СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архиереи Оренбургской епархии (1920 – 1939)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии вы узнаете о борьбе оренбургских архиеерев с обновленчеством; о высоких моральных качествах правящих архиеерев в условиях гонений со стороны власти; о новомучениках и исповедниках оренбургских.

 Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!

Просмотр содержимого документа
«Архиереи Оренбургской епархии (1920 – 1939)»

Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 На этом занятии вы узнаете о борьбе оренбургских архиеерев с обновленчеством; о высоких моральных качествах правящих архиеерев в условиях гонений со стороны власти; о новомучениках и исповедниках оренбургских.

Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Архиереи Оренбургской епархии (1920 – 1939)


Преосвященный Аристарх (Николаевский),

епископ Оренбургский (1920 – 1923)


Епископ Аристарх, в миру Александр Фёдорович Николаевский, родился 4 апреля 1867 года. В 1887 году закончил Пензенскую духовную семинарию. В этом же году, овдовев, был пострижен в монашество. В 1895 году в

сане иеромонаха назначен настоятелем Покровского монастыря в Москве. Состоял членом Московской духовной консистории. В 1898 году возведён в сан архимандрита. С 19 мая 1914 года – настоятель Московского Знаменского монастыря. В 1917 году – член Московского епархиального совета. 1 марта 1920 года хиротонисан Патриархом Тихоном во епископа Оренбургского.

Пребывая на Оренбургской кафедре, епископ Аристарх первое время заявил себя как поборник церковной дисциплины в полном подчинении Патриарху Тихону и Русской Православной Церкви. Он разослал воззвание ко всему духовенству и верующим города, в котором убеждал не подчиняться обновленческому Синоду до тех пор, пока он сам лично не побывает в Москве и не ознакомится с положением церковных дел. Но прежде чем выехать в Москву, он, в целях ограждения своей епархии от влияния обновленцев, созвал епархиальный съезд, на котором избрал себе в викарного епи-скопа священника Иакова Маскаева, которого и послал в Москву для посвящения.

В 1922 году Иаков, получив епископскую хиротонию от митрополита Евдокима и епископа Антонина (обновленцев), возвратился в Оренбург с назначением от обновленческого Синода на Орскую кафедру викарием Орен-бургской епархии. Преосвященный Аристарх, не находя иного выхода, нашёл возможным допустить временно епископа Иакова к исполнению своих

обязанностей, но запретил ему рукополагать духовенство. Оставив вместо себя епископа Иакова, он выехал в Москву. В то время как епископ Аристарх находился в Москве, от обновленческого Синода в Оренбург прибыл архиепископ Андрей (Соседов), который не замедлил без всяких церемоний и приличия «по-воровски» захватить в своё распоряжение канцелярию епископа Аристарха. Однако духовенство, предупреждённое ранее своим епископом, не желало входить в общение с архиепископом Андреем и ждало безрезультатно распоряжений от Патриархии.

Через несколько дней возвратился епископ Аристарх, который и попросил архиепископа Андрея удалиться из епархиального управления, называя последнего самозванцем. Но дело произошло иначе, чем полагал сам епископ Аристарх: вечером этого же дня он был удалён в Нарымский край, где и пребывал до конца 1923 года. В этом же году он уклонился в обновленческий раскол. Таким образом, вначале стойкий, впоследствии оказался сла-бым защитником православных устоев Русской Церкви. 12 апреля 1924 года возведён обновленцами в сан архиепископа. 14 декабря 1937 года уволен за штат. Расстрелян в конце 1937 или в начале 1938 года.

С 24 августа по 13 декабря 1923 года Оренбургской епархией временно управлял Преосвященный Трофим (Якобчук) епископ Бирский, викарий Уфимской епархии.


Священномученик Иаков (Маскаев),

епископ Оренбургский (1924 – 1926)



Священномученик Иаков (в миру Яков Иванович Маскаев) родился 13 октября 1879 года в городе Уральске в семье крестьян села Еделева Сызранского уезда Симбирской губернии. В 1901 году Яков Иванович окончил Оренбургскую духовную семинарию. Учась на последнем курсе, он женился на девице Валентине, которая была круглой сиротой и воспитывалась в семье священника. Впоследствии у них с супругой родилось девять детей, и она умерла при родах последнего ребёнка в 1918 году.

