СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура предприятия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образец курсовой работы по дисциплине "Архитектура предприятия" для студентов 3 курса.

Просмотр содержимого документа
«Архитектура предприятия»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 2

Глава 1. Анализ 5

1.1 Анализ рынка 5

1.2 Методы, которыми осуществляется анализ 11

1.3 Вербальная постановка задачи 13

Глава 2.Описание предметной области. 15

2.1 Краткая характеристика производства трикотажных изделий 15

2.2 Описание основных технологических процессов трикотажной фабрики 18

2.3 Описание вспомогательных технологических процессов трикотажной фабрики 22

2.4 Описание внешних сущностей…………………………………...………24

2.5 Описание внутренних сущностей и накопителей 26

Глава 3 Разработка архитектуры предприятия. 28

3.1 Анализ существующих архитектур 28

3.2 Модель Захмана 29

3.3 Архитектура федеральной организации (FEA) 37

3.4 Структура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner 40

3.5 Разработка собвственной модели 41

3.6 Сравнение четырех методологий 42

Глава 4. Реализация 46

Глава 5. Результаты 50

5.1 Результаты теоретические 50

5.2. Формирование организационных мер 51

Заключение 53

Список использованной литературы 54

Приложения 55





ВВЕДЕНИЕ

Особенности сегодняшнего уровня развития технологий приводят к всё большему усложнению подходов и методов управления крупными организациями. Новые времена требуют новых решений. Старые подходы теряют свою актуальность и перестают быть эффективными. Сегодня нужно управлять точнее и быстрее, а сам объект управления усложняется, обретая все новые технологические свойства, и это только начало. Возрастающие требования и увеличивающаяся сложность объекта требуют разработки новых подходов к управлению. Так, в последнее время возникло понятие «Архитектуры предприятия».

Архитектура предприятия – это наиболее общее и всестороннее представление предприятия как хозяйствующего субъекта, имеющего краткосрочные и долгосрочные цели ведения своей основной деятельности, определённые миссией на региональном и мировом рынке, стратегией развития, внешние и внутренние ресурсы, необходимые для выполнения миссии и достижения поставленных целей, а также сложившиеся правила ведения основной деятельности.

Комплексное применение архитектуры предприятия и лежащего в основе системного подхода, то есть единого восприятия и последовательного моделирования стратегии и архитектуры бизнеса, позволяет обоснованно инвестировать, повышать бизнес-эффект, а также снижать риски и вариабельность в работе предприятия.

Для целей системного анализа архитектура предприятия может рассматриваться в двух аспектах:

  • Статическом – по состоянию предприятия в некоторый фиксированный момент времени;

  • Динамическом – как процесс перехода от текущего состояния к некоторому желаемому состоянию в будущем.

Развитие информационных технологий и электронного бизнеса поставило новые задачи: обеспечить интеграцию отдельных компонентов информационных систем в рамках одного предприятия, а также взаимодействие информационных систем разных организаций. Практически ни в одной отрасли не удается решить все задачи путем внедрения одной, даже очень мощной, системы управления. Так что наличие нескольких систем от разных поставщиков стало правилом, а не исключением. Появляется задача оптимального выбора таких компонент и построения необходимой для их работы инфраструктуры. В последние несколько лет стали особенно актуальными вопросы экономической эффективности и стоимости владения создаваемых автоматизированных систем.

Это происходит в условиях, когда наблюдается растущая сложность технологических решений, необходимость интеграции большого количества технологий с целью обеспечения растущих потребностей бизнеса, государства и общества в целом – они во все большей степени полагаются на технологии в своей повседневной деятельности. Такая сложность часто приводит к катастрофическому увеличению количества неудач в проектах, связанных с внедрением информационных систем. По оценкам различных консалтинговых компаний, примерно 50% ИТ-проектов в различных отраслях заканчиваются не так, как запланировано, а в государственном секторе этот процент достигает 70%. Из этого количества примерно треть неудач связана с проблемами проектирования архитектуры.

Многие крупные компании и организации начали реализовывать собственные программы разработки и использования в своей деятельности архитектуры предприятия. Поэтому в ходе выполнения данного курсового проекта необходимо разработать свою модель построения архитектуры предприятия.

Цель работы: разработать модель построения архитектуры предприятия, занятого в трикотажной промышленности, для оптимизации его работы, повышения конкурентоспособности и минимизации рисков.

Объект исследования: предприятие по производству трикотажной продукции.

Задачи:

  • Изучить отрасль трикотажного производства;

  • Рассмотреть возможные варианты построения архитектуры предприятия данного типа;

  • Разработать модель архитектуры предприятия таким образом, чтобы было возможно добиться максимальной оптимизации производства;

  • Оценить полученные результаты и сделать выводы по работе.























Глава 1. Анализ
    1. Анализ рынка

Трикотажная промышленность – подотрасль текстильной промышленности, что обусловлено своеобразием её производственных процессов. Трикотажная промышленность – это составляющая слагаемых, коим является чулочно-носочное, бельевое, верхнетрикотажное производства, а также производство платочно-шарфовых, перчаточных изделий, головных уборов и трикотажа технического назначения. Трикотажная промышленность вырабатывает широкий ассортимент самых разнообразных изделий, многие из которых являются незаменимыми или более желанными, чем изделия, выработанные из ткани. Ассортимент трикотажных изделий весьма широк – это чулочно-носочные изделия, белье, верхняя одежда, спортивные изделия, купальные костюмы, перчатки, технический трикотаж для резиновой, обувной и других отраслей промышленности, искусственный мех, ватин, корсеты, пояса, шарфы, медицинские чулки, протезы кровеносных сосудов и так далее.

Трикотажные изделия обладают ценными потребительскими качествами – эластичностью, воздухопроницаемостью, высокой гигиеничностью, малой сминаемостью, хорошей драпируемостью, способностью хорошо облегать фигуру, удобство в эксплуатации. Трикотажное производство имеет неисчерпаемые возможности получения различных переплетений, придающим трикотажным изделиям самый разнообразный внешний вид и необходимые свойства.

В трикотажной промышленности возможна переработка почти всех видов текстильного сырья: хлопчатобумажной пряжи, шерсти, штапельных волокон, натурального шелка, искусственных волокон, резиновой тесьмы, металлических нитей, и химических волокон. Новые тенденции в пряжах связаны со стременем к крайностям. Это либо сверхлегкость, либо максимальный объем. Актуальны очень тонкие, гладкие пряжи, часто блестящие.

Выполнение планов увеличения объема производства, повышение производительности труда, улучшение качества и расширение ассортимента продукции в значительной степени зависит от технической оснащенности трикотажных предприятий. Парк вязального оборудования чрезвычайно разнообразен. Вязальное оборудование постоянно совершенствуется: расширяются его технологические возможности, создаются условия для улучшения качества вырабатываемой продукции, повышается производительность труда и машин, создаются технологические платформы (Приложение 1, рис.1).

В январе-декабре 2010 г. индекс текстильного и швейного производства составил 112,1% к январю-декабрю 2009 г., производства кожи, изделий из кожи и производства обуви – 118,7%, в том числе в декабре 2010 г. к декабрю 2009 г. – 110,2% и 115,0% соответственно (Приложение 1, рис. 2).

С исключением сезонного и календарного факторов текстильное и швейное производство в декабре 2010 г. к предыдущему месяцу возросло на 1,0%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви – на 1,5 процента.

Стабильно высокий темп производства товаров легкой промышленности за январь-декабрь 2010 г. обусловлен как сдерживанием роста потребительских цен на продукцию легкой промышленности (индекс цены за декабрь 2010 г. к декабрю 2009 г. составил: по тканям – 104,4%, одежде и белью – 107,1%, трикотажным изделиям – 107,8% и обуви – 106,1%), так и низкой базой января-декабря 2009 года.

Ограниченный рост реальных располагаемых денежных доходов (104,3%) сказался на умеренном росте оборота розничной торговли (104,4%), что свидетельствует скорее о восстановлении прежних «позиций» в легкой промышленности, нежели об интенсификации промышленного производства.

