Актуализация
Архитектура-
искусство проектировать и строить разнообразные здания, сооружения и их комплексы.
История России , 8 класс
Тема урока:
«Русская архитектура XVIII в.»
В.В. Растрелли
Архитектурные стили
2-половины XVIII века.
Классицизм
Барокко
Строгие колонны;
Античные мотивы в убранстве;
Сочетание белого, желтого и голубого цветов.
Обилие колонн;
Пышность убранства;
Обилие лепных украшений.
В.В. Растрелли
Барокко
Один из художественных стилей конца XVI середины XVIII веков, тяготевший к парадной торжественности, декоративности, напряжённости и динамичности образов. Для барокко характерно тяготение к ансамблю и синтезу искусств.
Классицизм
Художественный стиль в европейском искусстве XVII века. Рассматривал античность как этическую и художественную норму. Для него характерны героический пафос, пластическая гармония и ясность
В.В. Растрелли
Петровские преобразования начала века способствовали приближению русской культуры к западной. Россия, вступив на путь имперского величия, требовала подтверждения, облеченного в архитектурную форму. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская- строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
Самой крупнейшей
фигурой в архитектуре
XVIII в. был
В.В.Растрелли
(1700-1771)
Основоположником
русского
классицизма был
Василий Баженов
(1738-1799)
Дом Пашкова
в Москве
Несколько
церквей
Царицынский
дворцовый
ансамбль под
Москвой
Михайловский замок
в Петербурге
Дом Пашкова
в Москве
Михайловский замок
в Петербурге
Царицынский дворцовый ансамбль под
Москвой
В.В. Растрелли
- В творчестве крупнейших архитекторов 18 века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества.
- Самой крупной фигурой в архитектуре 18 века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли
В.В. Растрелли
- Родился в Париже в семье скульптора. Вместе с отцом 16- летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве.
Большой дворец
в Петергофе
Большой Екатерининский
дворец в Царском Селе
Зимний дворец
В.В. Растрелли
Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700-1771). Один из величайших российских архитекторов 18 века
Создатель «елизаветинского барокко»:
- Грандиозный пространственный размах
- Четкость объёмов
- Сочетал с- пластичностью масс,
скульптурным убранством и
прихотливой орнаментикой
Гений барокко-
Растрелли В.В .
В.В. Растрелли
Большой (Екатерининский ) дворец . Царское Село.
В.В. Растрелли
Большой дворец в Петергофе
В.В. Растрелли
Дворец Строгановых
В.В. Растрелли
Андреевская церковь
Смольный монастырь
В.В. Растрелли
В Петербурге было сооружено несколько выдающихся ансамблей, в том числе Смольный монастырь , а также Петергофский (1747-1752) и Царскосельский дворцы (1752-1757), здание Зимнего дворца, собор Св. Андрея в Киеве (1774-1748) и Смольный монастырь (1748-1755 )
В.В. Растрелли
В 1754-1762гг Растрелли
строит главную резиденцию русских императоров- Зимний дворец-памятник зрелого барокко в России.
Для него характерны: торжественность, великолепие
парадное назначение.
Специфика его стиля:
-Колонны
-Полуколонны
-Пилястры
-Кариатиды
-Атланты
В.В. Растрелли
Царскосельский, или Екатерининский , дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
В.В. Растрелли
«Елизаветинское барокко» Стогановский дворец.
Западный фасад вдоль набережной Мойки
Характерны помпезность, изысканность, украшения и узоры, изыски, как различные декоративные украшения фасадов зданий, живописность и размах архитектурного творчества .
В.В. Растрелли
Барокко в интерьере
В.В. Растрелли
Роль Екатерины II в обустройстве главных городов России
- Желание Екатерины сделать Петербург вполне европейским городом побудило ее уже в 1762 году издать указ об учреждении «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы».
- На смену пышному елизаветинскому барокко пришел строгий классицизм со сдержанным благородством и величием форм.
