Евсюкова Ирина Александровна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Федчевская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области |
Актуальный педагогический опыт по теме |
«Формирование навыков чтения на английском языке у обучающихся 5-9 классов на основе аутентичных текстов» |
Евсюкова Ирина Александровна, учитель английского языка с. Федчевка, 2021 |
Содержание
Раздел I. ………………………………………………………………………3
Информация об опыте…………………………..……………………………3
Теоретическое обоснование опыта…………………………………………..5
Раздел II. …………………………………………………………………….6
Технология описания опыта…………………………………………….……6
Система упражнений по Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской………………....9
Раздел III……….……………………………………………………………..14
Результативность опыта ……………………………………………………..14
Библиографический список ………….……………………………………15
Приложения к опыту……………………………………………………….16
Раздел I.
Информация об опыте.
Тема опыта: «Формирование навыков чтения на английском языке у обучающихся 5-9 классов на основе аутентичных текстов».
Автор опыта: Евсюкова Ирина Александровна, учитель английского языка МБОУ «Федчевская ООШ» Ивнянского района Белгородской области
Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 5-9 классов при проведении учебных и внеурочных занятий. Опыт формировался на базе МБОУ «Федчевская ООШ» Ивнянского района Белгородской области.
В процессе развития умений понимать содержание текста (собственно чтение) ставятся разные коммуникативные задачи: понимать содержание полностью, или извлекать основную информацию из текста, или осуществлять поиск необходимой информации в тексте. Поиск той или иной информации может сопровождаться записями, которые учащиеся делают в процессе чтения одного или нескольких текстов.
Смысловое чтение текстов в свете требований ФГОС не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
На уроке иностранного языка особое место следует выделять формам занятий, обеспечивающим активное участие в уроке каждого ученика. Они должны быть направлены на стимуляцию речевого общения, способствовать формированию интереса и стремления изучать иностранный язык. Одним из путей решения этих задач является использование аутентичных материалов в процессе формирования навыков чтения.
Актуальность и перспективность педагогического опыта.
Понятие аутентичных материалов появилось в методике не так давно в связи с современным определением целей обучения иностранному языку, однако проблема аутентичных материалов, используемых в обучении иностранным языкам, вызывает много разногласий. Аутентичные материалы на данном этапе обучения иностранному языку в школе, пользуются недостаточной популярностью, поскольку не включены в школьную программу. Учителя вынуждены использовать средства, прописанные в ФГОСе, которые не предполагают наличие аутентичных материалов столь доступных в 21 веке в связи с развитием сети Интернет. Учитывая опыт, можно заметить, что выпускников, знающих иностранный язык на должном уровне, в лучшем случае, четверть от общей массы. Исходя из вышесказанного, можно отметить актуальность опыта, которая проявляется в том, что последние десятилетия характеризуются процессами обновления языкового образования во многих странах мира, в том числе и в России. В связи с этим, использование аутентичных текстов представляется методистам крайне важным, поскольку они являются образцом современного иностранного языка и создают иллюзию участия в повседневной жизни страны, что служит дополнительным стимулом для повышения мотивации учащихся. Наряду с вышеизложенной актуальностью и значимостью выбранной темы был определён объект исследования – процесс формирования навыков чтения у обучающихся основной школы.
Цель опыта: рассмотреть процесс формирования навыков чтения у обучающихся основной школы на базе аутентичных материалов.
Задачи:
Изучить методические основы, проанализировать и подобрать литературу по теме опыта.
Проанализировать критерии отбора аутентичных материалов как средства формирования навыков чтения.
Выявить преимущества и недостатки использования аутентичных средств в процессе формирования навыков чтения у обучающихся основной школы.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта – на основе аутентичных текстов сформировать у обучающихся основной школы навыки чтения.
Прогнозируемым результатом достижения цели будут сформированные навыки чтения текстов, увеличенный словарный запас английских слов, развитие самостоятельного мышления и отношения к прочитанному тексту.
Длительность работы над опытом.
Работа над опытом охватывает период с 2018 по 2021 годы.