Индекс текстильного производства в январе-декабре 2010 г. составил 114,8% к январю-декабрю 2009 года. Производство тканей продолжает оставаться на высоком уровне (116,7%) вследствие продолжающегося роста производства нетканых материалов типа тканей (135,9%), а также восстановления темпов производства хлопчатобумажных тканей (104,0%), которое во многом обусловлено низкой соответствующей базой 2009 года и восстановлением спроса на готовые товары, в частности на постельное белье (116,2 процента).

Производство хлопчатобумажных тканей за январь – декабрь 2010 г. составило 1484,4 млн. м. кв., то есть практически на уровне 2009 года (1477,0 млн.м.кв.).

Основная причина – демпинговые поставки хлопчатобумажной пряжи из стран СНГ на протяжении последних лет, а также резкое повышение цен на хлопковолокно за последние годы на мировом рынке, в том числе на хлопок из стран СНГ (на 30% выросла цена на хлопок в 2010 году, на 17,2% в 2008 году, на 7,6% в 2007 году, на 3,5% в 2006 году).

Производство хлопчатобумажных тканей с учетом конкуренции с китайскими импортерами стало нерентабельным.

Сохраняющееся падение объемов производства шерстяных тканей (90,4%) свидетельствует о глубокой кризисной ситуации как в производстве шерсти, обусловленной дефицитом и низким уровнем качества отечественного сырья, ростом цен мирового рынка на высококачественную шерсть, так и отсутствием отечественного производства востребованных тканей нового поколения.

Устойчивая тенденция снижения производства тканей из синтетических и искусственных волокон и нитей, включая штапельные (96,5%), обусловлена высоким уровнем конкуренции со стороны импортных тканей, поступающих из Турции и стран Юго-Восточной Азии.

Производство льняных тканей в январе – декабре 2010 г. составило 105,9% (49,2 млн.м.кв.) к январю – декабрю 2009 г., что свидетельствует о выравнивании ситуации с производством тканей льняных.

В январе-декабре 2010 г. увеличилось производство трикотажных изделий (108,6%), а также трикотажных чулочно-носочных изделий (102,2 процента).

Стабильный рост производства трикотажных изделий обусловлен возросшим уровнем конкурентоспособности отечественной продукции.

На росте производства одежды, выделки и крашения меха(110,0%) сказалось как влияние сезонного фактора, так и улучшение ситуации с реализацией продукции, проявившихся в росте производства курток (109,2%), пальто, полупальто (108,4%), платьев, сарафанов женских или для девочек (106,4%), рубашек мужских или для мальчиков, кроме трикотажных (105,8%), костюмов (103,0%).

Рост объемов производства рабочей одежды – комплектов и костюмов, курток производственных и профессиональных мужских (119,9%), а также женских (128,4%) обусловлен ростом промышленного производства (108,2%).

Индекс производства кожи, изделий из кожи и производства обуви составил 118,7%, в том числе в декабре 2010 г. к декабрю 2009 г. – 115,0 процентов.

Данный рост производства в декабре 2010 г. обусловлен ростом производства аксессуаров (чемоданов, сумок – 136,5%, папок для бумаг – 145,4%), а также ростом производства обуви (106,9%), в том числе с верхом из текстильных материалов (120,2%).

В последние годы сырьевая база отрасли формировалась на основе

натуральной шерсти и дополнялась химическими волокнами и хлопком. Вместе с тем, значительно сократился импорт шерсти, хлопка и химических волокон из ближнего и дальнего зарубежья. Финансово-экономическое положение текстильных предприятий свидетельствует об уменьшении обеспеченности оборотными средствами, а высокие кредитные ставки, достигающие 200%, не позволяют решать сырьевую проблему, ограничивающую выпуск трикотажных изделий. Последней необходимо льготное финансирование предприятий и введение таможенных вывозных пошлин на такое сырье и, прежде всего, на шерсть нескольких видов, в которых нуждается отечественная шерстяная промышленность. Причины снижения производства тканей связаны также со структурными и спросовыми факторами. Определяющим фактором продолжающегося спада производства текстильной продукции является ограничение спроса потребителями. Цены на большинство видов текстильной промышленности

приблизились к уровню мировых цен. Спрос на предметы товаров народного

потребления и особенно на предметы гардероба наиболее восприимчив к

изменению реальных доходов.

Снижение доходов населения автоматически замещает продуктами питания приобретение текстильных изделий. Запаздывающая реакция производства на изменения в структуре потребителей текстильной продукции приводит к неравномерной динамике снижения вырабатываемых изделий. Известно, что в формировании госбюджета страны текстильная промышленность всегда играла заметную роль, так как доля направляемых средств в доходную часть бюджета составляла 24%.

Причин кризисной ситуации, характерной именно для текстильной отрасли, несколько:

1) Кризис финансового положения предприятий, вызванный недостатком собственных оборотных средств и неплатежами.

2) Технологическая отсталость подавляющего большинства предприятий. Только 1% из них укомплектован современным оборудованием, 30% от общего количества частично имеют новое оборудование, остальные используют устаревшие технологии и основные средства.

3) Разрыв сложившихся хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, возникшие при этом трудности с приобретением сырья и материалов, не производимых в России (в первую очередь хлопка ), и сбытом готовых изделий (после распада СССР Россия вынуждена завозить из ближнего зарубежья 100% хлопка-волокна, 44% шерсти, 70% синтетических волокон, 100% натурального шелка ).

Несмотря на тяжелейшее положение в отрасли, всю глубину ее падения, она еще может подняться, может возродиться. Стабилизация производства, дальнейшее его развитие, сопутствующее этому развитию улучшение социальной интеграции в текстильной промышленности во многом зависят от успеха структурных преобразований в экономике. Верно выбранные ориентиры структурной перестройки являются основой для будущего экономического роста, обеспечивающего полную занятость и стабильный уровень цен.

Для стабилизации производства и постепенного его наращивания нужно применить следующую систему мер:

1. Обеспечение предприятий оборотными средствами.

2. Ограничение импорта, установление квот для стран ЕС, Китая и стран Юго-Восточной Азии.

3. Создание заинтересованности оптовых и розничных предприятий в реализации отечественных товаров, предоставление им льгот и по аренде помещений, и по налогам.

4. Привлечение инвестиций.

Сейчас основными рынками сбыта для российского текстиля являются такие страны, как Украина, Финляндия, Швеция, Германия.

Что же касается основных производителей текстильного рынка России. Сейчас на территории нашей страны функционирует 81триктажная фабрика, выпускающая трикотаж разных видов: Биробиджанская промышленно-торговая трикотажная фирма «Виктория», Верещагинская трикотажная фабрика, Великолукская трикотажная фабрика «Тривел», Воронежская трикотажная мануфактура, Волгоградская чулочно-трикотажная фабрика «АОРА», Гатчинская трикотажная фабрика, Кировская трикотажная фабрика, Миасская трикотажная фабрика «Allene», Трикотажная фабрика «Тамбовчанка», Ярославская трикотажная фабрика, Трикотажная фабрика «ALEGRO» (Орел).

    1. Методы, которыми осуществляется анализ

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория применяет ряд общенаучных методов познания, т. е. таких методов, которые используют и другие общественные и естественные науки. Важнейшими из таких общенаучных методов для сферы экономики являются следующие: 

  • наблюдение и сбор фактов; 

  • эксперимент; 

  • моделирование; 

  • метод научных абстракций; 

  • анализ и синтез; 

  • системный подход; 

  • индукция и дедукция; 

  • исторический и логический; 

  • графический. 

Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (опытный) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности. Например, именно благодаря наблюдению и сбору фактической информации можно определить, как изменились товарные цены за тот или иной период. 
В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально созданные и контролируемые условия. Скажем, для проверки эффективности новой системы оплаты труда проводят ее экспериментальные испытания в рамках определенной группы работников. 
Метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее, например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций, или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий - так называемых абстракций, или категорий. Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, ученые абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Так для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других не существенных в данном случае характеристик предметов и в то же время зафиксировать объединяющее их свойство: все эти вещи — продукты труда, предназначенные для продажи. 
Метод анализа и синтеза предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез). Например, сопоставление экономических показателей работы отдельных цехов — это анализ, а определение общеотраслевых результатов хозяйствования всей целлюлозно-бумажной промышленности - синтез. 
Благодаря сочетанию анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не механическое соединение разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что, по существу, весь окружающий человека мир состоит из множества больших и малых систем. 
Индукция и дедукция представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на продукты питания наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция). В свою очередь, из общего положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия. 
Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Также широкое применение в экономических науках имеет графический метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков: схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Благодаря этим инструментам исследования обеспечиваются компактность (сжатость) и наглядность в изложении теоретического материала. Так, скажем, график зримо демонстрирует зависимость тех или иных величин друг от друга.

    1. Вербальная постановка задачи

После того, как найдены необходимые источники информации и проанализирована литература, которую можно использовать в своей работе, необходимо перейти к постановке задачи. Постановка задачи – это один из самых важных этапов в работе. Наверное, даже самый важный после планирования. Во многом от того, насколько правильно будут поставлены задачи, зависит то, насколько будет достигнута поставленная цель.

Основные резервы повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий в настоящее время связаны с оптимизацией их бизнес-архитектуры, последовательной реализацией модели управления, обеспечением гибкости организационной структуры и процессов деятельности, связанных с управлением добавленной стоимостью и т.д. Данные же возможности в большей степени обеспечиваются детально проработанной бизнес-архитектурой компании, которая должна содержать описание процессов изменений в организации деятельности компаний, а также обеспечивать эффективное управление этими процессами.

Поэтому нам необходимо разработать модель бизнес-архитектуры предприятия, которая позволила бы обеспечить предприятие универсальным инструментом, который способствует, прежде всего, осознанию структуры и методов организации производственных процессов. Модель, позволяющую сформировать некий план продвижения организации в области бизнеса и развивающихся технологий. Она будет использоваться руководством предприятия в целях изучения принципов его функционирования, а также может дать возможность разработки новых, более совершенных стратегий, организации новых способов планирования развития с учетом необходимости соответствия постоянно меняющимся внешним условиям.

Такая архитектура позволит обеспечить быстрый отклик и гибкость, что обусловлено выбором соответствующих форм организации, специальной проработкой процессов и использованием определенных классов информационных систем.

Таким образом, разработанная модель должна обеспечить предприятию повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, прохождение предприятием международной сертификации и выход на рынки развитых зарубежных стран, формирование условий для эффективной и отвечающей законодательству работы, автоматизации отдельных направлений деятельности на фоне общей высокой активности внедрения ИТ во все сферы работы и всё возрастающей доли бюджетов предприятия на ИТ-компоненту, а также создание инструмента для оценки и оптимизации бизнес-процессов в рамках достижения целевых показателей деятельности всей организации.






Глава 2. Описание предметной области

2.1 Краткая характеристика производства трикотажных изделий

Для производства одежды применяют различные материалы, которые подразделяют на основные, составляющие детали верха и подкладки; прикладные, применяемые для создания каркаса, жесткой формы, укрепления деталей; теплоизоляционные; соединительные; фурнитуру и отделочные.

В качестве основных материалов используют ткани, трикотажные полотна, натканные, пленочные и слоистые материалы различного волокнистого состава и структуры, искусственные меха и кожи. Промышленность изготовляет в основном одежду из тканей и трикотажных полотен. По сырьевому составу их делят на хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, льняные, по назначению – на пальтовые, костюмные, платьевые, сорочечные, бельевые и подкладочные. К внешнему виду, гигиеническим свойствам этих материалов, стойкости к различным воздействиям предъявляют различные требования. Так, материалы, используемые для деталей верха пальто, должны иметь красивый внешний вид, достаточную стойкость к истирающим и сминающим нагрузкам; подкладочные – хорошую стойкость к истиранию, гигроскопичность, паро- и воздухонепроницаемость.

Некоторые трикотажные изделия полностью вяжут на машинках (чулки, носки, платки, варежки и т.д.), другие – белье, большинство верхних трикотажных изделий, перчатки – шьют из изготовленного (связанного) на машинах трикотажного полотна.

По назначению вырабатываемой продукции трикотажную промышленность подразделяют на следующие виды производств: верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные, перчаточное, техническое полотно и медицинские изделия.

2.2 Описание основных технологических процессов трикотажной фабрики

Контроль качества сырья

Сырье, поступившее на склад трикотажного предприятия, оценивают по внешнему виду. Образцы сырья испытывают в лаборатории для определения физико-механических показателей. Методы испытания сырья и виды его пороков должны соответствовать указанным в действующей нормативно-технической документации.

Расфасовка сырья

После лабораторных испытаний сырье партиями поступает на цеховые склады в ящиках, коробках или другой таре. На цеховом складе сырье распаковывается и расфасовывается. Расфасованное сырье подается к вязальным машинам. Обнаруженные при расфасовке бобины с дефектной намоткой откладывают для перематывания.

Вязание полотна

Перед вязанием нити должны выдерживаться в местах хранения не менее 10 ч при нормальных климатических условиях. Полотно вяжется на машинах в соответствии с заправочными данными. Плотность вязания измеряют на машине в свободном состоянии полотна. Куски полотна из нитей одной линейной плотности вяжутся одинаковой массы (10–12 кг) с отклонениями, не превышающими 5%.

Подготовка полотна к раскрою

Трикотажное полотно после отделки поступает в отделы подготовки полотна к раскрою, в которых осуществляют: прием полотна и прикладных материалов; разбраковка полотна, т.е. полотно просматривается на машине с обеих сторон для определения его качества и выявления пороков; хранение (отлеживание) полотна; подбор полотна по артикулам и ширинам; комплектование полотен в настил; подготовку трафарета; подготовку прикладных материалов и выдачу их в раскрой; расчет карты раскроя

Обмеловка настила

Обмеловку верхнего слоя настила, или нанесение контуров раскраиваемых деталей на верхний слой настила, выполняют двумя способами: по лекалам и по трафарету.

При обмеловке по лекалам на верхнем слое настила в соответствии с зарисовкой раскладки раскладывают лекала таким образом, чтобы площадь полотна была использована наиболее рационально.

Раскрой полотна

Раскрою полотна предшествует операции настилания полотна и разрезания его на секции.

Основовязаное полотно настилают вразворот или взгиб. Настилание взгиб применяют при раскрое изделий небольшими партиями. Настилание вразворот обеспечивает более экономное использование полотна по сравнению с настиланием взгиб благодаря рациональному расположению лекал изделий на большой ширине полотна; кроме того, при этом способе облегчается контроль полотна.

Комплектование кроеных деталей

Раскроенные детали после контроля и сортировки комплектуют в пачки. При этом их просматривают, разбирают по цветам и оттенкам, подрезают в тех местах, где они не могут быть разрезаны машинами в настиле, исправляют неточности механического раскроя.

Конечным продуктом раскройного цеха является комплект, т.е. пачка деталей подобранных по артикулу полотна, цвету, оттенку и рисунку.

Шитье трикотажных изделий

Процессы шитья охватывают целый комплекс операций, которые в основном разделяют на следующие: швейные, влажно-тепловые и

Швейные операции выполняются на швейных машинах различных типов.

Вспомогательные операции включают в себя пришивание этикеток, сортировку изделий, очистку готовых изделий от концов ниток, а также упаковку изделий.

Технический контроль

Он выполняется на всех технологических переходах при изготовлении изделий из полотна и купонов. Задачи технического контроля – проверка соответствия показателей сырья и материалов, поступающих на предприятие, показателям действующих стандартов и технических условий, проверка качества выполнения технологических операций и качества полотна и купонов в процессе производства.

2.3 Описание вспомогательных технологических процессов трикотажной фабрики

Бухгалтерия

Ведение полномасштабного бухгалтерского учета, в плане счетов которой пять уровней аналитики, детально отражены все бухгалтерские операции, включая акт взаимозачета, акт сверки, и сотни других операций. Подготовка бухгалтерии предприятия (отчеты) – это насущная необходимость для предприятия, так как данные при составлении бухгалтерской отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации.

