СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аппликация из ткани

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аппликация из ткани»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Егорлыкский Центр внешкольной работы









ВВЕДЕНИЕ


Дорогие ребята и взрослые. Эта книга для вас, не любящих скучать и праздно проводить время.

В любую свободную минутку вы сможете, воспользовавшись рекомендациями и идеями в книге, создать красивые картинки и даже вещи и игрушки, благо для их изготовления не требуется ничего необычного или дорогостоящего.

При слове "аппликация" тут же вспоминается детство, когда в садике или начальной школе из вырезанных кусочков разноцветной бумаги мы "сооружали" домики, машины, цветочки, птичек, самолеты... Но, между прочим, в эти игры играют и взрослые - профессиональные декораторы. И понять их можно, ведь аппликация - это мир фантазии и игры, великолепных превращений, удивительных открытий и волшебных сказок. Увлекательнейший мир, который вы можете открыть для себя.

Аппликация (от лат. applikatio - прикладывание) - создание изображений из отдельных элементов, рисунок, полученный путем закрепления на какой-либо основе кусочков различных материалов, предварительно вырезанных по шаблонам. Изображения закрепляются на какой-нибудь основе, которая служит фоном. Основные способы крепления на фон: приклеивание и пришивание.

Еще древние люди украшали аппликацией одежду, посуду, дома. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги. Эта эффективная отделка несложна даже для начинающих. Ее делают из ткани, фетра, обрезков трикотажа, кожи, замши. Аппликацией украшают швейные и трикотажные изделия, предметы интерьера.

В этой книге предлагаются аппликации из ткани. В любую модель можно внести свои дополнения и идеи. Здесь вы познакомитесь с оригинальными приемами и техниками. Любую из представленных идей, возможно, художественно переработать, придумать на основе материала что-то свое. Развивайте фантазию детей, пусть они поработают не только исполнителями, но и творцами, добавляя что-то к данным моделям или изменяя их.

Работа в технике аппликации потребует от ребенка определенных навыков работы с ножницами, с переводом выкроек с помощью копирки, с клеем. Необходимы осторожность, терпение и аккуратность. Конечно, не обойтись и без помощи взрослых в сложных для ребенка местах, чтобы не угас интерес и в целях безопасности.

Аппликация — это легкий и эстетичный способ декорирования деталей интерьера. Практически любую поверхность можно украсить понравившимся рисунком, текстом или узором. Для аппликации может быть использован любой имеющийся рисунок, или Ваш собственный эскиз.

Творческих Вам успехов!




















ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АППЛИКАЦИИ

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Чаще всего встречается обколка контура изделий сквозными точками.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Позже стали использовать кусочки кожи, меха, войлока других оттенков и цветов для украшения одежды. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом аппликации становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Кроме кожи и войлока, применяются цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя – бархат, атлас, шелк.

С изобретением бумаги в моду входят бумажные аппликации-силуэты, которые вырезались из темной бумаги. Плоские профильные силуэты были популярны как у знатных, так и бедных людей. Силуэтные изображения стали предметом искусства, из бумаги вырезались целые сценки-иллюстрации, батальные и бытовые сюжеты. Это были высокохудожественные, тонко выполненные изображения.

Не только профессиональные художники занимались силуэтной аппликацией. На протяжении многих веков искусство бумажной вырезной аппликации жило в народе. Выполняют их ножницами без предварительного рисунка.

Итак, аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Что же означает это слово?


В переводе с латинского аппликация значит прикладывание, это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закрепление на нём с помощью различных клеев, нитей. В современной аппликации используются всевозможные материалы, подчас самые неожиданные: различная бумага, ткани, береста, нитки, мех, соломка, высушенные растения, дерево и другие природные материалы.

Трудно переоценить значение применения аппликации в технике выжигания по ткани, как один из основных методов работы с горячей иглой. Изделия, выполненные в технике аппликации или с ее применением для наибольшего украшения, выглядят нарядно и эффектно.

Имея готовый рисунок изделия с аппликацией, следует начать с подбора ткани-основы для фона и кусочков тканей для отделки. Лучше использовать ткань одинаковой толщины и фактуры, тогда аппликация будет наиболее удачной. Если такой возможности нет, тогда более толстую ткань используйте для основы, а детали выполните из тонкой ткани. В изделиях из белой ткани для основы берите матовую ткань, а для элементов аппликации ткань с атласным переплетением.

Сюжет в работе имеет большое значение.

Кроме орнаментальных композиций в аппликации стоит использовать и предметные. Это могут быть натюрморты, пейзажи, деревья, церкви, деревенские дома, ручьи, поля, животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни, абстракционизм.

Сюжет панно, выполненное для детской комнаты, должен быть понятен и доступен для восприятия ребенком. Самые подходящие мотивы – это сюжеты из детских сказок.





ТКАНЬ КАК МАТЕРИАЛ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Ткань — наиболее распространенная разно­видность текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделий остает­ся много разноцветных узорчатых небольших ку­сочков ткани — лоскутов, которые являются пре­красным материалом для творчества.

В лоскутном творчестве используются и отхо­ды от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильных лоскутов ( а это мо­гут быть и кусочки трикотажного полотна, обрез­ки лент, тесьмы и т.п.) делаются одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут ис­пользуется в костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоску­тов (как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки.

Ткань — это мягкий, пластичный материал. От­сутствие жесткости — то главное, что отличает из­делия из ткани и лоскута. И это относится не толь­ко к форме изделия, но и к рисунку орнамента.

Ткани отличаются друг от друга по цвету, ри­сунку, фактуре, толщине, плотности и т.д. Эти и другие различия тканей при изготовлении худо­жественных изделий могут служить изобрази­тельными средствами. Так, например, сочетание различных тканей (ситец, вельвет, бархат, атлас, мешковина и т.п.) обогащает фактуру лоскутного полотна в целом, делает его более выразитель­ным в художественном отношении.