В 1901 году Яков Иванович был рукоположен в сан священника ко храму в селе Зобово, расположенном в 180 километрах от Оренбурга. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковноприходской школы в деревне Воронино. С 1913 года он значился членом епархиального комитета православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награждён камилавкой. За безупречное и ревностное пастырское служение он вскоре был возведён в сан протоиерея и включён в состав епархиального управления. Среди своих прихожан, а также среди духовенства в епархии отец Иаков имел столь высокий авторитет, что когда пришло время и в Оренбургской епархии было образовано Орское викариатство, он был вызван в Оренбург в качестве кандидата на архиерейскую кафедру. В январе 1923 года на состоявшемся в Оренбурге собрании духовенства и мирян избран кандидатом на замещение новообразованной Орской викарной епископской кафедры.

В связи с тем, что в это время высшая церковная власть была захвачена обновленцами, назначение протоиерея Маскаева викарием Оренбургской епархии было утверждено обновленческим Высшим церковным управлением. 19 марта по пострижении в монашество он был хиротонисан в Москве во епископа Орского. Хиротонию возглавил один из лидеров обновленчества, бывший епископ Владикавказский и Моздокский Антонин (Грановский) в расколе «митрополит Московский». Впоследствии владыка Иаков воспринимал свою хиротонию от обновленческих архиереев (хотя и канонического поставления) как следствие своей «малоопытности и недоразумения» и сохранял верность Патриарху.

По прибытии на кафедру, когда возникла возможность общения с Московской Патриархией, он обратился с особым прошением к Патриарху Тихону о том, чтобы его приняли в молитвенно-каноническое общение, причём в прошении указал, что он молитвенно как бы уже находится в общении с ним, а административно подчиняется обновленческому Синоду, как ставленник обновленческих епископов. Патриарх принял его в общение, но предложил ему «отмежеваться» от Евдокимовского Синода. Епископ Иаков выполнил предложение Патриарха и, по получении от Святейшего грамоты, написал в обновленческий Синод заявление о том, что он отказывается быть в подчинении Синоду. С этого времени епископ Иаков становится православным епископом.

В конце 1923 года епископ Иаков сумел выехать в Москву, где встретился с Патриархом Тихоном и получил от него ставленническую грамоту. 31 июля 1924 года епископ Иаков назначен епископом Оренбургским. Активно противодействовал обновленческому расколу в епархии. Переход в «Тихоновщину» был расценен обновленцами как нарушение правил Синода, и на него 13 января 1925 года было наложено обновленческое запрещение в священнослужении. После решительного отказа иметь какую бы то ни было связь с обновленцами владыка был вызван в ОГПУ, где ему было предложено начать сотрудничество с ОГПУ в связи с данным им обещанием, а также и с обновленцами.

Владыка категорически отказался от сотрудничества как с теми, так и с другими. Видя непреклонность епископа в служении Православию и его решительную борьбу с обновленцами, ОГПУ в 1925 году арестовало владыку и приговорило к трём годам ссылки, которую он был отправлен отбывать в город Самару.

2 января 1928 года, по окончании срока высылки, Преосвященный Иаков был назначен епископом Курганским, викарием Тобольской епархии, но к месту назначения, видимо, не выехал. В том же году назначен епископом Осташковским, викарием Тверской епархии. С 6 февраля 1929 года епископ Балашовский, викарий Саратовской епархии. 13 февраля 1930 года арестован в Балашове, содержался в местной тюрьме. Вместе с ним по делу о «контрреволюционной церковной организации» была арестована большая группа про-живавших в Балашове священнослужителей, монашествующих и мирян. На допросах епископ Иаков отказался давать показания против арестованных вместе с ним людей (благодаря чему многие из обвиняемых были освобождены), не признал себя виновным в «антисоветской деятельности». 9 июня 1930 года приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ к трём годам ИТЛ. Отбывал срок заключения на Соловецких островах, в Кеми и Вишерских лагерях. 16 декабря 1932 года приговорён особым совещанием при Коллегии ОГПУ по отбытии срока к трём годам ссылки в Уральскую область, однако из-за несогласованности действий местных органов ОГПУ при освобождении из лагеря не был отправлен по этапу, в связи с чем объявлен в розыск. Не зная, что находится в розыске, епископ Иаков посетил в Москве Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха Московского и всея Руси. 4 апреля 1933 года был назначен епископом Барнаульским с поручением временного управления Бийской епархией. В 1935 году возведён в сан архиепископа. 29 октября 1936 года был арестован в Барнауле, этапирован в Бийск, где помещён в тюрем-ную больницу, а 19 ноября заключён в тюрьму. Вместе с группой священнослужителей и мирян, в том числе со сщмчч. Петром (Гавриловым), Иоанном Можириным и с прмч. Феодором (Никитиным), проходил по делу о «контрреволюционной повстанческой организации» в ряде районов Алтая. Специальная коллегия Западносибирского краевого суда, не найдя достаточных доказательств по предъявленным обвинениям, постановила отложить слушание дела и отправить его на доследование. После издания распоряжения Политбюро ЦК ВКП(б) от 2 июля 1937 года «Об антисоветских элементах» дело было направлено на рассмотрение во внесудебном порядке. 25 июля Особая тройка УНКВД Западносибирского края приговорила архиепископа Иакова в числе других обвиняемых к расстрелу. Был казнён, вероятно, на территории барнаульской тюрьмы НКВД, размещавшейся в бывшем барнаульском Богородице-Казанском женском монастыре. Погребён в безвестной могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.


