Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствиис:
- ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- ФГОС ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;
- Примерной АООП НОО для детей с ЗПР (протокол от 22.12.2015 г.№ 4/15)
- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Красночикойская СОШ;
- Положением о разработке АОП МОУ Красночикойская СОШ;
- Календарным учебным графиком Школы;
- Учебным планом МОУ Красночикойская СОШ.
Изучение математики направлено на достижение следующих целей: дать обучающейся с умственной отсталостью элементарные знания, умения и навыки по математике, необходимые ей для дальнейшей жизни и овладения доступными профессионально-трудовыми навыками; коррекция и развитие высших психических процессов; воспитание положительной мотивации к обучению.
Задачи программы:
- формирование элементарных математических представлений, знаний и умений, способствующих социализации обучающейся;
- развитие обучающейся, психофизическая коррекция и компенсация недостатков еепознавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученицы.
- воспитание у обучающейся трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Основные направления коррекционной работы:
развитие зрительного восприятия и узнавания;
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие основных мыслительных операций;
развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Адаптированная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
Особенности обучающейся
Адаптированная общеобразовательная программа составлена для индивидуального обучения обучающейся с интеллектуальными нарушениями 4-в класса ……
У Кристины память кратковременная, с трудом запоминает, быстро забывает; внимание рассеянное, неустойчивое; высокая утомляемость; сложно переключается с одного вида деятельности на другой; слабо развит навык самостоятельной работы. Сведения об окружающем мире минимальные. Пространственные и временные представления сформированы недостаточно. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому Кристина долго не может освоить мыслительные операции.
Планируемые предметные результаты освоения
учебного предмета:«Математика»
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
• знание числового ряда 1-20 в прямом и обратном порядке; • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20; • откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала; • знание названия компонентов сложения, вычитания; • понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания; • знание таблицы умножения однозначных чисел до 5; • пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см, дм), массы, времени и их соотношения; • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел; • определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 часа; • решение, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; • вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью учителя на бумаге в клетку. | • знание числового ряда 1-100 в прямом порядке; • счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100; • откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала; • знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения; • понимание смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения; • знание таблицы умножения всех однозначных чисел; • понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного; • знание порядка действий в примерах в два арифметических действия; • знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; • выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100; • знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см,дм, м), массы, времени и их соотношения; • различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); • знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года; • умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году; • знание количества суток в месяцах; • определение времени по часам тремя способами с точностью до 5 мин; • решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; • краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия; • различение замкнутых, незамкнутых кривых, линий; • знание названий элементов четырехугольн. |
Личностные результаты
1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей.
12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Система оценки обучающейся с умственной отсталостью
При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающейся. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения персептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.
При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Содержание учебного предмета
Нумерация
Нумерация чисел в пределах 100.
Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.
Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.
Единицы измерения и их соотношения
Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.
Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.
Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.
Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).
Арифметические действия
Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.
Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx. Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.
Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).
Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.
Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.
Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.
Арифметические задачи
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.
Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.
Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.
Геометрический материал
Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.
Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой о. Дуга как часть окружности.
Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник.
Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны.
Свойства сторон, углов.
Тематическое планирование по математике
2 часа в неделю, 68 часов в год
| Тема урока | Кол-во часов | Коррекционные задачи |
