СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены по принципу контрастных символов. Они противоположны и представляют собой «образы свободного человека». Ларра – герой-романтик в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, «презирает судей». Его приговаривают к «вечным мукам – бессмертию». Свобода Данко превращает его в Человека с большой буквы, «воплощением  крайней степени самопожертвования во имя ЛЮБВИ к людям».

Просмотр содержимого документа
«Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»»

Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»  Составитель: Загороднева И.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

Антонимичные образы-символы и их развитие в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль»

Составитель: Загороднева И.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов.

Композиция Автор использует ступенчатую композицию для решения главного вопроса о свободе от общества, свободе чувств и высшее выражение свободы – подвиг во имя людей. Таким образом, свобода и несвобода человека - это первые антонимичные символы. Первая часть –легенда о Ларре и третья -сказание о Данко как бы обрамляют историю жизни Изергиль (вторая часть рассказа). В этой связи главными антонимическими образами являются Ларра и Данко.

Композиция

  • Автор использует ступенчатую композицию для решения главного вопроса о свободе от общества, свободе чувств и высшее выражение свободы – подвиг во имя людей. Таким образом, свобода и несвобода человека - это первые антонимичные символы. Первая часть –легенда о Ларре и третья -сказание о Данко как бы обрамляют историю жизни Изергиль (вторая часть рассказа). В этой связи главными антонимическими образами являются Ларра и Данко.
Ларра Ларра- сын орла и земной женщины. Орёл – символ гордости, царственности. Именно таким был юноша. «Он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . Он презирал людей, считал себя избранным. За свою гордость и ледяное сердце Лаарра наказан одиночеством, «нет ему места среди людей». Природа в этой части произведения отражает происходящие события: тени, серо -чёрные цвета становятся предвестниками холода, одиночества, трагедии.

Ларра

  • Ларра- сын орла и земной женщины. Орёл – символ гордости, царственности. Именно таким был юноша. «Он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц» . Он презирал людей, считал себя избранным. За свою гордость и ледяное сердце Лаарра наказан одиночеством, «нет ему места среди людей». Природа в этой части произведения отражает происходящие события: тени, серо -чёрные цвета становятся предвестниками холода, одиночества, трагедии.
Данко Противопоставлен герою Данко. Это обычный, на первый взгляд, человек. Он счастлив рядом с людьми, он переполнен любовью к людям. И если изначально опять «тьма», «гнилой зев болота», то потом «сияет солнце, блестит трава в брильянтах дождя», «золотом сверкает река». Символична цветопись этой части: красный, золотой, огненный символизируют силу, мощь, страсть – черты характера Данко.

Данко

  • Противопоставлен герою Данко. Это обычный, на первый взгляд, человек. Он счастлив рядом с людьми, он переполнен любовью к людям. И если изначально опять «тьма», «гнилой зев болота», то потом «сияет солнце, блестит трава в брильянтах дождя», «золотом сверкает река». Символична цветопись этой части: красный, золотой, огненный символизируют силу, мощь, страсть – черты характера Данко.
Самый яркий образ– огненное сердце Данко. Сердце - это центр «зарождения эмоций и сосуд для души». И если Ларра был отвержен, то Данко становится лидером для племени, ему суждено вывести отчаявшихся людей к свету и гармонии. Но теперь пылающее любовью к людям, смелое сердце превращается в пепел, рассыпается искрами и угасает.
  • Самый яркий образ– огненное сердце Данко. Сердце - это центр «зарождения эмоций и сосуд для души». И если Ларра был отвержен, то Данко становится лидером для племени, ему суждено вывести отчаявшихся людей к свету и гармонии. Но теперь пылающее любовью к людям, смелое сердце превращается в пепел, рассыпается искрами и угасает.
Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия. Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко – камень вместо сердца у Ларры.
  • Бессмертие Ларры, отвергнутого людьми, стало его величайшим горем. Смерть Данко ради счастья людей становится началом его бессмертия. Отсюда в рассказе контрастные символические параллели: свет – тьма, солнце – болотный холод, огненное сердце Данко – камень вместо сердца у Ларры.
Старуха Изергиль В середине рассказа – повествование о жизни старухи Изергиль. Почему автор распорядился именно так, строя композицию своего произведения? Ответом на этот вопрос служит история главной героини. Старуха Изергиль прожила долгую и яркую жизнь. Она имела власть над многими людьми и пользовалась ими, «прожигая жизнь в удовольствиях и странствиях по свету». В ее жизни было все: страсть, любовь и ненависть, предательство и преданность до самой смерти. Сейчас , когда идет повествование, она не может точно сказать, правильно ли она жила? Нужна ли такая свобода человеку?

Старуха Изергиль

  • В середине рассказа – повествование о жизни старухи Изергиль. Почему автор распорядился именно так, строя композицию своего произведения? Ответом на этот вопрос служит история главной героини. Старуха Изергиль прожила долгую и яркую жизнь. Она имела власть над многими людьми и пользовалась ими, «прожигая жизнь в удовольствиях и странствиях по свету». В ее жизни было все: страсть, любовь и ненависть, предательство и преданность до самой смерти. Сейчас , когда идет повествование, она не может точно сказать, правильно ли она жила? Нужна ли такая свобода человеку?
Старуха Изергиль – обычный человек, «со своими страстями и бедами», не обреченая на вечные скитания, как Ларра. Но она и не умерла, как Данко. Она посредник между отвергнутым людьми и тем, кто готов отдать за них жизнь.
  • Старуха Изергиль – обычный человек, «со своими страстями и бедами», не обреченая на вечные скитания, как Ларра. Но она и не умерла, как Данко. Она посредник между отвергнутым людьми и тем, кто готов отдать за них жизнь.
Символичны имена героев. Имя «Ларра» – значит «отверженный», «изгой». «Лары» – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Поэтому символично в рассказе убийство девушки Ларрой. «Данко» в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». Действительно, Данко отдает часть себя, Ларра живет, чтобы брать и «оставаться целым». Символично и имя старухи. «Изергиль» - дерево, основа знаний, три корня которого протянулись к царству мертвых, божествам и людям. Это основа мира, на которой держится человеческая жизнь.
  • Символичны имена героев. Имя «Ларра» – значит «отверженный», «изгой». «Лары» – это духи, которым в языческие времена люди приносили жертвы. Поэтому символично в рассказе убийство девушки Ларрой. «Данко» в переводе в еврейского значит «Бог – моя сила». Это имя созвучно со словами «дать», «дающий», «дань». Действительно, Данко отдает часть себя, Ларра живет, чтобы брать и «оставаться целым». Символично и имя старухи. «Изергиль» - дерево, основа знаний, три корня которого протянулись к царству мертвых, божествам и людям. Это основа мира, на которой держится человеческая жизнь.
Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены по принципу контрастных символов. Они противоположны и представляют собой «образы свободного человека». Ларра – герой-романтик в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, «презирает судей». Его приговаривают к «вечным мукам – бессмертию». Свобода Данко превращает его в Человека с большой буквы, «воплощением крайней степени самопожертвования во имя ЛЮБВИ к людям».
  • Образы Ларры и Данко в рассказе М. Горького построены по принципу контрастных символов. Они противоположны и представляют собой «образы свободного человека». Ларра – герой-романтик в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, «презирает судей». Его приговаривают к «вечным мукам – бессмертию». Свобода Данко превращает его в Человека с большой буквы, «воплощением крайней степени самопожертвования во имя ЛЮБВИ к людям».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!