СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антистресс для школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Замечательная методическая разработка, позволяющая ребёнку задуматься и  воспринимать многие проблемы не так остро, как свойственно данному возрасту.

 

Просмотр содержимого документа
«Антистресс для школьников»

Замечательная методическая разработка, позволяющая ребёнку задуматься и воспринимать многие проблемы не так остро, как свойственно данному возрасту.



ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-11 КЛАССОВ «АНСТИСТРЕСС ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ»



Цели интерактивного мероприятия:

  • познакомить учащихся с понятием «стресс» и причинами, вызывающими его

  • показать дуальную природу стресса

  • познакомить учащихся с техниками регуляции негативных последствий стресса и сформировать устойчивое намерение использовать их в процессе учебы

Продолжительность занятия: 1 час 30 мин.



Общая схема интерактивного занятия:


Время (мин)

Активность, форма работы

Задачи

Материалы

1

5

Бриф-опрос

«Что такое стресс»

  • Фокусировка темы;

  • Диагностика представлений учащихся о стрессе

Вопросы для бриф-опроса,

2

7

Интерактивный эксперимент

«Как возникает стресс»

  • Актуализация тематики занятия

  • Проблематизация

Листы А4, ручки, распечатанные условия задач для решения (Приложение 1)

3

7

Мини-лекция «Стресс», «Стрессогенные факторы»

  • Формирование представлений об основных понятиях по тематике занятия


Мультимедиа с презентацией/заранее заготовленный плакат флипчарта


30

Решение кейсов «Стрессы по трем типам факторов»


  • Получение опыта анализа ситуации стресса и нахождения способов его регуляции,

  • Предоставление практического материала для работы

Листы флипчарта/ватмана, маркеры, малярный скотч


6

Работа в МГ: Последствия стрессов

  • Анализ последствий стрессов

  • Знакомство с эмоциями

  • Понимание необходимости обучения эффективным способам регуляции негативных последствий стресса

Листы флипчарта, маркеры/дрска, мел

4

20

Мини-лекция «Способы регуляции негативных последствий стресса – рефрейминг»

  • Получение представлений о различных способах регуляции негативных последствий стресса;

  • Знакомство с понятием «рефрейминг» и его видами.


Флипчарт, маркеры/доска, мел, раздатка «Способы преололения стресса» (Приложение )

5

10

Практикум по рефреймингу

  • Получение позитивного опыта рефрейминга


Заранее заготовленный лист флипчарта с фразами для рефрейминга, маркеры/доска, мел

6

10

Дыхательная гимнастика как способ регуляции состояния стресса

  • Получение позитивного опыта снятия волнения с помощью дыхательной гимнастики

Достаточное пространство для гимнастики, удобные стулья

7

5

Резюме занятия


  • Закрепление

  • Мотивация на развитие навыков регуляции состояния стресса


ИТОГО: 1 час 40 мин.

ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ И ИНСТРУКЦИИ



  1. Бриф-опрос «Что такое стресс».

Ведущий вводит в тему занятия и проводит бриф-опрос обучающихся:

- Сегодня мы поговорим на тему стресса. Что такое стресс? Стресс – это хорошо или плохо? Сталкивались ли вы со стрессом в своей жизни? Насколько важно лично вам справляться со стрессом?

Бриф можно снимать числом поднятых рук и фиксировать их на флипчарте/доске (в случае более младших подростков), или давать возможность высказаться большинству участников, и так же кратко фиксировать ответы.

  1. Интерактивный эксперимент «Как возникает стресс.

После того, как участники разогрелись, ведущий делит их две или три группы, в зависимости от кол-ва человек, любым способом, который нравится ведущему.

Группы садятся отдельными командами в круг для решения задач на время (Приложение 1). Перед тем, как раздать задачи на логику и сообразительность, ведущий озвучивает условия решения задач:

  1. Время на решение задач – 5 мин.

Ведущий озвучивает это условие, и во время выполнения упражнения через каждые тридцать секунд громко фиксирует оставшиеся время (прошло тридцать секунд, прошла минута, у вас осталось две минуты, последние секунды отсчитываются с интервалом в 5 секунд).

  1. Задача на бумажке показывается только на 1 минуту, после чего забирается ведущим.

Участники могут зафиксировать задание любым возможным способом, ограничений нет, для этого в аудитории на стуле лежат бумага и ручки. Но это не озвучивается вслух.

  1. Каждой команде на основании данных условий необходимо решить для себя и изначально озвучить – справятся ли они с заданием или нет.

