СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архиереи Оренбургской епархии (1859- 1917)

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом занятии вы узнаете:

                         Об основании и развитии Оренбургской епархии;

                        О деятельности Оренбургской духовной консистории;

                          О вкладе каждого Оренбургского и Уральского епископа

                        в деле духовного просвещения  населения губернии;

                        О системе социального обеспечения приходского

                        духовенства.               

Просмотр содержимого документа
«Архиереи Оренбургской епархии (1859- 1917)»




Творческое объединение «Вестники Оренбуржья»,

руководитель Мишучков А.А.


Уважаемые ребята!

 На этом занятии вы узнаете:

Об основании и развитии Оренбургской епархии;

О деятельности Оренбургской духовной консистории;

О вкладе каждого Оренбургского и Уральского епископа

в деле духовного просвещения населения губернии;

О системе социального обеспечения приходского

духовенства.



Будьте внимательны, в конце занятия вам предстоит ответить на ряд вопросов!


Основание Оренбургской епархии в 1859 г.


По мере продвижения России в Среднюю Азию по указу Св. Синода от 26 января 1853 г. ведению Оренбургской епархии были подчинены военные походные церкви в гарнизонах, основанных в глубине казахской степи до р. Сырдарья, ставшей новой южной границей государства. Между тем, в результате притока переселенцев преимущественно из великорусских губерний Европейской части страны население Оренбургской губернии за первую половину XIX в. увеличилось с 760 тыс. до 2,3 млн. человек. Как следствие, и число православных приходов в Оренбургской епархии возросло с 205 в 1800 г. до 455 в 1850 г.

Это снова поставило на повестку дня вопрос о разукрупнении церковной территории для повышения эффективности управления и активизации миссионерской деятельности в регионе, где с присоединением Казахстана снова получило преобладание иноверческое мусульманское население. 21 марта 1859 г. император Александр II высочайше одобрил доклад Св. Синода об образовании в губернии двух самостоятельных епархий: Оренбургской (с наименованием епископа Оренбургским и Уральским) и Уфимской (с наименованием епископа Уфимским и Мензелинским)1. К Оренбургской епархии первоначально были отчислены 142 церкви Оренбургского уезда, Оренбургского и Уральского казачьих войск, а также Казахской степи и Сырдарьинской пограничной линии. Однако границы новых епархий не были чётко определены, что привело к путанице и трениям между архиереями, ведь в Верхнеуральском, Троицком и Челябинском уездах казачьи приходы подчинялись Оренбургской епархии, а городские и крестьянские принадлежали Уфимской епархии, следуя вперемежку. Это побудило Св. Синод после длительных разбирательств своим определением от 27 апреля – 14 мая 1861 г. передать все приходы Верхнеуральского, Троицкого и Челябинского уездов в ведение Оренбургской епархии. 16 июня 1861 г. синодальный доклад по этому вопросу был высочайше утверждён императором Александром II2. Как следствие, число церквей в Оренбургской епархии возросло до 225.

В дальнейшем пространство Оренбургской епархии неоднократно менялось. После разделения в 1865 г. Оренбургской губернии на Уфимскую и собственно Оренбургскую к первой из них отошёл выделенный из Троицкого уезда Златоустовский уезд. В Оренбургской епархии остались Верхнеуральский, Троицкий, Челябинский, Оренбургский и выделенный из него Орский уезды Оренбургской губернии, а также образованные в 1868 г. Уральская и Тургайская области. По высочайше утверждённому 2 марта 1870 г. докладу обер-прокурора Синода с 1 января 1872 г. открылась самостоятельная Туркестанская епархия, в которую были отчислены церкви Сырдарьинской пограничной линии. Наконец, согласно высочайше утверждённому 7 ноября 1908 г. докладу Св. Синода Уральская область была передана в Самарскую епархию3. Соответственно глава Оренбургской епархии стал именоваться епископом Оренбургским и Тургайским.

Местом пребывания архиерея с 1859 г. был определён город Оренбург. Кафедральным собором избран Преображенский храм, построенный ещё в 1746–1750 гг. Но на летнее время богослужения переносились в приписанную к нему Введенскую церковь, возведённую в 1752–1753 гг. Оба храма по малой вместимости не соответствовали статусу главного храма епархии. Поэтому в 1888–1895 гг. по проекту академика архитектуры А. А. Ященко (1842–1893) в Оренбурге был сооружён грандиозный Казанский кафедральный собор в неовизантийском стиле.

Со времени отделения от Уфимской самостоятельной Оренбургской епархии её возглавляли епископы: в 1859–1862 гг. – Антоний II (в миру Александр Иванович Радонежский) (1808–1872), в 1862–1866 гг. – Варлаам (в миру Василий Порфирьевич Денисов) (1804–1873), в 1866–1879 гг. – Митрофан (в миру Марк Алексеевич Вицинский) (1807–1887), в 1879–1882 гг. – Вениамин I (в миру Владимир Петрович Быковский) (1821–1893), в 1882–1886 гг. – Вениамин II (в миру Василий Васильевич Смирнов) (1829–1890), в 1886–1895 гг. – Макарий (в миру Макарий Трифонович Троицкий) (1830–1906), в 1895–1896 гг. – Николай (в миру Пётр Степанович Адоратский) (1849–1896), в 1896 г. – Тихон (в миру Павел Семёнович Клитин) (1835–1896), в 1896–1903 гг. – Владимир (в миру Василий Григорьевич Соколовский-Автономов) (1852–1931), в 1903–1910 гг. – Иоаким (в миру Иван Акимович Левицкий) (1853–1921), в 1910–1914 гг. – Феодосий (в миру Пётр Наркисович Олтаржевский) (1867–1914), в 1914–1920 гг. – Мефодий (в миру Маврикий Львович Герасимов) (1856–1931).


Преосвященный Варлаам (Денисов), епископ Оренбургский и Уральский (1862 – 1866)



По отбытию Преосвященного Антония Радонежского из Оренбурга, в управление епархией вступил Преосвященный Варлаам, в миру Василий Порфирьевич Денисов. Он родился 3 апреля 1804 года в Новгороде в семье дьякона. Обучался в уездном духовном училище, откуда его перевели в Новгородскую семинарию, которую он закончил в 1825 году и был оставлен в ней преподавателем французского языка. 21 ноября 1826 года Василий Денисов принял монашество с наречением Варлаамом, в честь Варлаама Хутынского. На 34 день после пострижения он возведён в сан иеродьякона. С 20 марта 1828 года он служил инспектором Новгородской духовной семинарии. 1 июля 1829 года был рукоположен в иеромонахи и назначен в Олонецкую духовную семинарию учителем словесных наук и греческого языка. В 1833 году Варлаама назначили инспектором, а затем и ректором Вятской духовной семинарии. В 1834 году Варлаам стал архимандритом Верхочепецкого Слободского Крестовоздвиженского монастыря Вятской епархии. С 30 сентября 1840 года – ректор Иркутской семинарии. Затем его назначили настоятелем Нижегородского Макариевского монастыря, и позднее благочинным монастырей этой епархии. В 1852 году он определён настоятелем Кирилло-Белозёрского монастыря. В 1857 году он перемещён настоятелем Новгородского Юрьевского монастыря. 21 августа 1860 года архимандрит Варлаам хиротонисан во епископа Екатеринбургского, викария Пермской епархии, и в 1862 году назначен членом Синодальной конторы. Именным указом от 19 мая 1862 года Преосвященному Валааму повелено было быть епископом Оренбургским и Уральским.

