СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АОП по математике обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«АОП по математике обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 класс»

Пояснительная записка

Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствиис:

- ФЗ Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Санитарных правил СП2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

- ФГОС ОВЗ (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. №1599;

- Примерной АООП НОО для детей с ЗПР (протокол от 22.12.2015 г.№ 4/15)

- АООП НОО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Красночикойская СОШ;

- Положением о разработке АОП МОУ Красночикойская СОШ;

- Календарным учебным графиком Школы;

- Учебным планом МОУ Красночикойская СОШ.

Изучение математики направлено на достижение следующих целей: дать обучающейся с умственной отсталостью элементарные знания, умения и навыки по математике, необходимые ей для дальнейшей жизни и овладения доступными профессионально-трудовыми навыками; коррекция и развитие высших психических процессов; воспитание положительной мотивации к обучению.

Задачи программы:

- формирование элементарных математических представлений, знаний и умений, способствующих социализации обучающейся;

- развитие обучающейся, психофизическая коррекция и компенсация недостатков еепознавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей ученицы.

- воспитание у обучающейся трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности; формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Основные направления коррекционной работы:

 развитие зрительного восприятия и узнавания;

 развитие пространственных представлений и ориентации;

 развитие основных мыслительных операций;

 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

 обогащение словаря;

 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Адаптированная общеобразовательная программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой - программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4 классы: под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.

Особенности обучающейся

Адаптированная общеобразовательная программа составлена для индивидуального обучения обучающейся с интеллектуальными нарушениями 4-в класса ……

У Кристины память кратковременная, с трудом запоминает, быстро забывает; внимание рассеянное, неустойчивое; высокая утомляемость; сложно переключается с одного вида деятельности на другой; слабо развит навык самостоятельной работы. Сведения об окружающем мире минимальные. Пространственные и временные представления сформированы недостаточно. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому Кристина долго не может освоить мыслительные операции.



Планируемые предметные результаты освоения

учебного предмета:«Математика»

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

• знание числового ряда 1-20 в прямом и обратном порядке;

• счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 20;

• откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала;

• знание названия компонентов сложения, вычитания;

• понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания;

• знание таблицы умножения однозначных чисел до 5;

• пользование таблицами умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

• знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

• выполнение письменных действия

сложения и вычитания чисел в пределах 20;

• знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см, дм), массы, времени и их соотношения;

• различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел;

• определение времени по часам тремя способами с точностью до 1 часа;

• решение, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

• вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью учителя на бумаге в клетку.


• знание числового ряда 1-100 в прямом порядке;

• счет, присчитыванием, отсчитыванием по единице и равными числовыми группами в пределах 100;

• откладывание любых чисел в пределах 100 с использованием счетного материала;

• знание названия компонентов сложения, вычитания, умножения;

• понимание смысла арифметических действий сложения, вычитания, умножения;

• знание таблицы умножения всех однозначных чисел;

• понимание связи таблиц умножения и деления, пользование таблицами

умножения на печатной основе для нахождения произведения и частного;

• знание порядка действий в примерах в два арифметических действия;

• знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;

• выполнение письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 100;

• знание единиц (мер) измерения стоимости, длины (см,дм, м), массы, времени и их соотношения;

• различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах);

• знание порядка месяцев в году, номеров месяцев от начала года;

• умение пользоваться календарем для установления порядка месяцев в году;

• знание количества суток в месяцах;

• определение времени по часам тремя способами с точностью до 5 мин;

• решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач;

• краткая запись, моделирование содержания, решение составных арифметических задач в два действия;

• различение замкнутых, незамкнутых кривых, линий;

• знание названий элементов четырехугольн.




Личностные результаты

1. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

2. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.

6. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

7. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.

8. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.

9. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

10. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

11. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других людей.

12. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

13. Проявление готовности к самостоятельной жизни.

Система оценки обучающейся с умственной отсталостью

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния обучающейся. Выявление результативности обучения происходит вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения персептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Оценка достижений производится путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.




Содержание учебного предмета

Нумерация

Нумерация чисел в пределах 100.

Получение и запись круглых десятков. Счёт десятками до 100. Запись круглых десятков. Получение полных двузначных чисел из десятков и единиц, их запись. Разложение полных двузначных чисел на десятки и единицы. Умение откладывать число в пределах 100 на счётах.

Числовой ряд 1-100. Счёт в пределах 100 (количественный и порядковый). Присчитывание, отсчитывание по единице, равными числовыми группами по 2, по 5, по 3, по 4 (в прямой и обратной последовательности). Сравнение чисел: сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду, сравнение чисел по количеству десятков и единиц. Увеличение, уменьшение чисел на несколько десятков, единиц. Числа чётные и нечётные.


Единицы измерения и их соотношения

Монета 50 к., бумажные купюры достоинством 50 р., 100 р. Замена нескольких бумажных купюр по 5 р., 10 р. (монет по 5 к., 10 к.) одной купюрой 50 р., 100 р. (монетой 50 к.). Размен бумажных купюр достоинством 50 р., 100 р. (монеты 50 к.) по 10 р., 5 р. (по 10 к., 5 к.). Соотношение: 1 р. = 100 к.

