СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП для дошкольника с ОВЗ категории НОДА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, представленный на вебинаре портала МЕРСИБО   Милюковой Н.В., оптимизирует работу специалистов по составлению  индивидуальной программы обучения и развития ребёнка с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«АОП для дошкольника с ОВЗ категории НОДА»

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП) Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
  • комбинированной группы (в условиях интеграции);

I. Общие сведения

Дата поступления в образовательную организацию: 1 сентября 2015 г.

Дошкольная группа:
  • старшая группа;

Режим пребывания:
  • группа полного дня;

Сопровождение тьютора:
  • есть, временное;

Заключение и рекомендации ПМПК

Рекомендации для реализации права на образование:
  • нуждается в создании специальных условий, связанных с реализацией АООП дошкольного возраста;

Образовательная программа:
  • основная образовательная программа дошкольного образования с коррекционным разделом;

Конкретизация категории ОВЗ:
  • ПрАООП ДО для детей с НОДА

Психолого-педагогическая характеристика

  • Внешний вид ребёнка: Опрятная, с маловыразительной мимикой

  • Исследование движений и действий: Моторная неловкость

  • Состояние эмоционально-волевой сферы: Быстро истощается, эмоциональная

  • Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Нарушено восприятие и пространственные представления

  • Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: Фрагментарные

  • Особенности речевой деятельности: Простая фраза, нарушения произношения и мелодики

  • Состояние игровой деятельности: Процессуальная

  • Состояние продуктивной деятельности: Плохо сформированы операциональные умения

Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие)

Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с НОДА

Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП

Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков двигательной деятельности, познавательной, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии.

II. Специфика индивидуального образовательного маршрута Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой) Материально-технические условия:
  • Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.

Архитектурная среда и учебное пространство
  • Внутренний и внешний пандус.

  • Пространство для передвижения коляски.

  • Специально оборудованные туалеты (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны), адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов

  • Специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола, система БОС

Специальное оборудование

Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимф минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

  • средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);

  • коврики, мягкие маты, оборудование сенсорной комнаты для релаксации;

  • специальные магниты и кнопки, крепящие тетрадь на столе; специальные приборы для обучения (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки (с дополнительным грузом, снижающие проявление тремора при письме), утяжелители для рук), специальные игрушки и тренажеры для развития манипулятивных функций рук («Психомоторика», «Бомболео» и др.); вспомогательные средства для рисования

Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.

Режим пребывания ребенка в ОУ

  • Четыре раза в неделю, полный день

Соматическое состояние

  • Четвертая группа здоровья

Рекомендации специалистов медицинского профиля

  • показаны занятия ЛФК и охранительный режим

Взаимодействие специалистов ОУ

  • Рекомендована тьюторская поддержка

  • Рекомендованы занятия с учителем-логопедом

  • Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом

  • Рекомендованы занятия с педагогом-психологом

  • Рекомендованы занятия ЛФК



III. Индивидуальная образовательная программа Модуль 3.1. Комплексирование программ 3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
  • Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева

3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
  • ПрАООП ДО для детей с НОДА

3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
  • Образовательная программа дошкольного образования «Диалог» / Под ред. О.Л. Соболевой, О.Г. Приходько

3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
  • Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.

  • Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., Академия. 2001.

  • Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.

Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ: 3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей на основе

Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо

3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Ребенок адаптируется в условиях группы

Азбука для мальчиков

Болтушки-хохотушки

Все гости к нам

3



Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека.

Отважный Фридрих

Дедушка в аэропорту

3



Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми.

Капризная Марта

Именины у Кристины

4



Сам вступает в общение, использует вербальные средства.

Бюро находок

4



2 этап организации образовательной деятельности

Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого.

Кто прав?

Хитрые вопросы

2



В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер

Болотная свадьба

Угадай профессию

3



Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого.

Рюкзак туриста

Королевский указ

3



3 этап организации образовательной деятельности

Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы

5 хороших дел

Кушать подано

4



Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях

Весёлый город

Наши превращения

4



Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого.

