СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

АРТ технологии на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование АРТ технологий на уроках английского языка. Креативное мышление для решения нестандартных задач на уроке английского языка.

Просмотр содержимого документа
«АРТ технологии на уроках английского языка.»

МБОУ СОШ № 12 ст Незлобная

Учитель английского языка

Садыкова Дарья Фанисовна

Арт Технологии на уроках английского языка

Как сделать урок интересным и насыщенным? Какую технологию использовать, чтобы урок стал практико-ориентированным и личностно-значимым для каждого ученика? Как повысить успеваемость и качество усвоения предметного содержания? Как провести хотя бы один урок так, чтобы он стал необычным и запомнился на всю жизнь? Конечно, любой учитель при подготовке к урокам задает себе эти вопросы.

В современном образовательном процессе школьные педагоги и психологи привлекают средства искусства к решению задач развития, воспитания, обучения и поддержки детей.

Искусство обладает безграничными возможностями для интеллектуального развития учащихся как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Применение различных жанров искусства на уроке способно оживить и обогатить иногда рутинный учебный процесс. Добавить новые краски, сделать урок более насыщенным и интересным.

Арт-педагогика помогает развивать у детей:

  • воображение,

  • внимание,

  • творческое мышление,

  • умение свободно выражать свои чувства и настроения,

  • работать в коллективе

Именно искусство предлагает один из наиболее эффективных методов работы на уроке английского языка - метод арт-технологий. В основе арт-технологий, применяемых в педагогике и психологии, лежит использование техник и приемов арт-терапии. Впервые термин «арт-терапия» был употреблен А.Хиллом в 1938 году.

Следует четко разграничивать понятия «арт технологии» с понятием «арт терапия». Они, конечно, имеют много общего. Но пользуясь одними средствами, решают разные задачи.

«Арт терапия» направленно на психологическую коррекцию и лечение. В свою же очередь «Арт технологии» способствуют достижению целей и развития личности и ее образования.

Арт-технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества.

Арт-терапия основывается на ряде видов искусства:

музыка - музыкотерапия;

изобразительное искусство - изо-терапия;

театр, сценки - имаго-терапия;

литература, книга - библио-терапия,

танец, движение- кинези-терапия.

Конечно, при выборе арт-технологии нужно учитывать и возрастные особенности учащихся, и зону их ближайших интересов. То, что будет интересно детям 7-12 лет, будет совершенно безразлично для подростков.

Формы и приемы современных арт-технологий многообразны. Перечислим некоторые из методов арт технологий.

Ритмичные физкультминутки (action songs) – очень хорошо подходят для активных детей «кинестетиков», тем кому необходимо подвигаться. Если физкульминутку делать под музыку или видео, то она будет развивающей и для «аудиалов» и «для визуалов». В основном, такие физкульминутки признаются детьми начальной школы. Они могут быть использованы в начале урока, для включения детей в предмет, или в середине урока – для переключения детей с одной деятельности на другую и элемента релаксации. Также физкультминутки хорошо расширяют словарный запас.

Работа с песнями и музыкой – является также важным элементом арт- технологии, особенно для «аудиалов» + «кинестетиков», поскольку песню можно не только послушать, но и пропеть, а также выполнить различные задания. Многие песни хорошо запоминаются и вспоминаются детьми даже много лет спустя. Прежде всего, песни замечательно способствуют развитию навыков аудирования. Песни также способствуют хорошему усвоению лексики и грамматики. 

Пантомимы – хорошо использовать для отработки новой лексики – новых слов и словосочетаний. На начальном этапе при изучении алфавита дети-«кинестетики» с удовольствием будут изображать разные буквы при помощи своего тела. Буквы также можно рисовать в воздухе, перед тем как писать их в тетради, рисовать на спине друга. Дети постарше с удовольствием будут изображать разные существительные или глаголы-действия.

