Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП) Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях:
I. Общие сведения
Дата поступления в образовательную организацию: 1 сентября 2015 г.
Дошкольная группа:
Режим пребывания:
Сопровождение тьютора:
Заключение и рекомендации ПМПК | Рекомендации для реализации права на образование: Образовательная программа: Конкретизация категории ОВЗ: |
Психолого-педагогическая характеристика | Внешний вид ребёнка: Опрятная, с маловыразительной мимикой Исследование движений и действий: Моторная неловкость Состояние эмоционально-волевой сферы: Быстро истощается, эмоциональная Состояние психических процессов и познавательной деятельности: Нарушено восприятие и пространственные представления Изучение представлений о ближайшем окружении, об окружающем мире: Фрагментарные Особенности речевой деятельности: Простая фраза, нарушения произношения и мелодики Состояние игровой деятельности: Процессуальная Состояние продуктивной деятельности: Плохо сформированы операциональные умения |
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка (полугодие) | Освоение ребенком примерной ООП дошкольного образования, вариативной ООП Образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / Под редакцией В.Т. Кудрявцева , а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП ДО для детей с НОДА |
Общие задачи на период реализации ИОМ и ИОП | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков двигательной деятельности, познавательной, организации эмоционально-волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой) Материально-технические условия:
Рабочее место должно обеспечивать комфортное и удобное положение ребенка в пространстве, создавать условие для полноценного восприятия и организации его активных действий. Это и комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.
Архитектурная среда и учебное пространство
Внутренний и внешний пандус.
Пространство для передвижения коляски.
Специально оборудованные туалеты (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны), адаптированные туалеты, включающие в себя кушетки для смены памперсов
Специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола, система БОС
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимф минифланелеграфы с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.
средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки);
коврики, мягкие маты, оборудование сенсорной комнаты для релаксации;
специальные магниты и кнопки, крепящие тетрадь на столе; специальные приборы для обучения (увеличенные в размерах ручки и специальные накладки к ним, утяжеленные ручки (с дополнительным грузом, снижающие проявление тремора при письме), утяжелители для рук), специальные игрушки и тренажеры для развития манипулятивных функций рук («Психомоторика», «Бомболео» и др.); вспомогательные средства для рисования
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно-педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ | |
Соматическое состояние | |
Рекомендации специалистов медицинского профиля | |
Взаимодействие специалистов ОУ | Рекомендована тьюторская поддержка Рекомендованы занятия с учителем-логопедом Рекомендованы занятия с учителем-дефектологом Рекомендованы занятия с педагогом-психологом Рекомендованы занятия ЛФК |
III. Индивидуальная образовательная программа Модуль 3.1. Комплексирование программ 3.1.1. Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
3.1.2. Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
3.1.3. Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
3.1.4. Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
Программа воспитания и обучения дошкольников с церебральным параличом / Сост. Н.В. Симонова. – М. 1987.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., Академия. 2001.
Данилова Л.А., Стока К., КАзицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе: Методические рекомендации для учителей и родителей. – СПб., 1997.
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ: 3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей на основе
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития |
Начало года | Середина года | Конец года |
1 этап организации образовательной деятельности |
Ребенок адаптируется в условиях группы | Азбука для мальчиков Болтушки-хохотушки Все гости к нам | 3 | | |
Выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям человека. | Отважный Фридрих Дедушка в аэропорту | 3 | | |
Эмоциональные контакты с взрослыми и сверстниками становятся более устойчивыми. | Капризная Марта Именины у Кристины | 4 | | |
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | Бюро находок | 4 | | |
2 этап организации образовательной деятельности |
Стремится к общению со сверстниками в быту и в игре под руководством взрослого. | Кто прав? Хитрые вопросы | 2 | | |
В игре соблюдает элементарные правила, выполняет ролевые действия, носящие условный характер | Болотная свадьба Угадай профессию | 3 | | |
Замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого. | Рюкзак туриста Королевский указ | 3 | | |
3 этап организации образовательной деятельности |
Осваивает культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, соответствующие возрастным возможностям, ориентируясь на образец и словесные просьбы | 5 хороших дел Кушать подано | 4 | | |
Выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми; участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях | Весёлый город Наши превращения | 4 | | |
Использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, действует с ними с незначительной помощью взрослого. | Рабочий инструмент Моя халва | 5 | | |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития |
Начало года | Середина года | Конец года |
1 этап организации образовательной деятельности |
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | Эхо в горах | 2 | | |
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | Рабочий инструмент Фея Снеговик-слоговик | 4 | | |
Произносит простые по артикуляции звуки, легко воспроизводит звуко-слоговую структуру двух-трехсложных слов, состоящих из открытых, закрытых слогов, с ударением на гласном звуке. | Артикуляционная гимнастика Болтушки-хохотушки Лишний слог Какэточитать | 2 | | |
Проявляет речевую активность, употребляет существительные, обозначающие предметы обихода, игрушки, части тела человека и животных, некоторые явления природы. | Корзинка для бабушки Твоё ТВ | 3 | | |
Называет действия, предметы, изображенные на картинке, персонажей сказок. | Сыщик идёт по следу - 1 Приключения Буратино - 1 | 2 | | |
2 этап организации образовательной деятельности |
Понимает многие грамматические формы слов (косвенные падежи существительных, простые предложные конструкции, некоторые приставочные глаголы). | Удар-гол Сказочная ошибка | 2 | | |
Понимает и выполняет словесную инструкцию взрослого из нескольких звеньев. Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением, объяснять образные выражения. | Бюро находок | 4 | | |
Речевое сопровождение включается в предметно-практическую деятельность. Отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта» | Бабушкины запасы | 4 | | |
Повторяет двустишья и простые потешки. | Азбука для мальчиков Мечта поэта | 3 | | |
3 этап организации образовательной деятельности |
Отвечает на вопросы с помощью не только отдельных слов, но и простых распространенных предложений несложных моделей, дополняя их жестами. | В гостях у сказки Танцы с папуасами | 3 | | |
Выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры | Бабушкины запасы | 3 | | |
Отражает в речи элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах. Пересказывает, составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания | Бюро находок Прогулки с привидениями | 3 | | |
Осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем признакам. Демонстрирует навыки фонематического восприятия | Птенцы в беде Попугай Аленький цветочек Весёлые рыбаки! | 4 | | |
Владеет простыми формами фонематического анализа, осуществляет операции фонематического синтеза. Осуществляет слоговой анализ и синтез слов. Владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой | Срочная почта Фигурное катание В гостях у Джинна Богатый улов Все гости к нам | 2 | | |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития |
Начало года | Середина года | Конец года |
1 этап организации образовательной деятельности |
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти-десяти минут. | Кто лишний? | 3 | | |
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | Дружные гусеницы Болотная свадьба Пират и клад | 4 | | |
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | Бобр добр Беличий переполох Весёлый курятник | 3 | | |
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выстраивает сериационный ряд | На горном склоне Карибский круиз | 3 | | |
2 этап организации образовательной деятельности |
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры | Тряпки по порядку Бюро находок Прятки под шапкой Сейф с секретом | 4 | | |
Учится считать до 9 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет. Решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения | Звонок другу Магазин игрушек Как считают индейцы Как вычитают индейцы Диета для Обжоры | 2 | | |
Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. | Отпадный пряник Фокус-покус | 2 | | |
3 этап организации образовательной деятельности |
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер. | День Барона Поезд-неделька 12 месяцев | 3 | | |
Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). | Что сначала? Беличий переполох | 3 | | |
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования | 12 месяцев Чудеса на полянке Пират и клад | 3 | | |
Понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. | Рюкзак туриста Фея Королевский указ | 3 | | |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития |
Начало года | Середина года | Конец года |
1 этап организации образовательной деятельности |
Рассматривает картинки, предпочитает красочные иллюстрации. | Ворона и лисица | 3 | | |
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | Таинственная картина | 4 | | |
Стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности | Незаконченная картина | 4 | | |
Может сосредоточиться и слушать стихи, песни, мелодии, эмоционально на них реагирует. | Любовь-морковь Мечта поэта | 4 | | |
2 этап организации образовательной деятельности |
Прислушивается к окружающим звукам, узнает и различает голоса детей, звуки различных музыкальных инструментов. Воспроизводит темп и акценты в движениях под музыку. | Не будить до весны Привет планетам | 4 | | |
Имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор | Ленивый богатырь Лабиринты Али-Бабы | 3 | | |
