Конспект урока по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Методы обучения: частично – поисковый, системные обобщения,
Формы деятельности обучающихся на уроке: устная работа, фронтальная работа, самостоятельная работа, самопроверка.
Цель урока: Формирование понятий арифметической и геометрической прогрессий. Решение задач.
Задачи урока:
Образовательные – ввести понятия арифметической и геометрической прогрессий; -
вывести формулы n –го члена арифметической и геометрической прогрессий;
- закрепить умения и навыки применять изучаемые формулы;
Развивающие – вырабатывать умения сравнивать математические понятия, находить сходства и различия, умения наблюдать, подмечать закономерности, проводить рассуждения по аналогии; сформировать умение строить и интерпретировать математическую модель некоторой реальной ситуации.
Воспитательные – содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, аргументировано отстаивать свои взгляды, развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока
Ход урока:
Этап актуализации и мотивации
У читель: «Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок я начну словами великого русского классика А.С. Пушкина : (слайд1)
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг»
На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать Числовые последовательности и вы сможете самостоятельно сделать по-настоящему чудные открытия в данной области
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлых уроках.
( Мы познакомились с числовыми последовательностями.)
Эти знания помогут вам открыть новые знания
2. Как задаются числовые последовательности?
(Числовые последовательности могут задаваться перечислением, словесно, рекуррентным способом, формулой n- члена, таблицей)
3. проверка д/з Как задана последовательность(Рекуррентной формулой)
4. Запишите члены последовательности на доске
1, 2, 3, 4, 5,…
1000;100; 10; 1; 0,1;…
16, -8, 4, -2, 1,
3, 1/3, 3, 1/3, 3
5, 10, 15, 20, 25
5.Чему равен третий член первой последовательности? Последующий член? Предыдущий член?
6.Чему равна разность между вторым и первым членами указанных последовательностей? Третьим и вторым членами? Четвертым и третьим?
7. Сделайте вывод, какой будет разность между десятым и девятым членами первой последовательности?
8. Назовите два последующих члена этих последовательностей. Почему Вы так считаете? (Ответы учеников)
9. Объедините некоторые последовательности по общему свойству. Сформулируйте это свойство.
(Предполагаемые ответы: все числовые последовательности можно разбить на 3 группы:
Каждый последующий член последовательности , начиная со второго, равен предыдущему, сложенному с одним и тем же числом.
Каждый последующий член последовательности, начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на одно и тоже число
нельзя установить зависимость.
Содержательный этап
Учитель: Итак, мы выделили 3 группы числовых последовательностей. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами числовые последовательности 1 группы, которые называются арифметической прогрессией, и числовые последовательности второй группы, которые называются геометрической прогрессией.
С ообщается тема урока, записывается в тетрадь и обучающимся предлагается сформулировать для себя учебную цель. слайд2
I II.Слайд немного истории слайд 3-9
У стная работа слайд 10
IV.Определение1 слайд11
Арифметической прогрессией называется такая последовательность,
геометрической в которой каждый последующий член равен
предыдущему,
сложенному с числом
умноженному на число.
a n+1= an+ d b n+1= bn* q
е сли для всех натуральных n выполняется равенство
слайд 12
Из определения следует, что
a n+1- an= d b n+1/ b n= q
Учитель Чтобы задать АП, ГП достаточно указать ее первый член и d,q
V. Закрепление усвоенного
1) Слайд 13
2
Слайд14
) Работа в парах 575, 623 VI. Психологическая разгрузка
У Вас на столах лежат листы, на которых написаны цифры от 1 до 9.
Теперь раскрасьте один ряд двумя разными цветами в любом порядке.
Как я это сделала, показано на слайде.
А пока Вы раскрашиваете, я расскажу про замечательного математика по фамилии Рамсей. Он жил в начале ХХ века. Им была создана теория, доказывающая, что в мире нет абсолютного хаоса. Что даже, казалось бы, самая неупорядоченная система имеет определенные математические закономерности. Вспомните, когда Вы смотрите на звезды, то может показаться, что расположены они в самом случайном порядке. Но еще в древности люди увидели там созвездия Рыб и Касеопеи, Льва и Ориона.
