СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аппликация как вид деятельности дошкольников и младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материал для педагогов - дошкольников и младших школьников. 

Просмотр содержимого документа
«Аппликация как вид деятельности дошкольников и младших школьников»

Аппликация  как вид деятельности

Аппликация

как вид деятельности

Что такое аппликация?  Аппликация (от латинского слова « applikatio » - накладывание) - интересный вид художественной деятельности - это способ создания художественных изображений из различных материалов (бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, высушенных листьев), вырезанных и наклеенных, или нашитых на фон.

Что такое аппликация?

Аппликация (от латинского слова « applikatio » - накладывание) - интересный вид художественной деятельности - это способ создания художественных изображений из различных материалов (бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, высушенных листьев), вырезанных и наклеенных, или нашитых на фон.

Аппликация как вид деятельности Аппликация – это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес у них вызывает техника вырезывания и наклеивания. Специфика аппликации (характер изображения и техника исполнения)  дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать один на другие – это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения.

Аппликация как вид деятельности

  • Аппликация – это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: детей радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур; большой интерес у них вызывает техника вырезывания и наклеивания.
  • Специфика аппликации (характер изображения и техника исполнения) дает детям возможность активнее усваивать знание о цвете, строении предметов, их величине, плоскостной форме и композиции.
  • В аппликации есть возможность передвигать вырезанные элементы, сравнивать, накладывать один на другие – это позволяет быстрее усваивать композиционные знания и умения.
Изобразительно-выразительные средства аппликации 1 особенность - отбор эстетического содержания (декоративные образы); 2 - условность изображения (стилизованность); 3 – цвет (локальные цвета, плоскостные цвета, развитие цветовосприятия); 4 – конструктивность композиции, подчинение формы; 5 – отсутствие детализации, подробностей и реалистичности изображения; 6 – многообразие техники изображения; 7 – многообразие техники наклеивания.

Изобразительно-выразительные средства аппликации

  • 1 особенность - отбор эстетического содержания (декоративные образы);
  • 2 - условность изображения (стилизованность);
  • 3 – цвет (локальные цвета, плоскостные цвета, развитие цветовосприятия);
  • 4 – конструктивность композиции, подчинение формы;
  • 5 – отсутствие детализации, подробностей и реалистичности изображения;
  • 6 – многообразие техники изображения;
  • 7 – многообразие техники наклеивания.
Виды аппликации (классификация) 1. По содержанию: 5. По способу изготовления деталей: а)предметная; б)сюжетная; в)декоративная. а) резанная; б)рваная. 2. По количеству используемых цветов: 6. По степени прилегания к основе: а)силуэтная (монохромная); б)цветная (полихромная). а)плоская; б)объемная. 3. По форме: 7. По количеству деталей: а)геометрическая; б)не геометрическая а)целая силуэтная; б)раздробленная на части; в)мозаика. 4. По наличию симметричности: 8. По способу крепления деталей: а)симметричная; б)асимметричная а)однослойная; б)многослойная.

Виды аппликации (классификация)

  • 1. По содержанию:
  • 5. По способу изготовления деталей:

а)предметная;

б)сюжетная;

в)декоративная.

а) резанная;

б)рваная.

  • 2. По количеству используемых цветов:
  • 6. По степени прилегания к основе:

а)силуэтная (монохромная);

б)цветная (полихромная).

а)плоская;

б)объемная.

  • 3. По форме:
  • 7. По количеству деталей:

а)геометрическая;

б)не геометрическая

а)целая силуэтная;

б)раздробленная на части;

в)мозаика.

  • 4. По наличию симметричности:
  • 8. По способу крепления деталей:

а)симметричная;

б)асимметричная

а)однослойная;

б)многослойная.

Предметная аппликация  Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Предметная аппликация

Предметная аппликация представляет собой наклеенные на фон отдельные предметные изображения, передающие обобщенный, условный образ окружающих предметов (стилизованный). Изображаются предметы с отчётливой конфигурацией, простой формой, ясными пропорциями, локальной окраской.

Декоративная аппликация  Декоративная аппликация связана с понятием декоративности и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция).