Маркетинговый отдел

Исходя из общих целей предприятия, целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций по формированию и проведению производственно-сбытовой политики предприятия, а также координация деятельности в этой области всех подразделений предприятия. Все подразделения предприятия обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. В свою очередь отдел маркетинга обязан предоставлять всем другим подразделениям предприятия информацию, необходимую для рыночной ориентации их деятельности.

Финансовый контроль

При помощи финансового контроля выверяется соответствие натуральных и стоимостных показателей, соответствие производственной деятельности законодательству, правильности взаиморасчетов с бюджетом. В центре внимания финансового контроля находится прибыль от реализации продукции. Общая прибыль и рентабельность. Контроль внутри предприятия способствует эффективности производственно-хозяйственной деятельности, сохранности имущества предприятия.

Внутренний аудит

Внутренний аудит – это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации. Он помогает организации, достичь, поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления. Организация, цели, роль и функции внутреннего аудита, определяются руководством и (или) собственником экономического субъекта в зависимости от организационно-правовой формы и сложившейся системы управления, содержания и специфики деятельности, объемов финансово-экономической деятельности и состояния внутреннего контроля.

Техническая поддержка

Позволяет обеспечить постоянное взаимодействие трикотажной фабрики со своими ремонтными службами, стимулируя их к своевременному профилактическому осмотру и ремонту станков и другого оборудования, заказу и приобретению ими запасных частей и дополнительного оборудования, контролирует загруженность мощностей завода.

Сбытовая сеть

Организация системы сбыта готовой продукции требует комплексного рационального подхода и решения целого ряда проблем, связанных в конечном итоге с определением эффективности той или иной системы организации сбытовой деятельности. Таким образом, вырастает важность и необходимость установления широких личных контактов с потенциальными покупателями и партнерами по бизнесу.

2.4 Описание внешних сущностей

Фискальные органы

Налоговой системе отводится важная роль в государственном регулировании и стимулировании всех процессов, происходящих на предприятии.

Налоговая система выступает основой фискального механизма государственного регулирования экономической активности хозяйствующего субъекта.

От эффективного функционирования всего фискального механизма зависит как уровень эффективности деятельности предприятий, так и степень пополнения бюджетных средств государства. На современном этапе экономического развития нашего государства остро встает вопрос о степени воздействия и роли фискального механизма на управление предприятиями.

В результате целенаправленного действия всего фискального механизма, который объединяет систему фискальных инструментов, становится возможным говорить о повышении экономической активности и уровня самоорганизации предприятий. В данной связи особое внимание обращается на роль фискальных инструментов в процессе структурного самообновления всего механизма государственного регулирования рыночной экономики.

Потребители готовой продукции

Основная задача предприятия – удовлетворение нужд и потребностей потребителей. Если в условиях экономики, основанной на конкуренции, компании не удается удовлетворить желания покупателей, она обречена на исчезновение с «карты» бизнеса. Напротив, производители, продукция которых соответствует или превосходит требования потребителей, получают наилучшие возможности для роста и процветания. Следовательно, маркетинг, то есть производство и поставка товаров и услуг, представляющих ценность для потребителей, – центральная задача менеджмента фирмы. Предполагается, что одновременно предприятие получает прибыль и удовлетворяет требования других заинтересованных групп – сотрудников предприятия, его кредиторов и общества.

Банк

В современной России осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции – обслуживание платежей и расчетов – невозможно без участия коммерческих банков. Даже элементарные финансовые транзакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации – сдачи наличности в обслуживающий фирму банк. С точки зрения повышения степени надежности перемещения денежных средств в любой форме между субъектами экономических отношений такой порядок в известной мере оправдан.

Поставщики материалов, услуг и энергетических ресурсов

Рациональная организация материально-технического снабжения и сбыта в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. От организации снабжения, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимых ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

2.5 Описание внутренних сущностей и накопителей

Внутренние связи на предприятии – это и есть та основополагающая, без которой предприятие вообще не может существовать. Также внутренние связи можно рассматривать и как метод ведение хозяйственной деятельности. Четкое и грамотное планирование их ведёт к повышению эффективности работы коллектива в целом, сокращает бюракротизм и позволяет наладить и точно поддерживать материальные потоки не только внутри предприятия, но и при их входе или выходе.

Функционально подсистема разбивается на следующие процессы:

1. Управление производством – включает в себя деятельность директора Фабрики, главного бухгалтера, руководителя ремонтной службы (главного механика, главного энергетика, руководителя КИП), организацию документооборота.

2. Организация основного производства – включает в себя диспетчерский учет, проверку поступающих заготовок из дерева (организация ритмичности поставок, анализ качества сырья), контроль качества обивочных материалов и наполнителя для мягкой мебели, передачу в центр отчетов, а также маркетинговые данные, нормативы и стандарты организации производства.

3. Ремонт и обслуживание – включает в себя обработку заявок на ремонт, определение (выбор) ремонтной службы (механика, энергетика, КИП), выполнение ремонтных работ (определение типа ремонта, определение вида ремонта, назначение исполнителей, получение запасных частей и материалов, проверка качества ремонта, учет на складе), проверку выполнения работ.

4. Контроль и безопасность работ – включает в себя технический контроль, организацию техники безопасности, контроль пожарной безопасности.

На данном уровне введены накопители данных, используемые в нескольких видах деятельности и являющиеся прообразами подсхем интегрированной базы данных информационной системы Фабрики.

1. Управление производством – включает в себя деятельность директора Фабрики, главного бухгалтера, руководителя ремонтной службы (главного механика, главного энергетика, руководителя КИП), организацию документооборота.

2. Организация основного производства – включает в себя диспетчерский учет, проверку поступающего сырья (организация ритмичности поставок, анализ качества сырья), контроль их качества, передачу в центр отчетов, а также маркетинговые данные, нормативы и стандарты организации производства.

3. Контроль и безопасность работ – включает в себя технический контроль, организацию техники безопасности, контроль пожарной безопасности.

4. Ремонт и обслуживание – включает в себя все виды работ по ремонту оборудования, складских помещений, содержание складских и производственных помещений.

На данном уровне введены накопители данных, используемые в нескольких видах деятельности и являющиеся прообразами подсхем интегрированной базы данных информационной системы Фабрики.

1. Сотрудники – предназначен для хранения данных о сотрудниках Фабрики. Используется при учете кадров (при приеме и увольнении, подготовке пенсионных дел, награждении), учете ремонтов и ТО (для фиксации, кем выполнен ремонт), в бухгалтерии (при проведении начислений и удержаний, учете материальных ценностей) и др.

2. НСИ (нормативно-справочная информация) – используется для хранения нормативов, тарифов и другой информации подобного вида.

3. Технологическое оборудование – данные по специальному оборудованию по обработке и производству трикотажных изделий, данные по проведенному ТО, история оборудования.

4. Внутренний документооборот – информационный канал, используемый для моделирования организации документооборота на Фабрике.

5. Запасные части – используется для хранения данных об имеющихся в наличии полотен, тесьмы, пуговиц и т.п.



Глава 3. Разработка архитектуры предприятия
    1. Анализ существующих архитектур

Разработка архитектуры предприятия включает в себя компоненты, связанные с функциональной архитектурой (бизнесом), информационными технологиями и управлением архитектурным процессом. Приведенная ниже диаграмма отражает подход Национальной Ассоциации CIO США, которая представляет то, как различные компоненты взаимодействуют и влияют друг на друга (Приложение 2, рис.1).

Можно сказать, что разработка архитектуры предприятия является процессом, основанным на бизнес-стратегии, который координирует идущие параллельно процессы создания бизнес-архитектуры, архитектуры информации, архитектуры прикладных систем и технологической архитектуры.

Существуют разные подходы или модели, методики к описанию архитектуры предприятия. Эти методики задают классификацию основных областей архитектуры и единые принципы для их описания во взаимной увязке друг с другом, описание используемых правил, стандартов, процессов, моделей, которые используются для определения различных элементов архитектуры на разных уровнях абстракции. Для примера можно указать следующие методики:

  • Методики, опубликованные аналитическими компаниями, такими как Gartner, Giga Group, META Group и другими;

  • Модель Захмана;

  • Методика TOGAF;

  • Методика POSIX 1003.23, которая основывается на разработках компании Gap Gemini, переданных для публичного использования в 1996 году.