С новым архипастырем, мужем высокой нравственной силы и величия, обладавшим представительной наружностью, крепким умом и твёрдой волей, у начальника Оренбургского края А.П. Безака сразу установились хороши отношения. Строгий к самому себе, Преосвященный Варлаам оказался и строгим блюстителем всех уставов монастырской жизни, стараясь оградить немногочисленные монастыри Оренбургской епархии от близкого общения с мирскими людьми. Этого прежде всего требовали местные обстоятельства Оренбургского края – рассадника раскола и густо населённого иноверцами – нехристианами. За заботливость и благоустройство вверенной ему паствы и ревность к распространению христианства в Оренбургском крае 4 апреля 1865 года владыка высочайше был представлен к ордену Святой Анны 1-й степени. В 1866 году Преосвященный Варлаам был переведён на Черниговскую кафедру. До 16 августа 1871 года он оставался на Черниговской кафедре, где в 1868 году был возведён в сан архиепископа. После увольнения на покой архиепископ Варлаам поселился в Спасо-Преображенском монастыре города Новгород-Северска. После 15-месячной затворнической жизни в монастыре, 18 января 1873 года Высокопреосвященнейший Варлаам скончался и был погребён в Свято-Ильинской монастырской церкви.


Преосвященный Митрофан (Вицинский), епископ Оренбургский и Уральский (1866 – 1879)



В метрической книге села Гороховка Павловского уезда Преображенской церкви о родившихся было записано: «24 апреля у дьячка Алексея Григорьевича Вицинского от жены его Евдокии Петровой рождён сын Марк». Воспитание молодой Вицинский получил в местных духовных учебных заведениях. Окончил курс в Воронежской духовной семинарии в 1829 году. 21 ноября 1831 года он был посвящён в сан священника и обзавёлся семьёй. Но скоро потерял любимую жену и остался один. Узрев в таком печальном обстоятельстве своей жизни Промысел Божий, Вицинский поступил для получения высшего богословского образования в Киевскую духовную академию, в которой по прошению был пострижен 11 апреля 1836 года в монашество и наречён Митрофаном. В 1839 году он окончил полный курс учения в первом разряде воспитанников академии и 31 декабря того же года был удостоен степени магистра богословия. В течение последующих 22-х лет учёный иеромонах, затем игумен и архимандрит (с 1851 года) Митрофан усердно служил делу воспитания духовного юношества. Полтава, Орёл, Киев и Кишинёв были преемственными местами для его деятельности на указанном поприще. В декабре 1861 года архимандрит Митрофан высочайшим указом был назначен епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии. Самостоятельное служение на архиерейской кафедре его началось с конца 1866 года, когда состоялось высочайшее перемещение Его Преосвященства в Оренбургскую епархию.

Здесь Преосвященный Митрофан прослужил 12 с половиной лет, проявляя гуманную заботливость, евангельское снисхождение и христианскую кротость к своим подчинённым при подвижнической строгости и воздержании к себе. Особенную заботу он проявлял о крае на поприще духовно-просветительской деятельности. Владыка Митрофан всё больше убеждался, что в Оренбургской епархии, весьма обширной по пространству, населённой множеством иноверцев, язычников, раскольников, снабжавшей духовенством русский Туркестан, безотлагательно была нужна своя духовная семинария.

Поэтому, начиная с 1869 года, в каждом своём годовом отчёте об Оренбургской епархии владыка настоятельно высказывает желание открыть в Оренбурге семинарию. Внимание Императора к этому делу ускорило полу-чение разрешения на постройку семинарии, и в 1879 году купец Белов, купивший подряд на строительство, пообещал за два года построить семинарское здание. По инициативе Преосвященного Митрофана в городе был открыт епархиальный комитет Православного миссионерского общества, на нужды которого архипастырь внёс крупную сумму. И много, много было ещё других благих начинаний Его Преосвященства на пользу края, которые осуществлены были уже впоследствии.

В апреле 1879 года Преосвященный Митрофан был возведён в сан архиепископа и 23 мая назначен архиепископом Донским и Новочеркасским. Владыка послужил Господу ещё более восьми лет и 19 ноября 1887 года скончался. Погребён в склепе под Богородице-Рождественской церковью, что при загородной архиерейской церкви.


Преосвященный Вениамин I (Быковский), епископ Оренбургский и Уральский (1879–1882)



Епископ Вениамин, в миру Владимир Петрович Быковский, родился в 1820 году в Полтавской губернии в семье священника. С 1837 по 1843 годы учился в Полтавской духовной семинарии. 2 июля 1844 года Владимир Быковский был рукоположен в священники. Овдовев и лишившись троих сыновей, Быковский продолжил образование в Киевской духовной академии (1849 – 1853). В академии 31 мая 1851 года был пострижен в монашество. 3 апреля 1861 года возведён в сан архимандрита. 3 апреля 1867 года Вениамин был переведён в Воронеж на должность ректора местной духовной семинарии и профессора богословия. 12 ноября 1871 года назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. Хиротония прошла 19 декабря 1871 года в Петербурге. 23 мая 1879 года епископ Вениамин был перемещён на самостоятельную Оренбургскую кафедру.

Преосвященный Вениамин I прибыл в Оренбург 9 июля после только что случившегося страшного пожара, охватившего весь город с предместьями. Беспощадная стихия истребила большую и притом лучшую часть города. Она разрушила почти все правительственные и общеобразовательные учреждения, испепелила богоугодные места и даже храмы Божии. Вступив на Оренбургскую кафедру, Преосвященный Вениамин I стал не только управителем и судьёй её, но и искренне любящим добрым отцом своей пастве, снисходительным к человеческим немощам, другом и покровителем. Владыка был одинаков со всеми, не приближая никого к себе особенно и не отдаляя. Каждый нуждающийся находил двери владыки отворёнными, каждый мог говорить, рассуждать, беседовать с ним, мог смело просить совета, утешения и защиты в несчастьях.

С постепенным возрастанием количества церквей в Оренбургской епархии, наличное число благочиний стало недостаточным. В 1880 году Преосвященный Вениамин I предложил разграничить благочиннические округа так, чтобы на каждый округ приходилось не более 6–7 церквей. В результате число благочиний увеличилось с 21 до 32. Владыка Вениамин I за трёхлетний период пребывания на кафедре вложил много сил в дело строительства Оренбургской духовной семинарии, в переустройство и преобразование Оренбургского духовного училища. Верующие, проникнутые христианским настроением, за этот короткий период обновили пострадавшие от пожара храмы и положили начало для создания соборного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Невзирая на сравнительно скудные средства городского населения, кроме образовательных учреждений, в Оренбурге был открыт Ольгинский приют для бедных сирот.

Епископ Вениамин I был известен как духовный писатель, автор экзегетических и богословских трудов, собранных в выпуске сочинений. Скончался Преосвященнейший Вениамин, епископ Черниговский и Нежинский, 1 февраля 1893 года в Черниговском Троице-Ильинском монастыре, погребён под алтарём главного монастырского Троицкого храма.


Преосвященный Вениамин II (Смирнов), епископ Оренбургский и Уральский (1882 – 1886)



На архиерейскую кафедру в Оренбург был назначен епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии, Преосвященнейший Вениамин II, в миру Василий Васильевич Смирнов. Первоначальное образование Василий Смирнов получил в Курской семинарии. В 1855 году он окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 9 ноября 1856 года В.В. Смирнова назначили инспектором Воронежского училища. В 1862 году 31 марта Василий Смирнов принял монашество с именем Вениамин, 4 апреля его рукоположили в иеродьяконы, а 5 апреля – в иеромонахи. С начала этого учебного года иеромонах Вениамин назначен инспектором Черниговской семинарии, а 22 мая 1866 года переведён на такую же должность в Псков. 26 марта 1868 года Вениамин был возведён в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности ректора Донской семинарии. 4 марта 1879 года архимандрит Вениамин хиротонисан во епископа Екатеринбургского, откуда указом от 5 апреля 1882 года был переведён на Оренбургско-Уральскую кафедру.

Во время пребывания в епархии Вениамина II произошли значительные изменения в области народного образования. 13 июня 1884 года стало памятным днём в летописи народного просвещения. В этот день высочайшим указом Александра II руководство в деле просвещения русского народа школьным образованием в духовной православной вере было предоставлено духовенству. После этого указа по всей России стали открываться тысячи церковноприходских школ. За время правления Преосвященного Вениамина II их число в Оренбургской епархии увеличилось в пять раз и составило около 200.