Особого внимания заслуживают цвет и рисунок ткани. При использовании в орнаментальном рисунке тканей разнообразных цветов можно до­стичь высокой степени декоративности лоскутно­го полотна. Цвет и рисунок ткани определяют узор лоскутков. В лоскутном творчестве использу­ются гладкокрашеные (одноцветные) ткани и узорные. Рисунок на ткани может быть крупный и мелкий, плотный и разреженный, равномерно и неравномерно расположенный, растительный и геометрический, четкого очертания и как бы раз­мытый и т.д. Рисунок ткани может быть одноцвет­ным и многоцветным и располагаться на разно­цветных фонах. В одном небольшом лоскутке иногда можно насчитать до десятка различных цветов и оттенков.

Наиболее употребимы в лоскутном творчест­ве ткани с мелким растительным рисунком, за­полняющим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута (например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушить композицию полотна. Ткани с ритмическим ри­сунком, такие, как клетка и полоска, могут дать необычный декоративный эффект, если их при­менять осмотрительно.

Желательно иметь ткани и лоскуты различ­ных оттенков каждого основного цвета. Это поз­волит выполнить так называемую растяжку или "раскат" цвета, т.е. плавный переход оттенков одного цвета от светлого к темному.

Предпочтительнее использовать ткани плотных сочных цветов. Проигрывают в лоскутных из­делиях большие фрагменты пастельных цветов, бельевые ткани с редким рисунком на светлом фоне.

Лоскутное творчество подобно волшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принад­лежащих разным тканям, искусная рука масте­ра создает что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздей­ствием на зрителя. Таким образом создается новая, необычная ткань. Иногда в таких полот­нах из лоскутов как бы продолжается жизнь старых вещей, и связанные с ними воспомина­ния согревают душу. Лоскутные изделия очень органично входят в дом, быт, создавая тепло и уют.

Каждый лоскуток ткани — это отдельная си­стема со своей цветоорнаментальной организа­цией. Чтобы соединить множество таких систем в единое целое, не получив при этом малохудоже­ственный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности из­делия, необходимо обладать не только художест­венным вкусом, но и соответствующими знания­ми. Знания закономерностей цветовых сочета­ний, построений орнаментальных композиций по­могут не допустить грубых ошибок в работе и до­биться желаемых результатов.

Современное лоскутное ши­тье в значительной степени отличается от традиционно­го шитья из лоскутов в тех­нической части. С появлени­ем швейных машин практи­чески ушло стачивание де­талей вручную, появляются различные варианты стеж­ки, как ручной, так и машинной. Сегодня существу­ет много способов технического исполнения изде­лий из лоскута с применением различных приспособ­лений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНЕЙ

Ткани — это текстильные изделия, образую­щиеся в процессе ткачества путем переплетения взаимно перпендикулярных продольных и попе­речных нитей. Продольные нити в тканях называ­ются основными, или основой; поперечные — уточными, или утком.

Основным показателем структуры ткани яв­ляется переплетение нитей. В процессе ткачест­ва нити основы и утка перекрывают друг друга в определенном порядке, образуя ткацкий рису­нок. Ткацкие переплетения делятся на четыре группы: простые (полотняное, саржевое, сати­новое или атласное); мелкоузорчатые — объ­единяют все производные от простых переплете­ний (репсовые, рогожка, креповые, диагональ­ные, вафельные и др.); сложные (двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике и др.); крупно­узорчатые (жаккардовые) — простые и слож­ные.

По составу волокна ткани подразделяются на: натуральные (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные) и ткани из химических волокон — синтетические (капроновые, лавса­новые, нитроновые) и искусственные (вискоз­ные, ацетатные). От волокнистого состава тканей зависят их внешний вид (гладкость, блеск и др.) и свойства (прочность, растяжимость, упругость, способность к усадке и др.).

В лоскутном шитье применяются ткани раз­личного волокнистого состава. Каждый из видов тканей обладает определенными свойствами, ко­торые необходимо учитывать при подборе тка­ней для изделия. Так, хлопчатобумажные ткани разнообразны по расцветке, имеют небольшую растяжимость, хорошо уплотняются и мало осы­паются. Их основной недостаток — большая усадка после увлажнения. Усадка происходит преимущественно вдоль основных нитей ткани (по долевой нити — ДН). Льняные ткани отлича­ются прочностью, стойкостью к растяжению, хо­рошо стираются и утюжатся. Недостаток этих тканей — сминаемость. Шерстяные ткани маломнущиеся, износостойкие, держат форму после утюжки. Вискозные — стойки к истиранию, шел­ковые на ощупь. Недостатки — повышенная сминаемость, способность к скольжению, осыпа­емость нитей. Синтетические ткани прочные, маломнущиеся, восстанавливают форму после стирки. Основной недостаток — нестойкость к высокой температуре.

Характер переплетения нитей и состав во­локна определяют фактуру тканей, которая обусловливает различные цветовые и светоте­невые эффекты (например, атласная ткань, рас­положенная по основе или утку, зрительно вос­принимается по-разному). По фактуре ткани мо­гут быть мягкими и жесткими, матовыми и бле­стящими, гладкими и рельефными, ворсовыми и т.д.

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАБОТЕ

Декатировка — это дополнительная влаж­но-тепловая обработка с обильным увлажнением материала, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются следую­щие виды тканей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, из натурального шелка, смесовые ткани.

Во избежание окрашивания не рекоменду­ется декатировать ткани разного цвета совмест­но.

Некоторые виды тканей желательно подкрах­маливать. К ним относятся крепдешин, штапель, некоторые шелка и другие подобные им ткани. Следует помнить, что на темных тканях крахмал может оставить белые пятна, поэтому в работе с такими тканями лучше использовать тонкий клее­вой флизелин или желатинировать их.

Крахмаление

Развести крахмал (1 ст. ложку) в холодной воде (0,5 стакана) и наливать, помешивая, в ки­пящую воду (1 литр). Снять с огня, дать остыть под крышкой (чтобы не образовалась пленка). В таз с холодной водой (3-5 л) вылить остывший раствор. Размешать. Держать ткань в растворе 20 мин, два раза перевернув ее для равномерно­го насыщения крахмалом. Затем вынуть ткань, слегка отжать раствор, не выкручивая ткань, и повесить для сушки. Утюжить ткань следует полу­влажной, очень аккуратно, медленно продвигая утюг по направлению долевой нити. Ткани раз­ных цветов следует крахмалить отдельно во избе­жание окрашивания.

