Урок алгебры в 9 классе
по теме
«Арифметическая прогрессия.
Формула n-го члена арифметической прогрессии».
Тема урока: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии».
Цель урока: Формировать умение решать задачи, используя формулы n –ого члена арифметической прогрессии. Слайд №1.
Задачи урока:
- образовательная: формировать умение применять теоретические знания при выполнении устных и письменных заданий, а также при выполнении теста
- развивающая: продолжить работу над развитием логического мышления, умением анализировать, сопоставлять и обобщать полученные знания.
- воспитательная: воспитывать умение слушать своих одноклассников и учителя, развивать навыки самостоятельной работы, формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля; подготовка Единому национальному тестированию по математике.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
Техническое оснащение урока:
Ход урока:
1.Оргмомент.
Слайд №2.Девиз урока: «Закончился 20 век.
Куда стремится человек ?
Изучены космос и моря,
Строенье звезд и вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
Прогрессио- движение вперед!»
Откройте тетради . Запишите 24,11,17 . Классная работа.
2.Постановка темы и целей урока.
Вступительное слово учителя:
– Сегодня мы проводим урок-аукцион. Что такое аукцион?
Слайд №31.Аукцион – публичная распродажа, при которой покупателем становится тот, кто предложит более высокую цену.
Аукционер - участник аукциона.
Аукционист - человек, ведущий аукцион.
- «Товар» на аукционе – это «лот». Товаром на уроке сегодня будут задания на арифметическую прогрессию, различные по сложности. Чтобы «купить» лот - нужны ваши знания. На продажу выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда (группа) в обмен на знания.
- Помогать вам будут: внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Какие задачи поставим на урок?
(Закрепить умение применять формулы n-ого члена арифметической прогрессии.)
Работать вы будете в группах. Каждая группа может заработать смайлы за котрые вы получите оценки:
Слайд №4.
«5» 50-66 смайлов
«4»-40-59 смайлов
«3»- 30-39 смайлов
У вас на партах лежать оценочные листы. Впишите свои фамилии.
| Фамилия имя ученика | Стартовый капитал | ЛОТ | Найди соответствие. | Дополнительные баллы | Итоговая оценка |
Консультант | | | | | | |
Спикер | | | | | | |
Исполнитель | | | | | | |
Исполнитель | | | | | | |
Исполнитель | | | | | | |
3. Устный счет:
Чтобы участвовать в торгах вам необходимо приобрести «Стартовый капитал». Каждой команде нужно выполнить задание. За которое команда получит «Смайлы». У каждой команды есть возможность исправить ошибки другой команды и получить дополнительные «Смайлы»
Чья команда набирает большее количество смайлов, получает возможность выбрать ЛОТ.
Слайд №5. « СТАРТОВЫЙ КАПИТАЛ»
ЗАДАНИЕ №1 Последовательность
задана формулой:
Укажите номер члена этой последовательности, если он равен 144? 225? 100? Ответ: 144-12; 225-15; 100-10;
Являются ли членами этой последовательности числа 48? 49? 168? Ответ: 48- нет; 49-да; 168-нет. 6 смайлов.
Слайд №6.ЗАДАНИЕ №2 О последовательности
известно, что
Найдите первые три члена этой последовательности. Ответ: 2; 4; 7
Каким членом последовательности будут числа:31,46,151 ?.Ответ:11,24,49 6 смайлов.
Слайд №7 ЗАДАНИЕ № 3 О последовательности
известно, что
Найдите третий , пятый, восьмой член этой последовательности Ответ 13, 19, 28
Каким членом последовательности будут числа: 34;154;304? Ответ: 10,50,100 6 смайлов.
Дополнительные задания:
1. Найдите для каждой последовательности следующие два члена:
- 2; 6; 10; 14; 18; … 22;26.
- 11; 8; 5; 2; -1; … -4;-7
- 5; 5; 5; 5; 5; …5;5 6 смайлов
2.) Найдите член арифметической прогрессии, обозначенный буквой:
- …; 6; х; 10; 12; … 8
- …; 11; х; 19; 23; …15
- …; 7; х; 13; 16; …10 3 смайла.
Итак, подведем итоги.
Слайд №8.
ЛОТ №1 8 заданий по 7,5 смайлов за каждое. Всего 60смайлов.
ЛОТ №2 6 заданий по 10смайлов за каждое. Всего 60 смайлов.
ЛОТ№3 3 задания по 20 смайлов за каждое. Всего 60 смайлов.
Слайд №9ЛОТ №1
а1 | d | аn | n |
7 | 4 | | 13 |
2 | 2 | 80 | |
56 | | 26 | 11 |
2 | 12 | | 5 |
| 2 | 21 | 7 |
-5 | | -19 | 8 |
| 0.5 | -3 | 4 |
3.6 | -3 | -10.5 | |
Слайд №10. ЛОТ№2
ЛОТ№2
Дано:
Найти:
.
Дано:
. Найти: d,
Дано:
Найти номер члена прогрессии, равного 34.