В 1884 году семинария, срок сдачи которой по разным причинам откладывался, была наконец закончена. 26 августа Преосвященным Вениамином II в сослужении священства была освящена домовая церковь трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, при семинарии. После первой Литургии в этом храме состоялся акт торжественного открытия Оренбургской духовной семинарии. Позднее в актовом зале семи-нарии на видном месте повесили большой,писаный масляными красками портрет Преосвященного Вениамина II, как архиерея, чьё имя неразрывно связано с этим учреждением. В 1884–1985 годах Преосвященный Вениамин II много занимался вопросом открытия в Оренбургской епархии православно-миссионерского братства. В 1886 году Преосвященный Вениамин освятил вновь построенный храм оренбургских казаков в Форштадте. Чин освящения состоялся 4 мая 1886 года в присутствии гражданского губернатора Н.А. Маслаковца. Церковь была каменная с одним престолом во имя святителя Николая Чудотворца. В мае 1886 года епископ Вениамин II был переведён в Воронеж. Служение епископа Вениамина в Воронеже было также непродол- жительным. 7 мая 1890 года Преосвященный Вениамин, епископ Воронежский и Задонский, скончался и был похоронен в Благовещенском соборе.


Преосвященный Макарий (Троицкий), епископ Оренбургский и Уральский (1886 – 1895)



Преосвященный Макарий, Епископ Оренбургский и Уральский, в миру Макарий Трифонович Троицкий, сын священника, родился и провёл детство в селе Доброводье Севского уезда Орловской губернии. Первоначальное образование получил в Севском духовном училище, затем в Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, окончив последнюю в 1855 году со степенью старшего кандидата богословия. По окончании академического курса Троицкого определили преподавателем логики и психологии в Орловскую духовную семинарию. В 1856 году был рукоположен священником в одну из орловских церквей. В 1865 году Макария Троицкого перевели в церковь института благородных девиц в Орле законоучителем. В должности законодателя о. Макарий состоял 14 лет. В 1879 году, как вдовствующий, изъявил желание вступить в монашество и в этом же году был пострижен в иеромонахи без перемены имени и назначен настоятелем Трубчевского Спасо-Челнского монастыря и возведён в настоятели Московского 3наменского монастыря с назначением благочинным монастырей Московской епархии. На третьем году монашества он получил сан епископа (в 1882 году), став епископом Острожским и настоятелем Воронежского Алексеевского монастыря. В 1886 году по высочайше утверждённому докладу Святейшего Синода Макарий назначен епископом Оренбургским и Уральским.

Оренбургский край, переполненный в то время многочисленными инородцами и разнообразными раскольниками, явился для нового епископа полем широкой деятельности, где в полной мере проявились его трудолюбие и заботливость. Одним из первых выдающихся дел Преосвященного было учреждение Михаило-Архангельского братства в ноябре 1886 года. В этом же году состоялась закладка Оренбургского Казанского кафедрального собора. Заботясь о просвещении всей паствы, Преосвященный особое внимание обращал на просвещение духовенства. Желая видеть семьи священнослужителей более образованными, включая сюда и их дочерей, владыка Макарий с первых дней вступления на кафедру хлопотал об открытии женского епархиального училища, начавшего действовать при нём.

С благословения владыки Макария в Оренбурге в 1896 году начал свою деятельность мужской общежительный Успенско-Макарьевский монастырь. Особой заслугой Преосвященного Макария явилось открытие за 10 лет его правления епархией более 200 приходов. Бог очень щедро наградил владыку даром слова. Он всегда говорил без бумаги, искренне выражая свои чувства и мысли, часто наполняя свои проповеди высокой религиозной поэзией. 22 ноября 1895 года архипастыря перевели на Калужскую кафедру. Преосвященный Макарий, епископ Калужский и Боровский, 10 июля 1901 года был уволен на покой в Киево-Печерскую лавру. В 1902 году был назначен управляющим Белевского монастыря. Епископ Макарий скончался 3 июля 1906 года в Тульской епархии и был погребён в Белевском монастыре, в Преображенском храме.


Преосвященный Николай (Адоратский), епископ Оренбургский и Уральский (1895 – 1896)



В ноябре 1895 года в Оренбург прибыл Преосвященный Николай, в миру Пётр Степанович Адоратский, сын заслуженного протоиерея. Родился 15 сентября 1854 года в Казани. С 10-летнего возраста обучался в духовно-учебных заведениях родного города. По окончании курса наук в Казанской духовной академии в 1874 году был удостоен звания кандидата богословия. 2 декабря 1874 года был определён на вакансию псаломщика при посольской церкви в Вене, где кроме прямых своих обязанностей помогал больным соотечественникам, а в свободные часы знакомился с церковно-исторической литературой. 16 августа 1886 года его определили смотрителем Херсонского духовного училища. В 1887 году был назначен ректором Ставропольской духовной семинарии. В 1890 году по высочайше утверждённому всеподданнейшему докладу Синода был избран епископом Новомиргородским, первым викарием Херсонской епархии. 6 февраля в присутствии правительствующего Синода совершено было наречение его во епископы. В 1891 году назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии. В 1895 году – епископом Оренбургским и Уральским.

Преосвященный Николай правил епархией один год. Однако за столь короткий срок сумел снискать любовь и уважение верующих епархии за свою христианскую милость и доброту. Владыка вёл подвижническую жизнь, был кроток и незлобив. Писал духовные труды. Преосвященный Николай приехал на Оренбургскую кафедру, будучи уже больным (страдал застарелым плевритом). Несмотря на это, он вёл активную пастырскую деятельность – совершал службы в различных церквях Оренбурга, посещал духовно-учебные заведения, лично следил за ремонтом в архиерейском доме.

Преосвященный был большим любителем стройного и благозвучного пения. Он любил служить в Казанском кафедральном соборе. Вступив на кафедру, сразу высоко оценил пение оренбургского архиерейского хора и прилагал немалые усилия к его усовершенствованию.

29 октября 1896 года Преосвященный Николай окончил свой земной подвиг на 48 году жизни. Почившего архипастыря перенесли в Введенский собор. 1 ноября к храму собрались крестные ходы всех Оренбургских и Форштадтских церквей и последовало перенесение тела Преосвященного Николая в Казанский кафедральный собор. Почившего предали земле в склепе кафедрального собора.

На осиротевшую Оренбургскую кафедру 15 ноября 1896 года был назначен 60-летний епископ Тихон (Клитин), имеющий долголетний опыт многостороннего служения Церкви и Престолу. Но не доехав до Оренбурга, он неожиданно для всех по прибытию в Полтаву 5 декабря 1896 года скончался. К девятому дню после смерти епископа Тихона из Оренбурга в Полтаву по поручению Оренбургского духовенства и консистории прибыл игумен Аполлос для возложения венка на могилу Преосвященного Тихона. Два месяца Оренбургской епархией управлял Преосвященный Гавриил, епископ Велико-Устюжский.


Преосвященный Владимир (Соколовский-Автономов), епископ Оренбургский и Уральский (1896 – 1903)



В декабре 1896 года на Оренбургскую кафедру был перемещён Преосвященный Владимир, в миру – Василий Григорьевич Соколовский-Автономов. Родился он 31 декабря 1852 года в селе Сенковки Константиновского уезда Полтавской губернии в семье священника.

Первоначальное образование получил в Полтавской духовной семинарии. В 1878 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 29 сентября 1878 года принял монашество с именем Владимир, 3 октября того же года произведён в иеромонахи. 14 января 1879 года был включён в состав Японской духовной миссии. В Японии провёл семь лет, получив в 1884 году сан игумена. В 1886 году о. Владимир назначен преподавателем Холмской духовной семинарии. 4 декабря 1887 года был возведён в сан архимандрита и назначен инспектором той же семинарии. 8 июня 1891 года был переведён викарием в Воронеж с титулом епископа Острогожского.