1 этап: 2018 - 2019 учебный год – изучение уровня сформированности навыков чтения на английском языке обучающихся 5-9 классов основной школы;
2 этап: 2019 - 2020 учебный год – подбор и использование аутентичных текстов и методик работы на уроках английского языка для формирования навыков чтения на английском языке у обучающихся 5-9 классов;
3 этап: 2020 - 2021 учебный год - аналитический этап: был проведен анализ результатов эффективности использования аутентичных текстов на уроках английского языка с целью формирования навыков чтения у учащихся 5-9 классов.
Условия применения опыта.
Данный опыт целесообразно применять для обучающихся 5-9 классов основной школы в урочной и внеурочной деятельности на английском языке.
Теоретическое обоснование опыта.
Проблема понимания смысла текста особенно актуальна сейчас, когда многие школьники, выросшие в компьютерном мире, не способны проникнуть не только в суть классического литературного текста, но и просто верно понять и воспроизвести содержание задания, текста. Особенно сложно учащимся понимать смысл текста на английском языке.
Аутентичные материалы - это те материалы, которые были созданы носителями языка для носителей языка для не учебных целей. К.С. Кричевская предлагает определение аутентичных материалов, как соответствующих подлинным литературным, фольклорным, изобразительным, музыкальным произведениям, а также предметам реальной действительности, таким как мебель, одежда, посуда и их иллюстративным изображениям. Эффективными оказались разработки фрагментов уроков по формированию навыков чтения с использованием рифмовок Матушки Гусыни для 5-6 классов на всех этапах при работе с текстом.
Стихотворные тексты оказались эффективным материалом при работе с учащимися 7-9 классов. Работа с поэтическим фольклорным произведением предусматривает определенный алгоритм действий на каждом этапе и, обеспечивая реализацию комплексных задач обучения, развития и воспитания учащихся, что учитывалось при разработке фрагментов уроков с использованием поэтического фольклора. (Приложение 2)
Использование таких материалов является для учителей очень важным моментом в обучении, потому что они являются образцом иностранного языка, а также создают иллюзию участия в культурной жизни страны, что, в свою очередь, служит дополнительным стимулом для повышения мотивации учащихся.
Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением поступающей информации. Розов О.А. писал: “Чтение представляет собой чрезвычайно сложный процесс, характеризующийся громадным объемом подсознательной работы мозга”. Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания. Это можно проследить в работах Т. Г Егорова, А. Н. Корнева, А. Р. Лурии, Д. Б. Эльконина. О переводе авторского кода на свой смысловой код можно найти в работе М. И. Омороковой.
Функции чтения.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции:
чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации)
чтение – это средство обучения другим видам речевой деятельности. Но чтобы стать средством, чтение должно стать целью, ибо всяким средством необходимо владеть хорошо.
Зрелое умение читать предполагает как владение всеми видами чтения, так и легкость перехода от одного его вида к другому в зависимости от изменения цели получения информации из данного текста.
Раздел II.
Технология описания опыта.
В своей работе по формированию навыков чтения я использовала методику Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской, которая основана на поэтапной работе с текстом. Они выделяют три этапа работы над текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. (Приложение 1),(Приложение 3)
Работа над текстом строится по следующим этапам:
1. Пред текстовый — побуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом; актуализация личного опыта учащихся путем привлечения знаний из других образовательных областей школьных предметов; прогнозирование содержания текста с опорой на знания учащихся, их жизненный опыт, на заголовок и рисунки и т.д. (формирование прогностических умений). Здесь необходимо соблюдать одно важное правило: вся предварительная работа над текстом не должна касаться его содержания, иначе школьникам будет неинтересно его читать, поскольку ничего нового для себя они в этом тексте уже не найдут.