Ролевые игры, театр –многие дети любят погрузиться в новый образ и разыграть диалог в необычной ситуации. Ситуации могут быть продуманы заранее учителем, так и придуманы самостоятельно детьми. Причем ситуации могут не только различаться ролями, но и местом действия (у доктора, в магазине или на улице), но и сменой стран (в России, в Англии или в Китае) и эпох (первобытные времена, в средние века, в будущем). Ролевые игры позволяют подключить ребят, которые испытывают проблемы в общении с одноклассниками, поэтому ролевые игры являются социально-значимым элементом арт-педагогики.

Работа с репродукциями знаменитых картин.  При желании можно найти возможность использовать репродукции практически на каждом уроке. Учащихся начальной школы можно знакомить с картинами при изучении темы Животные или Семья и предлагая в качестве наглядности не мультяшных героев Диснея, а репродукции картин или хотя бы книжные иллюстрации известных детских художников.
  Дайте возможность детям знакомиться с картинами известных художников и направлениями живописи ненавязчиво, используя репродукции, как средство обучения. Например, при изучении темы внешность и характер человека можно использовать разнообразные портреты и автопортреты художников. При изучении темы - семья – не обязательно использовать фотографии и иллюстрации в учебнике, а можно познакомить с представлениями о семье и  семейными традициями в различные эпохи и в разных странах, заодно познакомив с традиционными костюмами, внешним обликом изображенных людей и интерьером помещений. Или познакомить с праздником Масленица на различных полотнах  русских художников, при этом повторив или введя новую лексику по теме «Фестивали и праздники». Репродукции картин можно даже использовать при изучении грамматики, например, сложной системы английских времен. Дело в том, что многие грамматические правила изучаются «сухим» языком и грамматические времена порой бывает сложно представить. Особенно, времена группы Past.  Обсуждение и запоминание проходит хорошо для «аудиалов». А «визуалам» не хватает определенной наглядности, для того, чтобы понять смысл изучаемого явления. И репродукции картин могут в этом очень сильно помочь.

Например, работа с картиной «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, ученики отвечают на вопрос: «Что люди делали, когда Везувий извергался?» и констатировали, что Past Continuous может использоваться для одновременно происходящих действий в прошлом.

Работу с репродукциями можно продолжить, интегрировав задания:

  • описать одежду и внешность людей в разные исторические эпохи;

  • написать письмо другу с описанием известных событий, происходящих на картине,

  • написать диалоги по картинке и драматизировать их;

  • составить предложения True / False по одной картине или составить предложения по разным картинам, а учащиеся должны сказать,  о какой картине идет речь;

  • прочитать или прослушать описание картины, не называя ее и попросить ее угадать,

  • дать проектное задание – узнать биографию художника и рассказать о нем.

Таким образом, подобрав репродукции известных художников, можно их использовать для реализации не только предметного содержания по английскому языку, но так же и для усвоения лексики, грамматики, развития навыков аудирования, чтения, письма и говорения.

Crafts (прикладное искусство) – очень хороши для «кинестетиков» и «визуалов», это прекрасная возможность сделать что-то своими руками и запомнить это. На начальном этапе можно попросить детей слепить буквы из пластилина и украсить их фасолем или горохом, красивыми пуговицами или бусинами. Позже при изучении лексических тем, прикладное творчество хорошо использовать на уроке или дома для закрепления изученного материала. 

Скейтчбуки. Он же альбом для набросков, эскизов. Данный способ помогает осмысливать, преоброзовывать и запоминать информацию, делая небольшие и простые эскизы ручкой.

Объем информации, которую надо понять и запомнить растет с каждым годом обучения. Но часто в начальных классах, да и в среднем звене преобладает образное мышление. Тогда материал, увиденный собственными глазами, а еще лучше нарисованный самостоятельно – точно останется в памяти. Скейтчбук позволяет учащимся не только выделять главное в большом объеме информации, но лучше ее запомниать, проявлять воображение и нестандартно подойти к процессу обучения.

Коллаж является еще одним средством арт –технологий. Коллажи могут быть разнообразными и на разные темы. Зачастую у обучающихся возникают трудности при пересказе текста, возникает желание подсмотреть. В таком случае коллаж помогает представить визуально текст: рисунки, картинки из журналов, отдельные слова, которые могут помочь обучающимся вспомнить и воспроизвести текст.

