Поурочный план по ИЗО в 7 классе.
Дата_________________
Тема урока: Архитектура и дизайн-конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Цели:
1. Сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, который рассматривается только в связи с другими видами ИЗО.
2. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.
3. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.
Оборудование и материалы: плакаты и репродукции с изображением видов архитектуры; схема-таблица «Виды архитектуры»; художественные материалы.
Ход урока
1.Организация начала урока .
Архитектура - та же летопись мира: она говорит тогда, когда молчат и песни, и предания и когда уже ничего не говорит о погибшем народе...
Н. В. Гоголь
2. Основной этап урока.
Содержание беседы.
Учитель. Ребята! В этом году мы начинаем изучение курса «Изобразительное искусство». А посвящен этот год будет, как вы поняли, изучению архитектуры.
Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы, и место отдыха. Это среда, в которой человек существует. Эта искусственно созданная среда противостоит природе.
Архитектор. Архитектура. Привычные слова. Каждый день мы слышим их, произносим. А где родились они? Откуда пришли к нам? В древнегреческом языке слово «архи» - «старший» и «тект» - «строитель». Из этих слов родилось третье: «архитектон» - начальник строительных работ. Древние переделали его в «архитектор». А здания, возведенные по планам архитектора, стали называть архитектурой, то есть архитектура - это искусство строить, а архитектор - главный строитель. В Древней Руси искусных строителей звали зодчими. В России эти слова появились только при Петре I, меньше чем 300 лет назад. А до этого говорили: «палатных дел мастер», «каменных дел», «плотничных дел».
А теперь послушайте современное определение понятия архитектура.
Архитектура, или зодчество - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.
Архитектура удовлетворяет практическим нуждам человека, она утилитарна и поэтому должна быть, в первую очередь, удобной. Но любое ли здание, отвечающее удобствам, является произведением архитектуры? Ле Корбюзье говорил: «Роль строительства - возводить сооружение, роль архитектуры - вызывать эстетическое волнение...» К таким свойствам архитектуры, как полезность, прочность добавляется гармония, красота. Витрувий - древний теоретик архитектуры - назвал три основных свойства архитектуры: польза, прочность, красота.
Польза — функция Прочность - конструкция Красота - форма
Поэтому архитектура (но не строительство) решает проблемы строительства художественно, а не только функционально.
Архитектура стоит особняком от других видов искусства. Она непосредственно участвует в формировании предметной среды. Она сама является частицей действительности. «Архитектура -искусство не изобразительное, а созидательное; оно не изображает предметы, а создает их» (Буров). Архитектура создает реальное пространство. В этом ее главная особенность. Если в живописи главное - цвет, в графике - линия, в скульптуре - объем, то в архитектуре - пространство. Пространство - язык архитектуры.
Архитектура рассматривается в связи с другими видами изобразительного искусства.
Давайте перечислим, какие виды изобразительного искусства нам известны?
Запись на доске:
1. Архитектура.
2. Живопись.
3. Графика.
4. Скульптура.
5. ДПИ (декоративно-прикладное искусство).
Учащиеся рассказывают об оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и т. д.
По функциональному значению принято выделять следующие виды архитектуры:
1. Жилищное строительство (дом).
2. Общественные здания (дворец, храм, стадион, театр).
3. Промышленное строительство (фабрика, завод, магазин, вокзал, ГЭС).
4. Декоративная архитектура (беседки, фонтаны, павильоны). (На доске репродущии различных видов архитектурных сооружений.)
Учитель. А сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы, каждая из которых выполнит эскиз здания определенного вида архитектуры. В конце урока мы проведем выставку ваших работ. Вы сразу выберите название для нее («Дома», «Дворцы», «Фонтаны» и т. п.) и тему своих работ.
3. Подведение итогов уроков.
1) Проведение экспресс - выставки.
2) Рефлексия.
- Что нового для себя узнали?
- В чем испытывали затруднения при выполнении художественной задачи, как их решали? - Какие чувства испытывали?
- Какой новый опыт приобрели и чему научились?
- Понравился ли вам урок? Что бы вы изменили в ходе урока?
3) Анализ и оценка работ уч-ся.