На первых этапах работы с текстом учитель должен облегчить учащимся процесс понимания содержания и показать им ряд важных стратегических моментов работы над аутентичным текстом: определить перед чтением по заголовку и (или) по структуре текста, по рисункам, сопровождающим текст, к какому виду (типу) этот текст относится (например, кулинарный рецепт или объявление в газету); о чем или о ком может идти в нем речь. Чтобы учащиеся смогли видеть в тексте прежде всего знакомые явления, им можно предложить задания в поиске и подчеркивании в незнакомом тексте известных слов, а также слов, о значении которых можно догадаться, и попросить спрогнозировать содержание (на родном или иностранном языках) с опорой на подчеркнутые слова,
2. Текстовый - чтение текста (отдельных его частей) с целью решения конкретной коммуникативной задачи, сформулированной в задании к тексту и поставленной учащимся перед чтением самого текста. Объектом контроля чтения должно быть его понимание (результат деятельности). При этом контроль понимания прочитанного текста должен быть связан как с коммуникативными задачами, которые ставятся перед учащимися, так и с видом чтения. Если речь идет о работе с аутентичным художественным текстом или текстом информационного характера, то они предназначаются для работы над всеми видами чтения. Так, например, первое прочтение художественного текста может быть связано с пониманием основной информации: определение его основной идеи, темы, проблемы и т.д.; поиск (подчеркивание/выписывание) главной информации; установление логико-смысловых связей (составление плана, таблиц, диаграмм) и т.д.
Повторное прочтение текста может ориентировать учащихся на понимание деталей и их оценку и т.п. Что касается прагматических текстов, то ряд из них целесообразно использовать для поискового чтения (карта города), другие — для полного понимания (рецепты, инструкции), третьи — для ознакомительного чтения (вывески, объявления и др.).
Большую роль в управлении процессом понимания содержания текста (особенно на начальном этапе) играют задания по целенаправленному поиску информации и письменной ее фиксации (заполнение разного рода таблиц: имена героев, совершаемые ими действия, их характеристики и др.).
На данном этапе должно действовать следующее правило: нецелесообразно многократно читать один и тот же текст, ибо если содержание текста известно, то его прочтение теряет свой коммуникативный смысл (мы имеем в этом случае дело с формальным упражнением, а не с общением). Повторное чтение целесообразно лишь в том случае, если речь идет о поиске дополнительной, уточняющей информации.
3. После текстовый — использование содержания текста для развития умений школьников выражать свои мысли в устной и письменной речи. Предлагаемые на этом этапе упражнения направлены на развитие умений репродуктивного плана, репродуктивно-продуктивного и продуктивного.
Первая группа упражнений связана с воспроизведением материала текста с опорой на его ключевые слова, опорные предложения, его сокращенный или упрощенный вариант. Учащимся предлагаются задания в творческой обработке текста: деление текста на смысловые вехи; составление плана к каждой части и выписывание опорных предложений к каждому пункту плана; сокращение или упрощение текста для лучшего его воспроизведения и др.
Вторая группа упражнений связана с развитием умений репродуктивно-продуктивного характера, т.е. умений воспроизводить и интерпретировать содержание текста в контексте затронутых в нем проблем; высказывать по ним свое суждение (в том числе с опорой на аргументы из текста); оценивать информацию, содержащуюся в тексте, с точки зрения ее значимости для ученика; сообщать, что нового ученик узнал из текста и т.д.
Цель третьей группы упражнений — развить умения продуктивного характера, позволяющие учащимся использовать полученную информацию в ситуациях, моделирующих аутентичное общение (ролевая игра), и в ситуациях естественного общения, когда ученик действует «от своего собственного лица» (обоснование позиции героев/автора; дискуссия по проблеме, затронутой в тексте; написание рецензии/отзыва на текст; составление продолжения истории/рассказа и др.);
Как видим, текст является основой для развития умений учащихся выражать свои мысли в устной и письменной форме. Учащиеся отвечают на вопросы к тексту, комментируют его содержание, высказывают свою точку зрения на полученную информацию, составляют письменный вариант собственного текста и т.д. В этом смысле тексту (и прежде всего печатному) отводится центральная роль в учебном процессе.
Система упражнений по Е.А. Маслыко и П.К. Бабинской.
1. Просмотровое чтение – предполагает получения общего представления о читаемом материале.