Декоративная аппликация

Декоративная аппликация связана с понятием декоративности и представляет собой объединенные по законам ритма, симметрии элементы украшения, декоративные по цвету и по форме (геометрические, растительные т.д.) Важную роль здесь играет орнаментальная композиция. Орнамент характеризуется ритмичностью (повторение одинаковых или чередование разных элементов узора) и бывает бесконечным или замкнутым (ленточная или центрально-лучевая композиция).

Сюжетно-тематическая аппликация  Сюжетно-тематическая аппликация   представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей.

Сюжетно-тематическая аппликация

Сюжетно-тематическая аппликация   представляет собой наклеенные на фон изображения во взаимосвязи и в соответствии с темой или сюжетом (событие, ситуация, явление). Содержание такой аппликации может быть как несложным, так и достаточно сложным, динамичным по действию, с большим количеством персонажей и деталей.

Силуэтная аппликация (монохромная)  Силуэтная   аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным,

Силуэтная аппликация (монохромная)

Силуэтная   аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, вырезанные из бумаги беспрерывным, "слитным" движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета. Естественно, что такое изображение одноцветно, помещается на контрастном фоне и должно быть легко узнаваемым, выразительным, но обобщенным (рыбы, птицы, звери, посуда и т.д.).

Сюжетная (полихромная)  Такая аппликация может стать элементом  цветной аппликации ,  представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Сюжетная (полихромная)

Такая аппликация может стать элементом  цветной аппликации представляющей собой наклеенные на фон изображения предметов, состоящие из деталей, различных по цвету и форме. Обычно аппликации, традиционно выполняемые детьми, относятся именно к этому виду.

Симметричная аппликация    Симметричная аппликация   представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Симметричная аппликация  

Симметричная аппликация   представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, имеющие симметричное строение. Изображения предметов могут быть выполнены с использованием приема складывания бумаги пополам или в несколько раз перед вырезанием с целью одновременной передачи формы повторяющихся частей.

Асимметричная аппликация  Асимметричная аппликация   представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Асимметричная аппликация

Асимметричная аппликация   представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, несимметричные по форме. Вместе с цветной аппликацией этот вид является базовым для детского творчества, так как не диктует жестких стилистических ограничений и не требует специальных приемов при изготовлении.

Геометрическая аппликация  Геометрическая аппликация  представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование.

Геометрическая аппликация

Геометрическая аппликация  представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы. Геометрическая фигура может использоваться как элемент геометрических орнаментов, узоров, когда необходимо продуманное сочетание фигур, их размеров, форм, цветов, а также их порядок и чередование.

Негеометрическая аппликация  Негеометрическая аппликация   не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Негеометрическая аппликация

Негеометрическая аппликация   не накладывает на творчество детей ограничений, связанных с упрощением и стилизацией формы, поэтому она относится к группе базовых видов детского творчества.

Резаная и рваная аппликация  Резаная аппликация   выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.  Рваная аппликация   изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Резаная и рваная аппликация

Резаная аппликация   выполняется из бумаги традиционным способом - вырезанием, она также является базовой.

Рваная аппликация   изготавливается из бумаги способом обрывания. Края деталей получаются неровными, смазанными, создается впечатление пушистости, шероховатости.

Плоская аппликация  Плоская аппликация  предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Плоская аппликация

Плоская аппликация  предполагает, что изображения предметов крепятся на плоскость всего фона. Это традиционный, базовый вид аппликации, если не считать такой его разновидности, когда изображение создается методом вырезания отверстий в фоне, а под фон подклеивается подкладка одного или разных цветов.

Объемная аппликация  Объемная аппликация   предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

Объемная аппликация

Объемная аппликация   предусматривает, что изображения предметов или их деталей крепятся на фон только частью плоскости, создавая видимость объема. Существуют различные варианты крепления деталей: элементы наклеиваются частью плоскости; элементы наклеиваются частью плоскости в два-три плана на согнутой по типу открытки основе; в качестве элементов выступают объемные детали, изготовленные методом складывания, они наклеиваются частью поверхности; элементы наклеиваются несколько помятыми, поскольку выполнены из гофрированной или тисненой бумаги.

Аппликация целыми силуэтами   и раздробленная на части  Аппликация целыми силуэтами   представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.  Раздробленная на части аппликация   состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Аппликация целыми силуэтами   и раздробленная на части

Аппликация целыми силуэтами   представляет собой наклеенные на фон не расчлененные на отдельные детали изображения предметов.

