ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ВОСХОЖДЕНИЕ»
РАССМОТРЕНО на заседании ГМО учителей дефектологов Протокол от «30» 08. 2023 года № 1 Руководитель городского методического объединения _______________Л.Н.Смолякова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ И.О. Чавунова «31» 08.2023 года | УТВЕРЖДЕНО Директор ГОУ ЛНР «УВК «Восхождение» ______________ Л.И. Чичерина Приказ №____«01» 09. 2023 года |
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
(вариант 2)
коррекционно-развивающего предмета:
«Альтернативная коммуникация»
ученика 7 класса
Резника Михаила
Составитель:
Морозова Виктория Владимировна
Алчевск 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 2), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Целью программы «Альтернативная коммуникация» является формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Основными задачами коррекционной работы являются:
выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства.
В соответствии с учебным планом рабочая программа коррекционно-развивающего предмета "Альтернативная коммуникация " в 7 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Коммуникация с использованием невербальных средств.
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики. Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием технических устройств. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки. Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях с использованием пошагового коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).
2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации.
Импрессивная речь. Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, обучающихся класса, педагогических работников. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за). Понимание простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (обучающихся класса, педагогических работников класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы).
Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно). Использование напечатанного слова (электронного устройства) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой). Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй). Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства). Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).
3. Чтение и письмо.
Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возрасту житейских задач.
Узнавание, называние, использование соответствующих доступных средств коммуникации для передачи сообщения.
Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека, буквы; чтение простого гласного слога.
Выполнение графических действий с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов), копирование с образца отдельных букв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
_________________________________________________________________________________________________________________________
7 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
Раздел 1. Коммуникация с использованием невербальных средств. |
1.1 | «Привет!», «Пока!». Понимание ситуации приветствия, прощания. Жест: «приветствие», «прощание». | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
1.2 | «Да», «нет». | 1 | 0 | | https://ikp-rao.ru |
1.3 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Занятие». | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
1.4 | Использование мимики и жеста как средства коммуникации. | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
Итого по разделу | 4 | |
Раздел 2. Развитие речи средствами невербальной коммуникации. |
2.1 | Понимание слов, обозначающих предметы и объекты, действия предмета, признак предмета, признак действия, | 8 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
2.2 | Сравнение предметов по величине. | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
2.3 | Понимание слов, обозначающих число и количество предметов. | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
Итого по разделу | 10 | | | |
Раздел 3. Чтение и письмо. |
3.1 | Составление простых предложений с использованием графических изображений. | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
3.2 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
3.3 | Написание буквы (слога, слова, предложения). | 1 | 0 | 0 | https://ikp-rao.ru |
Итого по разделу | 3 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 17 | | | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
_________________________________________________________________________________________________________________________
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы | По плану | По факту |
1 | «Привет!», «Пока!». Понимание ситуации приветствия, прощания. Жест: «приветствие», «прощание». | 1 | 0 | 0 | 20.09 | | https://ikp-rao.ru |
2 | «Да», «нет». | 1 | 0 | 0 | 04.10 | | https://ikp-rao.ru |
3 | Коммуникативное взаимодействие по теме «Занятие». Понимание понятий «сидеть», «слушать», «смотреть» и др. | 1 | 0 | 0 | 18.10 | | https://ikp-rao.ru |
| I четверть | | | | | | |
4 | Использование мимики и жеста как средства коммуникации. | 1 | 0 | 0 | 08.11 | | https://ikp-rao.ru |
5 | Понимание простых предложений. | 1 | 0 | 0 | 22.11 | | https://ikp-rao.ru |
6 | Понимание слов, обозначающих названия членов семьи, имена членов семьи и педагогов . | 1 | 0 | 0 | 06.12 | | https://ikp-rao.ru |
7 | Понимание слов, обозначающих предметы и объекты. | 1 | 0 | 0 | 20.12 | | https://ikp-rao.ru |
| II четверть | | | | | | |
8 | Понимание слов, обозначающих действия предмета. | 1 | 0 | 0 | 10.01 | | https://ikp-rao.ru |
9 | Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). | 1 | 0 | 0 | 24.01 | | https://ikp-rao.ru |
10 | Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо и др.). | 1 | 0 | 0 | 07.02 | | https://ikp-rao.ru |
11 | Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). | 1 | 0 | 0 | 21.02 | | https://ikp-rao.ru |
12 | Человек. Части тела. Узнавание предмета по частям и соотнесение с предметом. | 1 | 0 | 0 | 06.03 | | https://ikp-rao.ru |
13 | Сравнение предметов по величине. Игра «Один-много». | 1 | 0 | 0 | 20.03 | | https://ikp-rao.ru |
| III четверть | | | | | | |
14 | Понимание слов, обозначающих число и количество предметов. | 1 | 0 | 0 | 10.04 | | https://ikp-rao.ru |
15 | Составление простых предложений с использованием графических изображений. | 1 | 0 | 0 | 24.04 | | https://ikp-rao.ru |
16 | Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий. | 1 | 0 | 0 | 15.05 | | https://ikp-rao.ru |
17 | Написание буквы (слога, слова, предложения). | 1 | 0 | 0 | 29.05 | | https://ikp-rao.ru |
| IV четверть | | | | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубоко умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью. - М.: В. Секачёв, ТЦ «Сфера», 2007.
Е.А.Стребелева. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога. Москва ВЛАДОС. 2005.
Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития. Путешествие в мир окружающих предметов. М.: ВЛАДОС, 2004.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.-208 с
Программа образования учащихся с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, СПб ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://ikp-rao.ru