2. Ознакомительное чтение – познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение без установки на получение определенной информации
3. Изучающее чтение – максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление
4. Поисковое чтение – чтение газет и литературы по специальности, быстрое нахождение в тексте определенных данных.
Последовательность видов чтения ознакомительное – изучающее – просмотровое – поисковое
б) изучающее – ознакомительное – просмотровое – поисковое (более эффективный вариант, т.к. в большей степени подготавливает все другие виды чтения)
Обучение изучающему чтению.
Пред текстовый этап.
I Упражнения на соотнесение значения слова с темой (ситуацией, контекстом):
- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов
- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу
- Выполните частичный перевод предложений на родной язык
- Постарайтесь понять значения выделенных слов по контексту
- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением
- В каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению этой группе
- Прочтите предложения и переведите сложные слова без словаря
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда и т.п.
II Упражнения на расширение лексического запаса:
- Сравните однокоренные слова и выделите в них общую основу
- Укажите модели, по которым образованы следующие производные слова, определите их значение
- Выберите из текста слова общего корня и укажите их значения
- Выпишите из текста слова, имеющие общий корень
- Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глаголов и т.п.
III Упражнения на опознавание и дифференциацию грамматических явлений:
- Выберите из приведенных предложений те, которые содержат страдательный залог (придаточные предложения времени, сложное дополнение и т.д.), объясните, по каким признакам вы установили грамматическую форму.
- Найдите подлежащее, относящееся к выделенному сказуемому, и определения, относящиеся к данному существительному
- Выделите смысловой глагол в составном сказуемом и дайте перевод последнего
- Разметьте синтагмы в предложениях
- Заполните пропуски союзами, в соответствии со смыслом предложений
- Слушая чтение диктора, подчеркните в вашем экземпляре текста слова, на которые он делает ударения (логическое ударение)
IV Упражнения на восприятие и понимания предложения как целостной смысловой структуры:
- Отметьте предложения, являющиеся эквивалентами иностранных
- Укажите правильный перевод предложений
- Отметьте предложения, относящиеся к одной теме
- Прочтите каждое предложение вслух дважды, меняя логическое ударение, объясните, как изменилось значение предложения
- Отметьте предложения, которые выражают одно и то же, плюсом, остальные – минусом
- Для каждого предложения найдите соответствующую пословицу, предложение, имеющее тот же смысл
- Определите авторское отношение к высказанному в предложении
- Найдите в тексте предложения, выражающие одну и ту же мысль
- Прочтите про себя предложения и отметьте противоположные по смыслу
V Упражнения на выделение в предложениях ключевых слов, темы и ремы:
- В каждом предложении подчеркните ту часть, в которой сообщается о чем-либо или о ком-либо, и ту, в которой сообщается новое
- В каждом предложении подчеркните ключевое слово
- Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для смысла
- Прочтите предложения, выразите ту же мысль по-другому
- Прочтите абзац и найдите предложение, в котором выражена оценка поведения персонажа
- Прочите вслух предложения, в которых говорится о…
- Укажите в тексте предложения, между которыми есть отношения противопоставления
VI Упражнения на языковую догадку:
- Определите по формальным признакам, какими частями речи являются выделенные слова
- Разложите сложное слово на составные элементы
- Сгруппируйте слова с одинаковым корнем и догадайтесь об их значении
- Используя данные слова, заполните пропуски в предложениях, учитывая при этом значения приставок (суффиксов)
- Прочтите предложения, догадайтесь о значении выделенных слов
- Определите значения слов по их фонетическому, графическому сходству с русскими словами
- Определите значения производных слов, проверьте себя по словарю
- Прочтите текст и догадайтесь, какие части слов, слова пропущены
- Назовите словосочетания, которыми можно заменить близкие по значению глаголы…
VII Упражнения на прогнозирование на языковом уровне:
- Прочтите вслух только те части предложения, которые можно использовать при ответе на вопросы учителя
- Найдите в таблице существительные, которые можно использовать с данными прилагательными
- Составьте предложения, используя слова..