Желатинирование

1—1,5 чайной ложки желатина залейте холодной водой, оставьте на 40—50 минут для разбухания и на­грейте на водяной бане. Теплым раствором пропитай­те заранее выстиранную и высушенную ткань. Немно­го просушите и слегка влажный материал прогладьте через ткань.

Из накрахмаленных и прожелатиненных глаженых ма­териалов легко выкраивать мельчайшие крылышки насе­комых, посуду сложной изогнутой формы или части ли­ца на портрете.

Припаивание краев

Легкоплавкие материалы — искусственный шелк, капрон, нейлон — можно предохранять от осыпания кромки. Проведите по контуру фрагмента паяльником, нагретым до средней температуры. Паяльник нужно вести вдоль контура достаточно быстро и с одинако­вой скоростью. Остатки оплавленной ткани следует пе­риодически счищать с паяльника.




ТКАНИ, ИХ СВОЙСТВА И ПРИМЕНЕНИЯ


Вид ткани

Свойства ткани

Применение

Способ крепления

Ситец, сатин











Легко обрабатывается, закла­дывается в складки, сосбаривается




Фон и декоративные фраг­менты панно, отделка рамы. Обтяжка абажуров, лоскут­ные коврики

ПВА, мучной клей­стер, ручное и машин­ное шитье

Шелк

Легко декорируется в склад­ки, растягивается. Требует подгиба, обрабатывается ост­рыми ножницами

Объемные аппликации, фон и детали панно, обтяжка абажуров

Крепкий ПВА, ручное и машинное шитье тонкой ниткой

Тюль, кружево

Сильно растягивается. При­дает дополнительную струк­туру и многослойность

Декоративная отделка шкату­лок, альбомов, светильников, декоративные детали панно

Ручное шитье тонкой нитью

Шерсть, сукно, плотная синтетика

Придает работе плотность. Требует обработки ножни­цами «зигзаг». Не тянется

Фрагменты из плотной тка­ни должны строго соизме­ряться с размером работы. При соседстве с тонкими тканями требует тактичного применения

Клей типа «Момент», ручное и машинное шитье

Тонкая синтетика

Часто не требует подгиба, хорошо кроится в сложные формы, декорируется, меня­ет фактуру при обработке

Изготовление жатой ткани, лапши. Простегивание и сосбаривание. Незаменима для аппликативных панно

Клей типа «Момент» для темных и ручное шитье для светлых тканей

Гобеленовые и портьерные ткани

Плотные нарядные ткани. Подгиб отпаривается и про­страчивается или обрабаты­вается ножницами «зигзаг». Возможна обработка подгиба клеем

Фрагменты букетов, натюр­мортов, декоративных со­судов, стволы деревьев в аппликативных панно

Крепкий ПВА, ручное и машинное шитье

Кожа, замша

Кроятся резаком. Сильно тя­нутся в намоченном виде. Хорошо красятся

Обтяжка сосудов, шкатулок, рамок

Клей типа «Момент» или крепкий ПВА


ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ


В этом разделе мы хотим рассказать об искусстве аппликации из ткани. Аппликация - это наложение одного материала на другой или пришивание фрагментов на основной фон. Она может приклеиваться или пришиваться - в зависимости от выбранного вами материала.

Количество нужной вам "экипировки" будет зависеть от того, чем конкретно вы хотите заниматься.

Для работы с аппликацией, которую будете шить вручную, запаситесь иглами нужных размеров. Лучше приобрести несколько наборов, особенно нужны иглы 3, 4, 5,6 номеров. Припасите также огромные "мешочные" иглы и изогнутые "цыганские". Основные требования к игле - это острый гладкий кончик и хорошее, не "слепое", ушко.

Нитки используются всевозможных цветов и сортов, от обычных хлопчатобумажных № 40 - 50 до мулине и шерсти. Нить следует подбирать по тону темнее ткани, иначе, оказавшись более светлой, она сделает шов заметным.

Вам также понадобятся острые ножницы двух-трех размеров для кроя тонких тканей и маленьких лоскутов, тяжелые ножницы для плотных тканей и - мечта аппликатора – ножницы–зигзаг, которые помогут обрабатывать края и делать зубчатый декоративный край. Отдельно держите ножницы для разрезания выкроек и бумаги. Они могут быть не слишком острыми. А вот резать бумагу рабочими ножницами - значит, испортить их.

Для работы с кожей и замшей неплохо иметь сапожный нож, скальпель или другой острый резак, так как эти материалы нельзя кроить ножницами.

Чтобы сделать в плотных тканях или в коже круглые отверстия можно приобрести несколько разных по размеру и по форме пробойников. Их может заменить обыкновенный канцелярский дырокол.

Еще необходимы булавки в неограниченном количестве, сантиметр и линейка, лекала для выкраивания сложных абрисов.

Удобно иметь папку с плотной бумагой для эскизов, рулон кальки для выкроек и листы картона, служащего основой, на которую натягиваются небольшие работы.

Для разметки рисунка на разных тканях нужны карандаши мягкости М-ТМ. простые и цветные, в том числе белый карандаш, заточенный мел или мыло.

Для работы с клееной аппликацией понадобятся клей ПВА и "Момент".

Кроме того, часто приходится пользоваться инструментами, начиная с пинцета и перочинного ножа и кончая молотком и плоскогубцами.

Булавки нужны в работе постоянно, но они имеют свойство теряться. Чтобы разыскать потери, привяжите на веревочку небольшой магнит и, раскачивая его над полом как маятник, соберите булавочный урожай.

Если выкройку детали нужно сделать не один раз, удобно выкройку с кальки перевести на плотный картон и вырезать из него трафарет, предварительно провощив его. Для этого на лист картона накапывается жидкий воск, потом накладывается бумага, и картон проглаживается теплым утюгом, чтобы воск равномерно покрыл его тонкой пленкой. Такой картон легче резать, он будет дольше служить.