22 декабря 1896 года владыка Владимир высочайшим указом назначен епископом Оренбургским и Уральским. Преосвященный Владимир за время пребывания на Оренбургской кафедре зарекомендовал себя энергичным руководителем и реформатором – много сил прилагал к завершению внутренних работ в кафедральном соборе. Именно благодаря хлопотам Преосвященного в новом соборе появились иконы кисти Маковского. При нём перестраивались архиерейский дом и Крестовая церковь, была построена церковь во имя святого апостола Иоанна Богослова.

14 октября 1899 года в Оренбурге начались юбилейные празднества, посвящённые столетию образования Оренбургской епархии. Юбилей дал повод оглянуться на прожитый век и подвести итоги епархиальной жизни и деятельности. Число православных в епархии возросло в 12 раз и равнялось 1 260 000 человек, количество церквей и молитвенных домов увеличилось в 10 раз, а церковных школ в последние 25 лет возникло более 500. Успехи значительные, но в епархии было больное место – до 115 000 раскольников. При Преосвященном Владимире, деятельном, энергичном миссионере, противораскольническая деятельность оживилась.

26 ноября 1903 года последовал указ о перемещении Преосвященного Владимира на Екатеринбургскую кафедру. В 1910 году Преосвященный по болезни был уволен на покой и назначен настоятелем Спасо-Андрониевого монастыря в Москве. В 1921 году Патриарх Тихон возвёл Преосвященного Владимира в сан архиепископа и назначил на Екатеринославскую кафедру, но на кафедру владыка Владимир не поехал и проживал в Москве не у дел. С января по июнь 1926 года он был в григорианском расколе, но после недолгого пребывания там покаялся и восстановил общение с Церковью. В последние дни своей жизни архиепископ Владимир пребывал в полузатворе, ведя аскетическую жизнь. Он скончался 27 ноября 1931 года в Москве в страшной нищете и совершенно одинокий. Высокопреосвященнейший Владимир погребён при алтаре Всехсвятской церкви села Алексеевского, которое сейчас входит в черту Москвы.


Преосвященный Иоаким (Левицкий),

епископ Оренбургский и Уральский (1903–1908),

епископ Оренбургский и Тургайский (1908–1910)



Новый Оренбургский архипастырь Преосвященнейший Иоаким, в миру Иоанн Иоакимович Левицкий, родился 30 марта 1853 года в селе Петрушки Киевской епархии, в семье причетника. Первоначальное образование получил в Киево-Софийском училище, затем в Киевской духовной семинарии, из которой, как лучший ученик, был послан на обучение заказённый счёт в Киевскую духовную академию. В 1879 году со степенью кандидата богословия. Иван Левицкий закончил академию и назначен преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей в Рижской духовной семинарии. В 1880 году он женился и был рукоположен во священники к Рижскому кафедральному собору. Преподавание в семинарии он оставил и стал законоучителем с 1880 по 1882 год учебной команды 2-й сапёрной бригады, с 1883 по 1886 год – Рижского пехотного юнкерского училища и высшего девичьего частного училища Тайловой, временно исполняя обязанности инспектора семинарии. В 1886 году Левицкий овдовел, и на его руках остались два сына четырёх и двух лет и двухнедельная дочь. Отец Иоанн уже тогда помышлял о монашестве, но заботы о малолетних детях отодвинули его планы.

В 1892 году Господь призвал к Себе шестилетнюю дочь, это посещение Божие окончательно укрепило о. Иоанна в желании вступить на подвиг монашества. 11 июня 1893 года он назначен на должность ректора Рижской се-минарии. 28 июня о. Иоанн был пострижен в монашество с именем Иоакима, а 29 июня он был возведён в сан архимандрита. Затем14 января 1896 года в Исаакиевском кафедральном соборе состоялась хиротония архимандрита во епископа Балтийского, викария Подольской епархии. 24 мая 1897 года последовало перемещение Преосвященного Иоакима во епископа Брестского, викария Литовской епархии, 11 января 1900 года назначение на самостоятельную Гродненскую епархию, откуда 26 ноября 1903 года епископ Иоаким был перемещён на Оренбургскую кафедру. Преосвященный Иоаким управлял Оренбургской и Уральской епархией пять лет, а затем Оренбургской и Тургайской ещё два года. Это было смутное время в жизни русского народа, когда нестроения, политические и общественные, направлены были к тому, чтобы поколебать главные устои народной жизни и особенно Церковь Христову и веру православную.

Обширность Оренбургской епархии с умножением церквей и приходов в областях Тургайской и Уральской умножила труды епархиального епископа. Когда в 1872 году была сформирована Оренбургская губерния, то на её территории проживало 300 тысяч человек православного населения и действовало не более 225 храмов. К 1 января 1908 года численность православного населения (вместе с единоверцами) возросла до 1 млн 300 тыс. человек. В это время на территории епархии действовало более 800 храмов и молитвенных домов. Должному контролю над церковной жизнью епархии мешало отсутствие в крае удобных путей сообщения. Преосвященный

Иоаким пришёл к мысли, что для упорядочения епархиальной и церковно-приходской жизни в Оренбургской епархии необходимо открыть викариатство. Нужда в этом ощущалась давно, но только при энергичном хода-тайстве и настоянии пред высшей церковной властью это открытие состоялось. 31 августа 1908 года была учреждена на местные средства кафедра викарного епископа, с присвоением ему именования Челябинского и проживанием в Оренбургском Успенском Макарьевском второклассном общежительном мужском монастыре, с возложением на него управления обителью на правах настоятеля. Для размещения епископа Челябинского в 1908 году был построен архиерейский дом. Первый викарный епископ Челябинский Дионисий (Сосновский), прибыв в Оренбург, активно включился в церковную жизнь епархии. Епархиальное начальство не оставляло мысли об учреждении викариатства и в Уральске, но неожиданно 15 ноября 1908 года последовал Синодальный указ от 7 ноября об изъятии из Оренбургского ведомства Уральской области и присоединения её к Самарской епархии. Таким образом, Оренбургский епархиальный архиерей накануне юбилейного 1909 года – пятидесятилетия Оренбургской и Уральской епархии, был переименован в епископа Оренбургского и Тургайского. 16 декабря 1908 года в зале регентской школы, после молебна, совершённого Преосвященным Иоакимом, состоялось открытие Оренбургского отдела Союза русского народа. За время правления владыки Иоакима Епархиальное женское училище обзавелось великолепным обширным третьим корпусом, при училище была построена новая благолепная церковь. Благодаря открытию Общества вспоможения бедным ученицам, число их возросло вдвое, и наконец, был открыт седьмой дополнительный педагогический класс. Заботами архипастыря было построено новое величественное здание Оренбургского духовного училища с прекрасными классными помещениями и чудной домовой церковью с эклектическим освещением. Владыка заботился и о материальном благосостоянии духовенства вверенной ему епархии.

Преосвященный Иоаким выступил с ходатайством перед Святейшим Синодом о назначении усиленного казённого жалования. Он обращался к местным обществам с просьбами о поддержке и обеспечении своего духовенства. Преосвященный много труда положил на борьбу с расколом и старообрядцами, прилагал усилия для открытия единоверческих церквей.

13 августа 1910 года владыка был переведён из Оренбурга в Нижний Новгород, где предпринял меры к увеличению числа новых церковных приходов и сооружению в них храмов. При нём улучшилась подготовка пре-свитеров и диаконов к пастырскому служению, впервые была учреждена официальная должность епархиального противосектантского миссионера. Во время Первой мировой войны епископ Иоаким сумел организовать и развернуть в Нижегородской губернии активную благотворительную помощь беженцам и русским солдатам. Практически при всех монастырях функционировали лазареты и приюты для беженцев и осиротевших детей. В 1916 году владыка Иоаким был возведён в сан архиепископа.

В 1917 году был участником Собора в Москве по должности. 22 марта 1918 года, согласно прошению, Высокопреосвященный Иоаким был уволен на покой, но по особому постановлению Собора снова участвовал в нём. В 1918 году архиепископ Иоаким стал настоятелем Воскресенского Новоиерусалимского монастыря. В этом же году он поехал в Крым навестить сына с семьёй. В один из дней, когда все домашние ушли в гости и владыка остался один, явились бандиты, кто именно, осталось неизвестно, и повесили его. Где похоронен архиепископ Иоаким, возможно, знают внуки владыки – дети сына Николая, скончавшегося в Париже 20 мая 1930 года, проживающие сейчас в Нью-Йорке и носящие, после награждения их потомственным дворянством, фамилию Левитские.