- Найдите в тесте конец каждого из приведенных предложений
- К каждому предложению найдите в тексте второе, связанное с ним по смыслу
- Придумайте предложение, логически связанное с произносимым преподавателем
VIII Упражнения на прогнозирование содержания читаемого:
- Прочтите заглавие и скажите, о чем будет идти речь в тексте
- Прочтите первые предложения абзацев и скажите, какие вопросы будут рассматриваться в тексте
- Прочтите последнее предложение абзаца и скажите, какое содержание может предшествовать данному выводу
- Изучите схему текста и предположите его содержание
- Восстановите текст из данных в произвольном порядке и пронумерованных абзацев
- Попробуйте восстановить пропущенную в тексте пунктуацию
- Скажите, присущи ли данным абзацам единство и логика изложения.
Текстовый этап
I Упражнения на деление текстового материала на смысловые части:
- Прочтите текст, разделите его на смысловые части, озаглавьте каждую из них
II Упражнения на эквивалентную замену, изложение основных мыслей текста более экономными способами:
- Замените данный оборот более кратким синонимичным оборотом
- Прочтите текст и передайте его идею несколькими предложениями
После текстовый этап
I Упражнения на проверку понимания фактического содержания текста:
- Используя материалы текста, ответьте на вопросы
- Прочтите вслух предложения, которые поясняют название рассказа
- Выразите главную мысль текста, поясните его название
II Упражнения для обучения интерпретации текста:
- Объясните, как вы понимаете утверждение в тексте о том, что..
- Скажите, насколько логично автор высказывает в тексте свои суждения
- Охарактеризуйте персонажей своими словами
- Опровергните мнение о том, что..
- Перечислите языковые средства, используемые автором при описании…
- Выразите свое отношение к прочитанному
- Скажите, какое еще заглавие можно дать тексту и объясните почему
III Упражнения на определение познавательной ценности прочитанного:
- Прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали для себя
- Прокомментируйте часть текста, которая показалась Вам наиболее интересной
- Составьте свою аннотацию к тексту
- Скажите, расширяет ли данная информация ваше понимание освещаемого в тексте вопроса
Выводы
В настоящее время на первый план выходят прагматические потребности человека. К иностранному языку это относится следующим образом: аутентичные тексты дают обучающимся знания, которые способны удовлетворить прагмо - лингвистические потребности, такие как возможность выезда за рубеж и другие. Это является очень мощным психологическим фактором во время обучения чтению на иностранном языке.
В настоящее время проблема преподавания иностранного языка в школе является актуальной. Перед преподавателями иностранного языка стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации. Знание социокультурного фона очень значимо, т. к. необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение культуры и языка несет в себе не только общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности, поддерживает мотивацию обучаемых. Таким образом, аутентичные тексты помогают в формировании положительной мотивации, необходимо связать ее с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, умениями, навыками.
Раздел III.
Результативность опыта.
На завершающем этапе была поставлена цель – выявить динамику сформированности навыков чтения на английском языке у учащихся 5-9 классов, а так же эффективность использования аутентичных текстов на уроках английского языка.
Количественные результаты качества знаний у учащихся по чтению на английском языке 5-9 классов представлены на гистограмме 3.1.
Гистограмма 3.1. Качество знаний по чтению у обучающихся 5-9 классов в период 2018 – 2021 год по английскому языку.
У учеников 5-7 классов прослеживается динамика роста качества знаний. У учеников 8-9 классов не наблюдается резкого снижения качества знаний по английскому языку.
Отсюда можно сделать вывод, что применение аутентичных текстов при формировании навыков чтения у учащихся основной школы является эффективным приёмом обучения английскому языку.
Библиографический список
Т.Г. Егоров. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. - М.: Рольф, 2015. - 115 с.
Киян О.Н. Аутентичность как методическая категория / О.Н. Киян - М.: Рольф, 2013. - 113 с.
Маслыко Е.А., Бабинская П. К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. / Е.А.Маслыко - М.: Высшая школа, 2014. - 334 с.
Носонович Е.В. Методическая аутентичность в обучении иностранным языкам / Е.В. Носонович. // Иностранные языки в школе. - 2011. - № 1. - С. 11 - 16.
