СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ансамблевое музицирование как средство развития творческой индивидуальности и социальной адаптации ребенка.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В музыкальном образовании часто приоритет отдается индивидуальному развитию.Ансамблевое  музицирование позволяет активное  развитие творческой индивидуальности и социальной адаптации ребенка 

Просмотр содержимого документа
«Ансамблевое музицирование как средство развития творческой индивидуальности и социальной адаптации ребенка.»

Людмила Владимировна Волкова –

методист, руководитель творческой мастерской

струнно-смычковых инструментов МБУ ДО ЦЭВДМ г. о. Самара

Почетный работник общего образования РФ

Член Европейской Ассоциации педагогов-струнников



Ансамблевое музицирование как средство развития творческой индивидуальности и социальной адаптации ребенка.

Множественность, сведенная в единство, есть первооснова красоты - гласит греческая мудрость. Ансамблевое музицирование, главной задачей которого является - сведение различных исполнителей в единый ансамбль, обладает не только художественной ценностью, но и представляет одно из самых могущественных средств самореализации молодёжи.

При совершенствование профессионального мастерства молодых музыкантов, именно ансамблевое музицирование помогает развивать их творческую индивидуальность, формировать социально - личностные качества, т.к. развитие этих качеств заложено в самой природе ансамблевого музицирования.

К сожалению, в существующей музыкальной педагогической практике, на всех уровнях, предмету ансамблевого музицирования уделяется незаслуженно малое внимание. Очень часто в музыкальной педагогике ставка делается на воспитание солиста. На индивидуальных занятиях учащийся привыкает к тому, что только от него одного зависит направление, метод работы и ее конечный результат. Он в центре внимания преподавателя, он в центре внимания публики. Ничего неестественного в этом нет, и конечно нельзя ограничивать молодого музыканта в его творческих стремлениях и дерзаниях.

Но как показывает практика, направленность в музыкальном образовании исключительно на карьеру солиста, развивающая индивидуалистические и эгоистические настроения, пренебрежение к коллективному творчеству, часто ограничивает возможности самореализации молодого музыканта.

Переход от индивидуального исполнительства к творческой работе в коллективе оказывает на молодого исполнителя благотворное влияние не только в профессиональном плане, но и формирует их моральные и человеческие качества. "Если внимательно проанализировать, то, что в житейском плане называется счастьем и несчастьем, удачей и неудачей… все это основывается на культуре человеческих отношений, на умении управлять своими желаниями, сообразуя и согласуя их с желаниями других людей" (1).

Ансамблевое музицирование приносит большую пользу не только для исполнителей - солистов, но и для учащихся, не показывающих больших успехов в сольном исполнительстве. Скромные, по художественным данным учащиеся, "выигрывают" при совместном музыкальном творчестве. Практика показывает, что игра в ансамбле позволяет им наиболее полно выразить свой творческий потенциал, активизировать исполнительскую деятельность.

Совместное музицирование развивает "культуру человеческих отношений", "культуру желаний" самым непосредственным и действенным образом. Первооснова музыкального содружества - согласование своих желаний с желаниями коллег. Участников ансамбля объединяет стремление к общей цели. При игре в ансамбле творческое переживание трансформируется в сопереживание, подразумевающее полную эмоциональную "солидарность" партнеров. Молодой исполнитель должен научиться, не только понимать и разделять чувство другого, рядом играющего музыканта, но и предугадать возможные импровизационные моменты исполнения. В процессе ансамблевого музицирования учащийся встречается с основными этическими проблемами, у него развиваются драгоценные нравственные качества, необходимые в повседневной жизни.

Естественно, что ансамблевое музицирование, как отдельный вид творческой деятельности, имеет свои особенности и трудности, которые с первых шагов вызывают необходимость последовательного формирования у юных музыкантов навыков игры в ансамбле.

Возникающая при совместной игре необходимость слушать других и вносить «ограничения» при исполнении, нередко вызывает у учащихся инстинктивный отпор. Это относится и к пианистам, играющим обычно sо1о, и к струнникам или духовикам, которые в какой-то мере избалованы аккомпаниаторами, послушно идущими за солистами.