Преосвященный Феодосий (Олтаржевский),

епископ Оренбургский и Тургайский (1910–1914)


Новоназначенный епископ Оренбургский и Тургайский Преосвященный Феодосий, в миру Пётр Наркисович Олтаржевский, сын протоиерея Киевской епархии, родился 1 декабря 1867 года.

По окончании курса Киевской духовной семинарии и академии в 1893 году со степенью кандидата богословия был определён учителем Уманского духовного училища. 14 сентября 1895 года принял монашество и по рукоположении в иеродиаконы и затем в иеромонахи был назначен 5 декабря того же года на должность смотрителя Киево-Подольского духовного училища, откуда в 1898 году перемещён на должность инспектора Киевской духовной семинарии. В 1899 году был назначен ректором Волынской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1900 году по защите дис-сертации «Палестинское монашество в IV–VI веках» Советом академии удостоен и Святейшим Синодом утверждён в степени магистра богословия. В 1901 году перемещён на должность ректора Киевской духовной семинарии.

30 ноября 1903 года хиротонисан во епископа Елизаветградского, викария Херсонской епархии, с назначением местожительства в Успенском монастыре, на Большом Фонтане, близ Одессы. С 18 июля 1905 года назначен епископом Чистопольским, викарием Казанской епархии.

С 16 декабря 1905 года назначен епископом Прилукским, викарием Полтавской епархии. 19 декабря 1907 года был избран Советом академии на должность ректора Киевской духовной академии, а 3 января 1908 года утверждён в этой должности Святейшим Синодом с наименованием епископ Уманский, второй викарий Киевской епархии. Высочайше удостоен ордена Святой Анны 1-й степени.

В августе 1908 года назначен епископом Оренбургским и Тургайским. Оренбургскую кафедру он возглавлял четыре года. Оренбург к этому времени вступил в стадию расцвета и благоустройства. Излюбленными местами горожан являлись Набережная, обустроенная известным купцом А. Беловым и Зауральная роща, с многочисленными дачами. Богослужения для дачников совершались в летней церкви целителя Пантелеимона, построенной и снабжённой всем необходимым на добровольные пожертвования и стараниями губернского архитектора Фёдора Маркелова в 1893 году. Церковь являлась приписной к кафедральному городскому собору.

При Преосвященном Феодосии в епархиальной жизни Оренбургского края произошли два довольно крупных события – обращение Георгиевского и Николаевского мужских скитов в монастыри. С благословения владыки Феодосия в Оренбурге в 1912 году появилась ещё одна церковь – Серафимовская в Форштадте. В сентябре 1914 года, будучи на лечении в Ессентуках, владыка скончался. Тело Преосвященного Феодосия было привезено в Оренбург и погребено в Крестовой церкви архиерейского дома (по его желанию), против придела святого Митрофана, Воронежского чудотворца, где устроили могилу-склеп. Крестовая церковь, выстроенная и освящённая самим Феодосием, являлась его любимым местом богослужений.


Выcокопреосвященный Мефодий (Герасимов),

архиепископ Оренбургский и Тургайский (1914–1919)



В миру Маврикий Львович Герасимов, родился в феврале 1856 года в семье священника Томской епархии. По окончании курса семинарии поступил в Казанскую духовную академию. В 1885 году был пострижен в монахи и назначен заведующим Алтайским катехизаторским училищем с возведением в сан иеромонаха.

В 1889 году удостоен степени кандидата богословия. В 1894 году был посвящён в сан епископа Бийского, викария Томской епархии. В 1912 году перемещён в Томск, а через два года назначен епископом Оренбургским и Тургайским. В трудное для России время прибыл Преосвященный Мефодий на Оренбургскую кафедру.

Со вступлением 19 июля 1914 года России в Первую мировую войну, Оренбург стал крупным пунктом формирования запасных частей и был наводнён войсками. Оренбургская епархия по-прежнему была наполнена сектами различных толков, несмотря на постоянную борьбу с ними. После раскола в старообрядческой церкви произошло разделение, образовавшее несколько течений. Общины беспоповцев существовали большей частью среди уральских казаков, на территории Оренбургского, Орского и Челябинского уездов. В это же время появились последователи белокринницкой иерархии поповского направления. Среди оренбургских староверов-беспоповцев возникали толки исключительно местного происхождения: митрофановцы, рябиновцы, никудышники. Они характеризовались немногочисленностью и за- крытым образом жизни. Именно по этой причине к ним применяли название (термин) «секта». В связи с этим оренбургские владыки привлекали к миссионерской деятельности в Оренбургском крае опытных миссионеров и из других епархий.

Ко всему этому на период правления епархией владыки Мефодия выпа-ло тяжёлое время революционных событий. С 7 августа по 13 декабря 1917 года епархией управлял первый викарий, Преосвященный Дионисий (Сосновский), с 1916 года епископ Кустанайский. В это время епископ Мефодий участвовал в работе Поместного собора РПЦ, проходившего в Москве с 15 августа 1917 года по 1 сентября 1918 года и восстановившего патриаршество на Руси. Через десять дней после победы в Петрограде большевиков, Собором был избран Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин).

В то время как в епархии осуществлялись шаги по демократизации управления епископата, отношение прихожан к священникам, клиру и поведение самих священников становилось всё более пугающим и менее подда-ющимся контролю. Чуть ли не каждый день Преосвященному Мефодию приходили известия то от одного, то от другого священника об изгнании его из прихода без суда и следствия. Многие священники, не выдержав невыносимых условий, сами бежали из приходов. Духовно-учебные заведения Оренбурга ещё работали. Здание семинарии, после закрытия в нём 124 сводного госпиталя, было занято казаками. Занятия семинарии проходили в Епархиальном женском училище в две смены. Надо отдать должное семинаристам: они сдер-жали молитвенное обещание, данное Преосвященному Иоакиму, и никакого сочувствия большевистским идеям ни разу не проявили. В тревожные дни семинаристы, из числа добровольцев, охраняли епархиальное училище, неся по ночам вооружённые караулы. Рождественские праздники были омрачены началом осады Оренбурга большевистскими войсками, продолжавшейся целый месяц и закончившейся 17 января победой больше-виков. Город покинули все крупные коммерсанты, многие жители Форштадта и офицеры. Войсковой атаман А.И. Дутов перед приходом большевиков выехал из Оренбурга. 18 января в городе начались обыски и аресты лиц, при- частных к обороне города.

После указа об отделении Церкви от государства положение духовно-учебных заведений в Оренбурге стало катастрофическим. Преосвященный Мефодий, желая спасти духовные школы от закрытия и реквизиции, предложил пойти на контакт с Комитетом народного образования, но в конце апреля занятия прекратились. Здание Епархиального училища со всем инвентарём и имевшимися продуктами, было реквизировано военно-революционным штабом для размещения в нём Красной армии.

В семинарии также были размещены воинские части. Призреваемых из всех городских богаделен собрали в старом здании Духовного училища и там же приютились классы и воспитательницы епархиального училища.

24 июня 1918 года, после жарких боёв с большевиками, в Оренбург вступил А.И. Дутов. Население Оренбурга встретило атамана с большой радостью и душевной теплотой. Преосвященный Мефодий распорядился расследовать каждый случай расстрела и насилия большевиков над священнослужителями. Владыка разрешил героев, павших в борьбе с большевиками, хоронить в церковной ограде, если того желают прихожане.

В августе 1918 года епископ Мефодий получил письмо от Святейшего Патриарха Тихона с сообщением о том, что Священный Синод постановлением от 12 (25) апреля удостоил его возведения в сан архиепископа. В 1918 году из состава Оренбургской епархии выделилась Челябинская епархия. Разговоры об образовании Кустанайской епархии велись уже давно и уже был разрешён в Кустанайском уезде сбор средств на это, но в целях сохранения своей епархии, архиепископ Мефодий был вынужден принять решение о закрытии Кустанайского викариатства.