В.В. Растрелли
Бывший дворец Шувалова
Екатерининский классицизм последней четверти XVIII века
В. И. Баженов
В. И. Баженов
- Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов, сын дьячка одной из придворных кремлёвских церквей Ивана Фёдоровича Баженова (1711—после 1773), свой природный талант к искусству обнаружил ещё в детстве
В.И. Баженов
В. И. Баженов
Василий Иванович Баженов родился 12 марта 1737 (по другим данным — 1738) года в семье Ивана Баженова, служившего в селе Дольском Малоярославского уезда Калужской губернии. Когда мальчику было лишь три месяца, его родители переехали в Москву.
«Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, — рассказывал о себе сам Баженов. — …Между прочим, по зимам из снегу делал палаты и статуи, что бы и теперь я желал то видеть».
В. И. Баженов
Баженов — первое в истории отечественной архитектуры имя международного масштаба. Он поднял русскую архитектуру до европейского мастерства в внес в нес самобытные национальные черты, благодаря чему можно говорить о «русском классицизме». Щедрость его дарования, широта творческого размаха тесно переплелись с неудачами личной судьбы. непризнанием современников. Но великие архитектурные замыслы Баженова, такие, как Большой Кремлевский дворец, ансамбль в Царицыне , не были реализованы
В. И. Баженов
Дом Пашковых в Москве
В. И. Баженов
В это время в Европе в искусстве возникает некоторое увлечение готикой – предвестие романтической эпохи. Баженов нашел свой путь и здесь. Именно красно-белый декор московских башен и называл Баженов русской готикой. Так возник замысел Царицынского комплекса (1795 – 1785).
В. И. Баженов
Часто посещавшая Москву императрица Екатерина II пленилась красотой местоположения подмосковной усадьбы Черная Грязь, принадлежавшей в Х V III веке семье Кантемиров. Черная Грязь после приобретения ее Екатериной в 1775 году была переименована в Царицино . Началось строительство дворцового комплекса, которое было поручено В.И. Баженову. Все постройки надлежало возвести в «мавританско -готическом вкусе». Строительство длилось 10 лет.
В. И. Баженов
Царицынский дворцовый ансамбль
В. И. Баженов
Дворец в Царицыно, Архитектор В.И. Баженов, 1775-1785 гг
В. И. Баженов
Проект Института благородных девиц при Смольном монастыре
В. И. Баженов
Дом Пашкова во всех описаниях города, изданных после 80-х годов ХУIII века, называют «самым прекрасным зданием Москвы», «жемчужиной русской архитектуры». Он венчает Ваганьковский холм напротив Кремля. В 1780— 1790-е годы, после неудач, постигших Баженова, он принимает частные заказы на строительство особняков. Среди заказчиков — гвардии капитан-поручик П.Е. Пашков, внук деншика Петра 1.
Дворец Пашковых
1784 – 1786
В. И. Баженов
Дом Пашкова (1784 – 1786 Москва).
В. И. Баженов
Широтой градостроительного замысла отмечен проект дворца для Московского Кремля с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади.
В 1767 году Баженов по поручению Екатерины II приступил к реконструкции Кремля . Согласно проекту Баженова Кремль превращался в новый центр Москвы.
Большой Кремлёвский Дворец
(1767 - 75 гг.)
В. И. Баженов
- Его готические проекты оказались весьма близки Павлу I. Он привлёк Баженова к проектированию Михайловского замка в столице. Считая его несправедливо пострадавшим от матери, Павел подарил Баженову имение Глазово под Павловском и назначил вице-президентом Академии художеств. Но всё это произошло уже в последние месяцы жизни архитектора.
Михайловский (Инженерный) замок
- Проект здания был разработан архитектором, а 26 февраля 1797 года заложен первый камень в фундамент постройки. 8 ноября 1800 года замок был торжественно освящён, работы по его внутреннему убранству ещё продолжались до марта 1801 года.
В. И. Баженов
Михайловский замок в Петербурге
Архитектурное наследие В. И. Баженова
в Липецкой области
с. Баловнево Данковский р-н
с. Троекурово Лебедянский р-н
с. Полибино Данковский р-н
с. Стрешнево Данковский р-н
с. Вешаловка Липецкий р-н
В. И. Баженов
- Усадьба З наменское располагается на территории Липецкого района Липецкой области в селе Вешаловка .