Друдлы (или droodles по-английски). "Droodles", так называемая визуальная арт-технология, развивающая логическое мышление, умения мыслить неординарно и принимать нестандартные решения.

Данная технология была изобретена Роджером Прайсов в 1953 году и является комбинацией из трех английских слов: "doodle" - абстрактные каракули, "drawing" - рисунок и "riddle" - загадка. Следуя из названия, задача ученика состоит в том, чтобы отгадать загадку, зашифрованную в криво нарисованном рисунке, при этом сделав это на английском языке. Стоит отметить, что для урока берется заранее продуманный «друдл», с несколькими возможными вариантами его интерпретации, Друдлы представляют собой картинки с изображением разных абстрактных форм. Каждая картинка является маленькой загадкой, где надо придумать, что изображено на картинке. Можно предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Здесь нет ошибочных ответов. В настоящее время друдлы используются для развития воображения и творческого мышления самых разных категорий обучающихся.

Суть метода в том, что ребятам предлагается описать картинку, которая имеет множественные значения. Картинка друдла является чем-то вроде каракулей и похожа на то, что обычно рисуют машинально на бумаге во время лекции или урока.

Самым главным в начальной и средней школе является накопление словарного запаса. Для проверки спеллинга часто использую словарные диктанты или просто диктанты. Но также можно на уроке использовать друдлы. Подготовить серию рисунков, символов и попросить подписать эти картинки, причем вариантов может быть много, чаще всего в таком задании нет правильных ответов. Таким образом, можно проверить и словарный запас, и память и правописание слов. Можно также предложить дорисовать данные рисунки и подписать уже их.

Если же задание направлено на отработку изученной лексики, можно предложить варианты ответов, сопоставить рисунки с ответами, таким образом проверить, на сколько ученики усвоили лексику, понимают о чем идет речь.

Еще один способ развития креативного мышления – это использование нескольких слов или картинок, которые объединены одним словом. Нужно составить предложения или рассказ на основе этих слов так, чтобы понять как картинка или слово соотносится с общим словом. Найти логическую связь. Опять же правильного ответа нет, задание направлено на развитие логического мышления, воображения, способность находить нестандартные решения проблемы, действовать не по шаблону.

В дальнейшем ученикам самим можно предложить нарисовать или составить такие ассоциативные картинки и по ним составить рассказ.

Еще один из приёмов рисования это – диктант-рисунок. Например, учитель читает, а дети рисуют. Этот приём используется для контроля слов по различным темам, а также уровня понимания небольших аутентичных текстов. При выполнении задания «По тексту нарисуйте картинку» (на понимание прочитанного), класс делится на команды, и рисуют только то, что они поняли из рассказа.

There is a small house in the middle of the picture. This house is red with a brown roof. There are 2 windows and a door in the house. To the right of the house there is a big tree. To the left of the house there are many flowers. One flower is blue, the second flower is orange. Under the tree there is a white cat. On the tree there is a small bird.

В конце можно попросить учеников пересказать текст, опираясь на собственную картинку, и выразить свои мысли.

В чем состоит преимущество, на мой взгляд, арт-технологий перед другими формами учебной  работы?

Во-первых,  практически каждый ребенок может стать полноправным участником  урока, у каждого есть возможность проявить себя.

Во-вторых, в процессе участия  ребенок раскрывает свои чувства, настроения, мысли, свое отношение к окружающему миру, что позволяет лучше узнать его и помочь.

В-третьих, арт-технологии позволяют повысить успеваемость и качество усвоения изученного материала. Повысить мотивацию к учебе и возможность развить креативное мышление.


Творческое мышление, или креативность – это процесс дивергентного мышления, которое стремится решить проблему нелогичными способами и средствами, подразумевая готовность смотреть на вещи по-другому; образ мыслей, ищущий решение трудной задачи через методы, которые игнорируются логическим мышлением.


Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Основные составляющие креативности:

  • Любознательность

  • Беглость мысли

  • Оригинальность

  • Способность к разработке гипотезы

  • Удовлетворенность

  • Проще говоря, креативное мышление - это создание необычных и хороших решений исходной проблемы.






Скачать

© 2024, 40 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!