Методика является инструментом для создания широкого спектра различных архитектур. Она, как правило, включает в себя описание методов проектирования архитектуры в терминах использования определенных «строительных блоков», описание того, как эти «строительные блоки» связаны между собой, набор инструментов для описания элементов архитектуры, общий словарь используемых терминов.

Перейдем непосредственно к рассмотрению различных методик архитектуры предприятия.

    1. Модель Захмана

С момента публикации модель Дж. Захмана для описания архитектуры предприятия прошла определенную эволюцию в своем развитии и стала основой, на базе которой многие организации создавали свои собственные методики описания информационной инфраструктуры предприятия.

В своей работе Дж. Захман определил архитектуру предприятия как «набор описательных представлений (моделей), которые применимы для описания предприятия в соответствии с требованиями управленческого персонала (качество) и которые могут развиваться в течение определенного периода (динамичность)». Термин «архитектура» подчеркивает существующую аналогию между внутренней структурой абстрактного объекта – предприятия и сложного искусственного объекта, такого как здание.

Модель Захмана преследует две основные цели – с одной стороны, логически разбить все описание архитектуры на отдельные разделы для упрощения их формирования и восприятия, с другой – обеспечить возможность рассмотрения целостной архитектуры с выделенных точек зрения или соответствующих уровней абстракции.

В своей работа Захман предложил вместо традиционного подхода, связанного с рассмотрением отдельных аспектов работы системы в различные моменты времени (включает этапы планирования, анализа, проектирования, разработки, документирования, внедрения, промышленной эксплуатации), использовать рассмотрение системы с различных перспектив.

Основная идея модели заключается в том, чтобы обеспечить возможность последовательного описания каждого отдельного аспекта системы в координации со всеми остальными. Для любой достаточно сложной системы общее число связей, условий и правил обычно превосходит возможности для одновременного рассмотрения. В то же время отдельное, в отрыве от других, рассмотрение каждого аспекта системы чаще всего приводит к неоптимальным решениям, как в плане производительности, так и стоимости реализации.

Сама модель представляется в виде таблицы, имеющей пять строк и шесть столбцов. Важно, что в модели именно пять строк, а отображенная в таблице шестая строка соответствует уже не уровню описания архитектуры, а уровню работающей системы или предприятия в целом. (Приложение 2, рис.2)

Первая строка соответствует уровню планирования бизнеса в целом (бизнес-модель). Вводятся достаточно общие понятия, определяющие бизнес – продукты и услуги, расположение объектов бизнеса, - а также формулируется бизнес-стратегия. Можно сказать, что данная строка определяет контекст всех последующих строк.

Вторая строка (концептуальная модель) предназначена для определения в терминах бизнеса структуры организации, ключевых и вспомогательных бизнес-процессов.

Третий уровень (логическая модель) соответствует рассмотрению с точки зрения Системного Архитектора. Бизнес-процессы описываются в терминах информационных систем, включая различные типы данных, правила их преобразования и обработки для выполнения определенных на втором уровне бизнес-функций.

На четвертом уровне – технологической или физической модели – осуществляется привязка данных и операция над ними к выбранным технологиям реализации. Например, здесь может быть определен выбор реляционной СУБД или средств работы с неструктурированными данными.

Пятый уровень соответствует детальной реализации системы, включая конкретные модели оборудования, производителя и версию СУБД, средства разработки и собственно готовый программный код.

На каждом из уровней участники рассматривают одни и те же категории вопросов, соответствующих столбцам в таблице, - только с различным уровнем абстракции и детализации. В содержание этих колонок входят:

  • Используемые данные (что?);

  • Процессы и функции (как?);

  • Места выполнения этих процессов (где?);

  • Организации и персоналии-участники (кто?);

  • Управляющие события (когда?);

  • Цели и ограничения, определяющие работу системы (зачем?);

Изучив наиболее распространенные методы и модели построения архитектуры предприятия, представим свою модель в виде схемы Захмана (Таблица 1). Так как данная модель преследует две основные цели – с одной стороны, логически разбить все описание архитектуры на отдельные разделы для упрощения их формирования и восприятия, а с другой – обеспечить возможность рассмотрения целостной архитектуры с выделенных точек зрения или соответствующих уровней абстракции. Это дает возможность рассмотреть архитектуру с разных сторон, уровней и выявить какие-либо особенности или недостатки.

Таблица 1- Схема Захмана


Данные (что?)

Функция (как?)

Место (где?)

Люди (кто?)

Время (когда?)

Мотивация (почему?)


Планировщик

Структура и архитектура управления деятельностью компании: наличие производственного отдела (включает в себя цеха раскроя, вязания, обмеловки, расфасовки сырья, цех по ремонту оборудования);

отдела сбыта (в него входит отдел контроля качества); финансового управления (в него входят бухгалтерия и маркетинговый отдел);

кадрового отдела; отдела технической поддержки.

Планирование, управление, производство, продажа

Размещение – Российская Федерация, Вологодская область, город Череповец.

Поставки – территория России (Ярославская область, Кировская область, Новгородская область, Москва, Санкт-Петербург) и зарубежные страны (Белоруссия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия).

Отечественные и зарубежные поставщики (сырья, материалов, энергетических ресурсов: электроэнергии, воды, отопления, газа, телефонной связи, сети Интернет);

потребители (российские и зарубежные покупатели);

обслуживающие (компании по уборке, столовая, медицинский кабинет); транспортные компании;

банки, выдающие долгосрочные кредиты.

Постепенное развитие в соответствии с принятой стратегией – 15 лет (планирование положений наиболее общего характера: планирование обеспечения ресурсами: финансовыми: (банковские кредиты);

трудовыми (формирование кадровой политики, поиск квалифицированных менеджеров, инженерно-технического персонала, других служащих, источник трудовых ресурсов – рынок труда);

материальными (земля, здания, производственные помещения, склады, оборудование, материальные запасы);

интеллектуальными (лицензии, логотипы, запатентованный дизайн, патенты);

планирование роста прибыли, издержек, планирование увеличения доли рынка, доли продаж;

улучшение социальной политики предприятия.


Устойчивое положение на рынке; выход на международную арену;

расширение производства;

уменьшение издержек;

улучшение социальной политики предприятия.

Сфера действия (контекст)

Менеджер

Система управления, структура организации.

Выстраивание иерархии подчинения, установление связей и зависимостей, организация документооборота.

Представительства, филиалы.

Руководители подразделений (начальники цехов), высший уровень руководства (директор), главный бухгалтер, руководитель ремонтной службы.

Долгосрочное

планирование

(10-15 лет) включает в себя: формирование позиций номенклатуры продукции, оценку сроков выполнения позиций плана и необходимые объемы ресурсов, устанавливается вероятный объем прибыли, оцениваются возможные риски.

Повышение эффективности производства.

Модель предприятия

Конструктор

Разработка организации производственной деятельности.

Исследование рынка, применение ЭВМ для исследования статистических данных (создание баз данных для бухгалтерии, отдела кадров, формирование отчетов, внедрение новой программы, позволяющей выбирать цвет, тип ткани и ниток согласно требованиям заказчика. Благодаря данной программе возможна быстрая разработка модели изделия по требованиям заказчика.

Офисные здания (где располагаются финансовое управление, технический отдел, отдел кадров).

Квалифицированные специалисты в области разработки продукции, работники цехов.

Среднесрочное планирование

(5-10 лет) включает в себя планирование степени контроля над рынком и внедрение продукции на новые рынки;

направления капиталовложений, источников финансирования, планирование кадровой политики (организация курсов повышения квалификации для работников).

Внедрение новых технологий для повышения качества и снижения себестоимости продукции.

Модель системы

Проектировщик

Разработка функций подразделений для выполнения общей задачи;

график отпусков для сотрудников.

Проектирование продукции, проектирование производства, сбыт;

составление форм бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о результатах финансовой деятельности, отчет о движении капитала).