И вот на ваших карточках казалось бы цифры раскрашены в случайном порядке. Но Рамсей доказал, что это не так, доказав следующий факт:
Обратите внимание, что хотя бы три каких – либо числа одного цвета обязательно составляют арифметическую прогрессии. Запишите эти числа.
V II. Определение3 Формула n-го члена арифметической геометрической прогрессии слайд 15
Учитель: Зная 1-й член и d, мы можем найти любой член, вычисляя 2-й, 3-й, 4-й и т.д. Однако для нахождения члена прогрессии с большим номером такой способ неудобен. Постараемся отыскать способ, требующий меньшей вычислительной работы.
(2 ученика работают у доски)
Арифметическая прогрессия: Геометрическая прогрессия:
а1, d в1,q
а2 = а1 + d в2 =в1 *q
а3 = а2+d =а1 + 2 d в3 = в2 *q = в1* q2
а4 = а3 +d = а1+3 d в4 =в3 * q = в1 * q3
аn=а1 + d ( n - 1) вn = в1 * qn-1
Формула n-го члена арифметической геометрической
прогрессии
VIII. Закрепление изученного
576, 624 устно
577,625 письменно на доске и в тетрадях
5 80(б), 627(а)
Слайд16
Курс воздушных ванн начинают с 15 мин в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 мин. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч 45 мин?
РЕШЕНИЕ:
Ряд, составленный из длительностей воздушных ванн является арифметической прогрессией, так как каждое следующее число можно получить из предыдущего, прибавив к нему 10 минут.
Значит: d = 10, a1 = 15 мин, an = 1 ч 45 мин = 60 + 45 = 105 мин
Таким образом, нам нужно найти номер n. Применим формулу вычисления n-ого члена арифметической прогрессии: an = a1 + d ⋅ (n - 1) 105 = 15 + 10 ⋅ (n – 1)
10n – 10 + 15 = 105
10n = 100
n = 10
ОТВЕТ: 10
630, 631
IX. Первичная проверка усвоения.
- Посмотрим, как вы усвоили новый материал?
М атематический диктант Слайд 17
Математический диктант
Вариант 1 | Вариант 2 |
Какая из следующих последовательностей является геометрической прогрессией? 100; 98; 96; 94;… 2; 5; 8; 11… 1; 4; 16; 64;… 23; -23; -23; 23;… | Какая из следующих последовательностей является арифметической прогрессией? 3; 12; 48; 192;… 2; 4; 6; 8; … 400; 200; 100; 50;… 1; 2; 4; 8;… |
2. Найти разность арифметической прогрессии 4; 12;… | 2. Найдите знаменатель геометрической прогрессии 12; 4;… |
3.Арифметическая прогрессия задана формулой n-го члена аn=2*n+4. Найдите а5. | 3.Геометрическая прогрессия задана формулой n-го члена вn=3*2n-1. Найдите b4. |
4.Найти четвертый член геометрической прогрессии 16; 4;… | 3.Найти пятый член арифметической прогрессии 1; 4; … |
5) У арифметической прогрессии первый член равен 4, третий член равен 8. Найдите разность d. | 5.Найдите знаменатель геометрической прогрессии (вn), если первый член равен 4, третий член равен 16. |
П РОВЕРЬ СЕБЯ слайд 18
Вариант 1 | Вариант 2 |
№ | ответы | № | ответы |
1 | 3 | 1 | 2 |
2 | 8 | 2 | |
3 | 14 | 3 | 24 |
4 | | 4 | 13 |
5 | 2 | 5 | 2 |
З а верно решенные 5 заданий теста –«5», за 4 – «4», за 3 – «3», менее 3 – «2»
VI. Рефлексия результативности. Слайд19
Вспомним начало нашего урока, ребята. Удалось ли за сегодняшний урок сделать чудные открытия?
Д ом.зад слайд20
Слайд21
Ребята , а теперь сами оцените свою работу на уроке.
Учитель выставляет оценки за работу на уроке самым активным учащимся, комментирует отметки.
Спасибо за урок, ребята. Мне кажется, что вы сегодня хорошо потрудились.