СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аргументы из чувашской литературы к сочинению ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нужно изучать  не только аргументы  из русской, но и и из чувашской литературы. Учащиеся должны знать и любить культуру своего народа.

Просмотр содержимого документа
«Аргументы из чувашской литературы к сочинению ОГЭ»

1.2 Аргументы из чувашской литературы к сочинению ОГЭ


1. Милосердие


Л.Я.Агаков. Роман «Надежда». Во время войны подполковник медслужбы Крутогоров вселял надежду тем, кто потерял ее и не хотел жить. Когда скрипач Сарьялов был ранен в руку, он говорил, что нельзя прощаться с жизнью из-за трех пальцев, нужно верить в будущее.


2. Доброта


Л.Я.Агаков. Роман «Надежда». Главная героиня Римма Сурская помогла скрипачу Сарьялову, потерявшему три пальца на войне. Она написала письмо в учреждение, где работал музыкант до этого. К нему в госпиталь приехали друзья - артисты, которые потом устроили его дирижером.


3. Взаимовыручка


Л.Я.Агаков. Роман «Надежда». Санинструктор Римма Сурская спасла жизнь Володи Аруткина. Она, худая и слабая, не спавшая три ночи, отдала свою кровь, когда от этого зависела жизнь бойца. Хирург Басов спас солдата, вытащив у него из ноги невзорвавшуюся мину.


4. Война


Л.Я.Агаков. Роман «Надежда». Немцы бомбили санитарные поезда. Из десяти вагонов осталось только четыре. Погибло сотни раненых. У начальника поезда Крутогорова вся семья - жена и двое детей - попала в бомбежку. Он остался один. В деревне немцы повесили беременную учительницу и председателя колхоза. Людей заставляли рыть яму, приводили к яме и расстреливали всех, закрывали в сарае и поджигали.


5. Выбор профессии


Л.Я.Агаков. Роман «Надежда». Врач Крутогоров любил свою профессию, ответственно относился к нему. Он сам сначала осматривал всех раненых, потом давал указания медсестрам и фельдшерам. Подполковник медслужбы находил время для того, чтобы подбадривать раненых и шутить с ними.







6. Ложные ценности


Н.Ф.Ильбеков. Роман «Черный хлеб». После смерти отца сыновья Шерккей и Элендей делят имущество. Они перерыли в подполе, в огороде, искали деньги, потому что парализованный отец, который не мог разговаривать, показал рукой вниз перед смертью. Братья не ценили никаких нравственных качеств, а думали только о собственном материальном благополучии.


7. Неуверенность в себе


Н.Ф.Ильбеков. Роман «Черный хлеб». Юноша Тухтар остался один, потому что отец умер от голода, мать – от холеры. Бедного и неуверенного в себе сироту Шерккей заставлял работать на себя. Он, хотя и хвастался перед односельчанами, что построил дом для Тухтара, но когда у него свое хозяйство сгорело, отнял и этот дом в виде бани. Юноша остался ни с чем. Тухтар любил дочь Шерккея Селиме, но отец разлучил их.


8. Одиночество


Н.Ф.Ильбеков. Роман «Черный хлеб». Шерккей остается один, потому что жену свел в могилу, дочь умерла из-за того, что ее хотели выдать замуж за нелюбимого. Младший сын хотел пойти учиться, отец отнимает у него деньги, накопленные им своим трудом. После этого выгоняет его из дома, а сам остается совсем один.


9. Образование, тяга к учебе


Н.Ф.Ильбеков Роман «Черный хлеб». Младший сын Шерккея Ильяс хотел пойти учиться, но отец отнимает у него деньги, накопленные им своим трудом. Ильяс с другом все лето ходили в лес за материалом, плели лапти и продавали, потому что им так хотелось получить образование.


10. «Отцы» и «дети»


Н.Ф.Ильбеков. Роман «Черный хлеб». Отец Шерккей не понимает и не поддерживает сына Ильяса, который хотел пойти учиться, но он отнимает у него деньги, накопленные им своим трудом. Ильяс с другом все лето ходили в лес за материалом, плели лапти и продавали, потому что им так хотелось получить образование. Вместо того чтобы помочь, Шерккей выгоняет сына из дома.


