План работы сетевых инновационных площадок
Федерального научного центра Научно-исследовательского института системных исследований Российской академии наук
по теме:
«Апробация и внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и начальной школы
в цифровой образовательной среде ПиктоМир»
ПАСПОРТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКТА
по основам алгоритмизации и программирования для дошкольников и начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир
Актуальность учебно-методического комплекта (далее – УМК)
В настоящее время в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» Национального проекта «Образование» и Указа Президента № 490 от 10 октября 2019г. особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с онлайн-пространством отвечающим потребностям и возможностям детей дошкольного возраста и начальной школы.
УМК позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех уровней общего образования на основании Закона об образовании РФ № 273-ФЗ от 06.02.2020
Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения ключевой задачи национального проекта «Образование»: «обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и включение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»
Изучение дошкольниками и учениками начальной школы основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир требует соответствующих методик. Найти ему место в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального образования (вариативная часть ООП) и в программе дополнительного образования учреждений в полном соответствии с ФГОС – задача абсолютно новая и сложная, требующая детальной, глубокой работы по изучению и построению принципиально нового содержания образования.
Решение данной проблемы позволит на федеральном уровне апробировать инновационную систему подготовки детей дошкольного возраста и начальной школы с помощью УМК к изучению современных информационных и телекоммуникационных технологий с помощью УМК.
Сфера апробации УМК
Образовательное пространство системы дошкольного и начального образования.
Аудитория УМК
Педагоги дошкольных образовательных организаций и начальной школы СОО, методическая служба ДОО и СОО, воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, ученики начальной школы.
Цели и задачи
Основной целью апробации является разработка системы формирования у детей готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир средствами УМК в соответствии с ФГОС ДО и ФГОС СОО для начальной школы.
Задачи:
организовать в образовательном пространстве системы дошкольного и начального образования предметную игровую техносреду с основами алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир, адекватную современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий (ее содержанию, материально-техническому, организационно- методическому и дидактическому обеспечению) и их возрастным особенностям в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС СОО для начальной школы;
развивать методическую компетентность педагогов в области IT- творчества детей дошкольного возраста и учеников начальной школы;
формировать основы IT-грамотности и IT-компетентности воспитанников как готовность к решению задач прикладного характера, связанных с пропедевтикой и использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий в специфических для определённого возраста видах детской деятельности;
обеспечить освоение детьми начального опыта работы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (на основе игрового оборудования);
оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования средствами игрового оборудования на уровне дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и уровне начальной школы ФГОС СОО;
тиражировать и распространять опыт инновационной педагогической деятельности.
Формы реализации
Относительно педагогов: интеграционная форма организации инновационной деятельности (матричная система организации с созданием сетевых апробационных групп во главе с руководителем, выполняющим функцию координатора в регионе).
Относительно детей: занятия, досуговая деятельность, игровая деятельность, соревнования и другие виды детской деятельности.
Способы экспертизы (средства контроля и обеспечения достижения результатов деятельности, позволяющие оценить соответствие критериям оценки результатов):
Прямые показатели: результаты диагностического обследования основ IT- грамотности и IT-компетентности детей дошкольного возраста и возраста начальной школы; изменения в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и начального образования и в программе дополнительного образования учреждения, связанные с встраиванием УМК в деятельность образовательной организации; результаты участия детей и педагогов в соревнованиях и других мероприятиях пропедевтической направленности и использования современных информационных и телекоммуникационных технологий; методическая компетентность педагогов в области IT-творчества детей ДОО и начальной школы;
Косвенные показатели: успешность детей при обучении в ДОО и начальной школе (высокая мотивация к образовательной деятельности, результаты детской деятельности и др.), востребованность инновационного опыта в субъектах РФ, результаты экспертизы УМК.
Предполагаемые изменения в системе дошкольного образования
Обновление содержания образования в ДОО и начальной школе с учётом современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Формирование у детей готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир на уровне дошкольного и начального образования средствами УМК в соответствии с ФГОС ДО и начальной школы в соответствии с ФГОС СОО.