После окончания упражнения ведущий проводит проверку полученных результатов и проводит разбор и анализ выдвинутых в начале условий решения задач.

Обсуждение упражнения:

  • Что мешало, что помогало вам выполнению задания?

  • Каким образом каждая команда повела себя, чтобы зафиксировать описание задачи?

  • Погружало ли в состояние стресса данные условия?

В завершении упражнения ведущий поясняет то, каким образом можно интерпретировать данные условия:

Первое условие – время. Оно нам неподвластно. Можно ли с этим что-то поделать?

Второе условие – необходимо найти способ зафиксировать задание. Могли ли мы на это как-то повлиять, учитывая, что рядом стоял стул/стол, на котором лежала бумага и ручки?

Третье условие – решение «справятся/не справятся» с заданием. Исходя из чего участники приняли то или иное решение? Причины были реальными или нафантазированы/вызваны страхом?

Таким образом, ведущий подходи к теоретическому блоку о трех типах стрессогенных факторов.

  1. Мини-лекция «Стресс», «Стрессогенные факторы».

Ведущий вводит понятие «Стресс», говоря о дуальной природе стресса – это необходимое условие жизни и развития человека, однако последствия его носят как правило негативный характер, и с этим необходимо что-то делать.

Далее он рассказывает о трех типах стрессогенных факторов, фокусируя внимание на том, что, зная и понимая причины, вызывающие стресс, можно предпринять ряд действий, нейтрализующие его последствия (см. соответствующий раздел Раздаточных материалов).

После этого ведущий еще раз проводит анализ результатов эксперимента на решение задач на время.

Первое условие – время. Оно относится к тем стрессорам, которые нам неподвластны (в том числе, например, цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей и т.п.).

Второе условие – необходимо найти способ зафиксировать задание. Оно относится к тем стрессорам, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять (в том числе, например, постановка жизненных целей, планирование, межличностные отношения и др.).

Третье условие – справятся/не справятся с заданием. Оно относится к стрессорам, в которые входят события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы (в том числе, беспокойство о будущем или прошлом, неверная трактовка ситуации и др.).

  1. Решение кейсов «Стрессы трех типов факторов».

Для получения навыка анализа причин, вызвавших тот или иной стресс, проводится упражнение на решение кейсов.

Участники, разделенные ведущим на три группы, расходятся по своим местам. Каждой группе выдаются листы флипчарта/А3/ватмана (они закреплены на стене с помощью малярного скотча, к примеру) с написанными на них стрессорами. За каждой группой закрепляется один тип стрессоров.

Задание для каждой группы – вспомнить, обсудить, записать как можно больше ситуаций стресса, вызванных тем или иным стрессором: 1-я группа – «Стрессоры, которые нам неподвластны». 2-я группа – «Стрессоры, на которые мы можем повлиять». 3-я группа – «Стрессоры, которые мы превращаем в проблемы».

В завершении первой части упражнения один представитель от каждой команды рассказывает, какие ситуации они написали. Ведущий проверяет на соответствие приведенные примеры и указанные стрессоры.

Далее ведущий проводит ротацию групп и просит каждую из них написать на тех же листах, на которых уже зафиксированы наработки предыдущих групп, выходы из стрессовых ситуаций, соответствующих каждому стрессору. Ротация проводится до тех пор, пока группа не дойдет до своего плаката. Участники обсуждают те решения, которые им предложили другие группы, выбирают наиболее подходящие для себя и предлагают, также, свои варианты. Проводится презентация решений всему классу.

В завершении упражнения ведущий проходит проводит анализ результатов.

  1. Работа в малых группах (МГ) «Последствия стрессов».

Ведущий рассказывает, что в подавляющем большинстве случаев в основе негативных последствий стрессов лежат те или иные чувства и эмоции, которые испытывает человек. Он предлагает ребятам поисследовать, какие чувства и эмоции они знают и к какой категории их относят – негативным или позитивным.

В тех же малых группах, что ребята решали кейсы, предлагается составить списки негативных и позитивных эмоций. Запись производится на листах флипчарта/ватмана в две колонки +/-.

Каждая группа, затем, рассказывает в общий круг о своих наработках, ведущий акцентирует внимание класса на том, какие эмоции легче вспоминаются, какой список больше - + или -. Как правило, список негативных эмоций больше и пополняется быстрее. Это говорит о том, что человек склонен больше фиксироваться на неприятных переживаниях, а длительная фиксация на негативном может привести впоследствии к депрессии и различным формам дезадаптивного защитного поведения – потеря интереса к жизни, уход в себя, «плохие» компании и т.д.

