Антикоррупционное воспитание в детском саду
Антикоррупционное воспитание в системе дошкольного образования осуществляется в рамках реализации задач нравственного воспитания детей во всех видах детской деятельности.
Цель антикоррупционного воспитания заключается в создании условий для формирования у воспитанников дошкольных образовательных организаций этических представлений, навыков культурного поведения, дружеских чувств, восприятия отзывчивости, справедливости, сочувствия, заботы, доброты, позиции неприятия неправомерного поведения. а также для развития волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
ФГОС дошкольного образования отмечает важность воспитания у ребенка гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, родине. формами организации работы по формированию антикоррупционного мировоззрения являются организационно-методическая работа с кадрами, инструктивно-методическая работа, работа с воспитанниками.
Организационно-методическая работа с кадрами:
• формирование профессиональных компетенций педагога в области антикоррупционного воспитания;
• совершенствование форм и методов работы с детьми;
• организация различных видов деятельности с детьми;
• разработка положений конкурсов, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения;
• организация проведения игровых и обучающих программ.
Инструктивно-методическая работа:
• проведение родительских собраний, собраний трудового коллектива по вопросам формирования антикоррупционного мировоззрения;
• консультации для педагогов, родителей, обучающихся;
• размещение на стендах дошкольной образовательной организации информации антикоррупционного содержания.
Основные подходы к созданию системы антикоррупционного воспитания в условиях реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Работа по формированию антикоррупционного мировоззрения воспитанников дошкольных образовательных организаций включает следующие составляющие:
1. Анализ практик семейного воспитания по данному вопросу.
2. Уточнение представлений детей о таких понятиях, как «честность», «правдивость», «справедливость», «ответственность», «долг», «правила» и противоположных им понятий – «ложь», «коррупция», «проступок», «преступление».
3. Расширение первоначальных детских представлений, накопление новых знаний о правилах поведения в социуме.
4. Формирование сознательного отношения к соблюдению правил поведения в социуме, с учетом возрастных особенностей в процессе формирования антикоррупционного мировоззрения воспитанников детского сада рекомендуется использовать следующие темы.
Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью для достижения общей цели. Человек – член общества, взаимоотношения человека с другими людьми, культура общения, уважение к чужому мнению, человек – создатель и носитель культуры, внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Правила поведения в детском саду, в группе, в совместной деятельности со взрослыми, обращение к воспитателю, коллектив группы, совместная деятельность, игры, отдых. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи, правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в детском саду, группе, общественных местах.
Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. развитие у воспитанников дошкольных образовательных организаций социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности, коррупционного мировоззрения. в соответствии с ФГОС до выстраивать систему антикоррупционного воспитания необходимо с учетом интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие,
Речевое развитие,
Познавательное развитие.
Каждая из этих областей решает ряд задач.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества в образовательной области/
Речевое развитие можно использовать: составление словесных иллюстраций к рассказам, стихам; беседы; разучивание стихотворений, пословиц, чтение сказок, рассказов.
Рекомендуемые литературные произведения, способствующие формированию нравственных ориентиров – совестливость, справедливость, ответственность, трудолюбие:
А. Крылов «Чиж и голубь»,
Л. Н. Толстой «Лев и мышь», «Косточка», «Старый дед и внучек»,
Н. Артюхова «Большая береза»,
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»,
Д. Мамин-сибиряк «Приемыш», «Серая шейка»,
С. Аксаков «Аленький цветочек»,
В. Берестов «Бабушка Катя», «Заячьи лапы»,
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»,
К. Паустовский «Растрепанный воробей»,
И. Токмакова «Это ничья кошка»,
В.Осеева «Синие листья», «Печенье»,
М. Зощенко «Не надо врать»,
А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Русские народные сказки: «Сивка-бурка», «Хаврошечка», «Царевна –лягушка», «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Пословицы: «Хорошо тому добро делать, кто его помнит», «Рука руку моет, и обе белы живут», «Милость велика, да не стоит и лыка», «Своего спасибо не жалей, а чужого не жди», «Худого человека ничем не уважишь», «Лучше не дари, да после не кори», «Тонул – топор сулил, вытащили – топорище жаль», «Плохо не клади, вора в грех не вводи», «Не в службу, а в дружбу».
В образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» рекомендуется использовать беседы, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, способствующие: формированию представлений воспитанников о профессиях, призванных обеспечивать в обществе соблюдение закона и правопорядка; формированию представлений воспитанников о правилах поведения, принятых в обществе; формированию представлений воспитанников о таких понятиях, как «честность», «порядочность», «правдивость», «правила», и противоположных им понятиям «ложь», «коррупция», «преступление»; формированию знаний о современном этикете, культуре поведения в отношениях с разными людьми.
Основной формой обучения детей является игровая деятельность. Педагогам в ходе сюжетно-ролевых игр рекомендуется ознакомить детей с профессиями, представители которых призваны обеспечивать соблюдение законности и правопорядка.