СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Архитектура сложного предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Архитектура сложного предложения"»

Приложение 1

1 группа

-найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, выпишите их номера

Предложения

Ответ

1. Флотская тельняшка - самый узнаваемый атрибут морской формы.


[ ], ; :- [ ]

Выпишите номера предложений, соответствующих данной схеме:


_________________________


2. 19 августа прошлого года исполнился 141 год с момента, когда ее определили формой одежды для "нижних чинов кораблей и флотских экипажей" русского флота.

3. Матросы в полосатых нательниках были видны на фоне парусов при выполнении работ на корабле.

4. Быстро выяснились и ее преимущества: тельняшка хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело (не мешает работе на парусах), не стесняет движений и быстро сохнет.

5. Моряки очень любят тельняшку; не случайно второе, неформальное название этого поистине всенародно любимого элемента морской экипировки звучит гордо и значительно - "морская душа"!



Приложение 1

1 группа

-найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, выпишите их номера

Предложения

Ответ

1. Флотская тельняшка - самый узнаваемый атрибут морской формы.


[ ], ; :- [ ]

Выпишите номера предложений, соответствующих данной схеме:


_________________________


2. 19 августа прошлого года исполнился 141 год с момента, когда ее определили формой одежды для "нижних чинов кораблей и флотских экипажей" русского флота.

3. Матросы в полосатых нательниках были видны на фоне парусов при выполнении работ на корабле.

4. Быстро выяснились и ее преимущества: тельняшка хорошо сохраняет тепло, плотно облегает тело (не мешает работе на парусах), не стесняет движений и быстро сохнет.

5. Моряки очень любят тельняшку; не случайно второе, неформальное название этого поистине всенародно любимого элемента морской экипировки звучит гордо и значительно - "морская душа"!








Приложение 1

2 группа

- найдите в тексте сложноподчинённые предложения, выпишите их номера, определите виды придаточных предложений.


Предложения

Ответ

1.Бескозырки («…повседневный, будничный головной убор») утвердились в ноябре 1811 года как , а вот ленточки на них появились позже, в 1857 году.




Выпишите номера

предложений,

соответствующих данной схеме:

________________________


2.Они достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы.

3.Если на море бушевал шторм, шляпы подвязывались шарфами.

4.Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты, они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки.


5. Любят моряки, когда ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.



Приложение 1

2 группа

- найдите в тексте сложноподчинённые предложения, выпишите их номера, определите виды придаточных предложений.


Предложения

Ответ

1.Бескозырки («…повседневный, будничный головной убор») утвердились в ноябре 1811 года как , а вот ленточки на них появились позже, в 1857 году.




Выпишите номера

предложений,

соответствующих данной схеме:

________________________


2.Они достались морякам от тех далеких времен, когда матросы носили неудобные широкополые шляпы.

3.Если на море бушевал шторм, шляпы подвязывались шарфами.

4.Шарфы морякам дарили жены, матери, невесты, они вышивали на шарфах золотыми нитками слова молитв, свои имена, якорьки.


5. Любят моряки, когда ленточки бескозырки развеваются за плечами, обнимают за шею.






Приложение 1

3 группа

-найдите в тексте сложносочинённые предложения, выпишите их номера.

Предложения

Ответ

1.Украшение матросской рубахи - большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю.


[ ], соч.с. [ ]

Выпишите номера предложений, соответствующих данной схеме:


_________________________


2.В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса.

3.Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали.

4.Тогда они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут.

5. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

6.Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной, без него и форма не форма, но есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.



Приложение 1

3 группа

-найдите в тексте сложносочинённые предложения, выпишите их номера.


Предложения

Ответ

1.Украшение матросской рубахи - большой воротник синего цвета с белыми полосами по краю.


[ ], соч.с. [ ]

Выпишите номера предложений, соответствующих данной схеме:


_________________________


2.В старину матросам предписывалось ношение пудреных париков и намасленных косичек из конского волоса.

3.Косички пачкали робу, а матросов за это наказывали.

4.Тогда они и придумали подвешивать под косичку кожаный лоскут.

5. Косичек на флоте уже давно не носят, а кожаный лоскут превратился в синий воротник, напоминающий нам о старых временах.

6.Лежит у моряков на плечах широкий синий воротник с тремя белыми полосами, как волна с белой пеной, без него и форма не форма, но есть и другая версия: в матросский воротник трансформировался капюшон, которым моряки закрывались от брызг.







Личный номер



№ задания

1

2

3


Отметка о выполнении задания





задания

I этап

Ответы

Выделите грамматическую основу

  1. Шевроны и нашивки украшают военно-морскую форму.

  2. История их появления интересна.




II этап


Определите, где простые предложения, а где сложные

  1. Сейчас корабли сражаются на больших дистанциях, а в прошлом корабельная артиллерия была слабой.

  2. Корабли сходились борт о борт.

  3. На абордаж шли их команды, в рукопашном бою определялся победитель.



III этап


Определите виды предложений, постройте схемы СПП предложений

  1. В пылу боя трудно было разобрать, где противник.

  2. Командиры стали привязывать на рукав у локтя шарф или яркую тесьму, чтобы матросы знали, возле кого держаться, чьи приказы исполнять.

  3. Почему именно на рукав, а не на шляпу?

  4. Украшать шляпу было опасно, так как лучшие стрелки вражеского корабля забирались на мачты и старались вывести из строя чужих командиров.

  5. Прошли годы, артиллерия стала дальнобойной, абордажный бой вывелся, а тесьма не оставила командирский рукав, она превратилась в золотой галун и приросла к рукаву навсегда.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!