Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа разработана для обучающегося 6-Г класса МБОУ г.Керчи РК « Школа №23» на 2019/2020 учебный год
Адресность программы: адаптированная рабочая программа обучения на дому состав лена для обучающегося пятого года обучения Баранова Юрия на основании коллегиального заключения и справки ВК.
Данная программа разработана на основе нормативных правовых документов:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральным компонентом государственного стандарта образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от05.03.2004г.№1089;
- Примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) классов, программе, учебному плану, годовому календарному графику МБОУ г. Керчи «Школа №23» рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели (аудиторные занятия и часы для самостоятельной работы) Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
По возможности обучения Юрий относится к группе учащихся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической; малый объем, упрощенный материал, многократное повторение). Программный материал усваивает на низком уровне. Юра не всегда проявляет интерес к занятиям. Легко отвлекаем. Быстро утомляется. Эмоциональные реакции неадекватны. Работоспособность очень низкая, темп медленный. Мелкая моторика грубо нарушена. Деятельность свою не контролирует. Нуждается в постоянной помощи и контроле со стороны взрослых.
С учётом состояния здоровья, интересов ученика и родителей, для положительной социализации ученика обучение проводится по следующим образовательным дисциплинам: русский язык, математика, чтение, окружающий мир, ИЗО, трудовое обучение, коррекционные занятия.
Содержание по всем учебным предметам имеет практическую направленность.
Программа ориентирована на слияние обучения, коррекции, развития и воспитания обучающегося в единый органичный процесс. Программа содержит материал, помогающий обучающемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы для социальной адаптации. Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим
Особое внимание обращено на коррекцию психических процессов, на развитие речи, как средства общения, на коррекцию всей личности в целом. Обучение обучающегося с нарушениями интеллектуального развития носит воспитывающий характер.
Цель программы: обеспечение доступного и качественного образования, формирование среды, благоприятствующей становлению и росту развивающейся личности в соответствии со своими способностями и потребностями в условиях современного общества.
Задачи:
- всесторонне развивать личность
- способствовать умственному развитию
- достичь уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим для социальной адаптации
- исправление дефектов развития.
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанника, максимального развития познавательных интересов, индивидуального подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. Структурно и содержательно программа составлена таким образом, что урівень сложности материала опирается на ранее полученные знания и навыки.
Программа рассчитана на 14 часов в неделю.
При составлении расписания учитываются особенности обучающегося, семьи. Допускается корректировка проведения уроков по часам на 10%.( интенсификация материала, объединение тем и блочное изучение материала). Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Распределение часов по учебному плану
Предмет | Количество часов |
за год | по триместрам | в неделю |
I | II | III |
Чтение(Литератур ное чтение) | 68 | 21 | 23 | 23 | 2 |
Русский язык | 68 | 20 | 21 | 22 | 2 |
Математика | 68 | 14 | 21 | 24 | 2 |
Природоведение | 34 | 12 | 12 | 11 | | 1 |
Социально-бытовая ориентировка | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
ИЗО | 34 | 10 | 11 | 11 | | 1 |
Профильный труд | 34 | 12 | 12 | 10 | | 1 |
Основы безопасности жизнедеятельнос ти | 34 | 10 | 10 | 12 | | 1 |
Музыка | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Физическая культура | 17 | 5 | 5 | 6 | | 0,5 |
Коррекционно-развивающие занятия | 68 | 14 | 22 | 24 | | 2 |
Профильный труд (цветоводство)
Пояснительная записка
Программа по технологии составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы под редакцией Воронковой В.В.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, из расчета 1 час в неделю (34 учебных недели). В соответствии с расписанием учебных занятий темы распределены на 68 часов (из них 34 часов-аудиторные занятия и 68 часов для самостоятельной работы). Содержание самостоятельной работы указано в рабочей программе и напрвлено на расширение и углубление практических знаний и умений, на освоение межпредметных связей.
Учебник: Л. А. Кузнецова Технология Ручной труд. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, 5-е издание. Москва. «Просвещение», 2016
Цель курса: Формирование элементарных знаний и навыков по уходу за комнатными растениями
Задачи
Образовательные:
-повышать экологические знания в области комнатного цветоводства, формировать растениеводческие умения и навыки с помощью практических работ и опытов;
- учить находить источники информации, умение работать с дополнительной литературой;
- учить применять в жизни, полученные знания в области комнатного цветоводства, поддерживаемые творческим интересом и увлечением;
Воспитательные:
- умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими;
-усвоение нравственных понятий и норм поведения;
- воспитывать трудолюбие, бережливость, доброту, ответственность за результаты своей деятельности.
