МУНИЦИПАЛЬТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРОЛАСПИНСКАЯ ШКОЛА»
Н.А.Коссе
I (слайд 2 ) Тему сегодняшнего урока мы узнаем, разгадав кроссворд:
1. Как называется график квадратичной функции?
2. Математическое предложение, справедливость которого доказывается.
3. Упорядоченная пара чисел, задающая положение точки на плоскости.
4. Наука, возникшая в глубокой древности в Вавилоне и Египте, а учащиеся начинают её изучать с 7 класса.
5. Линия на плоскости, задаваемая уравнением у=кх+ b .
6. Числовой промежуток.
7. Предложение, принимаемое без доказательства.
8. Результат сложения
9. Название второй координаты на плоскости.
10. Французский математик 19 века, «отец» алгебры, юрист, разгадал шифр, применяемый испанцами в войне с французами, а нам помог в быстром решении квадратных уравнений.
II (слайд 3) Итак, тема урока «Прогрессии». Прогрессия – латинское слово, означающее "движение вперед", было введено римским автором Боэцием.
- А почему во множественном числе? Какие знаете прогрессии? Давайте сформулируем цели нашего урока.
Установи соответствие ответы:
1.- 3 7.- 4
2.- 18 8.- 15
3. - 2 9.- 8
4.- 14 10.- 1
5.- 7 11.- 10
6.- 12 12.-14
III (слайд 4 ) историческая справка ( д/з )
IV ( слайды 5-10 ) обобщение теоретического материала
П а р а б о л а
Т е о р е м а
К о о р д и н а т а
А л г е б р а
П р я м а я
И н т е р в а л
А к с и о м а
с у м м а
О р д и н а т а
В и е т
- обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме;
- отработка умений и навыков применения формул n –го члена прогрессии, суммы n первых членов прогрессии;
- развитие навыков работы с дополнительной литературой, с историческим материалом;
- развитие познавательной активности учащихся;
- воспитание эстетических качеств и умения общаться; формирование интереса к математике.
В клинописных таблицах вавилонян в египетских пирамидах(второй век до н.в.) встречаются примеры арифметический прогрессий.
Задачи на прогрессии, дошедшие до нас из древности, были связаны с запросами хозяйственной жизни: распределение продуктов, деление наследства и др.
Некоторые формулы, относящиеся к прогрессиям, были известны китайским и индийским ученым. Ариабхатта (5 в.)применял формулы общего числа, суммы арифметической прогрессии.
Но правило для нахождения суммы членов арифметической прогрессии впервые встречается в сочинении «Книги Абака» в 1202 г.(Леонардо Пизанский).
1
2
3
4
5
6
1
2
7
Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии
Рекурентная формула арифметической прогрессии
3
8
Формула n -го члена геом. прогрессии
4
9
10
11
5
Разность арифметической прогрессии
12
Формула суммы n первых членов ариф. прог.
6
13
7
Рекурентная формула геометрической прогрессии
14
8
Формула среднего арифметического
15
9
Формула суммы беск. убыв. геом. прогр.
16
10
Формула среднего геометрического
11
Формула n -го члена арифметической прогрес.
12
17
18
Знаменатель геометрической прогрессии
Разность арифметической прогрессии
Прогрессии
Арифметическая прогрессия
Геометрическая прогрессия
Последовательность в которой каждый член начиная со второго равен предыдущему сложенному с одним и тем же числом.
Последовательность отличных от нуля чисел в которой каждый член начиная со второго равен предыдущему умноженному на одно и тоже число.
Число d - разность прогрессии
Число q - знаменатель прогрессии.
d = a 2 -a 1 = a 3 -a 2 = a 4 -a 3 =….
q = b 2 : b 1 = b 3 : b 2 = b 4 : b 3 =…
Дано: b 1 = 3, q = 2
Найти: b 3 .
