Административная проверочная работа по русскому языку за первое полугодие
7 класс__ Фамилия Имя______________________________
Вариант 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Но чудесное, (н..)когда (не)вид..(н,нн)ое зрелище вдруг оч..ровывает меня. Сначала где(то) невд..леке разд..ётся храпенье дельфина. Я замер от (не)ожиданности увид..в как проносится множество серебристых струек, похожих на следы та..щего фейерверка. Это бежали сотни испуг..(н,нн)ых(3) рыб спасавшихся от пр..следов..вшего их прож..рливого хищника.
Но тут я зам..чаю, что всё море заг..релось огнями. На гребнях плещ..щих волн играют голубые драгоце(н,нн)ые камни. Я пр..к..саюсь к воде рукой потом вынимаю её обратно.(4) Горсть сверка..щих брильянтов падает вниз а на пальцах долго(2) г..рят нежные син..ватые огоньки. Другой косяк рыбы проносится под лодкой, бороздя серебря(н,нн)ыми стрелками.
_____________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
долго2 (морфемный и словообразовательный разборы слова);
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
испуг..(н,нн)ых3 (морфологический разбор слова);
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я пр..к..саюсь к воде рукой потом вынимаю её обратно.(4) (синтаксический разбор предложения).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взята, мельком, красивее, черпая.
Прочитайте текст 2 и выполните задания (4-6).
Текст 2
-
Эту историю рассказал мне орловский учитель истории Серафим Петрович.
-
(2)В начале оккупации гитлеровцы пытались внушить населению, что они уважительно относятся к русской культуре. (3)Так как в доме И.С. Тургенева они открыли трактир, то разрешили в краеведческом музее развернуть небольшую экспозицию, посвящённую Ивану Сергеевичу. (4)Повесили портрет писателя, несколько иллюстраций к его творениям. (5)Ну и пояснительные надписи. (6)Конечно, значение Тургенева фашисты понять не могли. (7)Вернее, не хотели. (8)Он тут был представлен как смиренный знаток природы, не больше. (9)Взгляните на текст, который они составили, представляя «Записки охотника».
(10)Я переписал и немецкий, и русский текст таблички. (11)Дословный русский перевод гласил: «В „Записках охотника” Тургенев на фоне художественных описаний русской природы даёт правдивые портреты – образы русских крестьян и помещиков».
-
(12)До чего благостно! – воскликнул я. – (13)И это сказано о книге, которая была пронизана ненавистью к этим самым помещикам.
-
(14)Здесь всё было в таком слащавом духе, – развёл руками Серафим Петрович, – но краеведческий музей всё же посещался орловцами, хотя было не до экскурсий. (15)Приходили ради тургеневской экспозиции. (16)А точнее – ради строк, помещённых под портретом Ивана Сергеевича. (17)Заметьте, это были единственные слова без немецкого перевода. (18)Вы их, конечно, знаете с детства наизусть. (19)Но вы не представляете себе, что значило в дни оккупации заглянуть сюда и прочитать: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (20)Чувствуете, как это звучало? (21)И дальше: «…Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
(22)Волнение старика передавалось мне, а всё сопутствующее рассказу – разбитый фасад музея, ощущение только что минувшего горя, надтреснутый голос много пережившего человека – придавало хрестоматийному стихотворению пронзительную силу, свежесть и озарённость. (23)Слава тому смельчаку, который подарил людям надежду на победу, разместив в тяжёлые дни оккупации эти строки под портретом писателя.
(По Я. Хелемскому)
Определите и запишите основную мысль текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 17–19 текста. Запишите ответ.
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какое впечатление произвёл на повествователя рассказ Серафима Петровича? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Административная проверочная работа по русскому языку за первое полугодие
7 класс__ Фамилия Имя______________________________
Вариант 2
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Прох..дя вдоль берега мы наблюдали за ск..льзящ..ми в тин.. серебря(н,нн)ыми карасями. Слева(2) от водоёма в..днелись остатки то ли пл..тины то ли вод..провода.
Мы пошли к дому со всех сторон заросш..му липами и дубами. Стены его были разруш..(н,нн)ы и выгляд..вали скво..ь кусты. К этим обруш..(н,нн)ым стенам вскоре и пр..вела нас у..кая тр..пинка.(4) Мы побродили внутри дома (не)наступая на ра(з/с)лом..(н,нн)ые(3) (з/с)гнившие доски.
И вдруг над домом заг..релось со..нце. Среди ре..ких обл..ков прол..тел коршун. Он непр..язненно пр..крикнул на нас застав..в в(з/с)дрогнуть. Это был уд..вительный миг (не)остав..вший нас равн..душными.
__________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
слева2 (морфемный и словообразовательный разборы слова);
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ра(з/с)лом..(н,нн)ые3 (морфологический разбор слова);
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
К этим обруш..(н,нн)ым стенам вскоре и пр..вела нас у..кая тр..пинка. (4) (синтаксический разбор предложения).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Жалюзи, газопровод, километр, черпая.
Прочитайте текст 2 и выполните задания (4-6).
Текст 2
-
Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлечённо читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренёк вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
-
(10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? – вдруг услышала я голос паренька.
-
(11)Не заметила... не считала!
-
(12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
-
(13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
-
(15)Важное-то я не пропущу, – ответил он самоуверенно. – (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)«А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, – хотела я сказать ему. – (19)Из книги берёшь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк...» (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймёт, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищённо сказала:
-
Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу! (24)И тут я, наверное, обидела её.
-
(25)Вы заблуждаетесь,– ответила я. – (26)Он вовсе не умеет читать.
Определите и запишите основную мысль текста.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Какое первое впечатление произвёл мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________