Раздробленная на части аппликация   состоит из изображений предметов, выполненных из отдельных деталей одного цвета или разных цветов. Эти два последних вида аппликации наиболее часто встречаются в практике обучения младших школьников.

Мозаика  Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Мозаика

Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.

Однослойная и многослойная аппликация  Однослойная аппликация   предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.  Многослойная аппликация   выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Однослойная и многослойная аппликация

Однослойная аппликация   предполагает, что изображения предметов или их деталей наклеиваются на фон без наложения друг на друга.

Многослойная аппликация   выполняется путем наклеивания (или нашивания) на фон изображений предметов и их деталей в два-три слоя.

Традиционный и нетрадиционный подход в аппликации  В методике обучения детей аппликации выделяют несколько основных подходов. Одними из первых были исследования И.Л.Гусаровой, М.А.Гусаковой, Е.Л.Езикеевой, З. А.Богатеевой, Т.С.Комаровой. Традиционный подход – от простого к сложному: выкладывание и наклеивание готовых форм на полосе, круге, квадрате (2мл. гр.); резание по прямой, резание с закруглением (ср. гр.); вырезание из нескольких слоев бумаги (ст. дошк. возраст); силуэтное вырезывание (ср.гр) Существуют нетрадиционные подходы к аппликации (Иванникова): на 1-е место выдвигается создание выразительного образа. Выразительный образ можно сформировать у ребенка, если у него одновременно развиваются изобразительные и трудовые умения.

Традиционный и нетрадиционный подход в аппликации

В методике обучения детей аппликации выделяют несколько основных подходов. Одними из первых были исследования И.Л.Гусаровой, М.А.Гусаковой, Е.Л.Езикеевой, З. А.Богатеевой, Т.С.Комаровой.

  • Традиционный подход – от простого к сложному:
  • выкладывание и наклеивание готовых форм на полосе, круге, квадрате (2мл. гр.);
  • резание по прямой, резание с закруглением (ср. гр.);
  • вырезание из нескольких слоев бумаги (ст. дошк. возраст);
  • силуэтное вырезывание (ср.гр)
  • Существуют нетрадиционные подходы к аппликации (Иванникова): на 1-е место выдвигается создание выразительного образа. Выразительный образ можно сформировать у ребенка, если у него одновременно развиваются изобразительные и трудовые умения.
Развитие сенсорных способностей способность оценки цветовых сочетаний ;  способность видеть характерные особенности плоскости , на которую наклеивается композиция; способность почувствовать и изобразить ритм цветовых форм (асимметричность, симметричность);  развитие глазомера и координация руки и глаза ;  умение пользоваться ножницами как изобразительным инструментом; способность усваивать сенсорные эталоны практическим путем (цвет, форма, величина и способность их преобразовывать).

Развитие сенсорных способностей

  • способность оценки цветовых сочетаний ;
  • способность видеть характерные особенности плоскости , на которую наклеивается композиция;
  • способность почувствовать и изобразить ритм цветовых форм (асимметричность, симметричность);
  • развитие глазомера и координация руки и глаза ;
  • умение пользоваться ножницами как изобразительным инструментом;
  • способность усваивать сенсорные эталоны практическим путем (цвет, форма, величина и способность их преобразовывать).
Этапы процесса детского творчества в аппликации 1 этап: художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости декорирования окружающей среды. 2 этап: возникновение замысла и разработка воображаемых моделей декоративного оформления. 3 этап: отбор, подготовка, обработка аппликации. 4 этап: процесс создания изображений и прикрепление их на фон.

Этапы процесса детского творчества в аппликации

  • 1 этап: художественное изучение реальной действительности, выявление необходимости декорирования окружающей среды.
  • 2 этап: возникновение замысла и разработка воображаемых моделей декоративного оформления.
  • 3 этап: отбор, подготовка, обработка аппликации.
  • 4 этап: процесс создания изображений и прикрепление их на фон.
Педагогические условия организации образовательной деятельности Детерминированность – индивидуальный подход к изобразительной деятельности ребенка Занимательность и игровая форма организации образовательной деятельности. Повторяемость (основанная на вариативности, например, материала). Использование разнообразных методов и приемов обучения .