Ткани советуем хранить вместе с ароматными травами - мятой, лавандой, листом смородины. Лаванда и пижма также предохранят ваши шерстяные материи от моли.











ВИДЫ АППЛИКАЦИИ

Для ознакомления с искусством аппликации ее удобно классифицировать по следующим признакам: рельефность, способ наложения фона и изображения, технология соединения фона и изображения. По 1-му признаку аппликации делятся на: а) плоские, б) рельефные, в) объемные, По 2-му на: а) накладные, б) прорезные. По 3-му на: а) сшитые ручным способом, б) сшитые машинным способом, в) склеенные.

Виды аппликации

Особенности выполнения

Клееная аппликация


Эта техника наиболее проста. Ее можно рекомендовать начинающим аппли­каторам. Для склеивания различных видов материи, кроме отдельных синтети­ческих тканей, наиболее удобен клей ПВА. Клеи типа «Момент», используемые в основном для синтетики.

Термоаппликация


Эта техника очень проста, но понадобится двусто­ронняя термоткань, с помощью которой можно зафикси­ровать выкроенный фрагмент на фоне. Вместо термотканей можно использовать полиэтилен, но многие ткани, приутюженные к полиэтилену, будут присбариваться.

Аппликация методом ручного шитья


Все детали панно, сделан­ных на подрамнике, пришивают к фону вручную. Детали сначала прикалывают булавками или приме­тывают к фону, а затем пришивают.

Машинная аппликация



Для работы над машинной аппликацией нужна хорошо отлаженная машинка. Желательно, чтобы у машинки был шов «зигзаг» для обработки сыплющихся тканей.

Обратная или

прорезная аппликация


В этой технике аппликация накладывается не поверх фона, а наоборот: фон как бы служит контуром для подло­женной под него аппликации. При выкраивании фрагментов по трафа­рету мы получаем два изображения – внутреннее и внешнее. Внутреннее используется для апплицирования поверх фона, а внешнее можно сде­лать контуром обратной апплика­ции.

Объемная аппликация


Добиться объема можно разными способами: выкраивать деталь вместе с под­кладкой и проложить между ними слой уплотнителя (синтепон); составлять деталь из нескольких на­ложенных друг на друга слоев тка­ни, скроенных по одной форме.

Коллаж


Коллаж (франц. Collage — «наклеивание») — приём в изобразительном искусстве, когда на какую-либо основу наклеиваются материалы, отличающиеся от неё по цвету и фактуре; произведение, выполненное с помощью этого приёма.

КАК ПЕРЕВЕСТИ РИСУНОК НА ТКАНЬ

Рисунок на ткань можно перевести с помощью копировальной бумаги как черной, так и цветной. А если вы умеете рисовать, то карандашом или маркером для ткани можно сразу нанести рисунок на ткань.

Напыление мелом, один из спо­собов перенесения сложного рисун­ка с выкройки на ткань. Выкройку скалывают с тканью по контуру ма­ленькими булавками. Кусочком зато­ченного мела на ткань наносят внеш­ний и внутренние контуры выкрой­ки. Узкие места ветки дерева, рису­нок животного наносят от центра к краям рисунка. При этом иногда не­обходимо дополнительно придержи­вать край выкройки пальцем левой руки. На светлых тканях использу­ется цветной мел. Если вам нужно не выкроить, а нарисовать фрагмент на ткани, мел заменяет полусухая кисть с тушью, гуашью, акрилом.











КОМБИНИРОВАННАЯ АППЛИКАЦИЯ

В качестве рисунка для такой комбинированной аппликации подойдет любой, имеющий достаточно много деталей. Это могут быть кошки – собачки – девочки – цветочки – домики – что угодно.

Возьмем вот такую барышню.


Сначала определяем участки рисунка, которые будем делать в прямой или обратной технике, рисуем и вырезаем все необходимые шаблоны.

По этим шаблонам вырезаем детали рисунка из соответствующей ткани.

Все детали под прямую аппликацию лучше укрепить флизелином.

Вырезая детали для обратной аппликации, не забудьте добавить припуски по всему контуру 0,5 см.

1. Для каждой детали из ткани для обратной аппликации вырезаем кусочек флизелина, немного больший, чем сама деталь.

Приклеиваем эти детали к изнаночной стороне основной ткани-фона с помощью флизелина в соответствии с рисунком, как показано на фото.

"Точность попадания" можно контролировать на просвет через шаблон.

2. Теперь переходим к лицевой стороне работы.

Наносим на лицевой стороне фона контуры детали рисунка, обводя шаблон мелом или карандашом, и прострачиваем по этой линии очень мелкой строчкой.

Некоторые фрагменты можно выстрачивать и без предварительного нанесения рисунка на ткань, а непосредственно «обходя строчкой» сам шаблон (как на фото).


3. Так выглядит подготовленная деталь рисунка для обратной аппликации с изнанки.


4. Вырезаем верхнюю ткань-фон близко к строчке.

Делаем это очень осторожно, стараясь не повредить нижний слой ткани.

Начинать подрезать ткань можно с помощью специального вспарывателя.


5. Дальше вырезать ткань фона удобнее ножницами.


6. В результате получаем фоновую ткань с прорезанными участками, под которыми видны пристроченные детали рисунка из ткани.

7. На этих заготовках сердечки тоже сделаны методом обратной аппликации, и на фото видно мелкую строчку по контуру рисунка.


8. После того, как ткань фона вырезана, закрываем контурные строчки плотным швом зигзаг.


9. Далее переходим к ПРЯМОЙ АППЛИКАЦИИ.

Детали из ткани для прямой аппликации вырезаются без припусков на швы.

Накладываем (или наклеиваем, если вы пользуетесь специальной бумагой для аппликаций) детали "ручки" по месту и пристрачиваем по контуру зигзагом.


10. Теперь нарядим нашу барышню в платьице.