- Автором проекта церкви Знамения был молодой тогда архитектор Василий Иванович Баженов
В. И. Баженов
Полибино, Дворец Нечаевых, конец XVIII века,
архитектор В.Баженов
М. Ф. Казаков
- Матвей Фёдорович Казаков был помощником и учеником Баженова. Он родился в 1738 году в Москве, в семье подканцеляриста Главного комиссариата Фёдора Казакова — выходца из крепостных
М.Ф. Казаков
М. Ф. Казаков
- КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82).
КАЗАКОВ Матвей Федорович –гений классицизма
Матвей Федорович
Казаков (1738-1812)
был помощником и
учеником Баженова
Здания Сената в
Московском Кремле
Петровский
дворец
Дом князей
Долгоруких
Дом-усадьба
Демидовых
Здания Московского
университета
Петровский дворец
Здания Голицынской
и Павловской больницы
Здание Сената в Московском
Кремле
Дом-усадьба
Демидовых
М. Ф. Казаков
Дом Сената в Московском кремле
М. Ф. Казаков
Здание Московского университета
М. Ф. Казаков
Здание Голицынской больницы
М. Ф. Казаков
Петровский дворец
М. Ф. Казаков
Здание Сената в Кремле. Архитектор Казаков
И.Е.Старов
Иван Егорович Старов известен реконструкцией Александро-Невской лавры. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец
И.Е. Старов
И.Е.Старов
Великий Русский архитектор
Матвей Федорович Казаков
родился 1738году .
В 1775 году М.Ф. Казаков был
утверждён в звании архитектора.
Наследие Казакова включает множество графических работ —архитектурных чертежей, гравюр и рисунков.
Но основными работами великого зодчего стали архитектурные шедевры,
которые навсегда останутся гордостью
России.
Иван Егорович
Старов (1745-1808)
Александро-Невская
лавра
Строительство ряда
усадеб под Петербургом
Таврический
дворец
Александро-Невская
лавра
Таврический дворец
И.Е.Старов
Здание Сената в московском Кремле
(1776—1787)
И.Е.Старов
Благородное собрание (1775)
И.Е.Старов
Генерал-губернаторский дом (1782)
И.Е.Старов
Петровский подъездной дворец
(1776—1780)
И.Е.Старов
1733г. Подмосковная усадьба Никольское-Гагарино
Свято-Троицкий собор. 1794г
И.Е.Старов
Таврический дворец
Троицкий собор
в Александро-Невской
лавре
Приглашённые зарубежные мастера на русской службе
- Традицией всех европейских дворов XVIII в. было приглашение из других стран лучших мастеров для строительства и украшения дворцов монархов и знати. Россия не была исключением.
- В январе 1780 г. по приглашению Екатерины II в Петербург прибыл в качестве придворного архитектора уроженец Венецианской республики Джакомо Кваренги.
Б.Ф. Растрелли и А. Ринальди
Джакомо Кваренги
Родился близ Бергамо в семье художников. По семейной традиции должен был стать священнослужителем, но, видя тягу сына к рисованию, отец направил его в Рим, где он увлекся архитектурой.
Во время путешествий по Италии познакомился с бароном Гриммом, который пригласил архитектора в Россию (1780), где Кваренги стал придворным архитектором Екатерины II.
Джакомо Кваренги
- Строил много сооружений для двора и придворных, преимущественно в Петербурге, Петергофе и Царском Селе ; здание Академии наук в Петербурге, Смольного института (1806-1808).
- Постройки Кваренги отличаются ясностью планировочных решений, простотой и четкостью композиций, монументальной пластичностью форм. Кваренги привнес в русское зодчество высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приемам А. Палладио .
Джакомо Кваренги
Здание Академии Наук, архитектор Дж. Кваренги, Санкт-Петербург, 1783-1789 гг
Джакомо Кваренги
Вид на Воскресенские ворота со стороны Красной площади, архитектор Дж. Кваренги,
Джакомо Кваренги
Смольный, архитектор Дж. Кваренги,
Чарлз Камерон
- Выходец из Шотландии Чарлз Камерон приехал в Петербург в 1779 г. Ему было поручено украсить новыми постройками резиденцию императрицы в Царском Селе.