Высокопреосвященный Дионисий (Прозоровский),

архиепископ Оренбургский (1926 – 1928)



В миру Дмитрий Дмитриевич Прозоровский. Родился 6 августа 1871 года в селе Сок-Кармала Бугурусланского уезда Самарской губернии (ныне село Северное Оренбургской области), в семье священника. Окончил Симбирское духовное училище (в 1880 году) и Самарскую духовную семинарию (в 1891 году). Был определён на должность псаломщика при храме с. Кротовка Самарского уезда с исполнением должности учителя церковноприходской школы. В 1892 году, после женитьбы, рукоположен во иерея к той же церкви. Вскоре овдовел и в 1894 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В период обучения в академии принял монашеский постриг с именем Дионисий. В 1898 году окончил академию со степенью кандидата богословия. Определён в Рижскую духовную семинарию преподавателем Священного Писания. В 1900 году по подозрению в сочувствии свободомыслию среди учеников переведён инспектором в Благовещенскую духовную семинарию. 26 ноября 1901 года возведён в сан архимандрита, назначен ректором Благовещенской духовной семинарии.

В конце 1906 года назначен на должность настоятеля астраханского во имя Иоанна Предтечи мужского монастыря. В 1907 году назначен ректором Якутской духовной семинарии. Служил в суровых условиях, отличался редкой щепетильностью в отношении казённого имущества, заботился об учащихся. За общение с политическими ссыльными и «неугождение» к местным властям попал у них в немилость и в 1911 году по ходатайству митрополита Антония (Вадковского) переведён, хотя и с понижением в должности, инспектором Архангельской духовной семинарии. 6 августа 1912 года о. Дионисий хиротонисан во епископа Петровского, назначен 2-м викарием Саратовской епархии и настоятелем Спасо-Преображенского монастыря.

16 декабря 1916 года переведён епископом Кустанайским, 1-м викарием Оренбургской епархии. Проживал в Оренбурге, исполнял церковно-административные обязанности по отношению к вверенным ему приходам Оренбургского, Орского уездов и Тургайской области. Под попечением Преосвященного Дионисия находилась миссионерская деятельность в епархии, включая окормление всех единоверческих приходов. Являлся руководителем оренбургской пастырско-миссионерской школы, председателем Оренбургского епархиального комитета Православного миссионерского общества и Миссионерского совета.

В 1918 году епископ Дионисий возглавил движение духовенства Тургайской области за преобразование Кустанайского викариатства в самостоятельную епархию и после постановления Поместного Собора от 15 апреля того же года «О викарных епископах» возбудил перед Собором соответствующее ходатайство. Отдел Собора о высшем и окружном церковном управлении наметил «в миссионерских целях» преобразование Кустанайского викариатства в «полусамостоятельное, с непременным пребыванием епископа в г. Кустанае». Ранее, в июне того же года, владыка Дионисий получил согласие от Оренбургского и Тургайского архиепископа Мефодия (Герасимова) о перемещении своей викарной кафедры в Кустанай, что, однако, не было исполнено. 21 сентября на него было возложено временное управление Оренбургской епархией в связи с отъездом архиепископа Мефодия в Томск для участия в Сибирском церковном совещании. С декабря 1918 года до лета 1919 года архиепископ Мефодий находился в Челябинске и управлял как Челябинской епархией, так и той частью Оренбургской епархии, которая была занята белыми войсками. В это же время Преосвященный Дионисий исполнял обязанности временного управляющего Оренбургской епархией на территории, контролируемой Красной армией. В марте 1919 года владыка был арестован Особым отделом Реввоенсовета при штабе 1-й армии Восточного фронта, но 20 марта освобождён «за неимением данных о противодействии советской власти». 30 сентября владыка Дионисий стал епископом Челябинским и Троицким и прибыл в Челябинск 28 декабря того же года. Он энер-гично занялся организацией церковной жизни в епархии, регулярно объезжал приходы.