В 1918–1919 годах Оренбург переходил то в руки красных, то Дутов снова отстаивал город. К началу 1919 года Колчак смог сформировать огромную армию и очистить от большевиков территорию Урала и Сибири. Приход Колчака к власти в Омске владыка Мефодий встретил с большой надеждой. Но весной 1919 года началось ожесточённое наступление красных на территории Оренбургского края и соседних уездов.

Осенью 1919 года, по традиции, в Оренбургском крае находилась чудотворная Табынская икона Божией Матери. Тысячи людей, шедших с иконой, надеялись, что Матерь Божия остановит братоубийственную бойню. Последний крестный ход с иконой был оборван под Оренбургом, практически в зоне боевых действий.

Неожиданно налетевшая красная конница разогнала богомольцев. Сотни Дутова, узнав об этом, двинулись за ними вдогонку. Красные, сорвав с иконы обе ризы, сам образ бросили на дорогу. Атаман Дутов с благоговением

принял святую икону. Позже, отступая с тяжёлыми боями на восток и в среднеазиатские пустыни, атаман взял икону с собой. Вместе с Дутовым Оренбург покинул и архиепископ Мефодий, направившись в Китай. На терри-тории Китая после окончания гражданской войны оказались тысячи русских эмигрантов. С 1920 года Высокопреосвященный Мефодий назначен архиепископом Харбинским и Маньчжурским. В 1929 году возведён в сан митрополита. Владыка Мефодий скончался в 1931 году и был похоронен у Свято-Никольского собора в Харбине.


Оренбургская духовная консистория


Согласно каноническому праву Епископу принадлежала вся полнота духовной и судебной власти в пределах епархии. Он рукополагал священнослужителей; определял на должности, перемещал и увольнял иереев, диаконов и псаломщиков; утверждал избранных прихожанами церковных старост; отвечал за общее состояние веры и нравственности среди духовенства и мирян; надзирал за богослужебной и проповеднической деятельностью клира, возглавлял духовный суд. Для выполнения своих многочисленных обязанностей епархиальные архиереи регулярно осуществляли пастырские и инспекционные объезды подведомственной территории. В отношении вышестоящего Святейшего Синода епископ имел право выступать с законодательными и административными предложениями. Он также представлял интересы Русской Православной Церкви в отношениях с местными органами государственной власти4.

Управление и духовный суд епископ осуществлял как лично, так и через коллегиальный исполнительный орган – Оренбургскую духовную консисторию, которая начала работу 11 июня 1859 г. вместо ликвидированного Оренбургского духовного правления. В состав консистории входило от 5 до 7 членов, назначаемых Св. Синодом по представлению епископа из числа чёрного или белого духовенства. Все решения в консистории принимались коллегиально на совместных заседаниях и представлялись вместе с протоколами епископу, который мог утвердить их или вернуть вопрос на повторное рассмотрение со своими замечаниями. При сохранении разногласий окончательное решение принадлежало епархиальному архиерею.

Оренбургская духовная консистория:

- подбирала и представляла епископу кандидатуры для определения на должности священно- и церковнослужителей;

- возбуждала перед Св. Синодом ходатайства об учреждении новых приходов, штатов финансирования их духовных лиц, строительстве церквей, самостоятельно разрешала сооружение и ремонт сельских храмов вместо обветшавших или сгоревших, открытие молитвенных домов, освящение всех вновь построенных храмов;

- осуществляла надзор за ведением приходской документации, хозяйством и финансами архиерейского дома, монастырей и церквей;

- разбирала дела о проступках духовенства по службе, а также против благонравия и церковного благочиния, жалобы клира и мирян и т. д.


Архиерейский дом



Оренбургская духовная консистория, ныне дом по ул.Кобозева, 12.


За ведение делопроизводства консистории отвечала канцелярия во главе с секретарём. Он назначался Св. Синодом по предложению обер-прокурора, которому непосредственно и подчинялся в обход епархиального архиерея5. Тем самым обеспечивался внешний надзор за деятельностью епископа и законностью решений консистории. По мере увеличения документооборота к концу XIX в. штат её канцелярии увеличился с 4 до 15 человек: секретаря консистории, 2 секретарей при архиерее, 2 столоначальников, казначея, архивариуса, 6 вольнонаёмных писцов и 2 сторожей.

В территориальном отношении епархия была разделена на более мелкие церковно-административные округа – благочиния, объединявшие от 10 до 30 церквей. Во главе благочиния стоял священник одной из них. С 1858 г. в Оренбургской епархии была введена выборность благочинных всеми священниками их округа, но с 1881 г. они стали вновь единолично назначаться епархиальным архиереем. На обязанностях благочинного лежали: посещение всех церквей округа не реже 2 раз в год; наблюдение за правильным отправлением богослужения, ведением приходской документации, исправным состоянием храмов, ризницы и утвари, сохранностью церковного имущества, поведением и духовно-нравственным состоянием клира и мирян; противодействие расколу и сектантству; разбор маловажных дел о проступках духовенства и др. Число и границы благочиннических округов постоянно менялись по мере увеличения количества церквей в Оренбургской епархии. Если при её учреждении в 1859 г. здесь насчитывалось всего 13 благочиний, то к 1917 г. – уже 58.


Карта Оренбургской губернии из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1897 год


Наконец, низовой ячейкой церковного управления выступал приход. При обширности и низкой плотности населения степного Оренбургского края он мог объединять несколько сёл с приписными церквами, часовнями и молитвенными домами. Храмовое строительство в регионе активно развивалось по мере роста православного населения Оренбургской епархии, которое увеличилось с 304 тыс. верующих в 1860 г. до 1 млн. 680 тыс. человек в 1915 г. Соответственно, и число православных приходов в Оренбургской епархии возросло со 150 в 1860 г. до 798 приходов с 916 церквами, часовнями и молитвенными домами в 1915 г.6.

Согласно высочайше утверждённым 16 апреля 1869 г. штатам при каждом приходе полагались один священник в звании настоятеля и один причетник в звании псаломщика. В приходах с многочисленным населением и удалённостью населённых пунктов от церкви разрешалось назначать младшего священника со званием помощника настоятеля и второго штатного псаломщика7. Высочайшем повелением от 16 февраля 1885 г. приходские штаты были расширены: при числе прихожан менее 700 мужчин полагались один священник и один псаломщик, а при большем количестве верующих – священник, диакон и псаломщик8. Вместе с ростом православного населения это способствовало увеличению клира в Оренбургской епархии. Если в 1863 г. здесь работали 960 священно- и церковнослужителей, то в 1915 г. – уже 1619 (41 протоиерей, 782 священника, 183 диакона и 613 псаломщиков)9.

Священнослужители отвечали в приходе за совершение богослужения, духовных треб, религиозное воспитание и обучение прихожан. А церковнослужители (псаломщики) исполняли клиросное чтение и пение, сопровождали священника при посещении прихожан для исполнения духовных треб, а также вели всё делопроизводство по церкви и приходу: метрические книги записи актов гражданского состояния (рождения, брака, смерти), обыскные книги для выяснения возможного родства готовящихся повенчаться, исповедные росписи с посемейными списками явившихся и неявившихся к исповеди и причастию, клировые ведомости с подробным обозначением всех данных относительно храма, средств содержания причта, количества земли и др.

Для попечения о финансах, имуществе и хозяйстве церкви в каждом приходе верующие в присутствии благочинного и с согласия причта избирали сроком на 3 года церковного старосту, который утверждался в должности епархиальным архиереем.


Система социального обеспечения приходского духовенства


Средства содержания приходского духовенства складывались из: доходов от предоставленной ему земли, штатного государственного жалования, платы за духовные требы и добровольных пожертвований верующих. Тем не менее, во многих сельских приходах Оренбургской епархии по бедности прихожан и материальное положение клира было крайне тяжёлым.

