Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Унечская детская школа искусств» Открытый урок Тема: «Аранжировка музыкальных произведений в классе клавишного синтезатора»
Провёл: преподаватель первой категории Фисенко И.Г.
с уч-ся 6 класса Ехлаковой Викторией.
Музыкальный инструмент – клавишный синтезатор.
Принято и одобрено на заседании
школьного методического
объединения народного отдела
Протокол № от . .2019г.
2019 год
Тема урока: «Аранжировка музыкальных произведений в классе клавишного синтезатора».
Цель: Обобщение способов приобщения учащихся к творческой деятельности через различные художественные средства инструмента.
Задачи:
1. Обучающие:
-Знакомство с выразительными средствами игры на синтезаторе: тембр, стиль, различные режимы игры; знакомство с секвенсором;
-Изучение базовых компонентов музыкальной грамоты;
-Освоение исполнительской техники игры: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
-Формирование начальных навыков музыкально-творческой деятельности: электронная аранжировка и исполнение музыки.
2. Развивающие:
-Развитие интереса к музыкальному творчеству;
-Развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения и фантазии учащихся.
3.Воспитательные:
-Духовное возвышение учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
-Нравственное обогащение учащихся через освоение содержания музыкальных произведений, через стремление воплотить в звуке свои чувства и эмоции.
4. Оздоровительные:
- соблюдение правильной посадки, постановки рук;
- активизация эмоциональной активности учащегося.
Форма организации урока:
индивидуальная
Развитие интереса к музыкальному творчеству;
Развитие творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, воображения и фантазии учащихся.
Тип урока:
Комбинированный
Методы урока:
Комплексный метод.
В основе формирования способности к музицированию на клавишном синтезаторе как творческой способности лежат два главных вида деятельности учащихся: творческая практика и изучение теории музыки. Поэтому объединяющий эти виды деятельности комплексный метод, о котором писал Г.Г. Нейгауз применительно к обучению игре на фортепиано, становится единственно возможным методом преподавания. И учитель по классу клавишного синтезатора еще в большей мере, чем учитель фортепианной игры «должен быть одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио, гармонии, контрапункта...».
Метод сравнений.
Чтобы подвести школьников к системе музыкальных понятий, освоение которых необходимо для музицирования на цифровых инструментах, следует прибегать к образным сравнениям.
Методы объяснения учеником собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы над аранжировкой, с педагогом.
Этот метод помогает расширить представления учеников о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления учащихся;
Метод опоры на систему усложняющихся творческих заданий.
Основным видом таких заданий является исполнение различных музыкальных произведений, что в электронной музыке всегда связано с их аранжировкой.
Применяемые технологии:
- технология развивающего обучения;
- технология личностно-ориентированного обучения;
- информационная технология;
- здоровьесберегающая технология.
Оборудование:
- клавишный синтезатор;
- ножная педаль;
- пюпитр;
- нотная литература.
Ожидаемый результат: приобретение начальные навыков аранжировки произведений с использованием технических средств инструмента.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Работа над инструктивным материалом:
Упражнения.
Игра гаммы, арпеджио, аккордов (As-dur )
3.Основная часть:
Р.н.т. «Яблочко» - создание аранжировки с использованием авто - аккомпанемента.
Д.Скарлатти «Соната» e-moll – создание аранжировки без использования авто-аккомпанемента.
И, Красильников «Играем джаз» - один из возможных вариантов аранжировки современной (джазовой) музыки.
Ч. Моньянте «Буги». Повторение.
4.Заключительная часть:
a) подведение итогов;
b) домашнее задание;
c) выставление оценки
Ход урока.
1. Подготовка рабочего места.
Сообщение темы и поставленной цели урока – дать понятие «аранжировки», её видов и способов создания.
Представление ученицы: Ехлакова Виктория – 6 класс (12 лет)
2. Разыгрывание – подготовка игрового аппарата
Игра гаммы As-dur восьмыми, триолями, шестнадцатыми.