  1. Мини-лекция «Способы регуляции негативных последствий стресса – рефрейминг».

Ведущий раздает каждому участнику бланк «Способы преодоления стресса» (см. Приложение).

Вводится понятие «Рефрейминг» на примере «Рыбка», которую ведущий рисует во время рассказа на флипчарте/доске.

Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».

Рефрейминг — это «смена рамки» при взгляде на тревожащую человека ситуацию, предложение другого способа осмысления происходящего. Задача переосмысления в стиле рефрейминга - найти или более адекватный, или более оптимальный взгляд на происходящее.

Например, наш разведчик воспринимается положительно, а их шпион воспринимается отрицательно, хотя оба слова имеют одинаковое значение.

Можно обсудить это на примере следующих рисунков:

- Что вы видите?

- Находится ли в опасности маленькая рыбка? Если большую рыбу воспринимать как хищника, то да, а если как родителя, то нет.

- Сколько шансов у рыбки спастись, если большая рыбка – хищник?



Далее ведущий дорисовывает вслед за большой рыбкой еще большую, с зубами в раскрытой пасти. Затем рисует новую рамку вокруг новой картинки, больших размеров, чем прежняя.

- А сколько теперь у маленькой рыбки спастись от средней?

- Что дало нам возможность это увидеть?

Эту возможность дал нам приём расширения рамок – границ. Чем шире границы рассматриваемой картины/ситуации, тем больше ракурсов ее видения и нахождения новых путей решения. Ведущий показывает, что если расширять и дальше эту картинку, то на каждую следующую рыбку найдется еще большая.





  1. Практикум по рефреймингу.

Для нейтрализации негативных последствий стресса так же используется рефрейминг, например, рефрейминг смысла и значения:

Новое слово или фраза, представляющие иную или более широкую точку зрения, что создает позитивную коннотацию

Слово или фраза, имеющие негативную или ограничивающую коннотацию













Список фраз для рефрейминга (Приложение 2):

Это проблема – Это возможность

Мне всегда чего-то не хватает – Я хочу учиться и расти

Жизнь – это борьба – Жизнь – это приключение

И т.д. по списку.



  1. Дыхательная гимнастика как способ регуляции состояния стресса.

Ведущий просит участников сесть в несколько рядов (партерная рассадка) и объясняет взаимосвязь физического и психологического состояния человека. Далее он проводит для упражнения на дыхательную гимнастику (лучше, чтобы участники сидели с закрытыми глазами во время выполнения). Спрашивает, как изменилось самочувствие участников и, напоследок, раздает материалы «Гимнастика против стресса» и тест для личного исследования «Умеете ли вы справляться со стрессом» (Приложение 3 и 4).

  1. Завершение занятия. Анализ и выводы.

В завершении ведущий просит участников еще раз посмотреть на списки ситуаций стресса, связанных с экзаменами. Ведущий говорит, что подобную методику анализа стрессоров можно использовать для любых других жизненных ситуаций, и еще раз перечисляет способы регуляции негативных последствий стресса.



Приложение 1. Задачи для стрессменеджмента.

Вы можете использовать задачи на логику/сообразительность из своего арсенала.



Длина головы рыбы 9 см, хвост составляет сумму длин головы и половину туловища, туловище составляет сумму длин хвоста и головы.

Какова длина рыбы?



72 см



В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача сто укусов.

Сколько сумасшедших в больнице?



Обозначим за Х число больных. Тогда каждый псих за неделю кусанул по 7 раз себя и своих корешей и главврача. Получим 7Х укусов всего было сделано. Главврач не кусался, слава богу. У каждого психа оказалось по 2 укуса - это 2Х, а у главврача-бедняги (не любили психи его, блин) стало 100 укусов. Имеем уравнение:

7Х=2Х+100

В итоге 20 больных.

Вот он вариант более красивый и простой:

А если без всяких уравнений - 100 не кратно 7 и 6, а кратно 5 и отсюда психи кусали доктора 5 дней в неделю и два дня себя



В ящике лежат лимоны. Сначала из него взяли половину всех лимонов и половину лимона, затем половину остатка и ещё половину лимона. Наконец, ещё достали половину нового остатка и половину лимона. После этого в ящике остался 31 лимон.

Сколько лимонов было в ящике вначале?



255 лимонов.