Для его исправления православное духовенство Оренбургской епархии имело собственную корпоративную, сословную систему социального обеспечения.

По ходатайству епископа Варлаама (Денисова) (1804–1873) согласно высочайше утверждённому 17 декабря 1865 г. определению Св. Синода было учреждено Оренбургское епархиальное Попечительство о бедных духовного звания10, которое открылось 27 января 1866 г. Для оказания помощи оно:

- выдавало постоянные пенсии или единовременные пособия вдовам и сиротам духовного звания, а также семьям заштатных священно- и церковнослужителей, не получающих казённого жалования;

- осуществляло опекунское управление капиталами и имуществами сирот духовного звания до достижения ими совершеннолетия, выплачивая с наследства суммы на их содержание.

В фонд Попечительства поступали добровольные пожертвования, целевые кружечные сборы, штрафы с духовенства и сэкономленные суммы штатного жалования с незанятых духовных мест.

Например, капиталы Оренбургского епархиального Попечительства о бедных духовного звания в 1880 г. составляли 42273 руб. 15 коп., в 1890 г. – 37949 руб. 55 коп., в 1900 г. – 21258 руб. 3 коп., в 1905 г. – 71812 руб. 44 коп. Из этих сумм в 1880 г. выплачивались постоянные пенсии в размере от 6 до 60 руб. в год 218 семьям умерших священно- и церковнослужителей на общую сумму в 2847 руб. 35 коп., в 1890 г. – на 4773 руб. 51 коп., в 1900 г. – на 5735 руб. 75 коп., в 1905 г. – на 6714 руб. 66 коп. В 1880 г. выдано единовременных пособий в размере от 8 до 80 руб. 19 лицам на общую сумму в 610 руб. 9 коп., в 1890 г. – на 293 руб. 46 коп., в 1900 г. – на 67 руб., в 1905 г. – на 330 руб.

Под управлением Попечительства находилось опекунских капиталов: в 1880 г. – на 31539 руб. 78 коп., в 1890 г. – на 43257 руб. 96 коп., в 1900 г. – на 28533 руб. 57 коп., в 1905 г. – на 26517 руб. 92 коп. С доходов от этих сумм передано наследникам на содержание: в 1880 г. – 8126 руб. 8 коп., в 1890 г. – 1977 руб. 90 коп., в 1900 г. – 2464 руб. 74 коп., в 1905 г. – 2392 руб. 13 коп.11.

С 1 января 1893 г. при Попечительстве по инициативе его секретаря, диакона Оренбургской Покровской церкви Павла Иорданского была образована Пожарная касса для выдачи единовременных пособий погорельцам из числа священно- и церковнослужителей епархии. Фонд кассы формировался из ежегодных взносов от каждого священника по 25 коп., а диакона или псаломщика по 12 коп.12. В 1900 г. капитал кассы насчитывал 431 руб. 12 коп., в 1905 г. – 1735 руб. 84 коп., а в 1910 г. – 1986 руб. 16 коп. Из этих средств оказана помощь пострадавшим от пожаров в 1900 г. – на 35 руб., а в 1905 г. – на 40 руб.13.

Ещё в 1888 г. под руководством ключаря Оренбургского кафедрального собора, священника Павла Ивановича Львова (?–1899) была создана Комиссия для разработки проекта устава Эмеритальной кассы – пенсионного фонда Оренбургской епархии. С 17 февраля 1894 г. она была передана епархиальному Попечительству о бедных духовного звания, которое начало сбор пенсионных взносов14. 10 лет спустя, с 1904 г. стали осуществляться первые выплаты пенсий, хотя устав Эмеритальной кассы был временно утверждён лишь определением Св. Синода от 14 января – 24 февраля 1906 г. № 307.

Средства пенсионного фонда складывались из индивидуальных страховых взносов духовенства, ежегодных отчислений по 10 руб. с каждой церкви епархии, а также доходов от размещения этих капиталов в государственных банках и ценных бумагах под 4 % годовых. Участие в Эмеритальной кассе было обязательным для духовенства епархии, но с правом свободного выбора размера ежегодного пенсионного взноса по 6 разрядам. Величина пенсии зависела не только от размера, но и периода уплаты страховых взносов. При взносе от 5 до 40 руб. ежегодно и страховом стаже от 10 до 30 лет пенсия могла варьироваться от 15 до 360 руб. в год15.

В 1900 г. Эмеритальная касса Оренбургской епархии аккумулировала уже 129848 руб. 45 коп., в 1905 г. – 190488 руб. 50 коп., в 1910 г. – 332419 руб. 89 коп.16. К этому времени из её средств получали пенсии уже до 140 священно- и церковнослужителей. В случае смерти застрахованного пенсия выплачивалась его вдове с несовершеннолетними детьми.

С 1 января 1897 г. по предложению протоиерея градо-Троицкого кафедрального собора Иоанна Александровича Ильина (1861–1932) при Попечительстве была образована ещё одна Похоронная касса. В дополнение к существующим постоянным пенсиям она выдавала осиротевшим семьям духовенства единовременные пособия на погребение и первоначальные нужды по случаю потери кормильца. Для формирования капитала кассы при её учреждении все протоиереи и священники Оренбургской епархии единовременно внесли по 3 руб., а диаконы и псаломщики – по 1 руб. 50 коп., что дало в общей сложности около 2700 руб. В дальнейшем по смерти иерея каждый священник отчислял его семье по 30 коп., а в случае смерти диакона или псаломщика – каждый из диаконов и псаломщиков по 15 коп. В конце XIX в. это давало в среднем на одну священническую семью 170 руб., а на диаконскую или псаломщическую – 106 руб. При отсутствии наследников половина пособия передавалась заведующему похоронами, а другая вносилась в государственное кредитное учреждение вечным вкладом в пользу причта на поминовение умершего в той церкви, где он служил17.

Со второй половины 1903 г. размеры взносов в Похоронную кассу были увеличены: для священников – до 50 коп., для диаконов и псаломщиков – до 25 коп. При назначении на духовные должности иереи стали также единовременно вносить в капитал кассы – уже по 5 руб., а диаконы и псаломщики – по 2 руб. 50 коп.18. Это позволило поднять размеры пособий: для вдов и детей священников – до 300 руб. и для осиротевших диаконских и псаломщических семей – до 175 руб.19. С 1 января 1912 г. в соответствии с новым уставом Похоронной кассы выплаты были снова увеличены до 350 и 190 руб. соответственно20.

Усиление поддержки стало возможным благодаря постоянному расширению наличных средств кассы. Если в 1900 г. она располагала 7472 руб. 93 коп., то в 1905 г. – 16106 руб. 89 коп., а в 1910 г. – 22780 руб. 91 коп. За счёт этих денег семьям умерших священников, диаконов и псаломщиков в 1900 г. было выдано единовременных пособий на общую сумму в 5230 руб. 95 коп., а в 1905 г. – на 6671 руб.21.

С декабря 1898 г. в распоряжение епархиального Попечительства перешёл также Капитал на лечение больных духовного звания. Ещё по указу Св. Синода от 21 октября 1865 г. в него было предписано отчислять по 1 % с кошельковых и венчиковых сумм, но в действительности эти средства практически не использовались22. Однако Попечительство сумело быстро наполнить данную меру поддержки практическим содержанием, начав реальное взимание на организацию медицинской помощи по 1 % сборов уже с кошельковых и кружечных доходов. В 1900 г. Лечебная касса сосредоточила в своих руках 10452 руб. 29 коп., в 1905 г. – 13957 руб. 11 коп., в 1910 г. – 15249 руб. 38 коп. Если в 1900 г. за лечение неимущих лиц духовного звания в губернских и земских больницах из этого капитала было уплачено всего 23 руб. 40 коп., то в 1905 г. – уже 987 руб. 51 коп. В качестве единовременных пособий на лечение бедным больным в 1900 г. было выдано 110 руб., а в 1905 г. – 107 руб. 50 коп.23.

