами и ответами, с вовлечением в неё всех участников коллектива. К моменту начала работы, педагогом должно быть продумано распределение учащихся по партиям. Необходимо, чтобы партии соответствовали исполнительским возможностям участников. В некоторых случаях партию следует облегчить, в других – технически усложнить. Следующим и главным этапом работы коллектива является работа над ансамблевой техникой. Раскрытие содержания произведения, умелое донесение его до слушателя требует от участников ансамбля владения основными навыками техники коллективного музицирования. Комплекс средств ансамблевой техники включает в себя разнообразные навыки, без которых не может существовать ни один коллектив. Это – единство пульса, ритма и темпа; единство способов звукоизвлечения и произношения; голосоведение, синхронность исполнения, динамический и тембровый баланс. Начнем с того, что ансамбль – это умение слушать себя и партнера, умение слышать общее, единое звучание единого организма. И поэтому, прежде всего, задача педагога – добиться твердого знания текста и технически свободного исполнения каждой партии. Свободное владение текстом позволяет учащимся полностью сосредоточиться на совместной исполнительской работе и решению художественных задач. Далее – работа над синхронностью исполнения, она включает в себя широкий спектр действий. Это – артикуляционно-штриховое соотношение в партиях, атака, ведение звука, снятие звука, соединение звуков. Именно соединение звуков играет важную роль в процессе интонирования ансамбля, в умении передавать партнерами музыкальную фразу, пассаж, аккомпанемент. Поэтому отработка у ансамблистов совпадения длительностей, атаки и снятия каждого звука является важным этапом в достижении синхронности. Кроме того, синхронность возникает благодаря единству темпа и метроритма. Единство ритмической пульсации позволяет избежать несовпадений в длительностях, особенно при отклонениях от темпа. Поэтому важно изначально правильно определить темп произведения, все ускорения и замедления в тексте и начинать работу с устранения ритмических недостатков в каждой партии. На первоначальном этапе разучивания произведения рекомендуется работать в медленных темпах и в качестве единицы пульсации выбирать наименьшую длительность. Выбор единого темпа в работе над произведением – важнейшее условие метроритмической синхронности. Понятие ансамбля включает в себя понятие динамического баланса голосов. Динамический ансамбль предполагает достижение в коллективе равновесия силы звука в каждой партии. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Звуковое равновесие в партиях ансамбля подразумевает определенное соотношение силы звука мелодии и сопровождения. Подголоски, контрапункт, гармония, бас должны динамически подчиняться мелодии. Аккордовое сопровождение вместе с басом, выступая в качестве ритмического и гармонического фундамента, всего лишь сопровождает и дополняет мелодию, в соответствии с её характером. В полифонических же произведениях, партии мелодически актуальны и педагогу необходимо определить значение каждой темы и их динамическую связь, а в полифоническом изложении аккомпанемента – роль и значение каждого голоса по отношению к остальным. К числу наиболее ярких средств выразительности в арсенале ансамбля относится тембровый баланс инструментов. В умении находить оптимальное тембровое соотношение, пользоваться различными регистровыми комбинациями, проявляется мастерство самого руководителя, его музыкальный вкус. Немаловажную роль в успешной работе коллектива играет размещение его участников. Максимально приближенными к слушателю должны быть солирующие партии, а аккомпанирующая группа несколько отодвинута в глубину сцены. При этом должны обеспечиваться удобное расположение исполнителей, визуальный и слуховой контакт между ними. Дирижерские жесты, а именно: ауфтакты, снятия, изменения темпа, цезуры и т.д. должны быть заменены на показы движениями головы, корпусом, мимикой или, в некоторых случаях, рукой. Такие «дирижерские функции» берут на себя ведущие исполнители ансамбля. Работая с ансамблем, педагог сталкивается с проблемой подбора репертуара. В него необходимо включать произведения различные по стилю и жанру, оригинальные произведения и переложения русской и зарубежной классики. Но самое важное, чтобы он нравился детям, был интересен и доступен . Интересная музыка (как для руководителя, так и для учащихся) – это благодатная почва для формирования ансамблевого мастерства, для работы «с удовольствием», для работы на эмоциональном подъеме. И, зачастую, педагогам самим приходится делать переложения музыкальных произведений, учитывая возможности своего коллектива. Грамотно сделанное переложение или инструментовка также является одним из важных факторов успешного выступления коллектива. При проведении репетиций педагог должен четко распределять время работы с группой. Очень важен темп репетиции, необходимы ясно и четко сформулированные задачи и требования, конкретизировать замечания. Руководитель должен помнить, что репетиция – это максимальное достижение результатов при минимальной затрате времени. Заключительные репетиции являются подготовкой непосредственно к концертному выступлению. Они включают в себя не только отработку сложных мест отдельными группами или исполнителями, но в большинстве своем, многократное повторение произведения в целом, а также всей программы. «Прогон» программы должен иметь ясно поставленную цель, что делает такую работу учащихся осмысленной и исключает механичность. Необходимо также учесть, что звучание ансамбля во многом зависит от акустических параметров конкретного помещения и педагог должен скорректировать звучание ансамбля в данном концертном зале. Последние репетиции должны проводиться именно в том зале, где состоится выступление. Желательно организовать предварительное публичное выступление (то есть поставить коллектив в условия близкие концертным), после чего внести последние коррективы в исполнение ансамбля. Итогом учебно-воспитательной работы с детским ансамблем является концертное выступление. Это – ответственный момент в жизни коллектива, своеобразный отчет о проделанной работе, показ результатов повседневного труда. Во время концерта у исполнителей возникает качественно новое эмоциональнопсихологическое состояние. Присутствие публики вызывает творческое волнение и повышенную ответственность за исполнение. Успех концерта зависит от многих причин, здесь и достигнутый исполнительский уровень, и степень подготовки, и психологический настрой участников. Также важно, для успешного выступления коллектива, выстроить программу по принципу контраста и эмоционального нарастания звучания. Кроме того, педагогу нужно побеспокоиться о внешнем виде учащихся, дисциплине, организованном поведении на сцене. Концертное выступление активизирует сплочение коллектива, побуждает достигать более высокого уровня мастерства, позволяет осознать учащимися значимость своих занятий музыкальным творчеством.

Игра в ансамбле предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей. Она также формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к большому делу, пропаганды музыкальной культуры. Задача музыкальной школы и педагогов – широко популяризировать новых композиторов, воспитывать на классических произведениях, изучать произведения в разных стилях и жанрах. Очень важно самим преподавателям играть на концертах, показывая детям пример. Развитие ансамблевого исполнительства способствует дальнейшему росту популярности баяна и аккордеона - любимых инструментов русского народа.



Литература.

  1. Брызгалин В. С. Радостное музицирование. Антология ансамблевой музыки в четырех томах. – Челябинск, 2007.

  2. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.

  3. Шрамко В. И. Класс ансамбля баянов (аккордеонов). – СПб. : “Композитор”, 2008.

  4. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баяниста. М.Советский композитор 1986г.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!