Появляется элементарный предметный рисунок. Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | Невнимательный художник | 2 | | |
3 этап организации образовательной деятельности |
Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности. | Вокруг мира на плоту Сладкий дом | 3 | | |
С помощью взрослого и самостоятельно выполняет музыкально-ритмические движения и действия на шумовых музыкальных инструментах. | Ручные привидения Музыкальная школа | 2 | | |
Проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки. Подпевает при хоровом исполнении песен. | Слогодэнс | 3 | | |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития |
Начало года | Середина года | Конец года |
1 этап организации образовательной деятельности |
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | Дорожные работы | 2 | | |
Осваивает все основные движения, хотя их техническая сторона требует совершенствования. | Новосёл | 2 | | |
2 этап организации образовательной деятельности |
Практически ориентируется и перемещается в пространстве. | Фея | 3 | | |
Принимает активное участие в подвижных играх с правилами. | Древний спорт | 2 | | |
Достаточно развита моторная память, запоминает и воспроизводит последовательность движений. | Ручные привидения Бежит-лежит | 3 | | |
3 этап организации образовательной деятельности |
Развита способность к пространственной организации движений; слухо-зрительно-моторной координации и чувству ритма | Болтушки-хохотушки Ловкая Л | 2 | | |
Владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). | Железный Дровосек Древний спорт | 3 | | |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» | | |
Быстрая истощаемость | Все образовательные области | | Охранительный режим Введение дополнительной физкультурной минутки Выполнение заданий в парах Снижение двигательной нагрузки по сравнению со сверстниками |
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» | | Включение заданий на развитие слухового внимания в занятия логопеда и музыкального руководителя Включение заданий на развитие произвольного внимания в индивидуальные занятия психолога Включение заданий на развитие двигательного внимания в физкультурные занятия |
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально-коммуникативное развитие» | | Разучивание стихотворений с использованием движений обеих рук с воспитателем и родителями Включение заданий с использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции памяти портала Мерсибо |
Трудности в организации познавательной деятельности, развитии мышления | ОО «Познавательное развитие» | Развитие наглядно-действенного мышления Развитие наглядно-образного мышления Развитие образно-логического мышления | Использование интерактивного комплекса игр по развитию и коррекции мышления портала Мерсибо Использование дидактических игр, направленных на развитие мышления Формирование опыта исследовательской деятельности |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно-эстетическое развитие» | Формирование умений рисовать, делать аппликативные поделки, лепить по образцу, по аналогии, изменяя образец Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого, умения ориентироваться на схему | Совместная лепка в паре со взрослым, с родителями Совместная аппликация в паре со взрослым, родителями |
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого-педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь | | | | Воспитатели: Дурыкина О.Н. Манина М.Д. |
Коррекционно-педагогическая помощь | | | | Учитель-дефектолог: Таджмахалова О.К. Тьютор: Котов И.Е. |
Психологическая помощь | | | | Психолог: Умнова Е.Е. |
Логопедическая помощь | | | | Логопед: Веревкина И.П. |
Музыкальные занятия | | | Индивидуальные занятия Подгрупповые занятия | Музыкальный руководитель: Кислова Е.А. |
Физкультурные занятия | | | Индивидуальные занятия Подгрупповые занятия | Воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК: Зарянкина А.В. |
IV. Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики | Родительские собрания Корректировка ИОМ и ИОП | Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми | | В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников | | В течение года Тьютор, педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми | | В течение года Специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе | | В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
V. Мониторинг индивидуального развития 5.1Б. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка родителями | Оценка воспитателями | Оценка специалистами коррекционного профиля |
ОО «Физическое развитие» | | 2.4 | |
ОО «Познавательное развитие» | | | 3 |
ОО «Речевое развитие» | | | 2.9 |
ОО «Социально-коммуникативное развитие» | | 3.5 | |
ОО «Художественно-эстетическое развитие» | | 3.3 | |
Специфические коррекционные задачи, не входящие в ООП дошкольного образования | | | |
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Методист _________________________ ФИО
Воспитатели: ___________________ Дурыкина О.Н. ___________________ Манина М.Д.
Педагог-психолог: ___________________ Умнова Е.Е.
Специалист коррекционного профиля (логопед): ___________________ Веревкина И.П.
Специалист коррекционного профиля (дефектолог): ___________________ Таджмахалова О.К.
С результатами работы за год ознакомлен
Родитель: ___________________ Ирина Николаевна Павлова Виктор Иванович Павлов