АРИСТОТЕЛЬ
и
европейская литература
Аристотель (384 до н.э. – 322 до н.э.)
родился в Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы. Его отец Никомах был врачом при дворе Аминты III,
царя Македонского, деда Александра Македонского
Труды Аристотеля
- Логика (Органон) (др.-греч. Ὄργανον — инструмент, метод ) – философские сочинения Аристотеля, посвященные логике.
- Физика – фундаментальный трактат, заложивший основы физики как науки
- Метафизика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — то, что после физики – название дано Андроником Родосским) – сборник сочинений о первоначалах бытия.
- Политика – трактат о государстве (об идеальном полисе)
- Этика – три трактата о счастье (средство достижения счастья – добродетель)
- Риторика – трактат о красноречии:
- - принципы, на основании которых оратор может побуждать
- - свойства оратора
- - техническая сторона построения речи
«Поэтика» Аристотеля
европейский тип художественного мышления,
общий закон повествования
«Поэтика» Аристотеля
Мимесис – принцип подражания природе, лежащий в основе искусства
- 1. Чем подражать (средства): формами и красками; голосом; ритмом, словом и гармонией.
- 2. Чему подражать (предмет): лучшим; худшим; таким, как мы.
- 3. Как подражать (способ):
- - вести повествование со стороны, становиться в нем кем-то иным (эпос);
- - оставаться самим собой и не меняться (лирика);
- - выводить всех подражаемых в виде лиц действующих и деятельных (драма).
«Поэтика» Аристотеля
Искусство – подражание природе, имеющее целью посредством сострадания и страха очистить зрителя (воспринимающего) от изображаемых страстей ( катарсис )
«Поэтика» Аристотеля
Фабула
(сказание, сочетание событий)
«в трагедии составляет первую и главную часть»
«тот объем достаточен, внутри которого при непрерывном следовании [событий] по вероятности или необходимости происходит перелом от несчастья к счастью или от счастья к несчастью»
«части событий должны быть так сложены, чтобы с перестановкой или изъятием одной из частей менялось бы и расстраивалось целое, ибо то, присутствие или отсутствие чего незаметно, не есть часть целого»
«главное, чем трагедия увлекает душу, - переломы и узнавания» (перипетии)
«Поэтика» Аристотеля
Фабула
(сказание, сочетание событий)
Перелом (peripeteia) – «перемена делаемого в свою противоположность»
Узнавание – перемена от незнания к знанию
«Самое лучшее узнавание – такое, когда с ним вместе происходит и перелом»
«…лучшее из всех узнаваний – то, которое [вытекает] из самих событий, поражая самой своей естественностью»
«Поэтика» Аристотеля
Фабула
(сказание, сочетание событий)
завязка
перипетии
главные узнавание-перелом ( кульминация )
перипетии
развязка
Э. Рязанов «Служебный роман» (1977)
Два типа художественного мышления
европейский
восточный
роман – фабула
роман-медитация
«…трагедия есть подражание не [пассивным] людям, но действию, жизни, счастью, [а счастье и] несчастье состоят в действии»
«Всех цветов не раскрыла весенняя ива, — Все равно утопает терем в пышных цветах»
«Сон в красном тереме»
Два пути к Истине в Древней Руси
варлаамиты
исихасты
рациональное постижение и философское размышление
мистико-аскетические традиции Востока
для достижения совершенства
«Метафизика»-«Этика»-«Поэтика»
Трагедия – европейский способ движения человека к совершенству
Цель человека – счастье
Счастье – «деятельность души в полноте добродетели»
Добродетель – средство достижения счастья
Трагедия – очищение человека посредством страха и сострадания (сделать добродетельным)