Рабочий инструмент

Моя халва

5





3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы.

Эхо в горах

2



Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов.

Рабочий инструмент

Фея

Снеговик-слоговик

4



Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке.

Артикуляционная гимнастика

Болтушки-хохотушки

Лишний слог

Какэточитать

2



Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы.

Корзинка для бабушки

Твоё ТВ

3



Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок.

Сыщик идёт по следу - 1

Приключения Буратино - 1

2



2 этап организации образовательной деятельности

Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы).

Удар-гол

Сказочная ошибка

2



Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения.

Бюро находок

4



Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»

Бабушкины запасы

4



Повторяет двустишья и простые потешки.

Азбука для мальчиков

Мечта поэта

3



3 этап организации образовательной деятельности

Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами.

В гостях у сказки

Танцы с папуасами

3



Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры

Бабушкины запасы

3



Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания

Бюро находок

Прогулки с привидениями

3



Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия

Птенцы в беде

Попугай

Аленький цветочек

Весёлые рыбаки!

4



Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой

Срочная почта

Фигурное катание

В гостях у Джинна

Богатый улов

Все гости к нам

2





3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут.

Кто лишний?

3



Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя».

Дружные гусеницы

Болотная свадьба

Пират и клад

4



Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы.

Бобр добр

Беличий переполох

Весёлый курятник

3



Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд

На горном склоне

Карибский круиз

3



2 этап организации образовательной деятельности

На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры

Тряпки по порядку

Бюро находок

Прятки под шапкой

Сейф с секретом

4



Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения

Звонок другу

Магазин игрушек

Как считают индейцы

Как вычитают индейцы

Диета для Обжоры

2



Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора.

Отпадный пряник

Фокус-покус

2



3 этап организации образовательной деятельности

Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.

День Барона

Поезд-неделька

12 месяцев

3



Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).

Что сначала?

Беличий переполох

3



Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования

12 месяцев

Чудеса на полянке

Пират и клад

3



Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над.

Рюкзак туриста

Фея

Королевский указ

3





3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации.

Ворона и лисица

3



Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам.

Таинственная картина

4



Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности

Незаконченная картина

4



Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует.

Любовь-морковь

Мечта поэта

4



2 этап организации образовательной деятельности

Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку.

Не будить до весны

Привет планетам

4



Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор

Ленивый богатырь

Лабиринты Али-Бабы

3



Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.).

Невнимательный художник

2



3 этап организации образовательной деятельности

Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности.

Вокруг мира на плоту

Сладкий дом

3



С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах.

Ручные привидения

Музыкальная школа

2



Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен.

Слогодэнс

3





3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие

Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

Мониторинг детского развития

Начало года

Середина года

Конец года

1 этап организации образовательной деятельности

Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя).

Дорожные работы

2



Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования.

Новосёл

2



2 этап организации образовательной деятельности

Практически ориентируется и перемещается в пространстве.

Фея

3



Принимает активное участие в подвижных играх с правилами.

Древний спорт

2



Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений.

Ручные привидения

Бежит-лежит

3



3 этап организации образовательной деятельности

Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма

Болтушки-хохотушки

Ловкая Л

2



Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Железный Дровосек

Древний спорт

3



3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП

ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.

Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится

Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка

Задачи

Методические приемы и используемые технологии

Нарушения мелкой моторики

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

  • Формирование предметно-игровых действий.

  • Игры с мелкими предметами в условиях семейного воспитания и обучения.

  • Включение заданий по развитию мелкой моторики в индивидуальные занятия с логопедом.

