Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Второй год мы ведем продуктивную работу по внедрению цифровой образовательной среды «ПиктоМир» в нашей школе.
Сегодняшние дети уже с трех-четырехлетнего возраста имеют опыт "пультового" управления бытовыми приборами - телевизорами, проигрывателями, электронными игрушками. Отсюда совсем недалеко и до понятия программа.
Если пяти-шестилетнему ребенку дать новую игрушку с пультом управления, объяснить, как устроена игрушка, какие кнопки-команды есть на пульте и какую задачу управления игрушкой нужно решить, то ребенок окажется способным не только решить задачу методом проб и ошибок, но и будет способен объяснить ЕЩЕ ДО НАЧАЛА РЕШЕНИЯ, какие кнопки на пульте управления и в какой последовательности нужно нажать, чтобы достигнуть намеченной цели. Это значит, что "в голове" у ребенка ЕСТЬ программа - план будущей деятельности. А вот средств, инструментов выразить этот план в какой-то материальной форме у ребенка, еще не умеющего читать и писать - НЕТ.
«Программирование в детском саду» - эта фраза звучит необычно для воспитателей, но давайте посмотрим на наших детей. Родители нам часто говорят, что дети почти с пеленок умеют включать планшеты и компьютеры, играют в игры на мобильных телефонах. Дети воспринимают компьютерные технологии и Интернет, как само собой разумеющиеся явления, как, например, океаны и моря.
Мир вокруг нас стремительно меняется. Интернет, электронная почта, социальные сети, смартфоны и мобильные приложения ураганом влетели в нашу жизнь, преобразив ее всего за несколько лет.
«Зачем учить ребенка программированию?» Если, скажем, в будущем он мечтает стать врачом, балериной, футболистом, военным «как папа» или учителем «как мама». Однако. это требование времени. У современных детей цифровое детство и важно их обучать элементарной компьютерной грамотности. Азы программирования сегодня так же важны, как умение читать, считать и писать. «Что дадут ребенку начальные навыки программирования?» Я считаю, что они научат его логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. «Сложно ли для детей программирование?». Для ребенка - нет. Его жизнь – игра. Программирование он познает через игру.
В цикле занятий «Алгоритмика» занятия проводятся в форме игры, дискуссии, демонстрации, сотрудничества в малых группах и индивидуальной или парной работы на компьютерах. В процессе работы на компьютерах дети составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране компьютера
Все компьютерные задания, описанные в данном пособии, включены в стандартную поставку системы ПиктоМир. Эти компьютерные задания, как и сама система ПиктоМир, являются свободно распространяемыми. Любая организация, любой пользователь могут использовать ПиктоМир и компьютерные задания на любом количестве компьютеров, в любых целях, включая и коммерческие, не запрашивая никаких дополнительных разрешений
В образовательной среде Пиктомир разработана система научных понятий программирования, которые вводятся поэтапно в игровой форме с учетом возрастных особенностей детей, также в игровой форме дети знакомятся с профессией программист и языком программирования.
Пиктомир позволяет детям с 4 лет составлять достаточно сложные программы для роботов (исполнителей), действующих в виртуальной и реальной обстановке.
Учиться программировать детям очень интересно, ведь они имеют возможность получить результаты сразу же. Более того создание программ – такое увлекательное занятие, что детям кажется, будто это почти не требует усилий.
Хотелось бы представить робототехнический образовательный набор «Пиктомир»:
- комплект сочленяемых ковриков, для сборки игровых полей
- комплект магнитных карточек
- пиктокубики
- Комплект мягких игрушек, виртуальных героев цифровой образовательной среды пиктомир ( вертун, двигун, тягун, зажигун)
- реальный радиоуправляемый робот «Ползун»
И в заключении хотелось бы сказать, курс обучения программированию влечет за собой развитие важнейших навыков, таких как умение планировать и организовывать свою деятельность, а также развитие математических способностей, абстрактного и алгоритмического мышления. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. Данная перспектива и стала основополагающим мотивом внедрения в работу основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир».