Является ли число 53 членом арифметической прогрессии -31; -28; ...
если да, то определите его порядковый номер.
Дано:
. Найти:
.
Дано:
Слайд №11.ЛОТ№3
Решить и объяснить решение
1) В угловом секторе стадиона в первом ряду 7 мест, а в каждом следующем на 2 места больше, чем в предыдущем. Сколько мест в 26 –ом ряду?
Решение: а1 = 7; d = 2; a26 = 7+2*25 = 57 Ответ: в 26 ряду 57 мест.
2) Отдыхающий, следуя совету врача, в первый день загорал 5 минут. А в каждый последующий день увеличивал время пребывания на солнце на 5 минут. На какой день время пребывания на солнце будет равно 40 минут?
Решение: а1 = 5; d = 5; an = 40. an = а1 + d (n-1). 40 = 5 + 5(n-1) = 5 + 5n – 5 = 5n. n = 8. Ответ: на 8 день.
3): Студенты должны выложить плиткой мостовую. В 1 день они выложили 3 м. Приобретая опыт, студенты каждый последующий день, начиная со второго, выкладывали на 2 м больше, чем в предыдущий. Сколько м уложат студенты за 15 дней.
Решение: а1 = 3; d = 2; a15 = ?. a15 = а1 + 14 d = 3 + 14*2 = 31 Ответ: 31 метр.
Слайд №12
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Мы знаем, что любая последовательность имеет вид | А | 4; 7; 10;…;31 |
2 | Пусть в этой последовательности а1=4; а2=7; а3=10; … ; аn=31 , т.е. пусть мы имеем последовательность | В | предыдущему, сложенному с числом 3 |
3 | В этой последовательности -5; - 2; 1;…. каждый последующий член равен | С | равен предыдущему, сложенному с числом (-4) |
4 | А в последовательности 14; 10; 6; 2; -2; -6 и т.д. каждый последующий член | Д | а1; а2; а3; …;аn |
5 | Слово «прогрессия» происходит от латинского слова | Е | начиная со второго, равен предыдущему члену, сложенному с одним и тем же постоянным для данной последовательности числом |
6 | Арифметической прогрессией называется последовательность, каждый член которой | Ж | разностью прогрессии и обозначается буквой d |
7 | Постоянное число, которое прибавляется к каждому предшествующему члену прогрессии, называется | З | «прогресс»- движение вперёд («успех», «постоянное усиление»). Термин и обозначение ввели французские математики Ланьи (1692) и Безу (1797) |
Тест на соответствие. Выполняет каждый ученик индивидуально . найдите соответствие вопроса и ответа. Эти тесты я проверю и на следующий урок объявлю результаты.
Ответы: 1-Д; 2-А; 3-В; 4-С; 5-З; 6-Е; 7-Ж. (на интерактивной доске).
Оценивание: «5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка; «3» - 2 ошибки, «2» - более 2 ошибок.
Оценка за тест заноситься в контрольный лист.
Подведем итоги. Подсчитайте сколько смайлов заработала каждая команда.?
Рефлексия урока. Оцените урок по 10-бальной системе.
-У вас на партах листочки с тестами. Ответьте на вопросы .
1. Результатом своей личной работы считаю, что я …
А. разобрался в теории; Б. Научился решать задачи.
2. Что вам не хватало на уроке при решении задач?
А. знаний; Б. времени; В. Желания; Г. Решал нормально.
3. Кто оказывал вам помощь в преодолении трудностей на уроке?
А. одноклассники; Б. учитель; В. Учебник.
Самоанализ урока. Алгебра 9 класс. «Арифметическая прогрессия».
Учитель Романенко И.В.
Тема урока: «Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
Данный урок является уроком обобщения, систематизации и контроля знаний по данной теме. Это завершающий урок первой части раздела «Числовые последовательности». Урок содержал учебный материал, в соответствии запланированными целями и задачами. Эффективно организована деятельность учащихся на протяжении урока. Класс разделен на 3 группы, в каждой группе есть «консультант», который давал рекомендации и помогал в решении задач своим одноклассникам. Созданы условия для продуктивной работы проверки знаний и умений по данной теме. Каждый этап урока содержал дидактические задачи для полноты и глубины проверки знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Использовались задачи различного типа. В течение урока ученики класса находились в поле зрения учителя, практически все девятиклассники были заняты конкретными заданиями.
актуализацию знаний провести в форме диалога: учитель – ученик и ученик-ученик; ученик – учитель при устной работе, решение тестовых заданий применила индивидуальную и групповую формы работы.
Было применено формативное и суммативное оценивание, а также само- и взаимооценивание. Оценивание осуществляется по контрольным листам, в листах ответов тестовых заданий, используя критерии оценивания. По завершении каждого этапа урока спикеры групп выставляет оценку за работу своим одногруппникам в контрольный лист, где учитывается объективность и обоснование отметки. Оценивание тестовых заданий проводится индивидуально, по критериям оценивания.