Коррекционные:
- развивать самостоятельность в принятии решений
- развивать инициативу, стремление активизировать работу
- вырабатывать умение преодолевать трудности,
- устанавливать причинно – следственные связи
- делать вывод
Общая характеристика предмета
Курс "Комнатное цветоводство" необходим для гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, формирует бережное отношение к природе и труду человека. Учащиеся нашей школы имеют только общее представление о растениях, поэтому данный курс особенно актуален. Содержание его направлено на формирование у детей целостного восприятия живой природы, умения использовать элементарные знания и умения по уходу за растениями из личного опыта на занятиях, развитие познавательного интереса к изучаемой теме. Оно расширяет знания учащихся по биологии, географии, развивает навыки учебной деятельности - наблюдения, описания, систематизации, проведения опытов (кратковременных и длительных), работу с литературой. Содержание курса дает дополнительную возможность для экологического образования, формирования универсальных знаний вне зависимости от дальнейшего выбора профессии обучающегося.
Курс реализуется по принципам системности и последовательности.
Рабочая программа факультативного курса «Комнатное цветоводство» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», инструктивными письмами Министерства образования и науки РФ Рабочая программа составлена для обучающихся 5-8 классов и представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требования к уровню подготовки обучающихся.
Программа факультативного курса «Комнатное цветоводство» является компенсаторно-адаптационной. Программа детализирует и раскрывает содержание курса, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Программа составлена таким образом, что уровень сложности материала опирается на ранее полученные сведения, с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках природоведения и биологии и.
В свою очередь эта программа выступает дополнением к школьной программе. Содержание предусматривает более глубокое изучение комнатных растений разных видов, способов ухода и размножения. Теоретический материал подбирался таким образом, чтобы сформировать представления о растениях, как об одном из самых важных направлениях изучения природы в области цветоводства, что способствовало бы познавательному развитию ребенка.
Практическая работа на занятиях формирует знания и умения, которые дети будут использовать в повседневной жизни, украшая свою комнату любимыми растениями, смогут дать практический совет о содержании растений и их полезных, лечебных свойствах.
Принципы работы при реализации программы: научность; опора на интерес; от простого к сложному; связь с жизнью; связь теории с практикой; чередование разнообразных видов деятельности; системность; доступность; обратная связь; инициативность и творчество.
Методы работы при реализации программы: словесный; исследовательский; поисковый; наглядный; практический; метод коллективного творчества.
Формы работы: работа с определителями и справочной литературой; паспортизация растений; профилактический осмотр растений; уход за комнатными растениями; создание тематических папок; озеленение коридоров и классов школы; экскурсии; изучения современных исследований по характеру воздействия комнатных растений на окружающую среду и на человека; практические занятия по пересадке растений; практические занятия по размножению комнатных растений; выращивание молодых растений; проектная деятельность.
Основные педагогические технологии: перспективно-опережающее обучение; проблемное обучение; создание занимательных ситуаций; познавательные игры;
информационно-коммуникационные технологии; эвристические беседы; работа со схемами-опорами; самостоятельная работа; личностно ориентированная коллективная творческая деятельность; уровневой дифференциации; коммуникативного обучения;
совместной продуктивной деятельности; сотрудничества.
Планируемые результаты
По окончании изучения курса "Комнатное цветоводство" обучающиеся должны:
знать:
- общие признаки комнатных растений;
- основные группы комнатных растений, их многообразие, экологическую, эстетическую и практическую роль;
- строение и жизнедеятельность цветочных растений;
- особенности питания;
- принципы размещения растений в помещении;
- правила ухода за растениями;
- основных вредителей и болезни комнатных растений;
- влияние человека на многообразие сортов и гибридов среди декоративно-цветочных культур.
уметь:
- определять растение по внешним признакам;
- готовить почвенные смеси;
- пересаживать и переваливать растения;
- размножать растения семенами и вегетативно;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.
соблюдать правила:
- наблюдения за жизнью комнатных растений;
- проведения простейших опытов;
- здорового образа жизни, его личной гигиены, техники безопасности при проведении любых форм занятий.
Ожидаемые результаты:
• Развитие в детях познавательного интереса к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;
• овладение детьми элементарными знаниями и опытом ухода, бережным отношением за комнатными растениями;
• умение строить свою жизнь в гармонии с собой и миром в общении с окружающими, усвоение нравственных понятий и норм поведения;
• личностный рост каждого ребенка, формирование позитивной системы отношения к миру, готовность к самосовершенствованию, осознание своей индивидуальной целостности.