Единица измерения длины: метр. Обозначение: 1 м. Соотношения: 1 м = 10 дм, 1 м = 100 см. Единица измерения массы: килограмм. Обозначение: 1 кг. Единица измерения ёмкости: литр. Обозначение: 1 л. Единицы измерения времени: минута, год. Обозначение: 1 мин, 1 год. Соотношения: 1 ч = 60 мин, 1 сут. = 24 ч, 1 мес. = 28, 29, 30, 31 СУТ., 1 год = 12 мес. Отрывной календарь и табель-календарь. Порядок месяцев, их названия.

Чтение и запись чисел, выраженных одной единицей измерения. Сравнение записей, полученных при счёте и измерении.

Определение времени по часам с точностью до получаса, четверти часа, до 5 мин (10 ч 45 мин и без 15 мин 11 ч).

Арифметические действия

Называние компонентов и результатов сложения и вычитания (в речи учителя). Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток. Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд (60 + 30, 60 + 7, 60 + 17, 65 + 1, 61 + 7, 61 + 27, 61 + 9, 61 + 29, 92 + 8, 61 + 39 и соответствующие случаи вычитания). Нуль в качестве компонента сложения и вычитания, нуль в результате вычитания.

Умножение как сложение нескольких одинаковых слагaeмыx. Знак умножения «х»). Замена сложения одинаковых слагаемых умножением, замена умножения сложением. Запись и чтение действия умножения. Деление на две равные части, или пополам. Деление предметных совокупностей на 2, 3, 4, 5 равных частей (поровну), запись деления предметных совокупностей на равные части арифметическим действием деления. Знак деления «: ». Чтение действия деления.

Таблица умножения числа на 2. Называние компонентов и результата умножения (в речи учителя).

Таблица деления числа на 2. Называние компонентов и результата деления (в речи учителя). Взаимосвязь действий умножения и деления.

Таблица умножения чисел на 3, 4, 5 и деления на 3, 4, 5 равных частей в пределах 20. Переместительное свойство умножения. Взаимосвязь таблиц умножения и деления.

Увеличение (уменьшение) числа в несколько раз. Скобки. Действия 1 и 11 ступеней. Порядок выполнения действий в примерах без скобок и со скобками.

Арифметические задачи

Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части); увеличение в несколько раз, уменьшение в несколько раз.

Вычисление стоимости на основе зависимости между ценой, количеством и стоимостью.

Составные арифметические задачи в два действия, составленные из ранее решаемых простых задач.

Геометрический материал

Построение отрезка больше (меньше) данного, равного данному. Пересечение линий (отрезков), точка пересечения. Обозначение точки пересечения буквой.

Окружность, круг. Циркуль. Центр и радиус. Построение окружности с помощью циркуля. Обозначение центра окружности буквой о. Дуга как часть окружности.

Многоугольник. Вершины, стороны, углы многоугольника. Название многоугольника в зависимости от количества углов. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Четырёхугольник.

Прямоугольник (квадрат). Противоположные стороны.

Свойства сторон, углов.

Тематическое планирование по математике

2 часа в неделю, 68 часов в год




Тема урока

Кол-во часов

Коррекционные задачи

1

Инструктаж ТБ. Знакомство с учебником.Нумерация чисел чисел от 1-100 (4часа)

1

Коррекция мышления на основе установления логических связей и закономерностей.

Коррекция произвольного внимания (наблюдательность). «Лишнее число»

Коррекция пространственного восприятия.

Коррекция зрительного восприятия и произвольного внимания.

Коррекция устной речи.

Коррекция мышления, математической речи, произвольного внимания, памяти.

Коррекция и развитие временных представлений, мышления (установление причинно-следственных связей).

Коррекция зрительно-моторной координации.

Коррекция произвольного внимания (наблюдательность). «Лишнее число»

Коррекция внимания (наблюдательность). «Найди тень»

Коррекция мышления, зрительного восприятия, зрительно-пространственной ориентировки, мелкой моторики рук.


Коррекция логического мышления. «Узнай, сколько палочек в другой руке?»

Коррекция мышления (установление логических связей и закономерностей); памяти.

Коррекция личностных качеств обучающейся.

Коррекция внимания, зрительного восприятия. «Найди отличия»

Коррекция мышления (анализ, сравнение, классификация).


Коррекция слуховой и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.


Коррекция внимания, зрительного восприятия, пространственных представлений.

Коррекция внимания. «Запутанные дорожки»

Коррекция мышления (установление логических связей и закономерностей).

Коррекция памяти на основе упражнения в запоминании.

Коррекция логического мышления, ориентации на плоскости. «Лабиринт»

Коррекция мыслительных операций через анализ, синтез, классификацию геометрических фигур (работа с раздаточным геометрическим материалом).

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

Коррекция памяти

Коррекция произвольной зрительной памяти.

Коррекция внимания, зрительного восприятия, памяти.

Коррекция зрительной памяти.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), личностных качеств учащихся.