Формула n- го члена прогрессии
арифметической,
геометрической
b n =b 1 q n-1
a n =a 1 +d(n-1)
Дано: a 1 = 7, d = 5
Найти: a 4 ,.
b 3 =12
a 4 =22
0) Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее арифметическое между предыдущим и последующим членами прогрессии х 1 , х 2 , 4, х 4 ,14, … найти: х 4 b 1 , b 2 , 1, b 4 , 16, …- все члены положительные числа найти: b 4 Х 4 =9 b 4 =4 " width="640"
Характеристическое свойство прогрессий
Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее геометрическое между предыдущим и последующим членами последовательности ( b n 0)
Каждый член последовательности начиная со второго есть среднее арифметическое между предыдущим и последующим членами прогрессии
х 1 , х 2 , 4, х 4 ,14, … найти: х 4
b 1 , b 2 , 1, b 4 , 16, …- все члены положительные числа найти: b 4
Х 4 =9
b 4 =4
Формулы суммы n первых членов прогрессий
арифметическая
геометрическая
Дано : a 1 = 5, d = 4
Дано: b 1 = 2, q = - 3
Найти : S 5
Найти: S 4
S 5 = 65
S 4 = - 40
ФОРМУЛА СУММЫ бесконечно убывающей геометрической прогрессии
|q|
2
Найти :
Самостоятельная работа ( тест)
a n
Часть I ( 0,5 балла )
1. Про арифметическую прогрессию (а n ) известно, что а 7 = 8, а 8 = 12. найдите разность арифметической прогрессии.
В) 20
Г) 3
А) -4
Б) 4
1
2. Геометрическая прогрессия задана формулой
1
.
n
0
Найдите знаменатель геометрической прогрессии.
Рис. 1
Б) 18
В) 3
Г) 9
А) -3
3. Члены арифметической прогрессии изображены (рис.1) точками на коорди- натной плоскости. Какое из данных чисел является членом этой прогрессии?
Б) 6
Г) 17
А) -7
В) 12
4. Найдите сумму семи первых членов геометрической прогрессии 4; 8; …
Б) 508
В) 608
Г) - 508
А) - 254
13
0 ) Ответ: b 5 = 72 (задания на 3 балла) 7. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий её член на 6 больше первого. Найдите второй и четвёртый члены. Ответ: а 2 =1; а 4 = 7, Количество набранных баллов 1,5 - 2 оценка 2,5 – 4,5 «3» «4» 5 – 7,5 «5» " width="640"
5. Последовательность а n задана формулой
Найдите номер члена последовательности, равного 7.
А) 4
Б) - 2
В) 2
Г) - 4
Часть II (задания на 2 балла)
6. В геометрической прогрессии ( b n ) b 1 = 8, b 3 = 24. Найдите b 5 . ( для q 0 )
Ответ:
b 5 = 72
(задания на 3 балла)
7. Сумма второго и пятого членов арифметической прогрессии равна 11. Третий её член на 6 больше первого. Найдите второй и четвёртый члены.
Ответ:
а 2 =1; а 4 = 7,
Количество набранных баллов
1,5 - 2
оценка
2,5 – 4,5
«3»
«4»
5 – 7,5
«5»
- За 16 дней Карл украл у Клары 472 коралла. Каждый день он крал на 3 коралла больше, чем в предыдущий день. Сколько кораллов украл Карл в последний день.
- В сборнике по подготовке к экзамену-240 задач. Ученик планирует начать их решение 2 мая, а закончить 16 мая, решая каждый день на две задачи больше, чем в предыдущий день. Сколько задач ученик запланировал решить 12 мая?
- В амфитеатре расположены 10 рядов, причем в каждом следующем ряду на 20 мест больше чем в предыдущем, а в последнем ряду 280 мест. Сколько человек вмещает амфитеатр?
V (слайды 11,12 ) самостоятельная работа (тест с проверкой )
VI (слайд 14 ) решение практических задач
1.Решение:
S₁₆ = ½ (2∙а₁ + 3∙15) ∙16;
472 =16 а₁ + 360;
а₁ = (472- 360):16=7.
а₁₆ =7+ 3 ∙ (16-1)=52.
Ответ: 52 коралла украл Карл в последний день.
2.Решение: 240= ½ (2 а₁ +2 ∙14) ∙ 15;
240:15= а₁ + 14; а₁ = 2;
а₁₁ = 2+2 ∙ 10 = 22.
Ответ:22 задачи надо решить 12 мая.
3.Решение:
280= а ₁ + 20∙(10-1);
а ₁= 280 - 20 ∙ 9 = 100;
S₁₀ = ½ (100+280) ∙ 10 =1900.
Ответ:1900 человек вмещает амфитеатр.
VII ( слайд 16 ) итог урока
Оцените свои знания и умения на
конец урока. Был ли полезен урок
для каждого из вас? Чем?