11. Истинная и ложная красота


А.С.Артемьев. Повесть «Саламби». Саламби красива душой, а Муза только внешне. Саламби приютила мальчика-сироту, который назвал ее «мамой», когда они проходила мимо детского дома. Она искренне полюбила этого ребенка, как своего. Муза предала подругу, распространив слух о том, что Саламби родила ребенка и оставила в детском доме, а потом забрала.


12. Милосердие, доброта, человечность, внутренний мир человека


А.С.Артемьев. Повесть «Саламби». Саламби приютила мальчика-сироту, который назвал ее «мамой», когда они проходила мимо детского дома. Она искренне полюбила этого ребенка, как своего. Муза предала подругу, распространив слух о том, что Саламби родила ребенка и оставила в детском доме, а потом забрала. Несмотря на жизненные трудности, она растила этого ребенка одна.


13. Предательство


А.С.Артемьев. Повесть «Саламби». Саламби приютила мальчика-сироту, который назвал ее «мамой», когда они проходила мимо детского дома. Она искренне полюбила этого ребенка, как своего. Муза предала подругу, распространив слух о том, что Саламби родила ребенка и оставила в детском доме, а потом забрала. Из-за этого Муза разлучила Саламби с любимым человеком - поэтом Алмазовым.



14. Настоящая любовь


А.С.Артемьев. Повесть «Саламби». Саламби искренне любит поэта Анатолия Алмазова. Никакие трудности не смогли разрушить эту любовь. Саламби выдержала все и дождалась возлюбленного.


15. Милосердие, доброта, гуманизм, нравственный выбор


Н.А.Мартынов. Новелла «Северное сияние». Когда Роман Изамбаев идет зимой через поле домой, ему по пути встречаются мать с ребенком. Начинается метель, и женщина просит не оставлять их. Они сбились с пути, и мать с сыном могли замерзнуть, если бы Роман не нашел избушку и не разжег там печь.




16. Счастье


Н.А.Мартынов. Новелла «Северное сияние». Когда Роман Изамбаев идет зимой через поле домой, ему по пути встречаются мать с ребенком. Начинается метель, и женщина просит не оставлять их. Они сбились с пути, и мать с сыном могли замерзнуть, если бы Роман не нашел избушку и не разжег там печь. После того, как все были спасены от смерти, Роман говорит, что до этого не понимал, что такое настоящее счастье. В этот момент они с Верой почувствовали себя самыми счастливыми людьми на Земле.



17. Экология, природа


Д.В.Гордеев. Новелла «Замерзшая слеза». Федор Кузьмич ходил на рыбалку за Волгу. Там однажды увидел, что пойманная рыба исчезла. Оказывается, это крадет лиса. Рыбаки начали ее подкармливать, а Федор Кузьмич каждый день ходил к ней, называл Красавицей. Но однажды дед проболтался внуку Владику и его другу о лисе. В тот же день они уехали. На следующий день Федор Кузьмич увидел следы крови на снегу. Он заметил двух человек, которые шли с добычей. Это были Владик и Вадим. Молодые люди оскорбили деда и оставили его лежать на снегу без памяти. Им было некогда думать о других, они уже говорили о том, сколько шапок получится из меха лисы.


18. Семья, бессердечное отношение к близким людям


В.П.Петров. Рассказ «Письмо». Главная героиня Улине осталась одна. Ее муж, получивший ранение, умер после войны. Сын пропал без вести, дочь умерла, заболев от голода. В живых остался только сын Микиш, но и он не дает о себе знать, ни разу не приезжает к матери, даже писем не пишет. Улине, когда к соседям на праздники из города приезжают дети, ходит из дома в дом и показывает письма от Микиша. Однажды одно из писем читает внучка соседки Феклы и узнает почерк своего отца. Улине не обращает внимания на слова девочки и идет дальше показывать письмо. Ей не хочется верить, что родной сын забыл о ней.



19. Одиночество


В.П.Петров. Рассказ «Письмо». Главная героиня Улине осталась одна. Ее муж, получивший ранение, умер после войны. Сын пропал без вести, дочь умерла, заболев от голода. В живых остался только сын Микиш, но и он не дает о себе знать, ни разу не приезжает к матери, даже писем не пишет. Улине, когда к соседям на праздники из города приезжают дети, ходит из дома в дом и показывает письма от Микиша. Однажды одно из писем читает внучка соседки Феклы и узнает почерк своего отца. Улине не обращает внимания на слова девочки и идет дальше. Ей не хочется верить, что родной сын забыл о ней.




