СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Архитектура России 19 века

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал включает известных архитекторов России 19 века, рассказывает об их творениях. 

Просмотр содержимого документа
«Архитектура России 19 века»

Матвей Фёдорович Казаков (1738-1812) был помощником и учеником Баженова. По его проектам возведены здание Сената в Московском Кремле,здание Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дома-усадьбы Демидовых, Петровский дворец.Он создал одну из красивейших построек Москвы - дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию.

Иван Егорович Старов(1745-1808) известен реконстукцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом.Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом.

Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.

В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В 1810-1850-х гг. активно развивается искусство скульптуры, особенно монументальной. И.П.Мартос (памятник Минину и Пожарскому), В.И.Демут-Малиновский и С.С.Пименов (скульптуры Арки Главного штаба), замечательный медальер и миниатюрист Ф.П.Толстой, И.П.Витали (многофигурные композиции на зданиях Технического училища, Сиротского института,на Триумфальных воротах),П.К.Клодт (четыре группы укротителей коней на Аничковом мосту,памятник Николаю I у Исаакиевского собора) с честью поддержали слав российского искусства.

Во второй половине 19 века, по словам В.Стасова,началась "новая эра русской скульптуры".Ярким её представителем стал Марк Матвеевич Антокольский(1843-1902) – автор скульптурных портретов Нестора-летописца, Ярослава Мудрого,Ивана Грозного, Ермака, Петра Великого,И.С.Тургенева.В образе царя Ивана Грозного скульптор изобразил не просто злого и кровожадного правителя.Изваянный им портрет говорит о личности могучей,исполненной несокрушимой воли, способной на великие свершения,но искажённой, исковерканной неограниченной властью.

Михаил Осипович Микешин (1835-1901) создал величественный памятник "Тысячелетие России" в Новгороде Великом. Его сложная мноплановая композиция представляет выдающихся деятелей отечества - государственных,военных, культурных.

Александр Михайлович Опекушин (1839-1923) обессмертил своё имя,создав памятник Пушкину в Москве, открытый в 1880 г.

Вершина русского классического стиля - русский ампир ("поздний классицизм"). При Павле I и Александре I в Петербурге выстроены целые районы, грандиозные ансамбли, пpидавшие Петербургу имперское величие и размах, достойные народа, победившего в наполеоновских войнах грозного противника. Биржа Тома де Томона, Казанский собор и Горный институт Андрея Воронихина и особенно колоссальные и вместе с тем стилистически очень цельные комплексы Карло Росси - Главный штаб, полукругом охвативший Дворцовую площадь, Михайловский дворец с парком, Сенат и Синод, соединенные аркой над улицей, создали беспримерно величественный центр столицы, чудо, спорящее с ансамблями Рима и Эдинбурга. В Москве Осип Бове и Доменико Жилярди создали более интимный вариант русского ампира.

В XIX в. новых больших высот достигают в России архитектура и изобразительное искусство. Первые десятилетия века стали временем крупных градостроительных мероприятий в стиле классицизма. В центре внимания российских архитекторов - создания ансамблей в городах. При этом господствуют формы ампира, архитектура приобретает торжественный характер. Наиболее полно тенденции ампира выразили в своем творчестве А.Н. Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге); А.Д. Захаров (автор реконструкции Адмиралтейства) и Ж. Тома де Томон (ансамбль стрелки Васильевского острова в столице; здание Биржи с ростральными колоннами).

В годы, последовавшие за Отечественной войной 1812 г., наряду с героико-триумфальным стилем построек в архитектуре успешно решалась проблема создания ансамбля как в Петербурге, так и в возрождающейся из пепла Москве. В центре северной столицы К.И. Росси (1775-1849) в 1819-1829 гг. создает ансамбли Дворцовой площади, площади Искусств и улицы, ныне носящей имя Росси. Постройки О. Монферрана - Исаакиевский собор (1818-1858 гг.), и В.П. Стасова (1769-1848) украсили Сенатскую площадь и Марсово поле в Санкт-Петербурге. В Москве развернулась деятельность зодчих О.И. Бове, Д.И. Жилярди, А.Г. Григорьева. Разбиты новые, парадные площади, полукольцом окружившие Кремль. По проекту О.И. Бове в 1820-1824 гг. сооружается ансамбль Театральной площади.

В эпоху Николая I преобладало строительство казарм, складов, госпиталей. Из-за повсеместного распространения «образцовых» проектов архитектура утратила гражданский пафос и классицизм вступает в полосу кризиса. Заметным явлением стало сооружение в 1839-1849 гг. Большого Кремлевского дворца (архитектор К. Тон - 1794-1881). Этому архитектору принадлежит проект Московского Храма Христа Спасителя (строился в 1837-1883 гг.). К. Тон - создатель т.н. «русско-византийского» стиля.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!