СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АППЛИКАЦИЯ «Матрёшка – символ России»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с неофициальными символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны.

Просмотр содержимого документа
«АППЛИКАЦИЯ «Матрёшка – символ России»»

АППЛИКАЦИЯ

«Матрёшка – символ России»


Цель: создание аппликации «Матрёшка» - символа России.

Задачи:

познакомить с неофициальными символами Российской Федерации, с их назначением и ролью в жизни гражданина страны;

способствовать становлению у воспитанников гражданского самосознания;

формирование и развитие чувства патриотизма и любви к Родине;

способствовать развитию навыков образного мышления, речи и памяти воспитанников;

развивать навыки аккуратной работы во время выполнения аппликации;

повторить правила безопасного поведения на занятиях аппликацией;

воспитание чувства гражданства, формирование уважительного отношения к отечеству.

Оборудование: компьютер, цветная бумага, цветной картон, фломастеры черного и красного цвета, клей, кисточки, ножницы, шаблоны для аппликации «матрёшка».

Оформление, наглядность: Карта Российской Федерации, презентация.


Ход мероприятия


1.Организационный момент.

2.Вводное слово.

Чтение отрывка из стихотворения К.Симонова «Родина»

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

3.Основная часть.

Наша страна – Россия.

- Как называется наша страна? ( Россия.) Официальное название – Российская Федерация.

- Покажите территорию нашей страны на географической карте и назовите столицу нашей Родины. (Столица – Москва)

- Что ещё вы можете сказать о нашей Родине?

Предполагаемые ответы воспитанников (Это самая большая страна в мире. Это более 100 наций и народностей. Это страна, победившая во второй мировой войне. Это самые большие запасы газа и нефти. Это первый полет в космос- Юрия Гагарина. Это Пушкин и Толстой. Это русский балет и фигурное катание. Это Сибирь, Волга, Байкал Кубань – житница страны. Россия - моя Родина, я горжусь ею!)

Работа с воспитанниками по презентации.

Моя Россия.

- И, правда, Россия самая большая страна в мире. Когда в Москве вечер на Чукотке начинается новый день. Поезд идет от Владивостока до Москвы целую неделю. Посмотрите на карту мира, здесь вы увидите много разных стран. Слайд ( политическая карта мира) – А как на карте одна страна отличается от другой? (Цветом, названием). У каждого государства есть свои отличительные признаки символы. Символы - это условный знак, обозначение. Официальный государственные символы, флаг, герб и гимн – означают суверенитет (независимость) государства. Слайд символы России

- Что изображено на слайде? Герб, флаг, гимны стран – это все официальные символы. Помимо традиционных каждая страна имеет и ряд национальных символов, которые обозначают для каждого государства историю, культуру и быт. (Слайд символы стран мира)

- Что изображено на данном слайде? Например, если мы видим кенгуру, то сразу думаем об Австралии, если Эйфелеву башню – о Франции, Пирамиды – единственные из 7 чудес света, сохранившиеся до нашего времени - это Египет. Это и есть неофициальные символы стран.

Неофициальные символы России.

- Россия также имеет свои неофициальные символы. И сегодня мы о них поговорим. И начнем со столицы России. Как вы думаете, есть ли в Москве такие неофициальные символы, что бы, произнеся их названия, сразу стало понятно – речь идет о нашей стране? (Ответы детей).

- Итак, в Москве есть целых три неофициальных символа России. Вспомним их еще раз. (Красная площадь, Кремль, куранты).

- У многих стран мира есть свои растения – символы: У Италии – олива, У Канады – клён, У Японии – сакура.

- И в  наших лесах много деревьев, почитаемых народом , посмотрите на слайд и назовите , изображённые на нём деревья( рябина, верба, ива, ель, черёмуха, калина…) (Слайд – растения символы).

- Каждое из этих деревьев имеет своё значение в устном народном творчестве, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей, о которой эти загадки (Воспитатель предлагает воспитаннику прочитать загадку)

Стоит Алёнка – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

Она весну встречает – серёжки надевает.

Накинута на спинку зелёная косынка.

А платьице – в полоску:

Ты узнаёшь… (берёзку)?

(Слайд русские берёзы)

- Города и села нашей Родины, как и весь русский народ, очень гостеприимны. А как принято встречать в России гостей? (Слайд Хлеб-соль)

- Правильно гостей у нас, на Руси, с давних времен и по сей день встречают хлебом – солью.