20. Семья, бессердечное отношение к близким людям


Ф.Г.Коновалов (Агивер). Новелла «Карусель». Главная героиня жила одна в деревне, сын Сергей не приезжал, не помогал ей. Она сама ездила к нему с гостинцами. Перед тем, как поехать на свадьбу к сыну, она копала картошку, подошла девушка Галина, которая сказала, что будет работать учительницей в школе, но это была невестка старушки. Девушка сама хотела увидеть, как живет мать жениха, потому что Сергей описал все совсем по-другому. А мать открыла правду о сыне, ничего не подозревая.


21. Трудолюбие


Н.Т.Терентьев. Повесть «Пожарная лошадь». Главный герой Яков-инвалид войны – говорит, что молодых нужно научить любить землю. Они умеют красиво говорить, а работать им лень. По мнению Якова, работу нужно любить и подходить к ней ответственно, иначе счастливого будущего не будет. Сам Яков, несмотря на то, что потерял ногу на войне, ходил на протезах, в старости построил новый дом. Ему, как инвалиду войны, хотели дать машину, но он отказался от нее. Вместо этого попросил пожарную лошадь, которая стала ненужной после приобретения пожарной машины. Он стал помогать одиноким старушкам в хозяйстве.


22. «Отцы» и «дети»


Н.Т.Терентьев. Повесть «Пожарная лошадь». Сын Владимир не понимает отца, когда тот пытается привести в дом Клавдию. Отец Яков-инвалид войны, ему тяжело живется одному, но сын боится, что после смерти отца Клавдия отнимет дом.



23. Любовь к природе, родине


Ю.И.Скворцов. Повесть «Береза Угахви». Угахви рано вставала, ходила в лес косить траву, любовалась природой. Она говорила, что ни дня не может прожить без природы, без родины. Ее единственная родственная душа- это родная природа, родной лес. Угахви делилась с природой своими радостями и горестями.


24. Трудолюбие


Л.В.Таллеров. Повесть «Маленький перепел». Тимуш вернулся с войны на протезах, но ему не сидится дома. Сначала он ухаживает за лошадьми в колхозе, потом к нему обращается директор завода с просьбой открыть цех по производству глиняной посуды. До войны Тимуш занимался этим делом. Однажды он чуть не погиб, когда отвозил посуду в город. Был сильный дождь, нужно было подниматься в гору, но лошадь встала. Тогда Тимуш ласково обратился к лошади, повернул в сторону, потом все равно поднялся в гору. Таким образом, он, несмотря на трудности, доставил товар в нужное время.


25. Сила духа


Л.В.Таллеров. Повесть «Маленький перепел». Тимуш вернулся с войны на протезах, но ему не сидится дома. Сначала он ухаживает за лошадьми в колхозе, потом к нему обращается директор завода с просьбой открыть цех по производству глиняной посуды. До войны Тимуш занимался этим делом. Однажды он чуть не погиб, когда отвозил посуду в город. Был сильный дождь, нужно было подниматься в гору, но лошадь встала. Тогда Тимуш ласково обратился к лошади, повернул в сторону, потом все равно поднялся в гору. Таким образом, он, несмотря на трудности, доставил товар в нужное время.


26. Настоящее искусство


В.Г.Игнатьев. Новелла «Танец маленьких лебедей». Дочь лесника Лида учится в консерватории, а главный герой новеллы- в десятом классе. Юноша хотел после школы стать агрономом, но после того, как Лида сыграла на пианино «Танец маленьких лебедей», в его душе зародилась мечта. Он, не доучившись в сельскохозяйственном институте, поступил в консерваторию. И перед тем, как начать выступать, он всегда играет «Танец маленьких лебедей».



27. Выбор профессии


В.Г.Игнатьев. Новелла «Танец маленьких лебедей». Дочь лесника Лида учится в консерватории, а главный герой новеллы- в десятом классе. Юноша хотел после школы стать агрономом, но после того, как Лида сыграла на пианино «Танец маленьких лебедей», в его душе зародилась мечта. Он, не доучившись в сельскохозяйственном институте, поступил в консерваторию. И перед тем, как начать выступать, он всегда играет «Танец маленьких лебедей».