Носонович Е.В. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носонович // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 1. - С.18.
Носонович Е.В. Мильруд Г.П. Критерии содержательной аутентичности учебного текста / Е.В. Носонович, Г.П. Мильруд // Иностранные языки в школе. - 2016 - № 2. - 10 - 14 с.
Приложение 1.
ИЗУЧАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ
Alfred Nobel and his legacy
When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite and 22 years later, smokeless gunpowder. These are hardly things one would associate with a name that has become synonymous with peace. However, peace is the subject of just one of the six prizes that are awarded each year in the name of the Swedish chemist. The other prizes are for physics, chemistry, medicine, literature and economics. The Nobel Peace Prize is awarded by a Norwegian committee, while the other five prizes are awarded by Swedish committees. The reason behind this has never been clear. One argument suggests that the Norwegians had shown a special interest in mediation, arbitration and the peaceful solution of international disputes, and was therefore the natural choice. The Nobel Peace Prize has existed for 104 years, and within that time about 70 of the individual winners have been men and about 17 of the individual winners have been women. The first woman to win the prize was Nobel’s friend Bertha von Sutter exactly 100 years ago, in 1905, and the most recent was Wangari Maathai in 2004 for her contribution to sustainable development, democracy and peace. The other Nobel prizes can only be awarded to individuals (up to a maximum of three), but the Nobel Peace Prize can be given to institutions and organizations as well as individuals. This year’s prize was awarded jointly to the International Atomic Energy Agency and its Director General, Dr. Mohamed ElBaradei, for their efforts to prevent nuclear energy from being used for military purposes and to ensure that nuclear energy for peaceful purposes is used in the safest possible way. The ceremony will take place, as usual, on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.
Pre – reading activities.
a) happening once a year (annual)
b) a set of reasons that you use for persuading people (argument)
c) a substance that is used for causing explosions (dynamite)
Explain the formation of the wordarts. Give each a title.
Find the key words in the sentences.
Post – reading activities
The Nobel Peace Prize has existed for 104 years.
The ceremony will take place on December 10th at the City Hall, Oslo, Norway.
When Alfred Nobel was 34 years old, he invented dynamite
When did Alfred Nobel invent dynamite?
What are the subjects of prizes?
Who was the first woman to win the prize? etc.
Кроме упражнений, приведенных выше, на различных этапах можно использовать следующие задания:
Предтекстовый этап
Выполните частичный перевод предложений на родной язык.
Найдите существительное (прилагательное, глагол) в каждой группе слов.
Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
Найдите в тексте и выпишите существительные, образованные от глагола (прилагательного).
Выберите предложения, содержащие пассивный залог (сложное дополнение и т.д.), объясните по каким признакам вы установили грамматическую форму.
Назовите исходную форму данных слов.
Текстовый этап
прочтите текст и перечислите вопросы, освещаемые в нем;
прочтите текст и расположите пункты плана согласно логике повествования;
прочтите вслух все глаголы, передающие динамику повествования;
выберите из данного абзаца прилагательные и наречия, которые служат для описания…;
прочтите текст и передайте его основную идею несколькими предложениями.
Послетекстовый этап
используя материал текста, ответьте на вопросы;
расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
используя факты из текста, расскажите о …;
перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
выразите свое отношение к прочитанному;
прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
составьте аннотацию к тексту.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Предтекстовый этап
прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему;
выпишите ключевые слова и словосочетания, составляющие тематическую основу текста;
составьте цепочку из основных фактов текста, в которой ключевые слова были бы связаны по смыслу;
назовите предложение, которое служит для связи смысловых частей текста;
прочтите абзац и постарайтесь понять его без словаря;
разделите текст на вводную часть (зачин), информационную (основную) часть и заключительную (концовку);
попробуйте определить тему текста по иллюстрации (чертежу);
скажите, о чем, судя по заглавию (рисункам, графикам и концовке), может идти речь в данном тексте; прочтите текст, найдите подтверждение или опровержение вашему предложению.