Чарлз Камерон
Родился в Лондоне, в семье строительного подрядчика.
В 1779 приглашен в Россию для строительства терм в Царском селе как наиболее известный в Европе исследователь построек этого типа. В 1779 определен архитектором императорского двора, отвечавшим за «строения» Царского Села.
Его наиболее выдающиеся работы в этом ансамбле - комплекс терм, включающий «Холодные бани», «Агатовые комнаты» (1779-1785), прогулочную «Камеронову галерею» и «Висячий сад» (1783-1786), а также пандус.
Начиная с 1779 и вплоть до 1786 Камерон работал в Павловске для великих князей.
Чарлз Камерон
- Увлечённый античным наследием, Камерон построил двухэтажный корпус, примыкающий к восточной стороне Большого Екатерининского дворца. В нём он создал великолепные Агатовые комнаты, отделанные агатом, яшмой, позолоченной бронзой. Здесь же были разбиты Висячие сады.
Чарлз Камерон
- Наиболее известна протяжённая Камеронова галерея-колоннада, завершающаяся в парке у озера эффектной лестницей, украшенной бронзовыми изваяниями.
- После этого проекта Камерон построил Павловский дворец и ряд павильонов в его парке.
Чарлз Камерон
Камеронова галерея. Лестница
1782 - 1785
Россия, Царское село
Строительство галереи
началось в 1784 году
по эскизам и
под руководством
Ч.Камерона.
В марте 1787 года строительство Камероновой галереи,
которым руководил архитектор
царскосельской Конторы строений И. В. Неелов, было закончено.
Чарлз Камерон
Дворец в Павловске
1779 - 1786
Россия, Павловск
Антонио Ринальди
- Итальянский архитектор Антонио Ринальди прибыл в Россию ещё в правление Елизаветы Петровны и пробыл придворным архитектором до 1790 г
Антонио Ринальди
- За это время он построил дворцовый комплекс в Ораниенбауме, Большой Гатчинский дворец, Китайский театр и Китайский павильон в Царском Селе, Мраморный дворец, католический храм святой Екатерины, Князь-Владимирский собор и третий Исаакиевский собор в Петербурге.
Антонио Ринальди
Большой Гатчинский дворец
Антонио Ринальди
Дворцовый комплекс в Ораниенбауме
Винченцо Бренна
- В 1783 г . по приглашению цесаревича Павла Петровича в Россию прибыл учитель Кваренги — Винченцо Бренна . С ним будущий российский император познакомился в 1782 г., когда Павел и его супруга под именем графа и графини Норд путешествовали по Европе.
Винченцо Бренна
- Павел пригласил Бренна для декорирования дворца в Павловске . Также архитектор участвовал в достройке Большого Гатчинского дворца и строительстве Исаакиевского собора .
Винченцо Бренна
Дворец в Павловске
Определите стиль
Царское село Екатерининский дворец
Начало строительства
В 1717—1723 гг.
(архитектор
И. Ф. Браунштейн).
В 1743—1756 гг. строительством руководили
М.Г.Земцов, А. В. Квасов и С.И. Чевакинский,
а затем
Ф.Б. Растрелли.
Михайловский замок
Павла I ( 1797—1801 гг.)
Определите стиль
«Прадеду правнук» , 1800 г.
«ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ
ДОЛГОТУ ДНЕЙ »
ПАВЛОВСК - дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., летняя резиденция императора Павла I и его семьи.
Определите стиль
Дворцово-парковый ансамбль "Павловск" - памятник архитектуры конца XVIII - нач. XIX вв. В его создании принимали участие выдающиеся архитекторы, декораторы и живописцы XVIII-XIX веков –
Ч. Камерон, В. Бренна,
А. Воронихин, Дж. Кваренги, К. Росси, П. Гонзаго и др.
Интерьер Шереметьевского театра
Определите стиль
Стиль барокко в мебели
Определите стиль
Камеронова галерея, Царское село
Определите стиль
ПАВЛОВСК Розовый павильон
Определите стиль
Вывод
Выдающиеся памятники архитектуры, созданные в XVIII в., нагляднее всего свидетельствуют о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в один из крупнейших и признанных культурных центров Европы.