Вырезаем его по шаблону, пришиваем зигзагом к нему передник с сердечком (которое выполнено «обратной аппликацией, см.фото 8) и все это «одеваем» на нужное место.

И опять же пришиваем зигзагом, как обычно в прямой аппликации.


11. Остаётся только присоединить остальные детали, чтобы девочка «не потеряла свое лицо», работа закончена.







Панно "Влюбленная парочка"

Приготовим рисунок и отутюженные кусочки ткани. Рисунок нужно подготовить соответствующим образом. Для этого на отдельном листе прорисуйте каждую деталь. Детали, у которых виден весь контур, перерисуйте без припусков. Детали, закрытые фрагментами других, т. е. нижние детали, нарисуйте с небольшим припуском в местах наложения.

Кусок ткани, предназначенный для фона, наложите на эскиз и прикрепите булавками или несколькими уколами горячей иглы по периметру.


Начинать собирать рисунок следует с нижних деталей, в данном случае с травки. Вырежьте травку из зеленой ткани, перенесите на фон и прикрепите по рисунку. Далее нижние и верхние лапки мишек.

Затем вырежьте платьице для мишки-девочки и грудку для мишки-мальчика и прикрепите их на ткань. На платьице прикрепите бусы. У девочки следует сначала прикрепить волосы, а только после этого головку.


Далее аналогичным образом вырезаются и прикрепляются остальные детали.


Так как глаза состоят из трех мелких деталей у мишки-девочки и из двух деталей у мишки-мальчика, то их лучше собирать отдельно на бумажном эскизе, вот таким образом. Готовые заготовки переносим и закрепляем на изделии.

Бантик выполняется из двух слоев ткани, желтого и красного. Сначала вырезаем дырочки-горошинки на желтом кусочке, а затем подкладываем под него красную ткань и вырезаем по контуру сразу оба слоя.

Следите, чтобы во время сборки не было смещений и перекосов.

И в завершение обколите по рисунку вышить пальчики на лапках, реснички и брови у девочки.

Оформить панно в рамку.


Панно “Девочка-елочка”

Размер: 21х26 см.

Для изготовления панно потребуется: 2 листа картона размером 21х26 см; кусок белой ткани для фона размером 21х26 см; лоскутки ткани в зеленых тонах для обтяжки рамки картины; лоскутки драпа темно-зеленого, зеленого и бежевого цвета; кусочки шнура, лент, кружев; льняные нити; 2 черные бисеринки и 1 красная; клей ПВА.

Техника выполнения: аппликация.

Раскрой (детали 1-3 в масштабе 1:2):

1 елочка — 1 деталь из темно- зеленой ткани,

2 ладошка — 2 детали из бежевой ткани,

3 сапог — 4 детали из зеленой ткани,

голова — 2 круга диаметром 4 см из бежевой ткани,

нос — круг диаметром 1,7 см из бежевой ткани,

полоски для обтяжки рамки, выкроенные под углом 45° – 2 полоски размером 23х8 см и 2 размером 28х8 см из цветной зеленой ткани.

Описание работы.

Елочка.

На основной детали елочки в местах, отмеченных пунктиром, сделать надрезы, в которые затем протянуть кусочек шнура длиной 20 см — это ножки. Детали валенок сложить попарно лицевыми сторонами наружу, "обуть" на ножки и сшить по контуру обметочным швом — елочка обута.

Три отрезка кружева длиной 8-10 см прошить по краю швом "вперед иголку" и стянуть — получились 2 манжеты и воротник. К силуэту елочки (в средней части) приклеить манжеты, а сверху — ладошки из бежевой ткани. В верхней части елочки приклеить воротник.

Детали головы сложить лицевыми сторонами внутрь и стачать, оставляя небольшое отверстие для выворачивания. Голову вывернуть, слегка набить ватой, отверстие зашить. Деталь носа собрать на нитку по краю, набить ватой и стянуть, чтобы образовался шарик. Пришить нос в центре лица, пришить также бусинки — глаза и рот. Для изготовления волос нарезать льняные нити длиной 15 см, положить под середину нитей узкий кусочек ткани подходящего цвета и прошить нити. Пришить волосы к голове, пришить (или приклеить) голову к детали елочки, затем пришить сделанные из зеленой тесьмы бантики.

Панно.

Прямоугольник ткани для фона панно обметать, приклеить к нему елочку и положить под пресс на 5-6 часов. Затем наклеить ткань на лист картона (по краю).

Из другого листа картона вырезать рамку шириной 3 см. Полосы ткани для обтяжки рамки сложить вдоль пополам лицевыми сторонами наружу и приутюжить. Затем сложить 2 полосы (короткую и длинную) лицевыми сторонами внутрь и стачать, как показано на рис. А. Лишнюю ткань срезать, швы разутюжить. Притачать к полученной детали 2 другие полосы. Деталь вывернуть, уголки с лицевой стороны приутюжить — получили рамку из ткани для обтяжки картонной рамки, ее размеры по наружному контуру — 21х26 см. В полученную рамку вставить рамку из картона и обтянуть ее тканью, подгибая внутрь припуски по внутреннему периметру рамки. Припуски подшить вручную потайными стежками или подклеить.

Полученную рамку наложить на лист с елочкой и приклеить.




















ВЫКРОЙКА - СХЕМА







Комплект салфеток с аппликацией “Тюльпан”

Размер: модель 16 (маленькая салфетка) — 30х30 см; модель 17 (большая салфетка) — 70х40 см.

Вам потребуется: льняная ткань белого цвета — 75 см при ширине 1 м, для аппликации тонкие ткани (например, шифон) шириной 80 см: красного цвета — 15 см, зеленого — 30 см, желтого — 10 см; флизелин — 55 см при ширине 1 м; флизофлекс (флизелин с двухсторонним клеевым покрытием) — 10 см при ширине 1 м; вместо флизофлекса можно использовать клеевую ленту с бумажным покрытием для обработки низа брюк шириной 1 см — ее потребуется около 4 м.

Перед раскроем укрепить флизелином отрезы красной, зеленой и желтой тканей.

Техника выполнения: аппликация.

Раскрой.

