СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АООП рабочая программа "Изобразительное искусство" вариант 7.2 (1 дополнительный класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).

Просмотр содержимого документа
«АООП рабочая программа "Изобразительное искусство" вариант 7.2 (1 дополнительный класс)»

Приложение к АООП

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖНЕ-ЧУЛЫМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА







СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ



Заместитель директора по УВР Директор школы _______/ _________ /

________ /__________./ Приказ от «___»_____201__г. №___











Рабочая программа по

«Изобразительному искусству»



начальное общее образование





Составитель:

Ластович Марина Михайловна.

Учитель начальных классов.

высшая категория.







2017 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Изобразительное искусство» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование навыков преобразовательной деятельности, усвоение социального и культурного опыта, а также на коррекцию недостатков познавательной деятельности, регуляции, совершенствование общей и мелкой моторики, коммуникативных навыков получающих образование в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2).

Цели:

  • создание условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого, социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации в обществе;

  • приобретение первоначального опыта изобразительной деятельности на основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к искусству и людям творческих профессий.


Задачи:

  • формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;

  • формирование эстетических чувств, умений видеть и понимать красивое, дифференцировать «красивое» от «некрасивого», умения высказывать оценочные суждения о произведениях искусства;

  • формирование умения выражать собственные мысли и чувства от воспринятого, делиться впечатлениями, достаточно адекватно используя терминологическую и тематическую лексику;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, рисунке, живописи, скульптуре, дизайна и др.), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

  • воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

  • формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

  • овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.













































ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Предмет «Изобразительное искусство» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– организовать себя на рабочем месте (расположение предметов для рисования и пр.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

– в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

– в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации проявляется:

– в понимании роли изобразительного искусства в трансляции культурного наследия;

– в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются:

– в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;

– в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

При изучении предмета «Изобразительное искусство» достигаются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

    • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как позитивные (приносящие приятные ощущения себе и окружающим) или негативные (приносящие неприятные ощущения либо себе, либо окружающим);

    • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять свое отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

    • проявлять интерес к отдельным видам предметно-практической, творческой, изобразительной деятельности;

    • определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

    • знать основные моральные нормы поведения, техники безопасности;

    • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.


Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство»  являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • работать по предложенному учителем плану;

  • отличать верно выполненное задание от неверного;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;

    • определять и формулировать цель выполнения заданий в жизненных ситуациях под руководством учителя;

    • понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

    • определять план выполнения заданий, в жизненных ситуациях под руководством учителя;

    • учиться высказывать свое предположение (версию) о предполагаемом результате действий на основе работы;

    • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания способов;

    • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на пошаговую инструкцию, образцы, рисунки;

    • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.


Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

  • ориентироваться в пространстве класса и на плоскости;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, от родных, близких, друзей, других информационных источников;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т. д.);

    • ориентироваться в задании и инструкции: определять умения, которые будут необходимы, для выполнения задания или инструкции на основе изучения данного раздела;

    • отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в пространстве;

    • сравнивать, группировать предметы, объекты: находить общее и различие;

    • понимать знаки, символы, модели, схемы, используемые на уроках;

    • анализировать объекты творчества с выделением их существенных признаков;

    • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • обобщать – выделять класс объектов по заданному признаку.


Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • пользоваться языком изобразительного искусства;

  • слушать и понимать высказывания собеседников;

  • согласованно работать в группе, договариваться с партнерами и приходить к общему решению;

  • отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, участвовать в диалоге на уроке;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, извиняться;

  • принимать участие в коллективных работах, работах парами и группами;

  • контролировать свои действия при совместной работе;

  • осуществлять работу над проектом (думать, рассуждать вслух, спорить, делиться своим жизненным опытом, разбираться в предлагаемом задании, способах его выполнения, выстраивать цепочку своих практических действий).


Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • развитие эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, дифференцировать красивое от «некрасивого», воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к произведениям искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и др.);

  • умение воспринимать и выделять в окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты, выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное отношение;

  • овладение практическими умениями самовыражения средствами изобразительного искусства.

Предметные результаты в 1 классе проявляются умениями:

  • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш, фломастер, кисть, пользоваться баночкой для воды;

  • выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

  • обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги;

  • закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

  • составлять простые узоры из геометрических фигур и других элементов орнамента;

  • изображать предметы окружающей действительности;

  • понимать три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

  • правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

  • владение элементарными правилами смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;

  • правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира;

  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

  • применять элементы декоративного рисования.












СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Предмет «Изобразительное искусство» является неотъемлемой частью образования младших школьников с ЗПР и имеет важное коррекционно-развивающее значение. Творчество художников выступает как мощное средство эстетического воспитания. Изобразительная деятельность способствует коррекции недостатков аналитико-синтетической деятельности мышления, позволяет совершенствовать произвольную регуляцию деятельности, речевое планирование, а также преодолевать несовершенство ручной моторики, пространственных представлений, зрительно-моторной координации. Собственная изобразительная деятельность позволяет ребенку выражать свои эмоции и чувства, овладевать навыками символизации, что поднимает психическое развитие на качественно новую ступень.

Изучение предмета «Изобразительное искусство»:

  • способствует коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • формирует умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • учит ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • способствует исправлению недостатков моторики и совершенствованию зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

  • формирует у учащихся знания элементарных основ реалистического рисунка, навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

  • знакомит учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывает активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

  • развивает у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.


В ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР выделены разделы:

Виды художественной деятельности (восприятие произведений искусства, рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство).

Азбука искусства. Как говорит искусство? (композиция, цвет, линия, форма, объем, ритм).

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? («Земля – наш общий дом», «Родина моя – Россия», «Человек и человеческие взаимоотношения», «Искусство дарит людям красоту».

Опыт художественно-творческой деятельности.

Таким образом, запланированное содержание учебной программы полностью соответствует таковому в ООП НОО. Однако без адаптации к возможностям обучающихся с ЗПР освоить им его невозможно.

Предмет «Изобразительное искусство» в образовании обучающихся с ЗПР тесно связан с другими образовательными областями и является одним из основных средств реализации деятельностного подхода как процесса организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающего овладение ими содержанием образования.

Уроки изобразительного искусства способствуют формированию личности обучающегося, воспитанию у него положительных навыков и привычек, вносят свой вклад в формирование универсальных учебных действий (УУД) и сферы жизненной компетенции..



МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В учебном плане предмет «Изобразительное искусство» является составляющей обязательной части. Предмет изучается все 5 лет обучения. На его реализацию первые два года отводится по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях. (1 кл.(доп.) – 33 ч., 1 кл. – 33 ч., 2-4 кл. -34 ч.)



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


«Виды художественной деятельности». Особенности художественного творчества: художника и зритель. Отношение к природе, человеку и обществу в художественных произведениях. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства.

«Азбука искусства». Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, мелки, кисти, краски. Приёмы работы с различными графическими материалами. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных, их общие и характерные черты. Владение цветом, как основой языка живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Истоки декоративно­прикладного искусства. Орнаменты в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.

Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ, линия горизонта, ближе  – больше, дальше  – меньше. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Практическое овладение основами цветоведения, изучение основных и составных цветов, тёплых и холодных смешанных оттенков. Понимание приемов изображения линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие, штрих, пятно) как средства передачи эмоционального состояния природы, человека, животного.

Освоение приемов изображения разнообразных простых форм предметного мира и передача их на плоскости.

«Значимые темы искусства» (Земля – наш общий дом). Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу.

«Опыт художественно-практической деятельности». Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.










































Тематическое планирование рабочей программы по «Изобразительному искусству» программа 7.2. (1 кл. (доп.))



п/п

Название темы (разделы)

Содержание темы

(раздела)

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УД)

Кол-во часов

Контр.

раб

Практические,

лабораторные работы или тесты

1

Виды художественной деятльности

Художник. Инструменты и материалы, которыми работает художник.

Пятно. Линии. Игровые графические упражнения(Прямые, вертикальные линии)

Игровые графические упражнения (дугообразные линии).Рассматривание иллюстраций, картин.

Раскрашивание по контуру.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-

конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Овладение элементарными навыками лепки и бумаго-пластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художествен-

ном конструировании. Использование

в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков,

туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

8



2

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Рисование предметов различной формы (круг, овал). Рисование предметов различной формы. (прямоугольник, треугольник). Рисование предметов разной величины.

Праздничные флажки

Новогодние игрушки

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом,

объемом, фактурой. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна,

объема, фактуры материала.


7 ч.



3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Краски времен года. Зима. Снеговичок.

Настроение.

Что вокруг нас

Как видит искусство?

Дымковские узоры

Украшение посуды

Открытка для папы.

Поздравление для мамы

Хохломские узоры.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Создание моделей предметов бытового

окружения человека. Участие в обсуждении


10 ч.



4

Опыт художественно-­творческой деятельности

Тематический рисунок. Иллюстрация к сказке. Украшение предметов быта, одежды.


Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-

конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Овладение элементарными навыками лепки и бумаго-пластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художествен-

ном конструировании. Использование

в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков,

туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

8 ч.





Итого


33 ч.





























РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения

учителей ___________________.

протокол от «______»________________201_ года №_____



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР______________/________________/ «_____»_____________201__г.





Календарно-тематическое планирование 1 класс (доп)

Дата проведения урока

Тема урока

план

факт

Виды художественной деятельности (8 ч).

1



Инструктаж по т/б. Художник

2



Инструменты и материалы, которыми работает художник.

3



Пятно

4



Линии

5



Линии. Игровые графические упражнения(Прямые, вертикальные линии)

6



Линии. Игровые графические упражнения (дугообразные линии)

7



Рассматривание иллюстраций, картин.

8



Раскрашивание по контуру.

Азбука искусства. Как говорит искусство? (7 ч)

9



Рисование предметов различной формы (круг, овал).

10



Рисование предметов различной формы (круг, овал).

11



Рисование предметов различной формы. (прямоугольник, треугольник).

12



Рисование предметов различной формы. (прямоугольник, треугольник).

13



Рисование предметов разной величины.

14



Праздничные флажки

15



Новогодние игрушки

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (10 ч)

16



Краски времен года. Зима.

17



Снеговичок.

18



Настроение.

19



Что вокруг нас

20



Как видит искусство?

21



Дымковские узоры

22



Украшение посуды

23



Открытка для папы.

24



Поздравление для мамы

25



Хохломские узоры.

Опыт художественно-­творческой деятельности (8ч).

26



Тематический рисунок.

27



Тематический рисунок.

28



Иллюстрация к сказке.

29



Иллюстрация к сказке.

30



Иллюстрация к сказке.

31



Украшение предметов быта, одежды.

32



Украшение предметов быта, одежды.

33



Украшение предметов быта, одежды.

Итого:

33 часа




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!