Позитивному, перспективному развитию воспитанников способствует содержательная, имеющая духовно-нравственную направленность организация свободного времени в форме различных кружков по интересам1.
Во все времена педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако если раньше внимание обращалось прежде всего на отрицательные эмоции, например, страх перед наказанием или неудачей, то сегодня - на возможность положительного воздействия эмоциональных переживаний на воспитательно-образовательный процесс.
В связи с этим в рамках современной концепции реформирования уголовно-исполнительной системы и совершенствования воспитательной работы с осужденными особую актуальность приобретает творчество осужденных. Необходимо создать научно обоснованные исправительные программы, активно вовлекающие осужденных в творческое проведение досуга и способствующие не только улучшению их адаптации к местам лишения свободы, снижению пагубного влияния длительной изоляции, но и подготовке к жизни на свободе[36] [37].
Современное международное законодательство (например Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты лишенных свободы) особое внимание уделяет гуманизации условий отбывания наказания, то есть рекомендует расширить социокультурные факторы, воздействующие на осужденных, для их возвращения в открытое общество[38].
Правила ограничивают применение силового регулятора и отдают приоритет социокультурным факторам процесса исправления. Более того, Правила рекомендуют разрабатывать индивидуальную программу возвращения осужденного в социокультурную среду на основе формирования у него в условиях изоляции соответствующих взглядов и навыков. в жизнь общества» (п. 1.3).
Отстаивая гуманистический подход к социализации личности, Правила утверждают приоритетное использование социокультурных факторов, регулирующих процесс перевоспитания Лишение свободы не может служить препятствием, разрушающим основные принципы гуманистического подхода к процессу социокультурной ресоциализации, воспитания любого человека: они лишь наполняются другим содержанием, зависящим от готовности и степени осознания правонарушителем необходимости социокультурной адаптации[39].
Таким образом, совершенствование подготовки педагогических кадров к нравственно-эстетическому воспитанию осужденных в условиях лишения свободы невозможно без изучения наследия прошлого. На протяжении рассмотренного временного отрезка был накоплен определенный багаж нравственно-эстетических идей и технологий, используемых в исправительно-воспитательном процессе, но вместе с тем процесс художественно-эстетического воспитания постоянно отставал от насущных интересов осужденных и требований прогрессивной части общества. Данный процесс отличался не эволюционным, поступательным совершенствованием взглядов на проблему, а исключительно сменой внутриполитической конъюнктуры руководства страны.
Осмысление результатов ресоциализации правонарушителей в практике исправительных учреждений свидетельствует о необходимости целенаправленного использования возможностей социокультурных регуляторов для воздействия на замкнутую среду правонарушителей, отбывающих наказание.
В более широком плане вопросы воспитательного воздействия на осужденных принадлежат к числу непреходящих актуальных проблем на всех этапах развития общества. Изучение их непосредственной реализации в историческом аспекте поможет выработать конкретные рекомендации по использованию арт-педагогики в воспитательной работе исправительных учреждений в современных условиях.
Театр как искусство воспитания гармоничного человека.