5 — маленькая салфетка, 2 детали,

6 — большая салфетка, 1 деталь со сгибом.

Описание работы.

Из белой ткани точно по направлению долевой и поперечной нитей выкроить 2 квадрата со стороной 30 см и прямоугольник размером 70х40 см.

Пользуясь выкройками 5 и 6, из соответствующих тканей выкроить необходимое количество тюльпанов (8), листьев (16), стебельков (8), солнце (2), лучей (10), травы (трава — это скошенный уголок на выкройке 5 и прямоугольник ниже тюльпанов на выкройке 6).

На все выкроенные детали аппликаций наклеить при помощи утюга флизофлекс (если вы работаете не с флизофлексом, а с клеевой лентой, то наклеить ее только на листья, стебельки и лучи солнца).

При помощи утюга приклеить детали аппликации солнечных лючей, листьев и стебельков на салфетки так, чтобы солнечные лучи и стебельки заходили за контуры травы и солнца.

Детали аппликации тюльпанов, травы, солнца наложить на салфетки и так же приклеить при помощи утюга (если вы работаете с клеевой лентой, то аппликации тюльпанов, травы и солнца настрачиваются на салфетки плотной зигзагообразной строчкой с шириной стежка около 2 мм подходящими по цвету нитками).

Края салфеток обработать зигзагообразной строчкой.



Кухонный комплект: передник, прихватка и варежка

Вам потребуется: льняная ткань белого цвета — 70 см при ширине 1,5 м, для аппликации — лоскутки тонких тканей (например, шифона) красного и зеленого цвета; бязь белого цвета — 40 см при ширине 1 м; флизелин — 20 см при ширине 1 м; флизофлекс (флизелин с двухсторонним клеевым покрытием) — 10 см при ширине 1 м (вместо флизофлекса можно использовать клеевую ленту с бумажным покрытием для обработки низа брюк шириной 1 см); синтепон — 30 см при ширине 1 м.

Техника выполнения: аппликация.

Перед раскроем укрепить флизелином лоскутки красной и зеленой тканей.

Раскрой.

Передник:

1 — верхняя часть передника, 1 деталь;

2 — нижняя часть передника, 1 деталь со сгибом;

а) косая бейка длиной 120 см шириной 4 см;

б) 4 долевые полоски ткани длиной 50 см шириной 3 см для завязок.

Варежка:

4 — варежка, 2 детали;

2 детали из бязи;

1 деталь из синтепона;

в) косая бейка длиной 80 см шириной 4 см для обработки края варежки.

Прихватка:

3 — прихватка, 1 деталь;

1 деталь из бязи;

1 деталь из синтепона;

г) косая бейка длиной 90 см шириной 4 см для обработки края прихватки.

Описание работы.

Из соответствующих цветных тканей выкроить необходимое количество аппликаций тюльпанов (8), листьев (16), стебельков (8). На полученные детали при помощи утюга наклеить флизофлекс или клеевую ленту (если вы работаете не с флизофлексом, а с клеевой лентой, то наклеить ее только на листья и стебельки).

На верхнюю часть передника, прихватки и варежки в соответствии с выкройками наклеить при помощи утюга стебельки и листья, затем тюльпаны (если вы работаете с клеевой лентой, то аппликации тюльпанов не наклеиваются, а настрачиваются плотной зигзагообразной строчкой с шириной стежка 2 мм подходящими по цвету нитками).

Передник.

Окантовать верхнюю часть передника (сердечко) косой бейкой.

Полоски ткани для завязок сложить вдоль пополам лицевой стороной внутрь и сострочить, оставляя 1 поперечный срез открытым. Через этот срез завязки вывернуть на лицевую сторону, припуски отогнуть вовнутрь пояса и зашить открытое отверстие. Нижнюю часть передника по всему периметру обработать сантиметровым швом, одновременно вставляя завязки (место пришивания завязки на детали передника отмечено меткой 1). Швы приутюжить. Настрочить верхнюю часть передника на нижнюю, совмещая метки 2. Притачать завязки к верхней части передника, совмещая их с меткой 3.

Варежка.

Сложить лицевыми сторонами внутрь по одной детали из бязи и льна с уже выполненной аппликацией, стачать по нижнему краю варежки. Сложить лицевой стороной внутрь по одной детали из бязи, льна и синтепона и так же стачать по нижнему краю варежки. Развернуть обе части варежки лицевой стороной вверх, приутюжить, при необходимости подровнять края. Сложить обе части варежки бязью вовнутрь, аппликацией вверх, сострочить при помощи машинной строчки. Наконец окантовать варежку косой бейкой, оставляя петельку для вешалки.

Прихватка.

Сложить вместе детали, выкроенные из бязи, синтепона и льна с уже выполненной аппликацией. Сострочить их при помощи машинной строчки. Окантовать прихватку косой бейкой, вставляя петельку для вешалки.









ВЫКРОЙКА


Бабочка морфина

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу

Материалы: голубой и синий атлас, чёрный бархат, сутаж, альбомная бумага, клей ПВА.

1.Переведи на бумагу и вырежи выкройки: два верхних крыла, два нижних крыла (голубой атлас), средние части крыльев по две детали (синий атлас), боковые части крыльев по две на деталь (чёрный бархат), туловище (чёрный бархат).

2.Возьми альбомную бумагу, для каждой детали приготовь кусочек ткани немного больших размеров. Смазывай бумагу клеем ПВА и приклеивай лоскуток ткани.



Просуши под прессом несколько минут.

3.На каждую заготовку перенеси рисунок выкройки и вырежи.



Обрати внимание на то, что крылья выкраиваются целиком из голубого атласа, а украшения — синие и чёрные выкраиваются сверху.

4.Приклей прожилки из сутажа. Склей все детали на картонной или текстильной основе.

ВЫКРОЙКА - СХЕМА


Собачка Шар-пей из жатой ткани

Аппликация из жатой ткани

МАТЕРИАЛЫ: ткань, плотная бумага, клей ПВА



Название этой породы переводится как «песочная кожа». У щенков шкура в пять раз больше по объёму, чем туловище, Она даётся малышу как бы на вырост, и её можно оттянуть на полметра. Трудно поверить, что это приветливое, ласковое животное в прошлом — китайская бойцовая собака. Она с успехом участвовала в собачьих боях: её складчатая шкура не позволяла как следует вцепиться в неё противнику.