Совокупность производственных подразделений (цехов).

Специалисты по составлению проектов, маркетологи.

Краткосрочное (текущее) планирование

(1-2 года) включает в себя:

планирование удельного веса конкурентоспособной продукции, размеров капитальных вложений, объемов поставок сырья и материалов, производительности труда, численности персонала, фонда оплаты труда, сметы затрат, себестоимость товарной и реализованной продукции, рентабельности, чистой и балансовой прибыли, сметы резервного фонда, капиталовложений в природоохранные мероприятия, уровня социальной обеспеченности работников;

условий

реализации продукции;

цены

реализации;

источников привлечения денежных средств.


Стабильность выпуска, количества партий.

Технологическая (физическая) модель

Разработчик

Инструкции для рабочих мест, нормативно-справочная информация для установления нормативов и тарифов, данные по специальному оборудованию, по обработке и производству трикотажных изделий.


Представление полной специфичной информации на конкретные рабочие места.


Отдельные производственные подразделения (цех по обмеловке, раскрою, вязанию, расфасовке).

Рабочие специалисты, мастера, бухгалтеры, сотрудники кадрового отдела.

Оперативное планирование (10-20 дней) уточняет задания текущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада) по отдельным производственным подразделениям (цех, участок, бригада);

планирование замен (в случае больничных).

Выпуск качественной продукции.

Детали реализации


Данные

Работающие материалы.

Склады с готовой продукцией, сырьем, материалами.

Реальные люди, организации.

Бизнес-события.

Работающие бизнес-стратегии.

Работающее предприятие


Данные

Функции, процессы

Сеть, расположение системы

Люди, организации

Время, расписание

Мотивация



    1. Архитектура федеральной организации (FEA)

FEA является наиболее полной из всех упомянутых методологий. Она включает всеобъемлющую таксономию, как методология Захмана, и архитектурный процесс, как в модели TOGAF. Данную методологию можно рассматривать и как вариант создания архитектуры предприятия, и как результат применения этой процедуры к конкретной организации – Правительству США.

Чаще всего FEA описывают как набор из пяти эталонных моделей: модель бизнеса, модель обслуживания, модель компонентов, технологическая модель и модель данных. Но эта методология представляется собой нечто большее, чем просто набор эталонных моделей.

Полное описание методологии FEA должно включать в себя следующие пункты:

  • Точка зрения, с которой будут рассматриваться архитектуры предприятия (модель сегмента);

  • Набор эталонных моделей, описывающих различные точки зрения на архитектуру предприятия;

  • Процесс создания архитектуры предприятия;

  • Процесс перехода от старой парадигмы к новой;

  • Таксономия для классификации активов, которые попадают в область действия архитектуры предприятия;

  • Методика, позволяющая оценить успешность использования архитектуры предприятия для повышения ценности бизнеса.

С точки зрения FEA , архитектура предприятия состоит из отдельных сегментов, которые представляют собой один из основных аспектов бизнеса и подразделяются на два типа:

  • Базовый сегмент представляет собой ключевой аспект деятельности предприятия в границах политико-административного деления;

  • Служебный сегмент – это сегмент, который является фундаментальным для большинства политических организаций. В качестве примера можно привести управление финансами – это служебный аспект, обязательный для всех федеральных агентств.

Другим типом активов в архитектуре предприятия являются службы предприятия. Служба предприятия – это четко определенная функция в границах политико-административного деления (например, управление безопасностью).

Различие меду сегментами и службами предприятия заключается лишь в том, чтоб область действия служебных сегментов распространяется только на одну политическую организацию, а область действия служб – на все предприятие (Приложение 2, рис.3).

В основном процесс FEA направлен на создание архитектуры сегмента для подмножества общей архитектуры предприятия. Общей процесс разработки архитектуры предприятия выглядит следующим образом:

  • Этап 1. Анализ архитектуры: формирование простого и лаконичного представления сегмента с привязкой к плану организации. На этом этапе осуществляется долгосрочное планирование, разработка документации предприятия.

  • Этап 2. Архитектурное определение: задание желаемого состояния сегмента, документация целевых показателей производительности, рассмотрение альтернатив и разработка архитектуры предприятия для сегмента, в том числе архитектуры бизнеса, архитектуры данных, архитектуры служб и технологической архитектуры. На данном этапе производится утверждение технологии выпуска продукции, проводится среднесрочное планирование деятельности предприятия.

  • Этап 3. Стратегия инвестиций и финансирования: рассмотрение способов финансирования проекта. Необходимо провести экономический анализ эффективности внедрения новой компьютерной программы на предприятие, оценить, будет ли предприятие работать с большей выгодой в случае изменения технологии производства вследствие внедрения нового программного продукта.

  • Этап 4. План управления программой и реализация проектов: создание плана управления проектом и его реализация, включающего контрольные точки и показатели производительности для оценки успешности проекта, внедрение программных продуктов для повышения эффективности работы предприятия: непосредственное внедрение программы, которая позволяет выбрать цвета, фактуру, способы обработки изделий, что ускоряет выпуск готовой продукции и ведет к меньшим затратам (на заработную плату рабочих).

    1. Структура и модель описания ИТ-архитектуры Gartner

В 2002 году Gartner сформулировала новую концепцию Архитектуры предприятия, которая стала определенным обобщением, косвенным отражением растущей важности вопросов взаимодействия предприятий, влияния концепций сервис-ориентированной архитектуры, осознания того факта, что существуют различные стили архитектуры информационных систем, соответствующие различным стилям бизнес-процессов.

Эта модель сформулирована в виде четырех связанных, взаимозависимых и усложняющихся уровней:

  • Среда бизнес-взаимодействия;

  • Бизнес-процессы и стили бизнес-процессов;

  • Шаблоны;

  • Технологические строительные блоки.

(Приложение 2, рис.4)

В этой схеме верхние два уровня ориентированы на совместное обсуждение с бизнес-руководителями и ИТ-специалистами, а нижние два уровня входят во внутреннюю компетенцию ИТ-службы.

Верхний уровень - Среда бизнес-взаимодействия - описывает новую модель виртуального бизнеса, а также все, что связано с кооперацией предприятий и бизнесом. Этот уровень соответствует понятию «отраслевой нервной системы» взаимодействующих предприятий;

Второй уровень - Стили бизнес-процессов - описывает, как организация выполняет свои ключевые функции, то есть включает в себя бизнес-процессы предприятия;

Следующий уровень – Шаблоны - описывает модели и алгоритмы, которые могут широко использоваться для решения различных задач на предприятии. Происходит разработка программного продукта, который позволяет выбрать цвет ткани, ее тип, вид ниток по требованиям заказчика.

Нижний уровень - Строительные блоки - соответствует технологической архитектуре и включает в себя операционные системы, серверы, базы данных и пр. На этом уровне происходит непосредственное внедрение разработанной программы на производство, ее тестирование и устранение неполадок.

Этот подходя является адекватным с точки зрения того, что он раскрывает руководству механизм влияния решений в области ведения бизнеса на решения в области использования ИТ на предприятии. Как предлагают первые верхние два уровня модели, архитектура становится особенно важной по мере того, как модели ведения бизнеса развиваются в сторону все «более виртуальных» структур, успех которых будет в существенной степени зависеть от рациональной реализации архитектуры.

    1. Разработка собственной модели

Изучив основные модели архитектуры предприятия, и проанализировав современное производство текстиля, предлагается собственная модель архитектуры предприятия. Её суть заключается в том, что ценность предприятия с точки зрения бизнеса может быть повышена за счет выполнения «цепочки» действий.

  1. Стратегическое планирование: на этом звене «цепочки» происходит планирование наиболее общих положений, принципиальных управленческих решений, которые формируют возможность определения места предприятия и его продукции в рыночном пространстве;

  2. Повышение конкурентоспособности предприятия на рынке путем внедрения новой компьютерной программы;

  3. Развитие инфраструктуры: строительство новых цехов, складов, помещений общехозяйственного назначения;

  4. Разработка ИТ-систем: баз данных, специализированных программ для кадров и бухгалтерии, разработка специализированной программы для выбора ниток и ткани;

  5. Эффективное производство продукции и эксплуатация программных разработок.