Преосвященный Дионисий решительно выступил против обновленчества и не признал обновленческое Высшее церковное управление (ВЦУ). В мае 1922 года был арестован и этапирован в Москву. Газета «Советская правда» через месяц после ареста епископа выдала серию публикаций по его дискредитации. Обвиняли епископа в воровстве, в необузданной роскоши в то время, когда все вокруг голодают. Суд над епископом состоялся в Челябинске в апреле 1923 года, приговорён к семи годам заключения. Досрочно освобождён в 1925 году. После освобождения в конце июня 1925 года владыка Дионисий вновь был назначен на Челябинскую кафедру. Вскоре Преосвященный был назначен на Оренбургскую кафедру с возведением в сан архиепископа Оренбургского и Тургайского. В Оренбурге организовал епар-хиальное управление, не зарегистрированное властями. В октябре 1926 года выехал из Оренбурга, не складывая с себя управления епархией.

В ноябре 1926 года назначен временным управляющим Ташкентской и Туркестанской епархией (по другим данным, был выслан в Ташкент властями). После полугодового пребывания в Ташкенте вернулся в Оренбург. 29 ноября 1928 года назначен архиепископом Феодосийским, викарием и, видимо, временным управляющим Крымской епархией. С января 1929 года жил в Феодосии. 25 июня 1930 года владыка Дионисий был назначен архиепископом Иркутским. В феврале 1933 года арестован вместе с 11 иркутскими священнослужителями по обвинению в «организованной контрреволюционной деятельности среди верующих масс». 16 июня в связи с арестом освобождён от управления епархией и уволен на покой. 22 августа Особое совещание при Коллегии ОГПУ, рассмотрев следственное дело, вынесло решение об освобождении владыки Дионисия и других арестованных, зачтя им в наказание предварительное заключение. С января 1934 года архиепископ Ачинский, с мая того же года архиепископ Уфимский. В январе 1936 года назначен архиепископом Ростовским и Азовским. 15 марта 1936 года был арестован органами УНКВД Азово-Черноморского края по обвинению в «активной контрреволюционной агитации и пропаганде». 16 июля того же года Специальной судебной коллегией Азово-Черноморского краевого суда приговорён к трём годам заключения. Отбывал срок в тюрьме г. Новочеркасска, с марта 1937 года – в лагере для инвалидов под Томском. 26 августа того же года арестован, помещён в тюрьму г. Томска. Обвинялся в том, что как член «кадетско-монархической повстанческой организации «Союз спасения России» по зада-нию митрополита Сергия «активно готовился к вооружённому восстанию», «вёл контрреволюционную агитацию» среди заключённых. 13 октября 1936 года Особой тройкой УНКВД по Новосибирской области приговорён к расстрелу. Согласно документам, казнь архиепископа Дионисия состоялась между 23 и 25 октября 1937 года.


Преосвященный Павел (Введенский),

епископ Оренбургский (1928 – 1931)


В миру Павел Андреевич Введенский. Родился 4 марта 1866 года. В 1887 году окончил Самарскую духовную семинарию. В 1888 году рукоположен в сан иерея и до 1914 года священствовал в приходах Самарской епархии. В 1914–1918 годах – ключарь Самарского кафедрального собора. С 1919 года – ключарь Владивостокского кафедрального собора. 3 декабря отец Павел был произведён во архимандрита, а 21 ноября 1922 года был хиротонисан во епископа Никольско-Уссурийского, викария Владивостокской епархии (в некоторых источниках – в 1922 году – временно управляющий Владивостокской епархией). Рукоположение было совершено архиепископом Токийским Сергием, епископом Владивостокским Михаилом и епископом Камчатским Нестором в Токийском Воскресенском соборе. В том же году ново-поставленный владыка временно управлял Владивостокской епархией. С 6 сентября 1923 года по 13 июля 1927 года (в других источниках до 16.09.1927 года) – епископ Мелекесский, викарий Самарской епархии, с 1 февраля по апрель 1924 года также временно управлявший Бугульминским (в не-которых источниках в то же время – Бузулукским) викариатством Самарской епархии. В 1924 году заключён в Соловецкий лагерь особого назначения, где пребывал до 1927 года, когда был сослан в Уфу. С 16 сентября 1927 до 30 июля 1928 года – епископ Златоустовский с пребыванием в Уфе, после чего назначен епископом Калужским. На этой кафедре он пробыл до 29 ноября 1928 года, когда стал епископом Оренбургским.