Через театр происходит познание жизни, познание того, что нельзя потрогать – познание самой природы человека, воспитание души. Почему театр является средством воспитания и обучения? Потому, что в основе театра – лежит игровое «действенное» начало. Театральное образование развивает личностные особенности человека, такие как: мышление, внимание, память, воображение, творческие способности с помощью активного «делания» - тренинга. Это становится очевидным, при анализе процесса детского театрального образования на примере школьной драмы. Благодаря трактатам философов, искусству античных ораторов, иезуиты в средние века смогли передать ученикам принципы владения словом. Для изучения латинского языка они использовали греческие и римские трагедии. Подражая скульптурам античности, живописи у них сформировались понятия о жесте и сценическом движении. Жест тогда имел силу, когда был оправдан и мотивирован внутренней природой оратора. В основе обучения лежали не только беседы, лекции и чтения, но и многочисленные упражнения, которые позволяли активно включить в работу физические, моральные и умственные ресурсы. Жесты – движение рук, мимика – выражение лица, положение тела – в движении, сидя и стоя, тренировалось с помощью специальных занятий. Исследуя историю школьной драмы нельзя не отметить, что одним из эффективных и действенных методов обучения у иезуитов был игровой метод – т.е. состязания школьников, в частности, в риторике на диспутах. Занятия включали в себя лекции и беседы - учитель читал, давал образцы толкования, отвечал на вопросы, итогом занятий были дискуссии, демонстрирующие ученическую увлечённость. Для этого обучаемых готовили цитировать по памяти, пересказывать, комментировать, создавать описания (экфразы) и импровизации (схеды), разыгрывать трагедии, выступать перед публикой. Актёру невозможно было представлять публике искусство народного уличного театра, не освоив перед этим мастерство актера в основе которой лежит внешняя и внутренняя работа над собой с помощью специальных занятий.
Актерский тренинг, представленный как театральная игра, является основным инструментом работы с обучающимися Начальный этап театральных игр предваряет основной этап обучения актёрскому мастерству, это подтверждается Т.Н. Поляковой в диссертации: «Школьный театр как фактор развития гуманитарной культуры учащихся» 2004 г. Она утверждает, что «Обращение к искусству расширяет воспитательные возможности в развитии творческого воображения, помогает в восприятии красоты мира. Интенсивные упражнения и тренинг в образовательной области «Искусство» помогают развить как интеллектуальную подвижность ума, так и креативность, способствуя целостности абстрактно-логического и художественного мышления.
Искусство театра, синтезирующее в себе разные виды искусств, делает возможным подвижное и всестороннее обучение с включением сознания, действия и чувства. Посредством игры, в которую включается обучающийся, развиваются не только творческие способности, но и социальная компетенция, интуиция, отрабатываются коммуникативные навыки, воспитываются уважение и такт». В своей работе с обучающимися, используя игровой метод, я применяю по-своему адаптированные тренинги системы К.С. Станиславского, технику М. Чехова, методику Н.В. Демидова. В.М. Фильштинский в своей книге «Открытая педагогика» неоднократно обращается к творческому наследию. Их методы работы с учениками доказали, что обучение актерскому мастерству имея игровое начало вырабатывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость. Упражнения должны задействовать все элементы творчества: ум, артистические данные, волю, чувства - подключая при этом ко всему процессу воображение, внимание, эмоциональную память. Н.В. Демидов дал очень хороший совет «Ученик может принять и понять только то, что ему практически ясно. Лучше действовать таким образом: несколько наводящих слов — и тут же — практика. В этой практике может оказаться что-нибудь непонятным, тогда по мере надобности — еще несколько необходимых слов, но не трудных сентенций, а только разъяснений по поводу данного конкретного случая (проделанного упражнения). Несколько слов, способных или укрепить верное поведение ученика, одобрить его, или осторожно вывести его из неверного, ошибочного состояния. Это и есть самая подходящая для него теория в его «возрасте».
Наш кукольный театр «Фантазеры» был создан из представления миниатюры ко Дню Матери. Зрители внимательно и с большим вниманием просмотрели миниатюру и мы, педагоги, поняли, что можно пойти дальше. Выбор пал на спектакль «Маленький принц».
Эта книга может стать источником утешения, переосмысления жизни и даже внутреннего освобождения для тех, кто оказался в сложных ситуациях, включая места лишения свободы. Вот несколько ключевых смыслов, которые можно извлечь:
1. Внутренняя свобода и сила воображения Маленький принц путешествует по мирам, не будучи ограниченным пространством. Это напоминает о том, что даже в замкнутых условиях человек может сохранять внутреннюю свободу через мысли, воспоминания и мечты.
2. Ответственность за свою жизнь Фраза «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» говорит о важности ответственности за поступки, отношения и даже за самого себя. Даже в тяжелых условиях человек может осознать свои ошибки, переоценить ценности и найти способ двигаться дальше.