    1. Сравнение четырех методологий

После рассмотрения ведущих методологий создания архитектуры предприятия, стало предельно ясно, что они очень отличаются друг от друга, и каждый руководитель самостоятельно определяет какая из них больше подойдет для его предприятия. Но для того, чтобы облегчить эту задачу можно привести несколько критериев для сравнения и оценки методологий создания архитектуры предприятия.

  1. Полнота таксономии: определяет, насколько методология пригодна для классификации различных архитектурных артефактов. Полностью сосредоточена на фреймворке Захмана.

  2. Полнота процесса: определяет, насколько детально представлен процесс создания архитектуры предприятия.

  3. Руководство по эталонным моделям: определяет полезность методологии в создании адекватного набора эталонных моделей. На этом практически полностью сосредоточена методология FEA.

  4. Практическое руководство: определяет, насколько методология позволяет воплотить в жизнь умозрительное представление об архитектуре предприятия и сформировать культуру, в которой эта архитектура будет использоваться. На этом практически полностью сосредоточена методология Gartner.

  5. Модель готовности: определяет, насколько методология позволяет оценить эффективность использования архитектуры предприятия в различных подразделениях.

  6. Ориентированность на бизнес: определяет, ориентирована ли методология на использование технологии для повышения ценности бизнеса, где ценность бизнеса определяется как снижение затрат или увеличение доходов.

  7. Руководство по управлению: определяет, насколько методология полезна в понимании и создании эффективной модели управления для архитектуры предприятия.

  8. Руководство по разбиению: определяет полезность методологии в эффективном разбиении предприятия на отделы, что весьма важно при управлении сложностью.

  9. Наличие каталога: определяет, насколько эффективно методология позволяет создать каталог архитектурных активов, которые можно будет использовать в дальнейшем.

  10. Нейтральность по отношению к поставщикам услуг: определяет вероятность того, что при внедрении методологии вы окажетесь привязанными к конкретной консалтинговой организации. Высокая оценка означает низкую степень привязки к конкретной организации.

11.Доступность информации: определяет количество и качество бесплатных или относительно недорогих материалов по данной методологии.

12.Время окупаемости инвестиций: определяет продолжительность периода, в течение которого вы будете использовать данную методологию, прежде чем сможете построить на ее основе решения, обеспечивающие высокую ценность бизнеса.

В результате, мы получим таблицу (Таблица 2), в которой будут предложены оценки для каждой модели по каждому из критериев. Оценки будут выставляться следующим образом:

  • 4: Очень хорошо работает в этой области

  • 3: Приемлемо работает в этой области

  • 2: Недостаточно хорошо работает в этой области

  • 1: Плохо работает в этой области






Таблица 2 – Сравнение методологий

Оценки

Критерии

Методология Захмана

FEA

Gartner

Предложенная модель

Понота таксономии

4

2

1

4

Полнота процесса

1

2

3

2

Руководство по эталонным процессам

1

4

1

1

Практическое руководство

1

2

4

2

Модель готовности

1

3

2

2

Руководство по управлению

1

3

3

2

Руководство по разбиению

1

4

3

2

Ориентированность на бизнес

1

1

4

2

Доступность информации

2

2

1

2

Время окупаемости инвестиций

1

1

4

1


Исходя из полученных результатов, можно прийти к выводу, что ни одна из методологий не является полной. Каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны. Для того, чтобы определиться какая же методология больше подходит к определенному предприятию, нужно лишь отобрать из таблицы наиболее важные критерии или добавить свои, а затем сравнить результаты оценок.





















Глава 4. Реализация

Разработка архитектуры предприятия – достаточно сложный процесс, который требует профессионального подхода и использования специализированных программ. Со временем на рынок информационных технологий пришла такая программа как ОРГ-МАСТЕР.

ОРГ-МАСТЕР - это система бизнес-моделирования нового поколения, обладающая уникальными возможностями по описанию и оптимизации деятельности компаний и групп. Эта программа относится к средствам моделирования корпоративной архитектуры, т.е. моделирования организационного устройства компании на всех уровнях, выпуска организационных регламентов, настройки информационных систем.

Система ОРГ-МАСТЕР создает архитектурное описание компании: от корпоративных стратегических целей до систем, структур, процессов. Именно целостное описание организации, где каждое решение вытекает из принятых ранее, и позволяет добиться оптимальной конструкции компании, а, следовательно, и достижения максимальной ее эффективности.

Основная концепция, которая отличает ОРГ-МАСТЕР  от других систем своего класса, заключается в разделении форматов для структурирования (ввода, хранения, внутреннего представления) и внешнего представления организационных знаний.

Технология моделирования базируется  на подходе, отражающем различные аспекты деятельности компании через взаимосвязанные графические модели.

В ОРГ-МАСТЕР в качестве основного формата структурирования  знаний используется особый предметно-ориентированный язык,   опирающийся на две основные конструкции:  классификаторы  и их  проекции-взаимосвязи,  с помощью которых единым образом описываются все элементы бизнес-модели. Интерфейс  ОРГ-МАСТЕР поддерживает   ввод конструкций этого языка в базу знаний. При этом  существуют формальные правила – семантика и синтаксис этого языка,  позволяющие записывать его конструкции с помощью текстового редактора.  Язык ORL –  это язык  более высокого уровня, чем недавно появившиеся универсальные языки описания процессов класса BPML (Business Process Modeling Language).  Хотя его основные элементы  – классификаторы и проекции – теоретически могут описывать любые артефакты,  но в  нашем  случае область  его применения ограничена описанием системы деятельности предприятия, причем  внешнее окружение затрагивается лишь   в той мере, в которой оно влияет на эту деятельность. Язык ORL ориентирован на определенную концепцию описания выбранного объекта моделирования, причем не только процессов предприятия, но и сложной системы отношений между всеми элементами корпоративной архитектуры. Выбор необходимого и достаточного набора   классификаторов и проекций,  а также их кластеризация по предметным областям  позволяют всесторонне описать предприятие  как субъект экономической деятельности.

Базовые конструкции выглядят следующим образом.

Классификаторы – это иерархические  списки (древовидные  модели), выделенных объектов управления (организационных звеньев, функций, материальных ресурсов, баз и хранилищ данных, документов и т.п.), которым могут быть приписаны различные атрибуты: тип, значения, комментарий. Элементы классификатора связаны между собой   отношениями  типа «часть-целое».

Проекции – это матричные модели, задающие систему отношений между классификаторами в любой их комбинации. Связи также могут иметь дополнительные атрибуты (направление, название, индекс, шкала).

Использование языка классификаторов и проекций позволяет описывать любые элементы предприятия, а не только процессы компании. Это особенно важно в масштабных проектах организационного развития и изменения корпоративной архитектуры. Для решения подобных задач в ОРГ-МАСТЕР может быть построена комплексная модель всего предприятия. Для облегчения и стандартизации задачи построения полной модели используются типовые  схемы моделей (метамодели),  описывающие необходимый набор классификаторов, их свойств и перечень проекций.

Используя типовую схему, составим модель нашего предприятия. На рисунке 1 (Приложение 3)  представлена схема модели, отражающая всю корпоративную архитектуру компании. В процессе работы, такая схема модели может использоваться как целиком, так и по частям, в зависимости от решаемой задачи.

Из представленной схемы видно, что были созданы такие необходимые классификаторы, как: административно-штатная структура; сотрудники; права, полномочия, ответственность; виды подчиненности; профессиональные требования к работнику; документы и сообщения; проекты и планы; процессы; функции; инфраструктура и ресурсы; свойства ресурсов; хранилища материалов и продукции; информационные хранилища и базы данных. Для примера представим классификатор «Бизнесы, продукты и услуги» (Приложение 3, рис.2), где описываются бизнес-процессы предприятия, виды выпускаемой продукции, виды оказываемых услуг. В основной функционал программы ОРГ-МАСТЕР входит так же и возможность создания связей, или проекций, между классификаторами.

