Тема урока: «Аппликация из ткани»
Цель: Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – аппликацией, применением ее для украшения интерьера, расширение знания о материалах, применяемых для выполнения аппликации.
Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.
Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.
Коррекционная - развивать у учащихся функции мелкой моторики рук, глазомер. Развивать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.
Выбор и обоснование форм и методов:
Формы:
Методы:
словесные
наглядные
практические
Методы проведения занятий:
беседа с объяснением нового материала;
показ наглядностей, видео ролик;
демонстрация трудового приема
практическая работа учащихся;
Межпредметные связи:
Тип урока: комбинированный
Наглядные пособия: изделия, украшенные аппликацией (наволочки на подушки, салфетки.).
Технологические карты: порядок выполнения аппликаций. Образцы: порядок выполнения аппликации. Эскизы, выкройки-шаблоны (для аппликации).
Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки несыпучих тканей (разноцветный фетр), копирка, ножницы, линейка, мел портновский, электрический клей пистолет.
Дидактический материал: презентация коллекции иллюстраций изделий с аппликацией, материалов и приспособлений для выполнения аппликации
Ход урока:
I. Орг. момент (приветствие, озвучивание темы)
II. Объяснение нового материала
III. Практическая работа по технике выполнения аппликации
IV. Заключительная часть. Подведение итогов
1.Вступление
- Ребята тема нашего урока “Аппликация из ткани”.
В переводе с латинского слова аппликация означает “прикладывание”.- создание художественных изображений нашиванием на ткань или наклеиванием на бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.
- В младших классах вы уже занимались этим видом работы, но аппликация была из каких материалов?
-из бумаги;
- природного материала.
Когда же появилась аппликация?
1 ученица: Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.
2 ученица: Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.
3 ученица: Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты. Впоследствии аппликация превратилась в экстравагантный вид прикладного искусства.
Люди украшают свою одежду и другие бытовые вещи, накладывая на них в соответствии с узором различные кусочки материала – ткань, кожу, мех – и закрепляя их нитками на ткани различными ручными стежками.
- Какие ручные стежки вы знаете?
Ответ: прямые, петельные, тамбурные, косые, крестообразные.
Кроме ручных приёмов используются разнообразные декоративные строчки, выполняемые на современных швейных машинах.
В наше время спектр применения аппликации неограничен. C приходом в лёгкую промышленность лазеров все кардинальным образом изменилось.
Давайте с вами просмотрим видео ролик где виден весь процесс изготовления аппликации поэтапно.
Прежде всего, на компьютере составляется программа для лазера, а в сам лазер заправляется материал.
Затем лазер вырезает запрограммированную форму аппликации.
Вышивальный автомат прострачивает контур будущей аппликации, куда и накладывается вырезанный лазером материал.
Вышивальный автомат заканчивает аппликацию.
Аппликации бывают:
а) предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнце, утенок) – для украшения детских вещей
б) сюжетные (изображено много предметов или фрагмент) – для украшения предметов быта
в) декоративные (изображение, состоящее из декоративных элементов) – для украшения сумок, сапог, шуб
При конструировании аппликации следует выбирать простые, стилизованные формы. Подобранные цвета должны гармонировать друг с другом. Выбор материала зависит в большей степени от назначения предмета, а также от изображаемого предмета. Материалы используют несыпучие (кримплен, трикотаж плотный драп).
Инструменты и материалы для выполнения аппликации:
Ткань, нитки, ножницы, бумага, копировальная бумага, иголки, булавки
Нитки для пришивания аппликации используют мулине или швейные, но обязательно в цвет пришиваемых деталей.
Вводный инструктаж перед выполнением практической работы.
1.Вспомним порядок перевода рисунка на основную ткань с использованием копировальной бумаги.
2.Рассмотрим технологическую карту и образец “Последовательность выполнения аппликации
Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности. Ведь как гласит народная мудрость: “Берегись бед, пока их нет”.
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
Какие правила необходимо соблюдать при работе с электроприборами, ножницами?
Учитель.
На столах находятся выкройки-шаблоны технологические карты и образцы выполнения аппликации , все это поможет вам самостоятельно справиться с заданием.
Теперь, вооружившись всем необходимым, вы можете приступать к практической работе.
Практическая часть урока.
Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по изготовлению аппликации из несыпучих тканей (драп, фетр).
В процессе выполнения самостоятельной работы следует обратить внимание учащихся на соблюдение эстетических требований при соединении отделочных материалов.
Во время практической работы звучит инструментальная музыка и т.п.
Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.
Заключительный инструктаж.
Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой: правильно подобрать цвет к вашей аппликации, сделать раскрой, выбрать наилучшее место на изделии для прикрепления деталей аппликации, прикрепить детали к ткани с помощью клея пистолета Многие начали пришивать край детали к ткани. Молодцы!
Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.
Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.