Рассмотрим первое понятие , что такое алгоритм. Своим появлением слово «алгоритм» обязано среднеазиатскому математику Аль-Хорезми. термин алгоритм, в самом своем начале, применялся в программировании. Современный человек должен обладать алгоритмическими умениями, способностями и культурой, развивать алгоритмическое мышление.
Мышление человека напрямую связанно с активной стороной познания. К этой части познания относятся внимание, восприятие, наши ассоциации, формирование суждений путем анализа и синтеза понятий.
В словосочетании «алгоритмическое мышление», главным словом является «мышление», а алгоритмическое – это только принцип, на основании которого выстраивается процесс познания.
Чтобы понять принцип действия алгоритмического мышления, необходимо разобраться с общими правилами построения алгоритмов. Для этого возьмем самый простой пример из вашей повседневной жизни: ваше утро рабочего дня.
Утро, у большинства людей, содержит много похожего, поэтому давай возьмем для описания общую, усредненную модель, и составим алгоритм для программы под названием «Утро».
Для успешного написания программы, нам необходимо познакомиться еще с одним термином, который используется в программировании: это подпрограмма. Подпрограммой называется часть программы, которая имеет имя, и содержит определенный набор команд, действий.
Итак, программа «Утро». Набор подпрограмм:
-
Подпрограмма «Будильник»
-
Подпрограмма «Чай»
-
Подпрограмма «Умываюсь»
-
Подпрограмма «Одеваюсь»
-
Подпрограмма «Завтрак»
-
Подпрограмма «Выхожу»
Сама программа «Утро» может быть использована как подпрограмма в программе «День». Это очень важно осознать, потому что, если действия программы «Утро» становятся привычными, стандартными для твоего поведения в заданных условиях, то можно говорить о сформированном понятии.
Можешь поменять подпрограммы местами, изменить их продолжительность: это не суть важно. Главное, что, рассуждая над последовательностью подпрограмм в программе «Утро», ты уже применяешь принцип алгоритмического мышления.
Как видим, этот тип мышления предполагает четкое прогнозирование, планирование своих действий. Навыки, которые необходимы для успешного процесса алгоритмического мышления:
-
оценка эффективности и приоритетов действий для решения поставленной задачи;
-
поиск необходимой информации;
-
способность к формированию навыка, или понятия.
Другими словами, алгоритмическое мышление позволит нам не бояться самой трудной, длинной дороги. Разбивая ее на участки, ты с успехом дойдешь до пункта назначения. Этот способ мышления наделяет тебя способностью создавать последовательную инструкцию для решения любой сложной задачи.
Фундаментальные исследования ученых ФГУ ФНЦ НИИИ РАН позволили создать единственный (на сегодня) в мире курс программирования для дошкольников, который имеет продолжение в начальной школе, что позволяет говорить о преемственности уровней образования. Образовательная среда «ПиктоМир» содержит курс Алгоритмики для дошкольников и младших школьников построенный на основе учения Л.С. Выготского, в нем разработана система научных понятий программирования, которые вводятся поэтапно в деятельностно-игровой форме с учетом возрастных возможностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Курс Алгоритмики для дошкольников и младших школьников знакомит с такими понятиями как: робот, команда, компьютер, программа, программист. Дети в игровой форме знакомятся с профессией программиста и языком программирования. Управляемый компьютером на экране и на полу робот «Ползун» позволяет обеспечить визуализацию и овеществление процессов программирования и осмысление его результатов, а образовательную среду - уникальной для развития алгоритмического мышления, о котором говорила Т.В.
Мы прошли успешное обучение по данной программе, наша школа получила статус инновационной площадки. Российская Академия наук предлагает курсы повышения квалификации.
В процессе курсов повышения квалификации «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир» педагогам дошкольного и начального образования будет предложена оригинальная методика образовательной деятельности, позволяющая достичь высоких результатов интеллектуального развития детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Занятия ведут авторы программы. На занятиях предусмотрены: просмотр видео-фрагментов образовательной деятельности с детьми, вебинарный практикум с конспектами занятий, календарно-тематическое планирование и др. Категория слушателей: педагоги образовательных организации, реализующих образовательные программы дошкольного, начального и дополнительного образования. Форма обучения: заочная (с применением дистанционных образовательных технологий)
Спасибо за внимание!