Задачу нужно решать с конца:

31 лимон + пол-лимона - это половина второго остатка, значит второй остаток - это 63 лимона.

63 лимона и пол-лимона - это половина первого остатка, значит первый остаток - это 127 лимонов.

127 и пол-лимона - это половина исходного количества, значит, было 255 лимонов





Приложение 2. Фразы для практикума по рефреймингу. Раздаются участникам во время занятия.

ЭТО ПРОБЛЕМА –



Я НЕ МОГУ –



Я НЕ ХОЧУ –



Я В ЭТОМ НЕ ВИНОВАТ –



Я ДОЛЖЕН –



МНЕ ВСЕГДА ЧЕГО-ТО НЕ ХВАТАЕТ –



ЖИЗНЬ – ЭТО БОРЬБА –



Я НАДЕЮСЬ –



ЕСЛИ ВДРУГ –



ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ? –



ЭТО УЖАСНО -



Приложение 3. Гимнастика для антистресса.

Гимнастика против стресса.

1. Растягивание плеч. Встаньте прямо и положите руки на плечи. В тот момент, когда Вы делаете вдох, поднимайте локти рук как можно выше и опрокиньте голову назад. На выдохе вернитесь в исходное положение. Повторите это упражнение несколько раз, чтобы снять напряжение в шее, плечах и спине.

2. Дотянуться до звезд. Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Во время вдоха вытяните руки вверх и потянитесь так, как будто Вы пытаетесь дотянуться до звезд. На выдохе отпустите и встряхните руки, примите исходное положение. Повторить 5 раз. Для большего эффекта от упражнения старайтесь дышать очень глубоко и растопыривайте пальцы рук в тот момент, когда Вы тянитесь вверх.

3. Обхват ног. Сядьте прямо на стул без колес. Прижмите ноги к себе так, чтобы пальцы ног находились на краю стула, а подбородок находился между коленями. Обхватите руками ноги и очень сильно прижмите к себе. В таком положении нужно пробыть около десяти секунд, а потом резко ослабить хватку. Повторите это упражнение 5 раз. Такое упражнение позволит расслабить мышцы спины и плеч. Упражнение рекомендуется делать утром после тяжелой ночи или долгого сна, если Вы чувствуете слабость в мышцах. Для хорошего и крепкого сна нужен правильный матрас и подушка.

4. Поза ребенка. Сядьте на пятки и чуть-чуть разведите колени в стороны. Во время глубокого вдоха поднимите руки вверх и немного потянитесь. Далее уже на выдохе положите руки сначала на колени, а потом на пол перед собой как можно дальше и задержитесь в таком положении секунд 30. Старайтесь дышать в такой позе глубоко и ровно. Вернитесь в исходное положение, повторите это упражнение раз 5.

Дыхательная гимнастика.

1. Медленные вдох и выдох. Для начала сделайте медленный вдох, считая при этом до 4, потом, когда Вы досчитайте до 4, задержите дыхание секунд на 5-6 и медленно выдохните. Повторите данное упражнение раз 5 – 6. Так же данное упражнение Вы можете делать перед сном для того, чтобы потом было легче заснуть.

2. «Дыхание» животом. Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

3. Вдох и выдох через разные ноздри. Примите расслабляющую для Вас позу и закройте глаза. Это упражнение очень простое. Заткните пальцем руки левую ноздрю и сделайте вдох через правую, задержите дыхание и выдохните через левую, заткнув при этом правую ноздрю. Потом держите закрытой правую ноздрю и сделайте вдох через левую ноздрю. Сделав вдох через левую ноздрю, выдох сделайте через правую ноздрю, закрыв при этом левую ноздрю. Повторите данное упражнение несколько раз. Не рекомендуется делать это упражнение перед сном.



Приложение 4. Тест для самостоятельного заполнения.

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СТРЕССОМ?

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

Я чувствую себя счастливым

0

1

2

Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая к успокоительным таблеткам

0

1

2

Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощью к специалисту

0

1

2

Я склонен к грусти

2

1

0

Мне хотелось бы стать кем-нибудь другим

2

1

0

Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

Я легко расстраиваюсь

2

1

0



ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:

0-3 балла: вы умеете владеть собой

4-7 баллов: ваша способность владеть собой находится на среднем уровне, вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, позволяющие справляться со стрессом.

8 баллов и больше: вам трудно справляться со сложными жизненными ситуациями. Вам необходимо использовать эффективные методы совладания со стрессом, т.к. вы рискуете получать неудовлетворительные результаты вашего поведения, например, в итоге экзаменов.

12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!