Чехов Антон Павлович (1860-1904)
Выполнила: Курбанова С. М.
Учитель начальных классов Гимназия Табасаранского района.
Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И написал этот рассказ А.П. Чехов.
- Прочитайте название рассказа.
- Как вы думаете о ком этот рассказ?
Розвальни – низкие и широкие сани с
расходящимся по бокам облучком.
рОзвальни
Башлык - суконный тёплый головной убор –
остроугольный колпак с длинными концами,
надеваемый поверх шапки.
Башлык
Башлык
Сюртук - род длинного двубортного пиджака,
обычно в талию.
Бизон – крупное полорогое парнокопытное
животное с мягкой шерстью, дикий
североамериканский бык.
Пампасы –южноамериканские степи .
Мустанг - одичавшая домашняя лошадь
североамериканских прерий.
Индейцы - общее название коренных племён
и народностей древнего происхождения,
населявших до появления европейцев Южную
и Северную Америку.
Москит - мелкое двукрылое насекомое южных
стран, причиняющее болезненные укусы.
Чечевица - растение семейства бобовых,
а также его круглые, с двух сторон выпуклые
зёрна.
Плантация - большое хозяйство, в котором
возделываются культуры.
Флигель - постройка с боку главного здания
или дом во дворе большого здания.
Приказчик - 1) наёмный служащий в торговом
заведении, продавец
2) управляющий имением помещика.
Урядник – 1) в царской армии: казачий
унтер-офицер;
2)и в царской России :нижний чин уездной
полиции.
- Итак, куда же хотели сбежать мальчики?
- Что взволновало вас при чтении рассказа?
- К какому жанру относится это произведение?
- Понравился ли вам этот рассказ?
- Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?
- Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.
- Какие герои являются главными действующими лицами?
- Как сестры относились к Володе?
- Как автор относится к мальчикам?
- -Выскажите свое мнение примерами из текста.
- В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи
отличаются, чем они похожи?
- Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
- Правильно ли они поступили?
- Как вы оцениваете поступок мальчиков?
- Правильно ли поступили родители в этой ситуации?
1. Первый приезд Володи.
2. Действие в столовой.
3. Действие в детской.
4. Диалог Чечевицына с Катей.
5. Девочки подслушивают разговор.
6. Прощание с родными.
7. Диалог Чечевицына с Володей.
8. Поиск мальчиков.
9. Второй приезд Володи.
10. Отъезд Чечевицына
1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады).
2. Действие в столовой (Сравнение мальчиков).
3. Действие в детской (Обсуждение побега).
4. Диалог Чечевицына с Катей.
5. Девочки подслушивают разговор.
6. Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит).
7. Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).
8. Поиски мальчиков (Напряженность действия).
9. Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).
10. Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).
План характеристики героев произведения:
1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Речь героя
4. Вспомни, в каких поступках, мыслях,
действиях, лучше всего раскрывается характер героя?
5. Что общего между героями.
6. Что отличает двух героев. 7. Ваше отношение к данным персонажам.
8. Отношение автора к героям. 9. Подумай и скажи, на какого героя тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить?
Характеристика Чечевицына
- Как появился Чечевицын в доме Королёвых? - Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. - Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына? - Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос: Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? - Как он себя называет? - А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? - С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой
Маши? - Каким казался Чечевицын Кате и Соне? - Почему он казался Кате и Соне героем?
Характеристика Володи Королёва
- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? - Как вы думаете, Володя трусил? - Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку? - Выберете какими чертами характера обладал Володя? - А сейчас давайте поговорим об их поступке.
-Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? - Зачитайте план побега.
Характеристика поступка
- Что они приготовили для побега? Зачитайте. - Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия? - Как представлял Чечевицын жизнь в Америке? - Могли ли сбыться их мечты? - Чем закончился побег мальчиков? -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе? - Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким? - Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?
Работа в парах. Составьте портрет героев.
пухл добрый худ угрюмый
некрасив малообщительный странный бел смугл
весёлый трусливый легкомысленный
разговорчивый странный нерешительный
неустрашимый целеустремлённый
Всё время о чём-то думает.
Занят своими мыслями.
Думает о родителях. Не думает о родителях.
Герои решились на побег, потому что:
1) Были смелыми и решительными
2) Были глупыми и самонадеянными
3) Мало знали и плохо представляли трудности пути
4) Не любили своих близких
5) Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
6) Любили путешествовать и узнавать новое.
-О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?
-Какое качество необходимо, чтобы стать
целеустремленным?
Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.
По горизонтали 4. Куда Володя с другом собрались бежать? 6. Как звали пса? 8. Сколько лет старшей сестре Володи?
По вертикали 1. Сколько было сестёр у Володи? 2. Как звали самую младшую сестру Володи? 3. Кто был другом Володи? 5. Где ночевали Володя с другом, когда сбежали? 7. Фамилия Володи.
Главная мысль рассказа Чехова «Мальчики» заключается в следующем: прежде чем совершать необдуманные поступки, следует подумать о своих близких, уважать их чувства и не быть эгоистами .
- С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
- Чем увлекались мальчики того времени?
- Какие подвиги хотели совершать?
- Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
- В чем главная мысль рассказа?
- Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
- Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
- Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.
Мне удалось на уроке…
Мне понравилось…
Я порадовался за…
Я могу похвалить себя за …
-С каким настроением заканчиваем урок?