Педагогические условия организации образовательной деятельности

  • Детерминированность – индивидуальный подход к изобразительной деятельности ребенка
  • Занимательность и игровая форма организации образовательной деятельности.
  • Повторяемость (основанная на вариативности, например, материала).
  • Использование разнообразных методов и приемов обучения .
Методы обучения аппликации Поисковый метод  Информационно-рецептивный метод  Репродуктивный (метод упражнений)  Игровой метод

Методы обучения аппликации

  • Поисковый метод

  • Информационно-рецептивный метод

  • Репродуктивный (метод упражнений)

  • Игровой метод

Формы обучения детей аппликации Фронтальная форма организации изодеятельности (общая, коллективная, индивидуальная работы) Подгрупповая деятельность  детей,  индивидуальная форма (особенно в младшем возрасте) Комбинированная и комплексная организация деятельности (математика и аппликация, аппликация и рисование)

Формы обучения детей аппликации

  • Фронтальная форма организации изодеятельности (общая, коллективная, индивидуальная работы)
  • Подгрупповая деятельность детей, индивидуальная форма (особенно в младшем возрасте)
  • Комбинированная и комплексная организация деятельности (математика и аппликация, аппликация и рисование)
Аппликация во второй младшей группе Задачи обучения Учить называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры, сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу.   Закрепить представления о форме круга, четырехугольника, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), о величине в контрастных сопоставлениях (большой — маленький, высокий — низкий). Закрепление приемов раскладывания фигур и их наклеивания на основу.  В декоративной аппликации развивать чувство ритма, симметрии

Аппликация во второй младшей группе

Задачи обучения

  • Учить называть, раскладывать и наклеивать в определенном порядке вырезанные воспитателем бумажные фигуры, сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. 
  • Закрепить представления о форме круга, четырехугольника, об основных цветах (красный, синий, зеленый, желтый), о величине в контрастных сопоставлениях (большой — маленький, высокий — низкий).
  • Закрепление приемов раскладывания фигур и их наклеивания на основу. 
  • В декоративной аппликации развивать чувство ритма, симметрии
Программное содержание Аппликация проводится один раз в две недели, в году -19 Содержание аппликации необходимо связывать с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми.   Дети с большим интересом раскладывают и наклеивают знакомые им предметы, комбинируют их по признаку цвета, формы, величины. Знания и умения конкретизируются на создании орнаментальной аппликации, где ребенок учится более точно располагать элементы узора, вырезанные в форме знакомых геометрических фигур, наклеивать по углам квадрата, в середине и по окружности круга, по горизонтали полоски, сочетая формы, цвета, чередуя элементы по величине.  

Программное содержание

Аппликация проводится один раз в две недели, в году -19

  • Содержание аппликации необходимо связывать с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. 
  • Дети с большим интересом раскладывают и наклеивают знакомые им предметы, комбинируют их по признаку цвета, формы, величины.
  • Знания и умения конкретизируются на создании орнаментальной аппликации, где ребенок учится более точно располагать элементы узора, вырезанные в форме знакомых геометрических фигур, наклеивать по углам квадрата, в середине и по окружности круга, по горизонтали полоски, сочетая формы, цвета, чередуя элементы по величине.

 

Примерная тематика работ:  «Бусы на елку», «Украсим елочку огоньками и бусами».  «Падают белые снежинки»,  «Снежный ком на дорожке, и на него падает снег»,  «Снеговик на дорожке»   «Ярко светит солнышко», «Льдины плывут по реке»,  «Одуванчики расцвели на лугу»;  «Красные цветы на лужайке», «Разноцветные цветы на клумбе», «Огурцы на грядке»,  «Грибы в лесу» Узоры «Платочек для мамы» «Тарелочка для собачки», «Шарфик для куклы» и другие

Примерная тематика работ:

  • «Бусы на елку»,
  • «Украсим елочку огоньками и бусами».
  • «Падают белые снежинки»,
  • «Снежный ком на дорожке, и на него падает снег»,
  • «Снеговик на дорожке» 
  • «Ярко светит солнышко»,
  • «Льдины плывут по реке»,
  • «Одуванчики расцвели на лугу»;
  • «Красные цветы на лужайке»,
  • «Разноцветные цветы на клумбе»,
  • «Огурцы на грядке»,
  • «Грибы в лесу»
  • Узоры «Платочек для мамы»
  • «Тарелочка для собачки»,
  • «Шарфик для куклы» и другие
Аппликация в средней группе Задачи обучения Обучить детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.  Развивать умение объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные) Совершенствование техники наклеивания 

Аппликация в средней группе

Задачи обучения

  • Обучить детей умению правильно вырезать фигуры, пользоваться ножницами, сжимая и разжимая рычаги, чтобы получить ровный разрез по прямой или косой линии, закруглять углы заготовок четырехугольной формы при изображении предметов круглой и овальной формы.
  • Развивать умение объединять композиции по окраске, по способам пространственного расположения на поверхности листа бумаги определенного формата, что дает возможность выполнять задания разного характера (предметные, тематические и орнаментальные)
  • Совершенствование техники наклеивания 
Программное содержание Аппликация проводится один раз в две недели, в году - 19. Постепенное освоение техническими приемами работы ножницами (в игровой форме). Разрезание разноцветных полосок одинакового размера на квадратики, объединение их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне; из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника.  Дети данного возраста осваивают вырезание округлых форм (круг, овал) путем плавного закругления углов квадрата и прямоугольника, а также силуэтное вырезывание Несложные сюжетные композиции Аппликации по замыслу дети выполняют в конце каждого квартала и в летние месяцы.

Программное содержание

Аппликация проводится один раз в две недели, в году - 19.

  • Постепенное освоение техническими приемами работы ножницами (в игровой форме).
  • Разрезание разноцветных полосок одинакового размера на квадратики, объединение их в виде узоров или предметных изображений на разном по форме и цвету фоне; из квадрата путем разрезания его пополам по диагонали слитным движением ножниц получают два треугольника.
  • Дети данного возраста осваивают вырезание округлых форм (круг, овал) путем плавного закругления углов квадрата и прямоугольника, а также силуэтное вырезывание
  • Несложные сюжетные композиции
  • Аппликации по замыслу дети выполняют в конце каждого квартала и в летние месяцы.
Примерная тематика работ:  «Праздничные флаги»  «Флаги, которые мы видели на площади»  «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков»  «Косынки для матрешек»  «Шалаши в лесу»  «Елочка» «Кто живет в этом доме: (домики для кукол, скворечник, конура для собачки)?»  «Аквариум»  различные мозаики из квадратов  «Красивые цветы»  «Самокат. Тележка. Коляски» «Светильники и лампы»  «Цыпленок и гусенок» и другие.

Примерная тематика работ:

  • «Праздничные флаги»
  • «Флаги, которые мы видели на площади»
  • «Праздничная гирлянда из разноцветных флажков»
  • «Косынки для матрешек»
  • «Шалаши в лесу»
  • «Елочка» «Кто живет в этом доме: (домики для кукол, скворечник, конура для собачки)?»
  • «Аквариум»
  • различные мозаики из квадратов
  • «Красивые цветы»
  • «Самокат. Тележка. Коляски»
  • «Светильники и лампы»
  • «Цыпленок и гусенок» и другие.
Аппликация в старшей группе Задачи обучения совершенствовать навыки вырезывания и наклеивания узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны, многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода   закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях 

Аппликация в старшей группе

Задачи обучения

  • совершенствовать навыки вырезывания и наклеивания узоров из геометрических и растительных форм, предметов простой и более сложной формы
  • научиться изображать предметы приемом сгибания заготовки бумаги пополам для передачи зеркального соответствия правой и левой стороны, многократно складывая бумагу гармошкой, вырезать композицию типа гирлянды, хоровода  
  • закреплять приобретенное умение вырезать геометрические фигуры и предметы, в основе которых лежит форма круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника в разных сочетаниях 
Программное содержание Аппликация проводится один раз в неделю, в году - около 39 Закрепляются умения вырезать предметы округлой формы (листья, фрукты, овощи, грибы, цветы и т.д.); в предметной аппликации – изображения различных игрушек (самолет, ракета, автобус, медведь, неваляшка и др.) Вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, а также симметричных фигур Помимо предметной и декоративной аппликаций входят сюжетная и пейзажная (девочка с флажком, встреча зайчика с колобком; зима, избушка в снегу и др.) Различные аппликации по замыслу детей Коллективные работы разнообразного содержания

