СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Арифметическая и геометрическая прогрессии

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Конспект урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы обучения: частично – поисковый, системные обобщения,

Формы деятельности обучающихся на уроке: устная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самопроверка.

Цель урока: Формирование понятий арифметической и геометрической прогрессий. Решение задач.

Задачи урока:

Образовательные – ввести понятия арифметической и геометрической прогрессий; -

вывести формулы n –го члена арифметической и геометрической прогрессий;

- закрепить умения и навыки применять изучаемые формулы;

Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.

Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды, развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.

Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока

Ход урока:


  1. Этап актуализации и мотивации

У читель: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я начну словами великого русского классика А.С. Пушкина : (слайд1)

«О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг»

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать Числовые последовательности и вы сможете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области

II. Актуализация знаний учащихся.

1. Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках.

( Мы познакомились с числовыми последовательностями.)

Эти знания помогут вам открыть новые знания

2. Как задаются числовые последовательности?

(Числовые последовательности могут задаваться перечислением, словесно, рекуррентным способом, формулой n- члена, таблицей)

3. проверка д/з Как задана последовательность(Рекуррентной формулой)

4. Запишите члены последовательности на доске

  1. 1, 2, 3, 4, 5,…

  2. 1000;100; 10; 1; 0,1;…

  3. 16, -8, 4, -2, 1,

  4. 3, 1/3, 3, 1/3, 3

  5. 5, 10, 15, 20, 25

5.Чему равен третий член первой последовательности? Последующий член? Предыдущий член?

6.Чему равна разность между вторым и первым членами указанных последовательностей? Третьим и вторым членами? Четвертым и третьим?

7. Сделайте вывод, какой будет разность между десятым и девятым членами первой последовательности?

8. Назовите два последующих члена этих последовательностей. Почему Вы так считаете? (Ответы учеников)

9. Объедините некоторые последовательности по общему свойству. Сформулируйте это свойство.

(Предполагаемые ответы: все числовые последовательности можно разбить на 3 группы:

  1. Каждый последующий член последовательности , начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.

  2. Каждый последующий член последовательности, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и тоже число

  3. нельзя установить зависимость.

Содержательный этап

Учитель: Итак, мы выделили 3 группы числовых последовательностей. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами числовые последовательности 1 группы, которые называются арифметической прогрессией, и числовые последовательности второй группы, которые называются геометрической прогрессией.

С ообщается тема урока, записывается в тетрадь и обучающимся предлагается сформулировать для себя учебную цель. слайд2

I II.Слайд немного истории слайд 3-9

У стная работа слайд 10

IV.Определение1 слайд11

Арифметической прогрессией называется такая последовательность,

геометрической в которой каждый последующий член равен

предыдущему,


сложенному с числом

умноженному на число.

a n+1= an+ d b n+1= bn* q

е сли для всех натуральных n выполняется равенство

слайд 12

Из определения следует, что

a n+1- an= d b n+1/ b n= q

Учитель Чтобы задать АП, ГП достаточно указать ее первый член и d,q

V. Закрепление усвоенного

1) Слайд 13

2

Слайд14

) Работа в парах 575, 623

VI. Психологическая разгрузка

У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9.

Теперь раскрасьте один ряд двумя разными цветами в любом порядке.

Как я это сделала, показано на слайде.

А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия Рыб и Касеопеи, Льва и Ориона.

И вот на ваших карточках казалось бы цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт:

Обратите внимание, что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессии. Запишите эти числа.

V II. Определение3 Формула n-го члена арифметической геометрической прогрессии слайд 15


Учитель: Зная 1-й член и d, мы можем найти любой член, вычисляя 2-й, 3-й, 4-й и т.д. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. Постараемся отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.

(2 ученика работают у доски)

Арифметическая прогрессия: Геометрическая прогрессия:

а1, d в1,q

а2 = а1 + d в21 *q

а3 = а2+d =а1 + 2 d в3 = в2 *q = в1* q2

а4 = а3 +d = а1+3 d в43 * q = в1 * q3

аn1 + d ( n - 1) вn = в1 * qn-1

Формула n-го члена арифметической геометрической

прогрессии


VIII. Закрепление изученного

576, 624 устно

577,625 письменно на доске и в тетрадях

5 80(б), 627(а)


Слайд16

Курс воздушных ванн начинают с 15 мин в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 мин?

РЕШЕНИЕ:

Ряд, составленный из длительностей воздушных ванн является арифметической прогрессией, так как каждое следующее число можно получить из предыдущего, прибавив к нему 10 минут.

Значит: d = 10, a1 = 15 мин, an = 1 ч 45 мин = 60 + 45 = 105 мин

Таким образом, нам нужно найти номер n. Применим формулу вычисления n-ого члена арифметической прогрессии: an = a1 + d ⋅ (n - 1) 105 = 15 + 10 ⋅ (n – 1)

10n – 10 + 15 = 105

10n = 100

n = 10

ОТВЕТ: 10
630, 631

IX. Первичная проверка усвоения.

- Посмотрим, как вы усвоили новый материал?

М атематический диктант Слайд 17

Математический диктант

Вариант 1

Вариант 2

Какая из сле­ду­ю­щих по­сле­до­ва­тель­но­стей яв­ля­ет­ся геоме­три­че­ской про­грес­си­ей?

  1. 100; 98; 96; 94;…

  2. 2; 5; 8; 11…

  3. 1; 4; 16; 64;…

  4. 23; -23; -23; 23;…

Какая из сле­ду­ю­щих по­сле­до­ва­тель­но­стей яв­ля­ет­ся ариф­ме­ти­че­ской про­грес­си­ей?

  1. 3; 12; 48; 192;…

  2. 2; 4; 6; 8; …

  3. 400; 200; 100; 50;…

  4. 1; 2; 4; 8;…

2. Найти разность арифметической прогрессии

4; 12;…


2. Найдите знаменатель геометрической прогрессии

12; 4;…


3.Арифметическая прогрессия задана формулой n-го члена аn=2*n+4. Найдите а5.


3.Геометрическая прогрессия задана формулой n-го члена вn=3*2n-1. Найдите b4.

4.Найти четвертый член геометрической прогрессии

16; 4;…

3.Найти пятый член арифметической прогрессии

1; 4; …

5) У арифметической прогрессии первый член равен 4, третий член равен 8. Найдите разность d.

5.Найдите знаменатель геометрической прогрессии (вn), если первый член равен 4, третий член равен 16.




П РОВЕРЬ СЕБЯ слайд 18

Вариант 1

Вариант 2

ответы

ответы

1

3

1

2

2

8

2


3

14

3

24

4


4

13

5

2

5

2



З а верно решенные 5 заданий теста –«5», за 4 – «4», за 3 – «3», менее 3 – «2»

VI. Рефлексия результативности. Слайд19


Вспомним начало нашего урока, ребята. Удалось ли за сегодняшний урок сделать чудные открытия?

Д ом.зад слайд20



Слайд21

Ребята , а теперь сами оцените свою работу на уроке.

Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.

Спасибо за урок, ребята. Мне кажется, что вы сегодня хорошо потрудились.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!