1 | Инструктаж ТБ. Знакомство с учебником.Нумерация чисел чисел от 1-100 (4часа) | 1 | Коррекция мышления на основе установления логических связей и закономерностей. Коррекция произвольного внимания (наблюдательность). «Лишнее число» Коррекция пространственного восприятия. Коррекция зрительного восприятия и произвольного внимания. Коррекция устной речи. Коррекция мышления, математической речи, произвольного внимания, памяти. Коррекция и развитие временных представлений, мышления (установление причинно-следственных связей). Коррекция зрительно-моторной координации. Коррекция произвольного внимания (наблюдательность). «Лишнее число» Коррекция внимания (наблюдательность). «Найди тень» Коррекция мышления, зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Коррекция логического мышления. «Узнай, сколько палочек в другой руке?» Коррекция мышления (установление логических связей и закономерностей); памяти. Коррекция личностных качеств обучающейся. Коррекция внимания, зрительного восприятия. «Найди отличия» Коррекция мышления (анализ, сравнение, классификация). Коррекция слуховой и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений. Коррекция внимания. «Запутанные дорожки» Коррекция мышления (установление логических связей и закономерностей). Коррекция памяти на основе упражнения в запоминании. Коррекция логического мышления, ориентации на плоскости. «Лабиринт» Коррекция мыслительных операций через анализ, синтез, классификацию геометрических фигур (работа с раздаточным геометрическим материалом). Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция памяти Коррекция произвольной зрительной памяти. Коррекция внимания, зрительного восприятия, памяти. Коррекция зрительной памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), личностных качеств учащихся. Коррекция внимания на основе выделения отличительных признаков. Коррекция временных представлений. Коррекция внимания на основе выделения отличительных признаков. Навыки устных вычислений. Коррекция внимания и кратковременной памяти. Коррекция внимания (концентрация). Коррекция памяти, мышления на основе установления логических связей и закономерностей Коррекция внимания (распределение). Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнения в различении монет; наглядно-действенного мышления на основе осуществления выбора покупки относительно ее стоимости. Коррекция внимания (распределение) и зрительной памяти. Коррекция зрительного восприятия (изображение предметов в условиях наложения друг на друга). Развитие и коррекция пространственного мышления (анализа, сравнения, классификации) в процессе практической деятельности. Коррекция внимания (распределение). Коррекция зрительного восприятия, памяти. Коррекция познавательной деятельности (создание ситуации самостоятельного поиска). Коррекция мышления на уровне анализа, синтеза, обобщения, вербальной памяти. Коррекция восприятия. «Мыльные пузыри» |
2 | Нумерация чисел чисел от 1-100. Таблица разрядов. | 1 |
3 | Нумерация чисел чисел от 1-100.Предыдущее и последующее число. | 1 |
4 | Нумерация чисел чисел от 1-100. Решение задач. Длина отрезка. | 1 |
5 | Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел чисел от 1-100» | 1 |
6 | Числа, полученные при измерении величин. (2ч)Монеты и рубли. | 1 |
7 | Числа, полученные при измерении величин. Длина, высота. | 1 |
8 | Мера длины-миллиметр. | 1 |
9 | Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи).(11ч) | 1 |
10 | Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). | 1 |
11 | Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Решение задач. | 1 |
12 | Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. | 1 |
13 | Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. Виды углов. | 1 |
14 | Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)» | 1 |
15 | Меры времени | 1 |
16 | Замкнутые, незамкнутые кривые линии | 1 |
17 | Окружность, дуга | 1 |
18 | Таблица умножения числа 2. | 1 |
19 | Деление на 2. Четные и нечетные числа. | 1 |
20 | Деление на 2. Порядок действий. | 1 |
21 | Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным. | 1 |
22 | Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел. | 1 |
23 | Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел. | 1 |
24 | Контрольная работа №3 по теме «Сложение с переходом через разряд (устные вычисления )» | 1 |
25 | Ломаная линия. | 1 |
26 | Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного. | 1 |
27 | Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел. | 1 |
28 | Контрольная работа №4 по теме «Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления )» | 1 |
29 | Замкнутые, незамкнутые ломаные линии | 1 |
30 | Таблица умножения числа 3 | 1 |
31 | Деление на 3. | 1 |
32 | Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление 2 и 3» | 1 |
33 | Таблица умножения на 4. | 1 |
34 | Деление на 4. | 1 |
35 | Таблица умножения на 5. | 1 |
36 | Деление на 5. | 1 |
37 | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление 4 и 5» | 1 |
38 | Двойное обозначение времени | 1 |
39 | Таблица умножения числа 6 | 1 |
40 | Деление на 6 | 1 |
41 | Таблица умножения числа 7 | 1 |
42 | Увеличение числа в несколько раз | 1 |
43 | Деление на 7 | 1 |
44 | Уменьшение числа в несколько раз | 1 |
45 | Контрольная работа №7 «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления» | 1 |
46 | Работа над ошибками. Прямоугольник. Квадрат. | 1 |
47 | Таблица умножения числа 8 | 1 |
48 | Деление на 8 | 1 |
49 | Меры времени. | 1 |
50 | Таблица умножения числа 9 | 1 |
51 | Деление на 9 | 1 |
52 | Умножение 1 и на 1 | 1 |
53 | Деление на 1 | 1 |
54 | Контрольная работа №8 «Таблица деления на 8, 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8, 9, на основе знания 1взаимосвязи умножения и деления. Умножение и деление на 1.» | 1 |
55 | Работа над ошибками. Пересечение фигур. | 1 |
56 | Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение и вычитание без перехода через разряд. | 1 |
57 | Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд. | 1 |
58 | Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. | 1 |
59 | Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд. | 1 |
60 | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание с переходом через разряд» | 1 |
61 | Умножение 0 и на 0 | 1 |
62 | Деление 0 на число | 1 |
63 | Умножение 10 и на 10 | 1 |
64 | Деление на 10 | 1 |
65 | Нахождение неизвестного слагаемого | 1 |
66 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление 0 и 10 на число 0 и 10» | 1 |
67 | Работа над ошибками. | 1 |
68 | Итоговая контрольная работа за год. | 1 |
Учебно - методическое обеспечение
1. Учебник «Математика»3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва «Просвещение», 2019.
2. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса (в 2 частях), Т.В.Алышева, Москва «Просвещение», 2017.
3. П.М.Эрдниев. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-4 классы. Книга для учителей. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 2010г.
4. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2018.