Программное содержание

Аппликация проводится один раз в неделю, в году - около 39

  • Закрепляются умения вырезать предметы округлой формы (листья, фрукты, овощи, грибы, цветы и т.д.); в предметной аппликации – изображения различных игрушек (самолет, ракета, автобус, медведь, неваляшка и др.)
  • Вырезывание одинаковых фигур из бумаги, сложенной гармошкой, а также симметричных фигур
  • Помимо предметной и декоративной аппликаций входят сюжетная и пейзажная (девочка с флажком, встреча зайчика с колобком; зима, избушка в снегу и др.)
  • Различные аппликации по замыслу детей
  • Коллективные работы разнообразного содержания
Примерная тематика работ «Осенний натюрморт»  «Урожай» «Грузовики везут богатый урожай овощей и фруктов»   «Улица нашего города» «Дома, украшенные к празднику» «Наш микрорайон» «Праздничный салют» «Веселые неваляшки» «Зимующие птицы» (зима) «Птицы на ветках» (весна) «Птичий двор» (лето)   «Зима в лесу»  «Бабочки на лугу» «Витрина игрушечного магазина» «Космический корабль летит к звездам» «Ветка вербы» «Одуванчики» «Цветущий сад» 

Примерная тематика работ

  • «Осенний натюрморт»
  • «Урожай»
  • «Грузовики везут богатый урожай овощей и фруктов»  
  • «Улица нашего города»
  • «Дома, украшенные к празднику»
  • «Наш микрорайон»
  • «Праздничный салют»
  • «Веселые неваляшки»
  • «Зимующие птицы» (зима)
  • «Птицы на ветках» (весна)
  • «Птичий двор» (лето)
  •   «Зима в лесу»
  • «Бабочки на лугу»
  • «Витрина игрушечного магазина»
  • «Космический корабль летит к звездам»
  • «Ветка вербы»
  • «Одуванчики»
  • «Цветущий сад» 
Аппликация в подготовительной группе Задачи обучения Развивать умение более точно вырезать как геометрические формы, так и силуэты реальных предметов, добиваясь их сходства с натурой (цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, разнообразные строения, средства передвижения, образы птиц, животных, насекомых, рыб и т. д.)  Использовать в аппликации разную технику вырезания, исходя из особенностей формы, строения предметов Главная задача: превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный (вырезать без предварительной прорисовки) Начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкими и заканчивая деталями, передающими характерные особенности Работать быстро, аккуратно, использовать рациональные приемы вырезывания, разумно расходовать бумагу, убирать рабочее место.

Аппликация в подготовительной группе

Задачи обучения

  • Развивать умение более точно вырезать как геометрические формы, так и силуэты реальных предметов, добиваясь их сходства с натурой (цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы, разнообразные строения, средства передвижения, образы птиц, животных, насекомых, рыб и т. д.)
  • Использовать в аппликации разную технику вырезания, исходя из особенностей формы, строения предметов
  • Главная задача: превратить ножницы из технического инструмента в изобразительный (вырезать без предварительной прорисовки)
  • Начинать работу с вырезывания и наклеивания главных крупных элементов, постепенно дополняя более мелкими и заканчивая деталями, передающими характерные особенности
  • Работать быстро, аккуратно, использовать рациональные приемы вырезывания, разумно расходовать бумагу, убирать рабочее место.
Программное содержание Аппликация проводится один раз в две недели, всего в году – 19 Повторяются и закрепляются приемы вырезывания, которыми дети овладели в старшей группе, затем овладевают более сложным приемом силуэтного вырезывания Закрепляются приемы вырезывания симметричных форм и вырезывания бумаги, сложенной гармошкой Предлагается больше занятий аппликаций сюжетного и пейзажного содержания, различные тематические композиции Декоративная аппликация приобретает более прикладной характер – украшают работы по конструированию и ручному труду аппликационными узорами по своему желанию. Участвуют в оформлении группы к праздникам