Структура модели, формы и содержание входных/выходных документов, а также методика выполнения работ фиксируется в формализованной методологии, которая с точки зрения моделирования относится к метауровню (модель модели). В частности, структура модели организации задается единой онтологией (попытка всеобъемлющей и детальной формализации

некоторой области знаний с помощью концептуальной схемы), а отдельные спецификации задают структуру и формат выходных документов, в том числе нотаций диаграмм. Состав, последовательность и входы/выходы формализуются в методике создания и использования модели. Один из ключевых этапов методологии ОРГ-МАСТЕР – функциональная декомпозиция организации (формирование архитектуры процессов). Вся методология фиксируется в программном средстве моделирования. Такая формализованная методология ведет аналитиков по шагам разработки модели и помогает построить целостную структуру, всесторонне отражающую все процессы предприятия.


























Глава 5. Результаты
    1. Результаты теоретические

Основными результатами моделирования архитектуры предприятия являются автоматический выпуск целостной системы документов, ориентированной на различные заинтересованные стороны (руководство, менеджеры, сотрудники, сертифицирующие организации), а также создание файлов настройки информационных систем. Примерами документов являются положения о подразделениях, регламенты процессов, должностные инструкции, документы системы менеджмента качества.

Один из видов документов – диаграммы процессов в различных нотациях, карты стратегий (причинно-следственные диаграммы), диаграмма взаимосвязанных цепочек создания ценности (карта бизнеса) и так далее. Все они устанавливают определенные правила, по которым должны работать сотрудники, информационные системы и компания в целом. Полученная модель может также использоваться для ответов на ситуативные запросы при принятии организационных решений (например, какие процессы влияют на достижение определенной цели) или для автоматизированной проверки организации на соответствие определенным регуляторным требованиям.

Если говорить в общем, то методология и инструментарий программы ОРГ-МАСТЕР позволяют получить:

  • Повышение скорости реализации организационных изменений при изменениях внешней среды, требований потребителей, технологий (уменьшение сроков выполнения проектов организационного развития);

  • Повышение скорости реализации проектов по организации новых производств и предприятий за счет эффективного использования организационных знаний;

  • Повышение управляемости организационных изменений и проектов по организации новых производств и предприятий (уменьшение среднего отклонения организационных проектов от требуемых (плановых) значений по времени, затратам, качеству);

  • Снижение рисков и затрат за счет непротиворечивости нормативно-регламентирующей документации организации;

  • Снижение трудозатрат на разработку нормативно-регламентирующей документации, аналитических и информационных материалов об организации.

    1. Формирование организационных мер

В любом случае, создается ли новое предприятие или модернизируется старое, возникает необходимость в создании или изменении структуры, если старая перестала соответствовать выполняемым в компании процессам и требованиям рынка. В ходе выполнения данной работы была поставлена задача сформировать функционал в области маркетинга, создать соответствующую структуру, распределить людей, сделать различные регламенты проведения исследований, продвижения акций. Для того чтобы достичь желаемого результата при выполнении этих работ необходимо использовать  систему моделирования.

Не зависимо от рассматриваемой ситуации, важнейший компонент развития и процветания предприятия - это процессы – внутренний двигатель компании, естественное и единственное средство реализации бизнеса. Вопрос только в том,  насколько они  описаны и выделены как объекты управления. Основоположник процессного подхода Эдвард Деминг на вопрос « как улучшить дела в компании» отвечал, что рецепт только один – «займитесь своими процессами».

Но каждый управленец понимает, что прежде чем автоматизировать работу на своем предприятии, необходимо сначала упорядочить структуру. Нет смысла автоматизировать, если нет порядка, нет понимания, куда необходимо двигаться, что ждать от бизнеса, кто за что должен отвечать. Все сводится к тому, что  сначала  нужно грамотно выстроить процессы, а потом запускать процесс автоматизации.

В этом смысле системные администраторы, работники ИТ-сферы на предприятии всегда идут на шаг впереди, положительно влияют на уровень управления компанией. Они без проблем могут описать информационную архитектуру предприятия: серверы, сети, приложения и пр., но им необходимо видеть архитектуру бизнеса. Здесь приходит на помощь бизнес-модель.

Все бизнес-инжиниринговые решения исходят из желания правильно выстроить организацию, которое в свою очередь основано на следующем постулате: «на 99% те или иные ошибки – это влияние не плохих способностей людей, а плохой организации дела».  Т.е. надо не заниматься бесконечным поиском, перестановкой и воспитанием  сотрудников,  а попробовать сначала создать организационные условия для их эффективного функционирования. 

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы мы рассмотрели достаточно широкий круг вопросов. Но центральной темой была архитектура предприятия, которая определяет сегодняшнее положение в области использования информационных систем в организации, а также желаемое будущее состояние и дает необходимые инструменты для создания и контроля архитектур отдельных систем и проектов.

Архитектура предприятия включает такие понятия, как архитектуры отдельных доменов (бизнес, приложения, данные, инфраструктура), стандарты и рекомендации для всех этих областей.

Архитектура является основой для формирования стратегии ИТ, а также портфеля проектов. Каждый проект реализуется в соответствии с принятыми на уровне предприятия в целом архитектурными принципами, моделями и стандартами. Архитектура предприятия служит основой выбора архитектуры отдельных систем, их разработки и интеграции с другими системами.

Внедренные системы и обеспечивающая их инфраструктура нуждаются в организованных соответствующим образом процессах системного управления и эксплуатации информационных технологий.

Наконец, все это требует реализации целого ряда управленческих процессов, связанных с информационными технологиями: процессов управления и контроля ИТ в целом и архитектуры , в частности, процессов и методик принятия решений об инвестициях в ИТ-проекты, управления программами и проектами.







СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «янь» информационных технологий предприятия. – М., 2005.

  2. Под редакцией Титоренко Г.А. Информационные системы и технологии управления. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 1. Алексеева Т.А., Пимкина О.В. О проекте концепции структурной перестройки текстильной промышленности.— Кожевенно-обувная промышленность.—1995.—№8.—с.23-26.

  3. Бирюков А. Эта тяжелая легкая промышленность.— Кожевенно-обувная промышленность.—1996.—№3.—с.2-6.

  4. Гаврилова Ю.В., Рысева С.Н. Анализ и прогноз развития текстильной промышленности.—Изв. вузов. Техн. текст. пр-сти.—1996.—№6.—с.3-5.

  5. Кобяцкая Е.Е. Социальные проблемы текстильной промышленности России на этапе экономических реформ.—Социс.—1997.—№3.—с.68-73.

  6. Короба С.Ф. Реальные шаги к стабилизации отрасли.—Текст. пр-сть.—1997.—№1.—с.9-13.

  7. Левин К. Альфред Кох предупредил текстильщиков о национализации.—Кож.-об. пр-сть.—1997.—№2.—с.4-6.

  8. Плеханов А.Ф. Что же случилось с текстильной промышленностью России?—Текст. пр-сть.—1996.—№3.—с.7-11.

  9. Соснина Т.И. Не допустить развала отрасли.—Текст. пр-сть.—1996.—№1.—с.5-8.

  10. Соснина Т.И. Гибель старейшей отрасли промышленного производства России — это утрата независимости нашего отечества. Возможно ли такое?—Текст. пр-сть.—1997.—№1.—с.3-9.







Приложение 1

Рисунок 1 - Динамика производства общего объёма трикотажа в России созданием и без создания технологической платформ в 1998-2010 гг., млрд. руб.

Рисунок 2 - Динамика текстильного и швейного производства, %

Приложение 2

Рисунок 1 - Общий контекст разработки архитектуры предприятия
















Рисунок 2 - Модель Дж. Захмана



































Рисунок 3 - Службы и сегменты в соответствии с моделью FEA


Рисунок 4 – Уровни модели архитектуры Gartner








Приложение 3

Рисунок 1 - Схема модели, отражающая всю корпоративную архитектуру компании



Рисунок 2 - Классификатор «Бизнесы, продукты и услуги»





Рисунок 3 - Классификатор «Функции»

Рисунок 4 - Классификатор «Процессы»



Рисунок 5 - Классификатор «Административно-штатная структура»


Рисунок 6 - Классификатор «Инфраструктура и ресурсы»

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!