СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антон Павлович Чехов. Мальчики

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антон Павлович Чехов. Мальчики»

טехов Антон Павлович  (1860-1904) Выполнила: Курбанова С. М. Учитель начальных классов  Гимназия Табасаранского района.

טехов Антон Павлович (1860-1904)

Выполнила: Курбанова С. М.

Учитель начальных классов Гимназия Табасаранского района.

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И написал этот рассказ А.П. Чехов.

Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И написал этот рассказ А.П. Чехов.

- Прочитайте название рассказа. - Как вы думаете о ком этот рассказ?

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете о ком этот рассказ?

Розвальни – низкие и широкие сани с  расходящимся по бокам облучком.

Розвальни – низкие и широкие сани с

расходящимся по бокам облучком.

рОзвальни

рОзвальни

 Башлык - суконный тёплый головной убор –  остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки.

Башлык - суконный тёплый головной убор –

остроугольный колпак с длинными концами,

надеваемый поверх шапки.

Башлык

Башлык

Башлык

Башлык

 Сюртук - род длинного двубортного пиджака,  обычно в талию.

Сюртук - род длинного двубортного пиджака,

обычно в талию.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное  животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык.

Бизон – крупное полорогое парнокопытное

животное с мягкой шерстью, дикий

североамериканский бык.

Пампасы –южноамериканские степи .

Пампасы –южноамериканские степи .

Мустанг - одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

Мустанг - одичавшая домашняя лошадь

североамериканских прерий.

Индейцы - общее название коренных племён и народностей древнего происхождения, населявших до появления европейцев Южную и Северную Америку.

Индейцы - общее название коренных племён

и народностей древнего происхождения,

населявших до появления европейцев Южную

и Северную Америку.

Москит - мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

Москит - мелкое двукрылое насекомое южных

стран, причиняющее болезненные укусы.

Чечевица - растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон выпуклые зёрна.

Чечевица - растение семейства бобовых,

а также его круглые, с двух сторон выпуклые

зёрна.

Плантация - большое хозяйство, в котором возделываются культуры.

Плантация - большое хозяйство, в котором

возделываются культуры.

Флигель - постройка с боку главного здания или дом во дворе большого здания.

Флигель - постройка с боку главного здания

или дом во дворе большого здания.

Приказчик - 1) наёмный служащий в торговом заведении, продавец 2) управляющий имением помещика.

Приказчик - 1) наёмный служащий в торговом

заведении, продавец

2) управляющий имением помещика.

Урядник – 1) в царской армии: казачий унтер-офицер; 2)и в царской России :нижний чин уездной  полиции.

Урядник – 1) в царской армии: казачий

унтер-офицер;

2)и в царской России :нижний чин уездной

полиции.

- Итак, куда же хотели сбежать мальчики? - Что взволновало вас при чтении рассказа? - К какому жанру относится это произведение? - Понравился ли вам этот рассказ? - Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда? - Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

- Итак, куда же хотели сбежать мальчики?

- Что взволновало вас при чтении рассказа?

- К какому жанру относится это произведение?

- Понравился ли вам этот рассказ?

- Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?

- Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

Какие герои являются  главными действующими лицами? Как сестры относились к Володе? Как автор относится к мальчикам? -Выскажите свое мнение примерами из текста. - В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?  - Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли? -  Правильно ли они поступили? Как вы оцениваете поступок мальчиков?  - Правильно ли поступили родители в этой ситуации?
  • Какие герои являются  главными действующими лицами?
  • Как сестры относились к Володе?
  • Как автор относится к мальчикам?
  • -Выскажите свое мнение примерами из текста.

- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи

отличаются, чем они похожи?

- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?

-  Правильно ли они поступили?

  • Как вы оцениваете поступок мальчиков?

- Правильно ли поступили родители в этой ситуации?

1. Первый приезд Володи. 2. Действие в столовой. 3. Действие в детской. 4. Диалог Чечевицына с Катей. 5. Девочки подслушивают разговор. 6. Прощание  с родными. 7. Диалог Чечевицына с Володей. 8. Поиск мальчиков. 9. Второй приезд Володи. 10. Отъезд Чечевицына

1. Первый приезд Володи.

2. Действие в столовой.

3. Действие в детской.

4. Диалог Чечевицына с Катей.

5. Девочки подслушивают разговор.

6. Прощание  с родными.

7. Диалог Чечевицына с Володей.

8. Поиск мальчиков.

9. Второй приезд Володи.

10. Отъезд Чечевицына

1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады). 2. Действие в столовой (Сравнение мальчиков). 3. Действие в детской (Обсуждение побега). 4. Диалог Чечевицына с Катей. 5. Девочки подслушивают разговор. 6. Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит). 7. Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи). 8. Поиски мальчиков (Напряженность действия). 9. Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи). 10. Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).

1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады).

2. Действие в столовой (Сравнение мальчиков).

3. Действие в детской (Обсуждение побега).

4. Диалог Чечевицына с Катей.

5. Девочки подслушивают разговор.

6. Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит).

7. Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).

8. Поиски мальчиков (Напряженность действия).

9. Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).

10. Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).

План характеристики героев произведения:  1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.   2. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения). 3. Речь героя 4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях, действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер героя? 5. Что общего между героями. 6. Что отличает двух героев.   7. Ваше отношение к данным персонажам. 8. Отношение автора к героям.   9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

План характеристики героев произведения:

1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они.  2. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения).

3. Речь героя

4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях,

действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер героя?

5. Что общего между героями.

6. Что отличает двух героев.  7. Ваше отношение к данным персонажам.

8. Отношение автора к героям.  9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

Характеристика Чечевицына Как появился Чечевицын в доме Королёвых?  - Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.  - Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?  - Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:  Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?  - Как он себя называет?  - А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет?  - С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой  Маши?  - Каким казался Чечевицын Кате и Соне?  - Почему он казался Кате и Соне героем?

Характеристика Чечевицына

  • Как появился Чечевицын в доме Королёвых? - Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. - Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? - Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос: Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? - Как он себя называет? - А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? - С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой

Маши? - Каким казался Чечевицын Кате и Соне? - Почему он казался Кате и Соне героем?

Характеристика Володи Королёва - Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега?  - Как вы думаете, Володя трусил?  - Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:  -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?  - Выберете какими чертами характера обладал Володя?  - А сейчас давайте поговорим об их поступке. -Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне?  - Зачитайте план побега.

Характеристика Володи Королёва

- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? - Как вы думаете, Володя трусил? - Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку? - Выберете какими чертами характера обладал Володя? - А сейчас давайте поговорим об их поступке.

-Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? - Зачитайте план побега.

Характеристика поступка - Что они приготовили для побега? Зачитайте.  - Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?  - Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?  - Могли ли сбыться их мечты?  - Чем закончился побег мальчиков?  -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?  - Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?  - Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

Характеристика поступка

- Что они приготовили для побега? Зачитайте. - Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия? - Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? - Могли ли сбыться их мечты? - Чем закончился побег мальчиков? -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе? - Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? - Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

Работа в парах. Составьте портрет героев.             пухл            добрый     худ угрюмый  некрасив малообщительный странный   бел              смугл  весёлый    трусливый легкомысленный             разговорчивый   странный  нерешительный              неустрашимый целеустремлённый Всё время о чём-то думает. Занят своими мыслями. Думает о родителях. Не думает о родителях.

Работа в парах. Составьте портрет героев.

           

пухл            добрый     худ угрюмый

некрасив малообщительный странный   бел              смугл

весёлый    трусливый легкомысленный            

разговорчивый   странный  нерешительный  

           неустрашимый целеустремлённый

Всё время о чём-то думает.

Занят своими мыслями.

Думает о родителях. Не думает о родителях.

Герои решились на побег, потому что:  1) Были смелыми и решительными 2) Были глупыми и самонадеянными 3) Мало знали и плохо представляли трудности пути 4) Не любили своих близких 5) Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными 6) Любили путешествовать и узнавать новое.

Герои решились на побег, потому что:

1) Были смелыми и решительными

2) Были глупыми и самонадеянными

3) Мало знали и плохо представляли трудности пути

4) Не любили своих близких

5) Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными

6) Любили путешествовать и узнавать новое.

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

-Какое качество необходимо, чтобы стать  целеустремленным?

-Какое качество необходимо, чтобы стать

целеустремленным?

Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

 По горизонтали  4. Куда Володя с другом собрались бежать?  6. Как звали пса?  8. Сколько лет старшей сестре Володи?  По вертикали  1. Сколько было сестёр у Володи?   2. Как звали самую младшую сестру Володи?   3. Кто был другом Володи?   5. Где ночевали Володя с другом, когда сбежали?   7. Фамилия Володи.  

По горизонтали 4. Куда Володя с другом собрались бежать? 6. Как звали пса? 8. Сколько лет старшей сестре Володи?

По вертикали 1. Сколько было сестёр у Володи?  2. Как звали самую младшую сестру Володи?  3. Кто был другом Володи?  5. Где ночевали Володя с другом, когда сбежали?  7. Фамилия Володи.  

Главная мысль рассказа Чехова «Мальчики» заключается в следующем:  прежде чем совершать необдуманные поступки, следует подумать о своих близких, уважать их чувства и не быть эгоистами .

Главная мысль рассказа Чехова «Мальчики» заключается в следующем:  прежде чем совершать необдуманные поступки, следует подумать о своих близких, уважать их чувства и не быть эгоистами .

С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке? Чем увлекались мальчики того времени? Какие подвиги хотели совершать? Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста. В чем главная мысль рассказа? Чему учит этот рассказ?
  • С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
  • Чем увлекались мальчики того времени?
  • Какие подвиги хотели совершать?
  • Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
  • В чем главная мысль рассказа?
  • Чему учит этот рассказ?
  Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей. Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий. Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.
  •   Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
  • Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
  • Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.
Мне удалось на уроке… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себя за … -С каким настроением заканчиваем урок?   

Мне удалось на уроке…

Мне понравилось…

Я порадовался за…

Я могу похвалить себя за …

-С каким настроением заканчиваем урок?