Коррекция внимания на основе выделения отличительных признаков.

Коррекция временных представлений.

Коррекция внимания на основе выделения отличительных признаков.

Навыки устных вычислений.

Коррекция внимания и кратковременной памяти.

Коррекция внимания (концентрация).

Коррекция памяти, мышления на основе установления логических связей и закономерностей

Коррекция внимания (распределение).

Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе упражнения в различении монет; наглядно-действенного мышления на основе осуществления выбора покупки относительно ее стоимости.

Коррекция внимания (распределение) и зрительной памяти.

Коррекция зрительного восприятия (изображение предметов в условиях наложения друг на друга).

Развитие и коррекция пространственного мышления (анализа, сравнения, классификации) в процессе практической деятельности.

Коррекция внимания (распределение).

Коррекция зрительного восприятия, памяти.

Коррекция познавательной деятельности (создание ситуации самостоятельного поиска).

Коррекция мышления на уровне анализа, синтеза, обобщения, вербальной памяти.

Коррекция восприятия. «Мыльные пузыри»


2

Нумерация чисел чисел от 1-100. Таблица разрядов.

1

3

Нумерация чисел чисел от 1-100.Предыдущее и последующее число.

1

4

Нумерация чисел чисел от 1-100. Решение задач. Длина отрезка.

1

5

Контрольная работа №1 по теме «Нумерация чисел чисел от 1-100»

1

6

Числа, полученные при измерении величин. (2ч)Монеты и рубли.

1

7

Числа, полученные при измерении величин. Длина, высота.

1

8

Мера длины-миллиметр.

1

9

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи).(11ч)

1

10

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи).

1

11

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Решение задач.

1

12

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач.

1

13

Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи). Компоненты сложения и вычитания. Решение задач. Виды углов.

1

14

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание без перехода через разряд (все случаи)»

1

15

Меры времени

1

16

Замкнутые, незамкнутые кривые линии

1

17

Окружность, дуга

1

18

Таблица умножения числа 2.

1

19

Деление на 2. Четные и нечетные числа.

1

20

Деление на 2. Порядок действий.

1

21

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначного числа с однозначным.

1

22

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел.

1

23

Сложение с переходом через разряд (устные вычисления). Сложение двузначных чисел.

1

24

Контрольная работа №3 по теме «Сложение с переходом через разряд (устные вычисления )»

1

25

Ломаная линия.

1

26

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание однозначного числа из двузначного.

1

27

Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления). Вычитание двузначных чисел.

1

28

Контрольная работа №4 по теме «Вычитание с переходом через разряд (устные вычисления )»

1

29

Замкнутые, незамкнутые ломаные линии

1

30

Таблица умножения числа 3

1

31

Деление на 3.

1

32

Контрольная работа №5 по теме «Умножение и деление 2 и 3»

1

33

Таблица умножения на 4.

1

34

Деление на 4.

1

35

Таблица умножения на 5.

1

36

Деление на 5.

1

37

Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление 4 и 5»

1

38

Двойное обозначение времени

1

39

Таблица умножения числа 6

1

40

Деление на 6

1

41

Таблица умножения числа 7

1

42

Увеличение числа в несколько раз

1

43

Деление на 7

1

44

Уменьшение числа в несколько раз

1

45

Контрольная работа №7 «Таблица деления на 6, 7, ее составление с использованием таблицы умножения числа 6, 7, на основе знания взаимосвязи умножения и деления»

1

46

Работа над ошибками. Прямоугольник. Квадрат.

1

47

Таблица умножения числа 8

1

48

Деление на 8

1

49

Меры времени.

1

50

Таблица умножения числа 9

1

51

Деление на 9

1

52

Умножение 1 и на 1

1

53

Деление на 1

1

54

Контрольная работа №8 «Таблица деления на 8, 9, ее составление с использованием таблицы умножения числа 8, 9, на основе знания 1взаимосвязи умножения и деления. Умножение и деление на 1.»

1

55

Работа над ошибками. Пересечение фигур.

1

56

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение и вычитание без перехода через разряд.


1

57

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Сложение с переходом через разряд.

1

58

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

1

59

Сложение и вычитание чисел (письменные вычисления). Вычитание с переходом через разряд.

1

60

Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание с переходом через разряд»

1

61

Умножение 0 и на 0

1

62

Деление 0 на число

1

63

Умножение 10 и на 10

1

64

Деление на 10

1

65

Нахождение неизвестного слагаемого

1

66

Контрольная работа №10 «Умножение и деление 0 и 10 на число 0 и 10»

1

67

Работа над ошибками.

1

68

Итоговая контрольная работа за год.

1








Учебно - методическое обеспечение

1. Учебник «Математика»3 класс (в 2-х частях), Т.В.Алышева, Москва «Просвещение», 2019.

2. Рабочая тетрадь по математике для 3 класса (в 2 частях), Т.В.Алышева, Москва «Просвещение», 2017.

3. П.М.Эрдниев. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-4 классы. Книга для учителей. Из опыта работы. Москва, «Просвещение», 2010г.

4. Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2018.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!