Легато
следим за ровным звучанием и динамическими оттенками
длинное арпеджио (легато)
арпеджио короткие двумя руками в две октавы (легато).
Аккорды (стаккато)
3. Существует сразу несколько трактовок слова "аранжировка". В советской методике под ним подразумевалось переложение готовой музыки на другой исполнительский состав, например, с фортепиано на четырехголосный хор, с вокального дуэта - на дуэт тромбона с балалайкой. Когда в музыкальном училище начинается предмет инструментовки, студенты начинают путаться - чем же аранжировка от инструментовки отличается. Другая трактовка - варьирование, т. е. примерно те же изменения, как при сочинении вариаций: изменения темпов, ритмов, размеров, стилевых окрасок. При этом частенько вносятся существенные изменения в авторскую мелодию. Аранжировка может зайти так далеко, что и совсем заменяет исходную музыку другой, даже не созвучной оригиналу - но все-таки остается аранжировкой, потому что сохранен образ, мысль, эмоция - словом, нечто уникальное для данного сочинения.
Аранжировка - это любое переосмысление или переоформление музыкального материала - но в пределах узнаваемости оригинала.
а) Приступаем к работе над р.н.т. «Яблочко».
Работаем над подбором соответствующих характеру пьесы авто-аккомпанемента и тембров инструментов, внесением данных параметров в регистрационную память.
b) Работа над пьесой Д. Скарлатти «Соната».
В данном произведении показана аранжировка, воссоздающая звучание камерного оркестра. Камерный оркестр — как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов. В нашем случае: солирующий клавесин
и струнные.
c) Работа над пьесой И.Красильникова «Играем джаз». В данном произведении показана аранжировка, воссоздающая звучание джазового ансамбля (так называемого джаз-бэнда), включающая в себя следующие инструменты: группа медных духовых (труба, труба с сурдиной, тромбон),
саксофон, джазовый орган и ритм-секция.
d) Повторение.
Ч. Моньянте «Буги».
4. a)Подведение итогов.
Над каким материалом работали в классе, какие сделал выводы учащийся.
b) Домашнее задание.
Закрепить пройденный в классе материал: «Яблочко» аранжировать на домашнем синтезаторе, прибавить темп, выучить наизусть и играть в характере. «Играем джаз» работа с банком регистрационной памяти, наращивание темпа. Заниматься повторением ранее изученных пьес.
c) Оценка за урок.
Самоанализ урока.
Тема урока: «Аранжировка музыкальных произведений в классе клавишного синтезатора».
Синтезатор – это такой инструмент, который помогает развиваться воображению, образному и творческому мышлению. Дети с первых уроков могут почувствовать себя творцами. В этом нам помогает использование разнообразных функций в синтезаторе: стили, звуки, записи и т.д.
На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность прочувствовать выразительность того или иного художественного средства, получить начальные знания о построении музыкального произведения, которые очень важны в дальнейшей работе, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.
Таким образом, целью данной работы на уроке является обобщение способов приобщения учащихся к творческой деятельности через различные художественные средства инструмента.
Урок проведен с учащейся 6 класса Ехлаковой Викторией (12 лет). Учащаяся имеет хорошие музыкальные данные, занимается добросовестно, с интересом, работоспособна, отзывчива.
Этапы урока соблюдены.
С поставленными задачами справились, перегрузок и переутомления у учащейся не возникло, потому как на уроке использовались различные формы и методы работы, рационально использовалось время урока, были оптимальны темп чередования и смена видов деятельности занятия, структура урока соответствовала заявленной теме. Успех урока обусловлен следующими факторами: хорошей подготовкой преподавателя к занятию, высокой эмоциональной отзывчивостью учащегося, оптимальным созданием условий для проявления творческой самостоятельности в атмосфере доброжелательности и взаимного доверия в союзе ученика и педагога.
Урок результативный.