Программное содержание

Аппликация проводится один раз в две недели, всего в году – 19

  • Повторяются и закрепляются приемы вырезывания, которыми дети овладели в старшей группе, затем овладевают более сложным приемом силуэтного вырезывания
  • Закрепляются приемы вырезывания симметричных форм и вырезывания бумаги, сложенной гармошкой
  • Предлагается больше занятий аппликаций сюжетного и пейзажного содержания, различные тематические композиции
  • Декоративная аппликация приобретает более прикладной характер – украшают работы по конструированию и ручному труду аппликационными узорами по своему желанию.
  • Участвуют в оформлении группы к праздникам
Примерная тематика работ «Осенний натюрморт» «Осенние мотивы» «Осень» «Терем-теремок»  «Сказочный дворец» «Грузовик»  «Автобус» «Легковая машина» «Теплоход плывет по реке» «Самолет»  «Рыбки плавают в воде» «Воробьи клюют зерна» «Зайцы в лесу» «Весенняя песня скворца» «Золотая рыбка в бушующем море»   «Сказочный город»  «Пингвины на льдине» Коллективные работы по сюжетам сказок: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Два жадных медвежонка» и басням «Ворона и Лисица», «Лиса и Журавль» Тематические коллективные работы: «Золотая осень», «Урожай», «Зимние картинки», «Зимние забавы», «Весна», «Лето».

Примерная тематика работ

  • «Осенний натюрморт»
  • «Осенние мотивы»
  • «Осень»
  • «Терем-теремок»
  • «Сказочный дворец» «Грузовик»
  • «Автобус»
  • «Легковая машина»
  • «Теплоход плывет по реке»
  • «Самолет» 
  • «Рыбки плавают в воде»
  • «Воробьи клюют зерна»
  • «Зайцы в лесу»
  • «Весенняя песня скворца»
  • «Золотая рыбка в бушующем море» 
  • «Сказочный город» 
  • «Пингвины на льдине»
  • Коллективные работы по сюжетам сказок: «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Два жадных медвежонка» и басням «Ворона и Лисица», «Лиса и Журавль»
  • Тематические коллективные работы: «Золотая осень», «Урожай», «Зимние картинки», «Зимние забавы», «Весна», «Лето».
Рассматривание аппликационных работ детьми  В процессе рассматривания и анализа аппликации воспитатель учит: Замечать образное, характерное, выразительное Самостоятельно находить ошибки Развивает способность эстетически оценивать работу, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на качество работы в целом Детские работы выставляются на обозрение, чтобы была возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться, обменяться впечатлениями.

Рассматривание аппликационных работ детьми

В процессе рассматривания и анализа аппликации воспитатель учит:

  • Замечать образное, характерное, выразительное
  • Самостоятельно находить ошибки
  • Развивает способность эстетически оценивать работу, обращая внимание на удачное цветовое решение, на красоту линий разреза, на качество работы в целом
  • Детские работы выставляются на обозрение, чтобы была возможность хорошо все разглядеть, полюбоваться, обменяться впечатлениями.
  • Все материалы для занятия аппликацией: кисти, салфетки, подкладки под бумагу — должны быть чистыми.
  • Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.
  • Ножницами дети работают под руководством воспитателя , который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.
  • Обрезки бумаги , которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.
  • Все материалы для занятия аппликацией: кисти, салфетки, подкладки под бумагу — должны быть чистыми.
  • Материалы, в том числе и ножницы, выставляются на отдельный стол, и дети самостоятельно готовят столы к занятию, а после занятия каждый из детей моет кисть, собирает обрезки и выбрасывает в корзину для мусора. Розетка для клея и салфетки могут помыть и постирать дежурные.
  • Ножницами дети работают под руководством воспитателя , который обязан следить за правильным пользованием ими и контролировать технику безопасности.
  • Обрезки бумаги , которые можно использовать повторно в качестве мелких деталей, следует собирать в красивую коробку и выставлять ее как на занятии, так и для творческой деятельности вне занятий.
Значение аппликации в развитии детского декоративного творчества Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой – развитию творческих способностей и воспитанию личности.

Значение аппликации в развитии детского декоративного творчества

  • Занятия аппликацией способствуют, с одной стороны, формированию изобразительных умений и навыков, с другой – развитию творческих способностей и воспитанию личности.