Чтение стихотворения А. Коршуна

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как небо на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И наш герб без колосьев пшеничных

Не имел бы такой красоты.

- Когда слышишь о традиционном русском чаепитии, невольно представляешь картину бублики, сдобные калачи, варенье в вазочках и, конечно, украшение стола – пузатый медный самовар, именно медный, потому что первые самовары делали из этого металла, обладающего исключительной теплопроводностью. Представьте себе снежную холодную русскую зиму, и вы поймете, почему так прижился самовар в нашей стране. Горячий чай помогает согреться. Кроме того, самовар, долго сохраняя жар, еще и обогревал помещение.

- А как вы думаете, что означает слово « самовар» (Ответы детей)

- Правильно. Русское слово «самовар» буквально означает «сам варит». Самовар несет в себе как практическую функцию, так и эмоциональную: он является символом единения людей, собирающихся за чаем, и создает атмосферу для дружеской беседы.

Слайд (звучит запись балалайки)

- Игру, на каком инструменте вы сейчас слышали? (Слайд балалайка) Оказывается, самый русский музыкальный инструмент – балалайка . Однажды молодой дворянин Василий Васильевич Андреев, осматривая свое имение, услышал игру дворового человека Антипа. И, до этого барин увлекался народным творчеством, но балалайка поразила его до глубины души. Для начала он сам научился играть на этом инструменте. Андреев нашел единомышленников, создал кружок любителей балалайки, разучивал с ними новые мелодии, осваивал улучшенные мастерами модели.

И вот Андреев отправился с товарищами на Всемирную выставку в Париж. Концерты, которые они давали в Русском павильоне, имели шумный успех, а трехструнная простушка балалайка вмиг стала признанным символом русской музыки в мире. Сейчас в России немало музыкальных коллективов, играющих на балалайках.

Слайд (Медведь)

- А, что за животное перед вами? (Ответы детей)

- Медведь – еще один неофициальный символ России. Это один из самых крупных хищников планеты. Медведь – это символ добродушия и ярости, богатырской силы. Русских сравнивают с медведями, с одной стороны, в их нерасторопности и незлобивости, с другой, в их умении постоять за себя. Недаром именно медведя выбрали символом Олимпиады, проходившей в Москве и в 1980 году, и медведь стал одним из символов 22 зимних олимпийских игр в Сочи (Слайд демонстрируется изображение символа Олимпиады -1980, 2014)

- А следующий неофициальный символ России вы наверняка знаете с детства. Отгадайте загадку (Воспитатель предлагает воспитаннику прочитать загадку)

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (Матрёшка) .

Слайд (Матрёшка)

- Русская матрешка, наверное, самый популярный национальный сувенир. Если вы считаете, матрешку исконно русской игрушкой, то ошибаетесь. На самом деле все было так.

История появления и значение Матрешки

- Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка Фукуруму с вытянутой вверх головой от большого количества мыслей. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья.

Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. В качестве материала для матрешек брали липу или березу. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше.

Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? А поскольку очень распространенным именем тогда было Матрёна, кто-то, увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрёна! Матрёша!» Так и стали новые игрушки матрешками.

Матрёшка завоевала любовь и признание во всем мире, как символ русского народного искусства.

Матрёшка символизирует тепло и уют в доме.

Сама идея создания такой необычной куклы заключает в себе глубокий философский смысл: чтобы найти истину, нужно дойти до сути, открыв, одну за другой, все части деревянной куклы. Другими словами, легких путей не бывает для решения разных проблем. Стоит приложить немало усилий для достижения определенного результата.

Существует такое поверье: если внутрь этой деревянной куклы положить записку с желанием, то оно обязательно сбудется

Русские матрешки пользуются большой известностью за границей. Это один из самых популярных русских сувениров. И сейчас уже как-то трудно представить Россию без этой деревянной куклы.

Физминутка «Матрёшки»

Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Аппликация «Матрёшка»

Пошаговое выполнение аппликации.

Подобрать для каждого шаблона цветную бумагу.

На выбранных цветных листах бумаги обвести шаблоны.

Вырезать детали.

Наклеить детали матрёшки на цветной картон.

Обвести детали чёрным фломастером.

Воспитанники, более старшего возраста, выполняют работу самостоятельно, младшего – под руководством воспитателя.



Итог

Оформление выставки и обсуждение работ.

Учитель: Спасибо всем за работу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!