С шар-пеями в Китае связано много удивительных историй. «Прежде чем идти войной на соседнее царство, разумный правитель должен удостовериться, громко ли поют хранители огурцов», — гласила китайская мудрость в IУ веке до нашей эры. древние китайцы считали, что днём эти растения растут быстро, а ночью рост прекращается, так как растения засыпают. для того чтобы ускорить рост огурцов, кабачков и тыкв, служивших основной пищей в китайской армии, огородники держали при своих участках большое количество шар-пеев. В их обязанность входила не только ночная охрана, но и «пение», то есть громкий вой для пробуждения овощей от спячки. По силе этого воя оценивались и боевые возможности шар-пеев и их хозяев. Особо мощное «пение» иногда приводило к тому, что противник спешил прислать посольство с просьбой о мире.


Для изображения этих собачек «в складочку» лучше всего подходит техника жатой ткани.

1.Нарисуй детали на отдельных листочках бумаги. Переверни их. Густо смажь листок клеем ПВА и наложи кусочек ткани большего размера.

2.Пальцами собирай ткань к центру, чтобы она сморщилась и приклеилась беспорядочными складками. Положи под пресс на 3-5 минут или прижми рукой. Переверни и вырежи заготовку.

3.Ушки, мордочку и лапки вырежи из кожи, замши или более тёмной ткани, сжатой на бумаге. Хвостик вырежи из обрезков. Щенок готов.

А вот как можно сделать его маму.

ВЫКРОЙКА - СХЕМА

Аппликация из ткани «Птенцы»


Симпатичные птенцы придают изделию очарование фольклорного стиля. Вышивка мягкими хлопчатобумажными нитками подчеркивает контуры несложной аппликации.

Аппликация из простой ткани в стиле кантри по-домашнему уютна. Бело-голубая хлопчатобумажная ткань с мелким рисунком прекрасно сочетается с таким же материалом.

Каждая птичка сделана из трех лоскутков: двух крылышек и тельца. Аппликация отделана по контуру декоративной вышивкой мягкими хлопчатобумажными нитками. Клюв, лапки и глаза также вышиты. Чтобы воспроизвести эту милую картинку, вам не понадобится много материала - достаточно трех-четырех лоскутков подходящих цветов и нитки для вышивки. Подберите ткани с мелким, незатейливым рисунком, такие, как пестрый ситец или ткань в стиле кантри. Возьмите нитки, гармонирующие с одним из цветов рисунка материи или дополняющего оттенка, как на фото: контур тельца вышит розовыми нитками. Для клюва подойдут ярко-оранжевый, желтый и красный цвета, лапки пусть будут контрастного оттенка.

Нашиваем аппликацию.


Можно украсить изделие одной птичкой, а можно выстроить их в ряд вдоль края. Посадите птичек гуськом или переверните шаблон, чтобы они смотрели друг на друга. Вам понадобится: Основа. Лоскутки пестрой хлопчатобумажной ткани. Калька. Карандаш. Тонкий картон. Копирка для ткани. Водный маркер. Нитки для шитья. Швейная игла и булавки. Игла для вышивания шерстью № 5. Мягкие хлопчатобумажные нитки терракотового, розового, синего, белого или других цветов. Маленькие пяльцы.

1. Как сделать шаблон. Переведите на кальку внешний контур птички, а также клюв, лапки и глаза, отложите рисунок. Затем переведите на кальку все детали рисунка: ближнее и дальнее крылышки, тельце, и вычертите их на картоне. Вырежьте шаблон.



2. Раскрой деталей. Вычертите маркером по шаблону на лицевой стороне лоскутков крылышки и тельце каждой птички. Если птички должны быть повернуты друг к другу, не забудьте перевернуть шаблон. Наметьте припуск на подгибку 6 мм вокруг контуров, вырежьте детали по внешней границе контуров.


3. Подгибка по контуру. Прострочите мелким швом по внутренней контурной линии, чтобы укрепить деталь. Срежьте припуски по внешнему контуру и сделайте на них треугольные насечки до строчки. Прижмите пальцами и приметайте подвернутые на изнаночную сторону припуски так, чтобы строчка не была видна. Сгруппируйте детали для каждой птички.



4. Как нашить аппликацию. Приколите вырезанную из кальки птичку к простыне. Подложите под кальку дальнее крылышко, совмещая контур, приколите. Уберите кальку и пришейте крылышко по контуру потайным швом. Точно так же уложите и пришейте тельце и ближнее крылышко. Пришейте так же каждую птичку. Слегка отпарьте аппликацию через чистую ткань.



5. Как перенести разметку. Уложите и приколите на аппликацию птичку из кальки, совмещая контуры. Положите под кальку копирку для ткани и переведите на простыню клюв, лапки и глаз для каждой птички.


6. Вышивание. Возьмите пяльцы, мягкие нитки и иглу для вышивания шерстью. Вышейте контур крыльев швом «вперед иголку» синими нитками, тельце - швом «через край» розовыми, оранжевыми нитками вышейте гладью клюв, стебельчатым швом - ножки и простыми стежками - лапки, синим крестиком - глаз, швом «вперед иголку» с длинным стежком - верхний край простыни. Отпарьте.

Аппликация готова.

Аппликации коврик «Ежик»

Мягкий коврик «Ежик» состоит из основы 32.5 х 43.5см.

Аппликации «ежик», состоит из следующих деталей:

  1. Туловище;

  2. Голова;

  3. Носик;

  4. глазки 2 шт.;

  5. лапки 2 шт.;

  6. колючки (цельный кусок ткани с зубчиками);

  7. 3 грибочка;

  8. 3 листочка;

  9. яблочко.

Использовать для изготовления данной модели лучше различные типы тканей для развития тактильных ощущений.



