Содержание учебного курса
Предмет комнатного цветоводства. Классификация цветочно-декоративных растений. Особенности содержания растений в комнатных условиях. Отношение растений к влаге. Полив комнатных растений. Световой и воздушный режим комнатных растений. Отношение растений к питательным веществам. Корневая и внекорневая подкормка. Удобрения, их виды. Техника безопасности. Растения и почва. Уход за комнатными растениями. Пересадка и перевалка комнатных растений. Уход за комнатными растениями: подвязка, обмывание, прищипка, обрезка, омолаживание. Способы размножения комнатных растений. Вегетативное размножение. Размножение растений методами деления куста и черенками. Размер черенка и способы его укоренения. Деление куста сенполии при пересадке. Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями. Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке. Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики. Уход за комнатными растениями в зимнее время. Половое размножение растений. Подготовка субстрата для посева. Посев семян комнатных растений. Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения. Растения тропиков и субтропиков. Уход за растениями тропиков. Сенполия фиалка цветная. Размножение сенполий. Бегонии. Размножение бегоний. Современники динозавров – папоротники. Традесканция. Размножение традесканций. Суккуленты. Подготовка почвенной смеси и размножение растений засушливых зон. Красивоцветущие и декоративно - лиственные растения. Уход за комнатными растениями: обработка от вредителей и болезней. Лекарства на подоконнике. Итоговое занятие. Перевалка растений в кашпо. Посадка цветов на клумбы.
Тематическое планирование
№п/п | Разделы программы | Количество часов | Практические работы |
Аудиторные занятия | Самостоя тельные часы |
1 | Предмет комнат ного цветоводства как отрасль расте ниеводства | 2 | 4 | |
2 | Особенности со держания расте ний в комнатных условиях | 6 | 12 | Полив комнатных растений. Корневая и внекорневая подкормка. |
3 | Уход за комнат ными растениями и их размножение | 13 | 26 | Пересадка и перевалка комнатных растений. Размножение растений методами деления куста и черенками. Размер черенка и способы его укоренения. Деление куста сенполии при пересадке. Размножение растений корневищами, луковицами, клубнями. Подготовка луковиц тюльпанов к выгонке. Уход за растениями тропиков. Размножение сенполий. Размножение бегоний. Размножение традесканций. Подготовка почвенной смеси. Размножение растений засушливых зон. Размножение и укоренение черенков в почвенной смеси. |
4 | Основные группы растений, используемых для внутреннего озеленения. | 13 | 26 | Посадка луковиц тюльпанов и нарциссов в рассадные ящики. Уход за комнатными растениями в зимнее время. Подготовка субстрата для посева. Посев семян комнатных растений. Уход за комнатными растениями: обработка от вредителей и болезней. Уход за растениями тропиков. Размножение сенполий. Размножение бегоний. Размножение традесканций. Подготовка почвенной смеси. Размножение растений засушливых зон. Размножение и укоренение черенков в почвенной смеси. |
| Итого | 34 | 68 | |
Критерии оценивания
При устном ответе обучающиеся должны использовать, правильно применять и произносить специальные термины.
Отметка «5» ставится, если ученик:
-полностью усвоил учебный материал;
-умеет изложить его своими словами;
-самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
-правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если ученик:
-в основном усвоил учебный материал;
- допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
-подтверждает ответ конкретными примерами;
- правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если ученик:
-не усвоил существенную часть учебного материала;
- допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
-затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
-не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
-практически не усвоил учебный материал;
-не может изложить его своими словами;
-не может подтвердить ответ конкретными примерами;
-не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя.
Нормы оценок практических работ.
Учитель выставляет обучающимся отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом их труда, качеством выполнения и затратами рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если учеником:
-тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
-правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
-работа выполнялась с учетом установленных требований;
-полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если учеником:
- допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-в основном правильно выполнялись приемы труда;
- работа выполнялась самостоятельно;
- норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%;
-работа выполнена с незначительными отклонениями;
-полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если учеником:
- допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
- была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
-норма времени не выполнена не более чем на 25%;
-работа выполнялась с нарушением отдельных требований;
-не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если учеником:
- допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
-неправильно выполнялись многие приемы труда;
-самостоятельность в работе практически не проявлена;
-норма времени не выполнена свыше 25%;
-работа выполнялась со значительными нарушениями требований;
- не соблюдались многие правила техники безопасности
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
С.Л.Быховец «Энциклопедия комнатных растений»; Минск «Харвест», 2003.
А.А.Карпов «Энциклопедия цветовода-любителя»; Ростов-на-Дону «Феникс»,2003. Серпухова, Г.К.Тавлинова «Комнатные и балконные растения»; Москва «Прейскурантиздат», 1991.
В.А.Родина «Цветоводство в школе»; Москва «Просвещение», 1974.
О.В.Бердникова, А.В.Борисова «Комнатные растения»; Москва «Эксмо», 2004.
Дидактический материал: таблицы, технологические карты, инструменты для работы с цветами.
Информационное обеспечение образовательного процесса:
Федеральный портал "Российское образование» http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок» http://festival.1september
Электронная библиотека учебников и методических материалов http://window.edu.ru
Портал «Мой университет» / Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/