Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося 6-Г класса МБОУ г.Керчи РК « Школа №23» на 2019/2020 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому состав лена для обучающегося пятого года обучения Баранова Юрия на основании коллегиального заключения и справки ВК.
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от05.03.2004г.№1089;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №23» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
По возможности обучения Юрий относится к группе учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической; малый объем, упрощенный материал, многократное повторение). Программный материал усваивает на низком уровне. Юра не всегда проявляет интерес к занятиям. Легко отвлекаем. Быстро утомляется. Эмоциональные реакции неадекватны. Работоспособность очень низкая, темп медленный. Мелкая моторика грубо нарушена. Деятельность свою не контролирует. Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых.
С учётом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, трудовое обучение, коррекционные занятия.
Содержание по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Программа ориентирована на слияние обучения, коррекции, развития и воспитания обучающегося в единый органичный процесс. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим
Особое внимание обращено на коррекцию психических процессов, на развитие речи, как средства общения, на коррекцию всей личности в целом. Обучение обучающегося с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что урівень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 14 часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%.( интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по триместрам | в неделю |
I | II | III |
Чтение(Литератур ное чтение) | 68 | 21 | 23 | 23 | 2 |
Русский язык | 68 | 20 | 21 | 22 | 2 |
Математика | 68 | 14 | 21 | 24 | 2 |
Природоведение | 34 | 12 | 12 | 11 | | 1 |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
ИЗО | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
Профильный труд | 34 | 12 | 12 | 10 | | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельнос ти | 34 | 10 | 10 | 12 | | 1 |
Музыка | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Физическая культура | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 14 | 22 | 24 | | 2 |
Музыка
Пояснительная записка
Программа по музыке составлена на основе программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб. 1. – М.: Владос, 2011, под редакцией В.В. Воронковой.
Программа рассчитана на 17 учебных часов в год, из расчета 0,5 часа в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 34 часа (из них 17 часов-аудиторные занятия и 17 часа для самостоятельной работы). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и напрвлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Цели программы: рабочая программа призвана обеспечить оптимальную подачу учебного материала по предмету «Музыка» с учётом коррекционной направленности обучения
Задачи:
Образовательные
формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
формировать музыкально-эстетический вкус
формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
совершенствовать певческие навыки;
Воспитательные:
помочь самовыражению школьников с проблемами в развитии через занятия музыкальной деятельностью;
содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
активизировать творческие способности.
Коррекционные: коррекция мышления, памяти, слуха, чувства ритма, речи, мелкой моторики, поведения.
Общая характеристика предмета
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами.
Развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении звучания).
Развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог.
Развитие умения контролировать слухом качество пения.
Развитие музыкального ритма, умения воспроизводить фразу или куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента.
Использование разнообразных музыкальных средств (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен.
Работа над чистотой интонирования и устойчивостью книсона. Пение выученных песен ритмично и выразительно с сохранением строя и ансамбля.
Слушание музыки
Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.
Развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: саксофон, виолончель, балалайка.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, металлофоне. Обучение детей игре на балалайке, ложках (или других доступных народных инструментах).
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
- развитие пространственной ориентации,
- развитие основных мыслительных операций,
- коррекция речи и мышления,
- коррекция фонематического слуха,
- коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
- обогащение словаря,
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Принципы реализации программы:
- общедидактических (гуманизации, природосообразности, научности, доступности и нарастающей трудности, наглядности, систематичности и последовательности, связи теории с жизнью, интеграции, деятельностного подхода);
- специфических (научно-теоретических принципов, разработанных в специальной педагогике и специальной психологии): учета зоны ближайшего развития, учета потенциальных возможностей ребенка с нарушениями развития, коррекционно-компенсирующей направленности обучения, принципа необходимости специального педагогического руководства.
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Планируемые результаты освоения предмета:
Учащиеся должны знать:
современные детские песни для самостоятельного исполнения;
значение динамических оттенков (форте — громко, пиано— тихо);
народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка);
особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание.
Учащиеся должны уметь:
петь хором, выполняя требования художественного исполнения;
ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера;
исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно;
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы.
Содержание учебного курса
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Работа над кантиленой.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произведения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихи).
Слушание музыки
Развитие умения различать марши, танцы.
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки.
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Элементы музыкальной грамоты
Сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно – логическое мышление.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
Аудиторные занятия | Самостоятельные часы |
1 | Пение | 10 | 10 |
2 | Слушание музыки | 7 | 7 |
3 | Элементы музыкальной грамотности | В процессе обучения | В процессе обучения |
| Всего | 17 | 17 |
Критерии оценивания:
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа. Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, элементарную импровизацию, коллективное исполнение логоритмических упражнений.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.