Дата: Класс:
Тема урока: Архимедова сила. (практическая работа)
Цели: Сформировать знания обучающихся о выталкивающей силе, выяснить, от каких величин зависит (не зависит) значение Архимедовой силы.
Развивающие: развивать умение проводить физический эксперимент, по его результатам делать выводы, обобщения, творческие способности.
Воспитательные: содействовать формированию научного мировоззрения, показать практическую значимость изученной темы, воспитывать умение работать в группах для решения совместной задачи.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: рассказ, демонстрация, самостоятельное исследование
Ход урока
1. Актуализация знаний
Вопросы:
1. Формула для определения давлении?
2. Единицы измерения давления?
3. Как передается давление в твердых телах?
4. Как передается давление в газах и жидкостях?
5. Зависит ли давление от глубины?
6. Сколько Па равен 1 мм рт ст?
7. Чему равно атмосферное давление?
8. Прибор для измерения атмосферного давления?
9. Зависит ли давление от высоты?
2. Изучение нового материала (слайд-презентация)
Эксперимент с использованием ведерка Архимеда
- Что вы наблюдаете?
Измерения:
1- F груза в воздухе
2. F груза в воде
3. F1-F2
4. Р вытесненной жидкости
5. Вывод: выталкивающая сила равна весу вытесненной жидкости
Записать формулу, определение.
На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равна весу жидкости, в объеме погруженной части тела.
3. Практическая работа по группам (исследования)
Задача: выяснить от чего зависит выталкивающая сила, а от чего не зависит?
Группа1
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, но одинакового материала, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
Вывод: Архимедова сила зависит от объема тела, чем больше объем тела погруженного в жидкость, тем больше архимедова сила.
Группа 2
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
Вывод: Архимедова сила не зависит от плотности вещества из которого изготовлено тело.
Группа 3
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой, алюминиевый цилиндр.
Определите архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
Вывод: Архимедова сила зависит от плотности жидкости, чем больше плотность жидкости, тем больше архимедова сила.
Группа 4
Оборудование: груз, 2 сосуда с водой, нить, динамометр.
Опустите тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Долейте воду и понаблюдайте, изменится ли показания динамометра?
Вывод: Архимедова сила не зависит от высоты столба жидкости над телом.
4. Итог урока.
5. Рефлексия
Ответить на вопросы:
- Я все понял, урок понравился
- Урок понравился, но есть вопросы, написать какие?
- Я ничего не понял.
Д/З:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ)
Задача: выяснить от чего зависит выталкивающая сила, а от чего не зависит?
Группа1
Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема, но одинакового материала, динамометр, нить.
Определите архимедову силу, действующую на каждое из тел.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от объема тела.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ)
Задача: выяснить от чего зависит выталкивающая сила, а от чего не зависит?
Группа 2
Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры одинакового объема, нить.
Определите архимедовы силы, действующие на первое и второе тела.
Сравните плотность тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости (независимости) архимедовой силы от плотности тела.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ)
Задача: выяснить от чего зависит выталкивающая сила, а от чего не зависит?
Группа 3
Оборудование: динамометр, нить, сосуды с водой, соленой водой, алюминиевый цилиндр.
Определите, архимедовы силы, действующие на тело в воде, соленой воде.
Чем отличаются эти жидкости?
Что можно сказать об архимедовых силах, действующих на тело в различных жидкостях?
Установите зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ИССЛЕДОВАНИЕ)
Задача: выяснить от чего зависит выталкивающая сила, а от чего не зависит?
Группа 4
Оборудование: груз, 2 сосуда с водой, нить, динамометр.
Опустите тело в воду, с помощью динамометра определите архимедову силу, действующую на нее. Долейте воду и понаблюдайте, изменится показания динамометра?
Сделайте вывод.