По многочисленным обращениям духовенства в августе 1904 г. при Попечительстве была создана ещё и Ссудная касса. На образование её первоначального фонда было отпущено 1000 руб. из остатков сумм, собранных в епархии на голодающих, и запасного капитала Похоронной кассы, откуда впоследствии и пополнялись кредитные ресурсы. Ссудная касса предназначалась для выдачи единовременных возвратных пособий на проезд назначенных священно- и церковнослужителей до нового места службы и другие неотложные нужды. Ссуды выдавались на срок не более 6 месяцев под 6 % годовых и не должны были превышать 40 руб. для священника и 25 руб. для диакона или псаломщика24. В 1905 г. касса имела операционный капитал в 1316 руб. 62 коп., из которых было предоставлено займов 40 духовным лицам на общую сумму в 1262 руб. 55 коп.25.

Наконец, ещё в 1899 г. умерший протоиерей Кафедрального собора Стефан Иванович Семёнов (1829–1899) оставил по завещанию духовному ведомству принадлежащие ему дома в г. Оренбурге, по Торговому пер. под устройство богадельни для престарелых священнослужителей. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания употребило на их перестройку и ремонт до 10 тыс. руб. Однако из-за спора о выселении наследницы богадельня для престарелых священнослужителей была открыта здесь лишь 1 ноября 1916 г. Содержалась она за счёт сдачи в аренду свободных помещений в этих домах под квартиры26.

Таким образом, в начале XX в. Оренбургское епархиальное Попечительство о бедных духовного звания превратилось в развитую систему социального обеспечения, которая объединила в своих руках функции страхования, опеки и кредитования нуждающихся.


Контрольные вопросы ко всему разделу:

  1. Отметьте особенности Казанского кафедрального собора как памятника культуры?

  2. Перечислите труды владыки Варлаама (Денисова), за которые он представлен к ордену Святой Анны 1-й степени?

  3. Какие меры предпринимал владыка Митрофан (Вицинский) в открытии духовной семинарии и духовном просвещении края?

  4. Как руководил строительством Оренбургской духовной семинарии и открытием Ольгинского приюта для бедных сирот Преосвященный Вениамин I (Быковский)?

  5. Какую роль сыграл владыка Вениамин II (Смирнов) в открытии церковноприходских школ, Оренбургской духовной семинарии, православно-миссионерского братства?

  6. Какую роль сыграл владыка Макарий (Троицкий) в учреждении Михаило-Архангельского братства в ноябре 1886 г., в открытии женского епархиального училища?

  7. В каких церквях Оренбурга владыка Николай (Адоратский) совершал службы, какие посещал духовно-учебные заведения, как обустроил архиерейский дом с церковью Крестовой?

  8. Как участвовал владыка Владимир (Соколовский-Автономов) в Японской духовной миссии, в противораскольнической деятельности в Оренбуржье?

  9. Роль владыки Иоакима (Левицкого) в открытии Оренбургского отдела Союза русского народа?

  10. Какую роль сыграл владыка Феодосий (Олтаржевский) в обустройстве монастырей в епархии и открытии новых монастырей?

  11. Роль владыки Мефодия (Герасимова) в духовном противостоянии большевикам и закрытию храмов и учебных заведений?

  12. Проанализируйте карту Оренбургской губернии из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, (1897 г.), определите основные благочиния епархиии как территориально изменились границы епархии?

  13. Как действовало Оренбургское епархиальное Попечительство о бедных духовного звания?



Ответы отправляйте на электронный адрес: [email protected], личным сообщением на странице в соцсетях «В контакте»: https://vk.com/id19515106: Для видеосвязи используйте скайп: punctum_saliens1


1 ПСЗ. – Собр. 2-е. – Т. XXXIV. – Ч. 1. – № 34266.

2 ПСЗ. – Собр. 2-е. – Т. XXXVII. – Ч. 1. – № 31135.

3 ПСЗ. – Собр. 3-е. – Т. XXXVIII. – Ч. 1. – № 38375.

4 Павлов А. С. Курс церковного права (репринтное издание). – СПб.: Издательство «Лань», 2002. – С. 174.

5 Устав духовных консисторий / С доп. и разъяснениями Святейшего Синода и Правительствующего Сената; Сост. М. Н. Палибин. – 2-е изд. – СПб.: Юрид. кн. маг. Н. К. Мартынова, 1912. – 240 с.

6 Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 173. Оп. 5. Д. 10581. Л. 30.

7 ПСЗ. – Собр. 2-е. – Т. XLIV. – Ч. 1. – № 46974.

8 ПСЗ. – Собр. 3-е. – Т. V. – № 2753.

9 Конюченко А. И. Приходское духовенство Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX века // Исторические чтения. Материалы научной конференции центра историко-культурного наследия г. Челябинска. – Челябинск, 1996. – С. 77–82; ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10581. Л. 21 об.

10 ПСЗ. – Собр. 2-е. – Т. XL. – № 42781.

11 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10556. Л. 4 об.; Д. 10564. Л. 6–6 об.; Д. 10571. Л. 8–10 об.; Отчёт о состоянии Оренбургского Попечительства о бедных духовного звания за 1905 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – № 23. – С. 483–484.

12 Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Вып. I // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Вып. VII. – Оренбург: Типография Оренбургской духовной консистории, 1900. – С. 235.

13 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10571. Л. 8–10 об.; Отчёт о состоянии Оренбургского Попечительства о бедных духовного звания за 1905 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – № 23. – С. 487; Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 24 ноября. – № 47. – Приложения. – С. 101.

14 Журналы IV Оренбургского Общеепархиального Съезда о. о. депутатов 1894-го года // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1894. – 1 мая. – № 9. – С. 130–153.

15 Устав эмеритальной кассы духовенства Оренбургской епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 15 мая. – № 10. – С. 161–170.

16 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10571. Л. 8–10 об.; Отчёт о состоянии Оренбургского Попечительства о бедных духовного звания за 1905 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – № 23. – С. 485; Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 24 ноября. – № 47. – Приложения. – С. 100.

17 Журналы Общеепархиального съезда духовенства Оренбургской епархии 1895 года // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 1 февраля. – № 3. – С. 34–35; 1–15 июля. – № 13–14. – С. 179–182.

18 Устав Похоронной кассы Оренбургского епархиального духовенства, утверждённый по журналу VI Общеепархиального съезда духовенства Оренбургской епархии от 24 мая 1896 г. за № 3 // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1907. – 25 января. – № 4. – С. 28–30.

19 Журналы Общеепархиального съезда духовенства Оренбургской епархии 1895 года // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 1 февраля. – № 3. – С. 34–35; 1–15 июля. – № 13–14. – С. 179–182.

20 Устав похоронной кассы Оренбургского епархиального духовенства // Оренбургские епархиальные ведомости. – Официальная часть. – 1911. – 20 октября. – № 42. – Приложения. – С. 44–48.

21 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10571. Л. 8–10 об.; Отчёт о состоянии Оренбургского Попечительства о бедных духовного звания за 1905 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – № 23. – С. 486; Оренбургские епархиальные ведомости. – Официальная часть. – 1911. – 24 ноября. – № 47. – Приложения. – С. 100.

22 Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Вып. I // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Вып. VII. – Оренбург: Типография Оренбургской духовной консистории, 1900. – С. 235.

23 ГАОО. Ф. 173. Оп. 5. Д. 10571. Л. 8–10 об.; Отчёт о состоянии Оренбургского Попечительства о бедных духовного звания за 1905 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – № 23. – С. 484; Оренбургские епархиальные ведомости. – 1911. – 24 ноября. – № 47. – Приложения. – С. 101.

24 Журналы X Общеепархиального съезда духовенства Оренбургской епархии // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1904. – 1 ноября. – № 21. – С. 353–358; 1905. – 15 января. – № 2. – С. 56–66; 1 февраля. – № 3. – С. 86–89.

25 Отчёт о состоянии Оренбургского Попечительства о бедных духовного звания за 1905 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – № 23. – С. 488–490.

26 Первый свободный Съезд духовенства и мирян. Тринадцатый день (1 июня) // Оренбургский церковно-общественный вестник. – 1917. – 8 июля. – № 26. – С. 1–2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!