Урок по алгебре и началам математического анализа.10 класс
Тема: Арксинус. Арккосинус.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: ввести понятие обратной функции, её основных свойств; ввести понятия обратной тригонометрической функции арксинус и арккосинус числа, разобрать их основные свойства – область определения и множество значений.
Задачи урока:
Учебная: формировать навыки вычисления арксинусов и арккосинусов чисел; развивать логическое мышление, умение аргументировать.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умения общаться, общей культуры.
Развивающая: способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выявления главного, переноса знаний в новую ситуацию, развитию математического кругозора, мышления и речи, внимания и памяти.
Планируемые результаты:
Предметные:
- , формировать навыки вычисления арксинусов и арккосинусов чисел;
Личностные:
- выработать устойчивый познавательный интерес;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками и умения находить решения в спорных ситуациях.
Метапредметные:
- развивать логическое мышление;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
Оборудование: учебник, доска.
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Изучение нового материала.
-
Первичное закрепление полученных знаний.
-
Итог урока.
-
Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный этап: Проверить готовность к уроку. Отметить отсутствующих. Настроить учащихся на учебную деятельность.
II Постановка целей и задач урока. Сообщение темы урока. Определение целей и задач урока. По мере изучения различных действий мы рассматривали и действия им обратные. К возведению в степень обратно – извлечение корня, к показательной функции обратна логарифмическая. Так и к нахождению тригонометрических функций угла существует и обратное действие – по значению синуса, косинуса найти углы, которым соответствуют эти значения. Сегодня на уроке мы узнаем как выполняются такие действия, как называются обратные тригонометрические функции и как вычисляются их значения.
III Актуализация опорных знаний.
Опрос теории: 1) какая зависимость между двумя переменными называется функцией?
2) Что такое область определения функции? Множество значений функции?
3) Когда функция монотонна на некотором интервале и какие виды монотонности вы знаете?
4) Как вводится угол в алгебре?
5) Какие значения может принимать угол)
6) Что называют синусом, косинусом числового аргумента?
7) Какое свойство называют периодичностью? Какой период имеют синус и косинус числа?
8) Обладают ли тригонометрические функции свойством четности?
Задание классу:
Из уравнения выразить
через
. Назвать аргумент и функцию. Выразить
через
.
а)
б)
в)
IV Изучение нового материала.
На доске записаны две зависимости
.
Обе функции заданы на множестве R , множество их значений тоже R. Если рассмотреть функцию
, то область её определения R, а множество значений – интервал
. Если рассмотреть зависимость
от
, то она не будет функцией, так как одному значению
соответствует два значения
. Мы можем найти обратную функцию на подмножествах
и
.
Также и тригонометрические функции имеют обратные только на определенных интервалах значений аргумента.
Рассмотрим на координатной плоскости единичную окружность с центром в начале отсчета. Проведём прямую
. Если число
таково, что
, то прямая
пересекает правую полуокружность в единственной точке
.При этом вектор
образует с вектором
угол
, синус которого равен
. Этот угол обозначают
arcsin a = α
Определение: Арксинусом числа
называется такой угол α, синус которого равен
и
.
Если
, то арксинус такого числа не существует и запись arcsin a не имеет смысла.
Аналогично вводим понятие арккосинуса, работая с материалами учебника п. 7,6
Рассмотрим некоторые свойства арксинуса и арккосинуса
-
arcsin (sin
, если
,
-
sin(arcsin a)=a, если
-
arccos(cos
если
,
-
cos(arccos
, если
.
V Первичное закрепление полученных знаний.
Решение упражнений: № 7.78, 7.79 (1,2 столб), 7.80, 7.82(а-г), 7.87 (а,б), 7.102 (1 стр.), 7.103 (1 ст.).
VI Итоги урока
VII Домашнее задание
п. 7.5, 7.6, 7.8 № 7.102 (2 стр.), 7.103 (2 ст.), 7.88, 7.91(а).