Апробационный план учебно-методического комплекта
по основам алгоритмизации и программирования для дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир для сетевых инновационных площадок
Направления деятельности | Содержание деятельности | Формы предоставления результата | Сроки |
Организация в образовательном пространстве ДОО и СОО для начальной школы цифровой образовательной среды ПиктоМир с основами алгоритмизации и программирования, а также предметной игровой техносреды, соответствующими возрастным особенностям детей в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС СОО адекватной современным требованиям к интеллектуальному развитию детей в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. | 1. Выбор направления реализации образовательной деятельности по основам алгоритмизации и программирования для дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир (встраивание в ООП или предоставление дополнительных образовательных услуг). | Заявка | По окончании обучения на курсах повышения квалификации в ФГУ ФНЦ НИИСИ РА Н |
2. Материально-техническое наполнение образовательной среды организации, обеспечивающей изучение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир. | Предоставление перечня материально-технического наполнения образовательной среды ДОО и СОО, обеспечивающей изучение детей основ алгоритмизации и программирования в цифровой образовательной среде ПиктоМир. | По мере готовности к апробации УМК |
3. Организация образовательного процесса в группах ДО (средней, старшей и подготовительных групп) и начальной школе с использованием календарно-тематического планирования | Подготовка анализа по итогам апробации каждого этапа, предварительных предложений по корректировке инструментария методического комплекта и рекомендаций для команды изменений по организации инновационной деятельности на каждом этапе (по утвержденной форме) | Средняя группа с сентября 2020г. Старшая группа с сентября 2021г. Подготовительная группа с сентября 2022г. Начальная школа с сентября 2023г. |
| 4. Апробация парциальной программы «Основы алгоритмизации и программирования для дошкольников и учеников начальной | Подготовка заключений по итогам апробации | Сентябрь 2020г./июнь 2025г. |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Формы предоставления результата | Сроки |
| школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир» | | |
Развитие методической компетентности педагогов в области IT-творчества детей дошкольного возраста и учеников начальной школы | 1.Обучение на курсах повышения квалификации педагогов по основам алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде ПиктоМир в АНО ДПО «Институт образовательных технологий» «Формирование основ алгоритмизации и программирования у дошкольников и учеников начальной школы в цифровой образовательной среде ПиктоМир» | Наличие удостоверения о повышении квалификации | По окончании КПК |
2. Апробация конспектов занятий, получаемых ежемесячно не позднее 25 числа каждого месяца с сентября по май 2020 – 2025г. | Подготовка анализа по итогам апробации УМК (по утвержденной форме) | Не позднее 10 числа каждого месяца с октября по май ежегодно с 2020г. – 2025г. |
3.Участие в сериях дистанционных учебно- методических мероприятиях по использованию материалов УМК в образовательной деятельности ДО и СОО | Сертификат | На постоянной основе по графику |
4.Подготовка фото и видео - материалов образовательной деятельности для анализа УМК | Фото, видео - материалы образовательной деятельности | 1 раз в квартал |
5. Анализ УМК, оценка его эффективности с последующим экспертным заключением | Подготовка заключений по итогам апробации УПК (по утвержденной форме) | Июнь 2025г. |
Формирование основ IT-грамотности и IT-компетентности воспитанников, их готовность к решению задач прикладного характера, связанных с пропедевтикой и использованием современных информационных и | 1. Педагогическая диагностика показателей IT-грамотности и IT- компетентности у детей дошкольного возраста и начальной школы | Сводные таблицы, результаты диагностики | Средняя группа – ноябрь, февраль, май с 2021г. по 2025г Старшая группа – ноябрь, февраль, май с 2022г. |
Направления деятельности | Содержание деятельности | Формы предоставления результата | Сроки |
телекоммуникационных технологий в специфических для определённого возраста видах детской деятельности в ДОО и СОО | | | Подготовительная группа – ноябрь, февраль, май с 2023г. Начальная школа - ноябрь, февраль, май с 2023г. (в последний рабочий день перечисленных месяцев) |
2. Проведение детской олимпиады в цифровой образовательной среде ПиктоМир | Протокол проведения олимпиады | Апрель 2023г. Апрель 2024г. Апрель 2025г. |
Оценивание результативности системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников готовности к изучению основ алгоритмизации и программирования средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС ДО и начальной школы ФГОС СОО | 1.Обобщение опыта работы с использованием УМК | Отчет о проделанной работе (по установленной форме) | Июнь 2021-2025г.г. |
Тиражирование и распространение опыта инновационной педагогической деятельности | Транслирование опыта инновационной деятельности в своем регионе | Программы семинаров, мастер- классов, он-лайн мероприятий и т.д., фото- видеоматериалы мероприятий, ссылки на интернет ресурсы | 1 раз в квартал |