В 1931 году был участником летней сессии Священного Синода, а 30 сентября 1931 года уволен от присутствия в Синоде во вверенную ему Орен-бургскую епархию. В том же году в Оренбурге владыка был арестован и 23 октября осуждён тройкой при ПП ОГПУ СССР по Средне-Волжскому краю на три года высылки. С 30 декабря 1931 года был освобождён от управления епархией, а 30 августа 1933 года – уволен на покой. С 17 апреля 1935 года – епископ Моршанский, викарий Тамбовской епархии. В Моршанске жил тихо и скромно на квартире, гостей не принимал. Служил редко.

Согласно посмертной записи архива ЗАГСа администрации г. Моршанска: «Архиерей Базевской церкви Введенский Павел Андреевич умер 27 января 1937 года в возрасте 70 лет, проживая по улице Рабочей, дом 3, кварти-ра 2, в результате паралича сердца после сердечного приступа». Эти сведения могут быть подложными ради сокрытия масштабов репрессий, такие случаи – не редкость для того времени. По другим данным, расстрелян 9 февраля 1937 года в Моршанске. Отпевали епископа Павла в кафедральной церкви Николая Чудотворца в Базеве, а погребли за алтарём в десятке метров в восточную сторону. Могила эта цела и поныне.


Преосвященный Арсений (Соколовский),

епископ Оренбургский (1931 – 1936)


Епископ Арсений, в миру Арсений Болеславович Соколовский, ро-дился в 1879 году в г. Тифлисе. Сын инженера-путейца Болеслава, поляка и католика. Мать – грузинская княжна Эристова. Был студентом юридического факультета Санкт-Петербургского университета, обучался в университете в Лозанне. Неизвестно, когда принял монашество и священный сан. В ар-химандриты возведён в г. Баку. 27 августа 1924 года хиротонисан во епи-скопа Прикаспийского и Бакинского.

В 1925 году, когда обновленцы вели подготовку к своему очередному «поместному собору», прилагая всевозможные усилия, чтобы вовлечь и православных к этому и тем самым увеличить свои фонды, епископ Арсений, как и другие чисто православные иерархи, решительно отклонил все их попытки к примирению. Посланное ему обновленцами письмо о примирении и участии в Соборе епископ Арсений не принял совсем, хотя обновленцы усиленно старались вручить это письмо то через почту, то через специального рассыльного. Вся их кипучая деятельность развернулась вокруг епископа Арсения для того, чтобы «победить упорство руководителей тихоновщины», но сами же обновленцы вынуждены были сознаться, что их усилия остались тщетными. С 1928 года епархией не управлял, место пребывания неизвестно, вероятно – в ссылке. 30 декабря 1931 года назначен епископом Оренбургским.

Это был епископ нищелюбец и в полном смысле нестяжательный. Жил он очень просто и бедно, почти в землянке. Он был больной, постоянно у него болели ноги (расширение вен) и несмотря на это, он всегда ходил в цер-ковь пешком и один. Кроме как в храме, владыка нигде не бывал. При-ношений от людей он не принимал. Для уплаты налога он отдал даже пана-гию. Питался очень скудно, но был приветлив к посетителям и никогда не отпускал никого без чая. Служил владыка торжественно и при малом штате духовенства. Возглас пред чтением Апостола говорил по-гречески. Часто говорил поучения. Его проповеди были кратки, но содержательны и красивы. Он говорил светским, литературным языком. При своей простоте, он был настоящим аристократом. Это проявлялось во всём: в движениях, в речи, в обращении с людьми, изысканной деликатности. В разговоре допускал шутки и остроты. Говорить с ним было легко. Был всесторонне образован и имел великий ум, что признавали в нём даже люди, не принадлежащие к Церкви.

Сила воли у него была громадная. Он был смел, прямодушен, не любил кривить душой. Правду говорил пред всем народом. Любил детей.