РАМЫ ДЛЯ АППЛИКАЦИИ


Если вы хотите по окончанию работы поместить аппликацию на стену как картину, для этого необязательно приобретать в магазине стандартные багеты для рам. Достаточно иметь под рукой картон, декоративную бумагу или ватман, ножницы и клей.

Рамка 1

Делается из нескольких слоев картона, а потом оклеивается обоями. Ее можно и обтянуть ситцем. При этом картонный каркас и ткань нужно проложить поролоном (рис. 100).

Рамка 2

Эта рамка представляет собою заплетенные цветной толстой шерстяной ниткой пяльцы. Работа прикрепляется к ней при помощи ПВА или "Момента" (рис. 101).

Рамка 3

Эту рамку делают из обработанных планок или обыкновенных линеек, скрепленных клеем (рис. 102).


Рамка 4

Объемные рамки для небольших работ можно изготовить из плотной бумаги или картона.

Разместив в соответствии с выкройкой лист бумаги, его вырезают по контуру. Затем, слегка надавливая на нож, прорезают бумагу в местах сгиба, примерно на треть толщины. Выкройку сгибают по контуру, после чего клеем ПВА последовательно склеивают плоскости А-Б, А-С, Б-Д, С-Д. Большая плоскость Е является задней поверхностью рамы, благодаря которой достигается необходимая жесткость и правильность углов рамы. Так как рама из бумаги довольно легкая, ее можно подвесить на петлю из толстой нитки (рис. 103).

Рамка 5

Из картона можно изготовить обрамление и другой конфигурации.

По эскизу нанесите на картон под углом 45 градусов размеры граней будущей рамы. Вырежьте четыре заготовки. Линии, обозначенные пунктиром, лишь надрежьте, чтобы их удобнее было сгибать. После того, как убедитесь, что заготовки сделаны верно, склейте их клеем.

Для полученной пирамидки необходимо сделать основание. Из картона под прямым углом вырежьте четыре детали по указанным размерам и склейте их между собой. Затем так же совместите полученную фигуру с основанием и склейте их между собой. Полученную раму необходимо покрыть густым слоем лака. Это предохранит ее от влаги и не даст испортиться. После того, как лак высох, можно наносить краску-бронзу, серебро или тонировать раму под цвет дерева (рис. 104).

Рамка 6

Изготовляется из тонкого листа фанеры. Вырежьте из него контур рамки нужного размера. Чтобы рамка была объемной, ее делают из нескольких слоев. Аппликация крепится при помощи гвоздей или клея к рейкам с обратной стороны рамки.

Рамку можно обработать "морилкой", раствором марганца или покрыть лаком или краской (рис. 105).















ЭСКИЗЫ ДЛЯ АППЛИКАЦИИ


По этому же принципу, можно выполнить простые аппликации, эскизы которых приведены ниже.





ЭСКИЗЫ АППЛИКАЦИИ ИЗ ТКАНИ НА ПРИХВАТКАХ





ГАЛЕРЕЯ ГОТОВЫХ РАБОТ

ЛИТЕРАТУРА

http://www.liveinternet.ru/users/vesnula/post84310390

http://www.mukhin.ru/spalni/1_06.html

http://images.google.ru/imgres?imgurl=http://www.dublirin.com.ua/

По материалам книги Т. Н. Просняковой «Собачки»




ПРИЛОЖЕНИЕ


Словарь

ПРЯМАЯ АППЛИКАЦИЯ – это пришивание фрагмента рисунка, вырезанного из ткани по его контуру ПОВЕРХ фона.

ОБРАТНАЯ АППЛИКАЦИЯ (или еще ее называют прорезная аппликация) – это пришивание фрагмента рисунка, вырезанного из ткани ПОД фоном, на котором (на фоне) прорезана ткань по контуру выбранного рисунка.

Каждая рукодельница выбирает полюбившийся ей способ аппликаций. Иногда очень удобно использовать обе техники для изготовления одного рисунка.

Аппликация

Можно выполнять аппликацию двумя способами: либо сразу вырезать из кусочков материала детали рисунка, настрочить их на ткань по контуру прямой строчкой, а затем обметать частой строчкой "зигзаг"; либо нанести рисунки деталей на кусочки материала и, не вырезая их, настрочить на ткань узкой частой строчкой "зигзаг". Лишний материал осторожно срезать маникюрными ножницами у самого наружного края строчки, а затем еще раз обметать рисунок более широким "зигзагом".

Есть и другие способы аппликации. Сначала на подготовленных прямоугольных лоскутках проложите равномерные ряды слегка волнистых прямых строчек - фон рисунка. Нитки подберите контрастирующих с материалом цветов.

Для аппликаций стилизованных цветов подберите куски цветного сукна, драпа или фетра. Эти материалы не осыпаются, поэтому аппликацию можно выполнить и на самой простой прямострочной машине.


Вырежьте детали цветов и приметайте их на подготовленную основу с проложенными строчками. Настрочите детали по контуру прямой строчкой, а потом начинайте прокладывать параллельные строчки внутри деталей, двигаясь по спирали и приближаясь к центру. Осталось стачать отдельные прямоугольные детали панно и окантовать цветной бейкой, тесьмой.
















СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  2. История возникновения аппликации

  3. Ткань как материал для творчества

  4. Характеристика ткани

  5. Подготовка ткани к раскрою

  6. Ткани, их свойства и применение

  7. Инструменты и приспособления

  8. Виды аппликации

  9. Как перевести рисунок на ткань

  10. Комбинированная аппликация

  11. Панно «Влюбленная парочка»

  12. Панно «Девочка – елочка»

  13. Комплект салфеток с аппликацией “Тюльпан”

  14. Кухонный комплект: передник, прихватка и варежка

  15. Бабочка морфина

  16. Собачка Шар-пей из жатой ткани

  17. Аппликация из ткани «Птенцы»

  18. Аппликация коврик «Ежик»

  19. Рамы для аппликации

  20. Эскизы для аппликации

  21. Эскизы аппликации из ткани на прихватках

  22. Галерея готовых работ

  23. Словарь

  24. Литература