Великий испанский виолончелист Пабло Касальс писал: "Музыканту следует приучить себя играть с одной стороны так, словно он солист, а с другой - все время, памятуя, что он - незаменимая часть общего. Это ощущение человеческой общности, когда ты чувствуешь себя членом артели, которая трудится сообща, чтобы достигнуть вершины прекрасного - эта особенность ансамблевой работы доставляет огромную радость". (2)

Раннее приобщение к ансамблевой игре юных музыкантов дает возможность воспитания музыкальной дисциплины, при которой творческая индивидуальность отдельного музыканта, в процессе ансамблевого музицирования, становится частью гармонического целого. Совместное исполнительство, своей спецификой творческого процесса, пробуждает и развивает умение учащихся слушать исполняемое, т.к. создает условия, при которых непроизвольно усиливается чувство исполнительского самоконтроля.

Игра в ансамбле помогает ученику научиться быть одновременно и учеником и учителем, а ведь это необходимо для продуктивности его самостоятельной работы дома. И именно во время коллективной работы над произведением в ансамбле ученик учится слышать и оценивать игру своего товарища, ясно высказывать свои аргументы за и против, учится слушать критику в свой адрес, что помогает осознанию его музыкальной деятельности и творческому росту.

Еще одной особенностью ансамблевого исполнительства является отсутствия руководителя во время исполнения. Роль своеобразного дирижера обычно во время исполнения берет на себя самый инициативный ученик, но во время классных занятий необходимо развивать творческую инициативу каждого исполнителя, как бы назначая его дирижером. Классная работа в этом направлении позволит развить инициативу всех учащихся, которая пригодится не только в творческой деятельности учащихся.

Необходимо с самого начала занятий в классе ансамбля привить личную и коллективную ответственность за результаты работы ансамбля, научить учащихся уважительному отношению каждого участника ансамбля к своим коллегам, следовать одному из жизненных правил музыканта, высказанного Р. Шуманом: "Пользуйся всяким случаем играть что-либо сообща: как - то дует, трио и т.д. Это сделает твою игру плавною, полною жизни, осмысленною. Люби свой инструмент, но не будь исключителен. Помни, что существуют другие, столь же прекрасные… Старайся вникнуть в тон и качество звука каждого инструмента, приучи ухо различать краски, им свойственные "(3).

Не требует доказательств, что все правила совместного музицирования актуальны не только в творческой деятельности, они также необходимы и в повседневной жизни для наиболее гармоничной социальной адаптации ребенка в наш многообразный мир.

Увеличение роли ансамблевого ансамбля в программах музыкальных школ и школ искусств позволит в дальнейшем многим любителям музыки не прекращать музицирование после окончания школ, даст возможность самореализации для музыканта - любителя. Ведь не секрет, что многие учащиеся, после окончания школы, не подходят к инструментам, что широчайшее распространение различные виды звукозаписи (магнитофоны, видеоаппаратура, компьютерная техника) даже в среде музыкантов - профессионалов, не говоря уже о любителях, имеет неожиданное следствие - угасание домашнего музицирования, что было очень популярно в дореволюционной России. Произошло вытеснение активных форм познания музыки её пассивным созерцанием. Наслаждение чужим (пусть даже очень превосходным, но чужим) исполнением никогда не может заменить переживаний, возникающих в процессе собственной (пусть даже несовершенной) игры. Самое внимательное, многократное прослушивание и самый тщательный, научно безупречный, анализ произведения не равноценен попытке воссоздать его своими пальцами.

Ансамблевое музицирование, конечно не единственное, но очень действенное средство развития музыкального кругозора учащихся и творческой инициативы. Оно имеет огромное воспитательное значение, вырабатывает чувство коллективной ответственности и удовлетворенности результатами, достигнутыми сообща; учит ладить (и в музыкальном, и в человеческом смысле с партнерами), понимать и уважать чужое мнение

Осознание привлекательности и необходимости ансамблевого музицирования в музыкальном образовании позволит значительно оживить творческую жизнь молодёжи, даст прекрасную возможность для самореализации, роста творческого потенциала и развития их личностных качеств.


Литература:

  1. Сухомлинский - Воспитание без наказаний газета "Правда" 25.03.1968

  2. Альберт Кан - Радости и печали Размышления Пабло Касальса, поведанные им Альберту Кану М., "Прогресс", 1977, с.128

  3. Р.Шуман - О музыке и музыкантах. Собрание статей. Т II-Б, М. "Музыка" 1979 г. стр. 176