28. Семья


А.В.Емельянов. Рассказ «Черные грузди». Семья Крыслова разрушается из-за того, что глава семейства занимается накопительством, не думает о членах семьи. Жена умирает от тяжелого труда, сын вынужден уехать из деревни, потому что отец заставил воровать зерно из колхоза. Чтобы не было стыдно перед жителями деревни, он уезжает в город к брату Пете, который тоже не навещает родителей. В деревне никто не уважает Крыслова, потому что он живет только ради собственной выгоды.


29. Ложные ценности, жадность, накопительство денег


А.В.Емельянов. Рассказ «Черные грузди». Семья Крыслова разрушается из-за того, что глава семейства занимается накопительством, не думает о членах семьи. Жена умирает от тяжелого труда, сын вынужден уехать из деревни, потому что отец заставил воровать зерно из колхоза. Чтобы не было стыдно перед жителями деревни, он уезжает в город к брату Пете, который тоже не навещает родителей. В деревне никто не уважает Крыслова, потому что он живет только ради собственной выгоды.


30. Любовь


К.В.Иванов. Поэма «Нарспи». Нарспи и Сетнер любят друг друга. Но их разлучают родители Нарспи. Они хотят выдать ее замуж за богатого Тахтамана. Сетнер из бедной семьи, поэтому им не суждено быть вместе. Сетнер, а потом и Нарспи трагически умирают.


31. Семья


К.В.Иванов. Поэма «Нарспи». Нарспи и Сетнер любят друг друга. Но их разлучают родители Нарспи. Они хотят выдать ее замуж за богатого Тахтамана. Сетнер из бедной семьи, поэтому им не суждено быть вместе. Сетнер, а потом и Нарспи трагически умирают.


32. Трудолюбие


А.С.Артемьев. Повесть «Зеленое золото». Главный герой Валентин Актаев после войны продолжает дело отца, занимается хмелеводством. Он отдает все силы для того, чтобы достичь успеха в этом деле и заслужить уважение односельчан.


33 . Выбор профессии


А.С.Артемьев. Повесть «Зеленое золото». Главный герой Валентин Актаев после войны продолжает дело отца, занимается хмелеводством. Он отдает все силы для того, чтобы достичь успеха в этом деле и заслужить уважение односельчан.





34. Честь


А.С.Артемьев. Повесть «Зеленое золото». Аюхин и Савиров вернулись с войны, Актаева все нет. Аюхин распустил слух о том, что он самовольно сдался в плен немцам. Нина, невеста Актаева, поверила этому и хотела выйти замуж за Савирова, но тут вернулся Актаев и доказал свою правоту делом. Люди поверили ему, а не Аюхину, который сам носил в кармане пароль немцев, чтобы сдаться при первой опасности.


35. Одиночество


В.П.Петров. Повесть «Спасение». Главный герой Анчиков жил в деревне изолированно от всех: он никому не помогал и ни с кем не общался. Когда с ним случилась беда, ему тоже все отказывали, не подвезли в больницу. Витя, жених дочери Люды, спас его и сказал, что нужно быть всегда с народом.


36. Выбор профессии


Ю.И.Скворцов. Повесть «Красный мак». Учитель биологии Геннадий Васильевич помогает ученице Тамаре Голубевой, попавшей в плохую компанию. Из-за безответной любви девушка- отличница пропускала уроки, получала неудовлетворительные отметки. Учитель вместе с комсоргом Раей и соседским мальчиком Тамары Вовой помогли ей выйти из трудной ситуации. Геннадия Васильевича, действительно, можно назвать настоящим учителем, потому что он знает и любит эту профессию.


37. Доброта, воспитание, дружба


Ю.И.Скворцов. Повесть «Красный мак». Учитель биологии Геннадий Васильевич помогает ученице Тамаре Голубевой, попавшей в плохую компанию. Из-за безответной любви девушка - отличница пропускала уроки, получала неудовлетворительные отметки. Учитель вместе с комсоргом Раей и соседским мальчиком Тамары Вовой помогли ей выйти из трудной ситуации.


38. Ложные ценности


С.Ф.Фомин. Рассказ «На станции». На станции Тюрлема встречаются Георгий и Сабира. Они влюбляются, но чувства юноши быстро остывают, когда открывается истинное лицо девушки. Сабира хочет только красиво жить: менять наряды, спать, отдыхать, а трудиться она и не думает.