3. Поиск смысла даже в самых сложных обстоятельствах Как Маленький принц встречает разных взрослых и осознает их заблуждения, так и человек, оказавшийся в сложных условиях, может переосмыслить свою жизнь, увидеть свои ошибки и обрести новый взгляд на мир.
4. Дружба и поддержка важнее власти и богатства Герои книги — Король, Честолюбец, Бизнесмен — символизируют бессмысленные стремления взрослых. Настоящая ценность заключается не в статусе или материальных вещах, а в дружбе, заботе и настоящих чувствах.
5. Принятие неизбежного и надежда Финал книги можно трактовать как метафору принятия неизбежности, но при этом Маленький принц не уходит в бездну отчаяния — он возвращается к своей Розе. Это напоминание о том, что даже после трудных испытаний может быть новая жизнь.
Вывод «Маленький принц» может помочь переосмыслить ошибки, найти в себе внутреннюю свободу, сохранить надежду и не потерять человечность, даже оказавшись в самых тяжелых обстоятельствах. Ведь «зорко одно лишь сердце», а значит, главное всегда остается с человеком, где бы он ни был.
Репетиции показали, что мы – на правильном пути: заинтересованность наших учеников, сплоченность их как творческого коллектива. Процесс затянул всех: педагоги выступили в качестве сценаристов, режиссеров, декораторов, изготовителей кукол, костюмеров и даже артистов. Обучающиеся помогали во всем и даже проявляли инициативу. Вот наконец и премьера. Своей работой удовлетворены, но, конечно, планируем совершенствоваться.
Вместе с актерами новому учиться и педагог. Развиваем:
Воображение.
Представьте, что у вас на руках сидит какое-нибудь экзотическое животное, которое категорически нельзя спускать с рук на пол. Оно может быть огромным, как кенгуру, может быть колючим, как дикобраз или, мягким и, одновременно, опасным, как котенок гепарда. Попытайтесь наиболее правдоподобно показать «ускользание» животного из ваших рук и не забудьте о том, что зритель должен правильно определить какого именно зверька вы держите.
А теперь, услышав эти звуки, действуйте ( шум дождя, ветра, моря, медитация в горах)
Упражнения на дикцию:
Один из важных принципов любых упражнений - делать нагрузку больше и сильнее, чем встречается в реальной жизни. В тренировке дикции - всё тоже самое. Идея заключается в том, чтобы произносить сложные буквенные сочетания, которые в бытовой жизни встречаются крайне редко. Например: ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Для усиления эффекта и большего раскрепощения можно делать это упражнение перед зеркалом.
Возьмите Конституцию России и выберите абсолютно любой отрывок. Ваша задача — прочитать его несколько раз, психологически погружаясь в различные условия. Сначала произнесите текст так, словно вы зачитываете торжественный манифест, затем так, словно признаетесь в страстной любви, а напоследок так, словно перед вами не Конституция, а увлекательный и качественный детектив. Внимательно следите за дикцией — в каждом из предложенных случаев она должна стремительно меняться, где-то быть мягче и пластичнее, а где-то напористее и четче.
Упражнение на раскрепощение:
От перышка на ветру, до застывания бетона
Обычно, этот блок ставят в самое начало класса по актерскому мастерству, потому что занятия на раскрепощение одновременно подготавливают тело к работе. Благодаря им человек погружается в процесс, перестает отвлекаться на ненужные сейчас мысли и отвлекающие эмоции. Большинство из упражнений на раскрепощение основаны на расслаблении и снятии зажимов, как телесных, так и психологических. Зачем это нужно? Ну вот простой пример. Если вы когда-нибудь видели, как актриса на сцене падает в обморок, то, наверняка, у вас возникал вопрос, почему ей удается не разбить затылок или не сломать плечо. Дело в том, что благодаря регулярным тренировкам тело становится пластичным и мягким,