С 8 октября 1936 года епархией не управлял. 22 мая 1937 года был уволен на покой, по другим данным в мае 1937 года он уже находился в тюрьме, а 13 мая был приговорён Особым Совещанием при НКВД СССР к пяти годам исправительно-трудовых лагерей. Предположительно, скончался в заключе-нии. Год кончины неизвестен.


Преосвященный Bарлаам (Козуля),

епископ Оренбургский (1937)



В миру Пётр Карпович Козуля. Родился 1 июля 1871 года в селе Байбузовка Подольской губернии в зажиточной крестьянской семье. Окончил церковноприходскую школу, позднее заочно – духовную семинарию. В 1886 году поступил послушником в Коржовецкий Рождества Богородицы монастырь Подольской епархии, в конце 1896 – начале 1897 года перешёл в Грановский Преображенский монастырь той же епархии, где был пострижен в мантию с именем Варлаам. В 1901 году рукоположен в иеродиаконы, 13 декабря 1903 года – в иеромонахи. В 1907 году командирован в г. Балту для устроения монастыря во имя прп. Феодосия Великого, с 30 июня 1907 года управлял монастырём в качестве наместника.

В 1923 году архимандрит Варлаам был переведён в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся на территории Винницкой области, где также нёс послушание настоятеля. В 1925 году о. Варлаам был арестован харьковским ОГПУ, но по недостатку доказательств осуждён не был. В августе 1926 года тайно хиротонисан епископами Сергием (Куминским), Феодосием (Вощанским) и Иоасафом (Жеваховым) во епископа Бершадского, викария Подольской епархии. В 1927 году выслан в Харьков.

С 1928 года жил в Браиловском во имя Святой Троицы женском монастыре, в 1928–1931 годах временно управлял Винницкой епархией, оставаясь при этом, после ареста епископа Амвросия (Полянского), и управляющим Подольской епархией. 17 января 1931 года владыка Варлаам был арестован и заключён в тюрьму в Виннице, по постановлению Особого совещания при Коллегии ГПУ УССР от 17 июля 1931 года выслан в Карагандинскую область Казахстана на три года. 9 апреля 1934 года, после окончания срока ссылки, епископ Варлаам был поставлен на Златоустовскую кафедру, став викарием Свердловской епархии. 5 сентября того же года он назначен епи-скопом Сарапульским, викарием Вятской епархии, а 30 января 1935 года – епископом Осинским, временно управляя к тому же и Пермской епархией. С 23 марта 1935 года владыка жил на покое в городе Муроме. 9 июня 1935 года владыка Варлаам был назначен епископом Марийским, викарием Горь-ковской епархии. Марийскую кафедру владыка занимал до 29 января 1937 года, затем был направлен в Сызрань, а 23 мая 1937 года назначен еписко-пом Оренбургским.

Проживал епископ Варлаам в Оренбурге по адресу: ул. Нижегородская, дом 87. Здесь 2 августа того же года он был арестован и заключён во внутреннюю тюрьму НКВД. Владыку обвиняли в организации антисоветской церковно-сектантской, повстанческой организации, шпионаже в пользу Японии и Германии, контактах с «японской военно-казачьей фашистской организацией», подготовке восстания против советской власти. 9 октября 1937 года епископ Варлаам (Козуля) был приговорён тройкой при УНКВД СССР поОренбургской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение на следующий день, 10 октября, в 9 часов вечера в Зауральной роще, вблизи Оренбурга, где, вероятно, и погребён.


Контрольные вопросы:

1. Как боролся с обновленчеством Преосвященный Аристарх (Николаевский)?

2. За какие заслуги епископ Иаков (Маскаев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе РПЦ в августе 2000 г.?

3. Как руководил миссионерской деятельностью в Оренбургской епархии владыка Дионисий (Прозоровский)?

4. С чем вы согласны или не согласны в Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о признании им советской власти?

5. Охарактеризуйте моральные качества владыки Арсения (Соколовского).

6. Что вы знаете о расстрелах в Зауральной роще в Оренбурге?

7. Перечислите оренбургских новомучеников и исповедников веры.


Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1


Дополнительно вы можете посмотреть видеоролики на выбор:

о движении «Вестники» и о методологии «Изучение исторических личностей» по ссылке (копируем, вставляем в поисковую строку браузера, нажимаем ENTER): https://yadi.sk/i/JPTlY4b-jn03Fw

Святые Оренбуржья Иаков Маскаев: https://www.youtube.com/watch?v=Tcdt0MwGROw





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!