Текстовый этап
прочтите первый абзац текста и найдите в нем предложение, содержащее основную информацию;
назовите основные проблемы, затронутые в тексте;
найдите главные факты текста;
расположите следующие предложения текста в логической последовательности;
составьте список вопросов к тексту;
подготовьте план пересказа текста;
подтвердите достоверность суждений о …;
поясните главную мысль текста своими словами;
Послетекстовый этап
прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями;
ответьте на вопросы по тексту;
перескажите текст на родном языке;
выразите свое отношение к прочитанному;
скажите, при изучении каких предметов вам может понадобиться информация, содержащаяся в тексте.
ПОИСКОВОЕ ЧТЕНИЕ
Предтекстовый этап
установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи;
найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;
Текстовый этап
просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;
скажите, какому из указанных вопросов уделяется в статье особое внимание;
отметьте в тексте места, дающие ответы на предложенные вопросы;
Послетекстовый этап
зачитайте из текста факты, которые относятся к теме…;
подчеркните в тексте определение (вывод, термин).
При обнаружении искомой информации цель поискового чтения достигнута.
Приложение 2.
Алгоритм работы со стихотворением:
Интонационно фонетическое предъявление поэтического текста
- учитель четко и выразительно читает стихотворение (желательно наизусть, без печатной основы).
2)Снятие лексико-грамматических трудностей
- учащиеся переводят рифмовку/ стих совместно с учителем.
3)Проверка понимания текста посредством вопросов по содержанию стихотворения.
4)Интонационно – фонетическая отработка стихотворения:
А) учитель объясняет артикуляцию труднопроизносимых звуков, учащиеся воспроизводят хором за учителем и индивидуально изолированный звук, слова с этим звуком, словосочетания, отдельные предложения
Б) проговаривание / хорового чтение стихотворения вслед за учителем по одной строчке
В) (стихотворение прочитывается учащимися по цепочке) учащиеся вместе с учителем хором прочитывают стихотворение, соблюдая ритм
(можно делать паузы через каждые 2-4 строки, если стихотворение достаточно длинное или учащимся трудно воспроизводить всю синтагму целиком)
5) Учащиеся выполняют «обратный перевод» стихотворения
6) Воспроизведение учащимися поэтического текста наизусть.
Приложение 3.
Тема «Famous British people»
Учащимся был предложен текст на формирование навыков поисково-просмотрового чтения. При отборе аутентичного материала нами учитывались объем, тематика и соответствие программе по иностранному языку. К тексту предлагались 3 задания:
1.Установить, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи.
2. Заполнить таблицу.
3. Дополнить слова.
Pre – reading activities. Установите, есть ли часть, в которой перечисляются основные темы статьи.
Robert Burns, a well known and popular Scottish poet, was born in 1759. Burns was born in a poor family of a farmer. There were seven children in it. Robert was the eldest. His father, William Burns, was a farmer and Robert had to help his father. His father loved and understood people and Robert learned from his father to love people. His mother had a very good voice and she often sang songs. She knew many folk-tales and told them to her children. At the age of six Robert Burns went to school, because his father wanted him to be an educated boy. Robert Burns read a lot. He was fond of reading. His favorite writer was Shakespeare. At the age of 15 he began to write poems. He wrote about people, about everyday things. The heroes of his poems were the heroes of his mother's stories.
In 1777 the Burns moved to another town. Robert wrote poetry and organized a society of young people, where all kinds of moral, social and political problems were discussed.
In 1784 his father died and Robert had to work on a small farm, but his farm brought him disappointment and misery. In 1791 he had to sell the farm. He became an officer. He died in poverty at the age of thirty-seven in 1796. His poems are known and loved by people all over the world because Robert Burns glorified a human being.
Reading activities
Заполни таблицу
For example: Robert Burns was born in 1759.
Post – reading activities.
Fill in the words
- Robert Burns, a well known and popular Scottish poet, was … in 1759
- His father loved and … people and Robert learned from his father to love people.
- In 1784 his father … and Robert had to … on a small farm
- In 1777 the Burns moved to another ….
- He … in poverty at the age of thirty-seven in 1796.
18