Быстрая истощаемость

Все образовательные области

  • Формирование охранительного режима в режимных моментах и процессах группы

  • Учет состояния работоспособности ребенка во время выполнения групповых и индивидуальных заданий

  • Охранительный режим

  • Введение дополнительной физкультурной минутки

  • Выполнение заданий в парах

  • Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками

Нарушения внимания

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Физическое развитие»

  • Освоения опыта совместно-последовательных и совместно-распределенных форм образовательной деятельности со сверстниками

  • Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя

  • Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога

  • Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия

Нарушения памяти

ОО «Речевое развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

  • Расширение объема двигательной памяти

  • Формирование взаимосвязи между процессами запоминания и воспроизведения речевого материала на основе движений и приемов мнемотехники

  • Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями

  • Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом

  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо

Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления

ОО «Познавательное развитие»

  • Развитие наглядно-действенного мышления

  • Развитие наглядно-образного мышления

  • Развитие образно-логического мышления

  • Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо

  • Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления

  • Формирование опыта исследовательской деятельности

Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец

  • Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему

  • Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями

  • Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями

3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)

Направление работы

Кол-во занятий в неделю

Количество занятий (часов) в год

Форма проведения

Ф.И.О. специалиста

Педагогическая помощь

  • 2 занятия в неделю

  • 72 занятия (учебных часов) в год

  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

  • Практикумы по социально-бытовой ориентировке и самообслуживанию

Воспитатели:

Дурыкина О.Н.

Манина М.Д.

Коррекционно-педагогическая помощь

  • 2 занятия в неделю

  • 72 занятия (учебных часов) в год

  • Индивидуально-совместные занятия (в паре)

  • Подгрупповые занятия

Учитель-дефектолог:

Таджмахалова О.К.

Тьютор:

Котов И.Е.

Психологическая помощь

  • 1 занятие в неделю

  • 36 занятий (учебных часов) в год

  • Индивидуальные занятия

Психолог:

Умнова Е.Е.

Логопедическая помощь

  • 1 занятие в неделю

  • 36 занятий (учебных часов) в год

  • Индивидуальные занятия

Логопед:

Веревкина И.П.

Музыкальные занятия

  • 1 занятие в неделю

  • 36 занятий (учебных часов) в год

  • Индивидуальные занятия

  • Подгрупповые занятия

Музыкальный руководитель:

Кислова Е.А.

Физкультурные занятия

  • 1 занятие в неделю

  • 36 занятий (учебных часов) в год

  • Индивидуальные занятия

  • Подгрупповые занятия

Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК:

Зарянкина А.В.

IV. Программа сотрудничества с семьей

Задачи

Мероприятия

Срок проведения и ответственный

Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики

  • Родительские собрания

  • Корректировка ИОМ и ИОП

Сентябрь, февраль, май

Воспитатели, специалисты

Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми

  • Родительские собрания

  • Индивидуальные консультации

В течение года

Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист

Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников

  • Организация работы адаптационной площадки на прогулке

  • Организация совместных праздников и досугов

В течение года

Тьютор, педагог-психолог, методист

Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми

  • Родительские собрания

  • Индивидуальные консультации

В течение года

Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля

Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе

  • Тренинги по подготовке детей к общению и обучению в условиях школы

В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе

Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля

V. Мониторинг индивидуального развития 5.1Б. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами

Освоение образовательных областей

Оценка родителями

Оценка воспитателями

Оценка специалистами коррекционного профиля

ОО «Физическое развитие»


2.4


ОО «Познавательное развитие»



3

ОО «Речевое развитие»



2.9

ОО «Социально-коммуникативное развитие»


3.5


ОО «Художественно-эстетическое развитие»


3.3


Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования




5.2. Итоговый контроль

"Согласовано"

Методист _________________________ ФИО

Воспитатели: ___________________ Дурыкина О.Н. ___________________ Манина М.Д.

Педагог-психолог: ___________________ Умнова Е.Е.

Специалист коррекционного профиля (логопед): ___________________ Веревкина И.П.

Специалист коррекционного профиля (дефектолог): ___________________ Таджмахалова О.К.

С результатами работы за год ознакомлен
Родитель: ___________________ Ирина Николаевна Павлова Виктор Иванович Павлов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!