Архангельский порт в годы Первой мировой войны : проблемы, развитие, значение (1914 – 1918)
Выполнила Севастьянова В.Е
2 курс магистратуры
Группа 381910
Суда на Двине. 1914-1918 гг.
https://ekb.aonb.ru/index.php?id=188
Ледоход на Двине (1900-е годы)
https://vaga-land.livejournal.com/268301.html
- В первый день войны – 19 июля (1 августа) 1914 года – губернатор отдал приказ интернировать вражеские суда, оказавшиеся в портах Архангельской губернии
Бибиков Сергей Дмитриевич архангельский губернатор(1911-1917)
посыльное судно Балтийского флота «Бакан», осуществлявшее охрану внутренних северных российских вод.
http://lexicon.dobrohot.org/index.php/
В начале войны, 24 июля 1914 года в уездах Архангельской губернии было введено чрезвычайное положение.
Началось спешное переоборудование Архангельского порта. Уже в 1914 году правительство выделило на эти цели более 3-х миллионов рублей. В Архангельск прибыли 20 портовых инженеров, был значительно увеличен контингент портовых и строительных рабочих, только в 1914 году для строительства причалов было мобилизовано около 3000 человек крестьян из губерний Центральной России.
.
Зимняя гавань в Архангельске. Нач. ХХ в.
Пароход у Соборной пристани. Архангельск, 1916-1918 гг.
https://ekb.aonb.ru/index.php?id=188
Министерская переписка
- Из Министерства торговли и промышленности также сообщалось, что «посол Великобритании постоянно обращается с ходатайствами как по вопросам поддержки торговых сношений через Архангельск, так и о получении Англией и доставке нами отдельных необходимейших товаров для снабжения не только мирного населения, но также их армии и флота»
- В конце июля 1914 года из Морского министерства пришла телеграмма:
- «Примите меры, чтобы иметь свободный вход с моря. Необходимо иметь в виду, что Архангельск понадобится как порт для ввоза боевых припасов и вывоза хлеба в Англию и Францию».
Виктор Яковлевич Ивановский
- капитан 1 ранга (1914), с началом войны назначен начальником охраны водного района Архангельского порта, много сделал для организации перевозки военных грузов из Англии и Франции в Россию через Северный Ледовитый океан, контрадмирал (1915).
- Деятельность Ивановского в Архангельске, по мнению современников проходила под лозунгом: «Сначала обеспечение флота и армии всем необходимым, а потом уже формальности»
На карте обозначены:
Железнодорожная линия к аванпорту "Экономия".. (Начиналась она на Смольном Буяне и шла через Шилов остров. Зимой переправа на левый берег укладывалась на лед. лесозавода.)
Зимняя ж.д. ветка
ПРГ. Соломбала
Мастерские управления работ порта
Набережная Соловецкого монастыря
Район экспортно-биржевой
Район взрывчатых веществ
Район Бакарицы
Район Смольный
Лихтерная пристань
Городской район
Городской рейд
Архангельский порт
Атлас "Русское портостроительство в период войны 1914-1918 гг.".
Углубление фарватера Северной Двины с помощью землечерпательного снаряда 1915-16 г.г.
Разгрузка иностранного парохода Архангельск
1914 -1916 гг.
https://crot-cat.livejournal.com/199210.html
Зимняя навигация 1914/1915 года
Ледокольный пароход(Вайгач) у Соборной пристани в Архангельске 1916г.
Ледорез (Канада) проводящий транспортные суда через льды Белого моря 1914-18 г.г.
https://crot-cat.livejournal.com/199210.html
Перевозка грузов
- В годы войны Архангельск имел регулярные контакты со столицей. Связь происходила телеграфом. Чтобы не возникало сложностей в связи с разницей в местном времени, Архангельск (впервые в России) был переведен на «поясное» время – Петроградское. Астрономическое время значительно отличалось от «поясного». Так, когда в Архангельске был ровно полдень - в Петрограде 11 часов 27 минут 52 секунды; в Москве – 12.56.04; в Мезени 12.15.00; в Пертоминске 11.51.55, на Соловках 11.40.54 .
Транспортировка на парусниках крупногабаритных грузов для строительства Мурманской железной дороги 1915-16 г.г
https://crot-cat.livejournal.com/199210.html
Пароход в Соломбальском сухом доке.1915-16 г.г.
Из коллекции Архангельского краеведческого музея.
Петр Герардович Минейко
(1868-1920) инженер Архангельского порта,
Руководил работами на Бакарице,
оборудовал порт Экономия,
- отец Ксении Петровны Гемп
Пароход(Царь) осуществляющий прямые рейсы по линии Архангельск-Нью-Йорк 1916 г.
Погрузка на пароход вагонов для доставки на Мурманскую железную дорогу 1915-16 г.г.
Отправка австрийских военнопленных на пароход для транспортировки на строительство Мурманской железной дороги
1915-16 г.г.
Архангельская гавань в годы первой мировой войны 1916-17 г.г. Из фондов Архангельского краеведческого музея
https://crot-cat.livejournal.com/199210.html
Внешняя торговля России
союзнические поставки – перевозки через порты Архангельской губернии
АРХАНГЕЛЬСК И АНТАНТА В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. 1914–1918 годы. САННИКОВ Леонид Иванович
https://narfu.ru/university/library/books/2106.pdf
Зимний трамвайный путь, проложенный в Соломбалу
по льду Кузнечевского русла Северной Двины 1917 г.
Из коллекции Архангельского краеведческого музея
https://crot-cat.livejournal.com/199210.html
сухогрузный пароход "Барон Дризен"
https://fishki.net/3387654-vzryvy-na-bakarice-i-jekonomii-arhangelysk-vo-vremja-pervoj-mirovoj-vojny.html/gallery-8022177/
Взрыв на Бакарице
https://ekb.aonb.ru/index.php?id=2113
Взрыв на Бакарице
Место взрыва.(красн.) и зона полных разрушений.
Бакарица через два года после описываемых событий, осенью 1918 года
Источник: https://fishki.net/3387654-vzryvy-na-bakarice-i-jekonomii-arhangelysk-vo-vremja-pervoj-mirovoj-vojny.html/gallery-8022181/ © Fishki.net
Взрыв был настолько сильным, что кусок железа около полутора метров длиной, вырванный из корпуса парохода, взлетел на огромную высоту, и, перелетев Северную Двину и Кузнечиху, упал в Соломбале, в огороде двухэтажного дома, стоявшего на берегу маленькой речки Соломбалки. Место падения этого куска железа обозначено желтым кружком. Красным место взрыва.
Взрыв на Экономиии
- 26 января (13 января по старому стилю) 1917 года в порту Экономия разрывались на куски корабли и рвались снаряды.
- Трагедия унесла жизни почти трехсот человек, а пожар на причалах и складах полыхал десять дней.
- Печальное событие вошло в мировую историю как один из крупнейших нерукотворных неатомных взрывов.
Маршруты движения соединений Экспедиционного корпуса Русской армии.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Русский экспедиционный
корпус
Высадка русских войск в Марселе
2016 г.
Высадка в Салониках
https://kortic.borda.ru/?1-15-30-00000086-000-10001-0-1389678827
Вставка рисунка
Спасибо за внимание!