«Рубашка»
Цель: творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности
Задачи: снятие тревожности, повышение самооценки, развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Необходимые материалы
Ритуал приветствия.
Упражнение «Передай эмоцию по кругу». Детям предлагается встать друг за другом в одну линию. Тот, кто стоит первым, изображает какую-либо эмоцию своему соседу. Тот передает ее следующему участнику и т.д. Последний участник демонстрирует полученную эмоцию всем остальным и называет ее. Первый участник сравнивает отправленную эмоцию с итоговой. Упражнение проводится несколько раз, используя различные эмоции. Дети меняются местами.
Арт-терапевтическое упражнение: Оригами
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Рефлексия: Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания.
«Платье»
Цель: творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности
Задачи: снятие тревожности, повышение самооценки, развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Необходимые материалы: Бумага разных цветов, ножницы.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Пальцы»: На счет «3» по сигналу ведущего участники должны выбросить одинаковое количество пальцев. Каждый раз психолог побуждает ребят подстроиться друг под друга, быть внимательнее к остальным.
Арт-терапевтическое упражнение: Оригами
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Рефлексия: Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Работа с бумагой
«Скульптура из бумаги»
Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.
Задачи: актуализация чувств, снятие психоэмоционального напряжения, развитие оригинальности мышления..
Необходимые материалы: фольга пищевая, бумага различной фактуры( газеты, журналы, салфетки) релаксационная музыка.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Клубочек»: Участники разматывают клубочек, передавая его любому участнику и говоря адресату комплимент. При этом нить клубка они цепляют за собственный палец. Таким образом, образуется паутинка. Педагогу необходимо проследить, чтобы комплимент получил каждый участник. Разматывается паутинка, говоря пожелания друг другу.
Арт-терапевтическое упражнение: Бумагопластика.
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Рефлексия: Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания.
«Маска»
Цель: творческое самовыражение, развитие творческого мышления, креативности.
Задачи: снятие тревожности, эмоционального напряжения, развитие воображения, фантазии, гибкости, оригинальности, ассоциативности мышления.
Необходимые материалы: газетная бумага, пластилин, клейстер, кисти, салфетки, вазелин.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Передай эмоцию по кругу». Детям предлагается встать друг за другом в одну линию. Тот, кто стоит первым, изображает какую-либо эмоцию своему соседу. Тот передает ее следующему участнику и т.д. Последний участник демонстрирует полученную эмоцию всем остальным и называет ее. Первый участник сравнивает отправленную эмоцию с итоговой. Упражнение проводится несколько раз, используя различные эмоции. Дети меняются местами.
Арт-терапевтическое упражнение: Папье-маше.
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Рефлексия: Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания.
«Композиция из обёрточной бумаги»
Цель: познание себя, повышение уверенности в себе, спонтанное самовыражение.
Задачи: снижение уровня тревожности, развитие навыков эффективного взаимодействия, развитие воображения, ассоциативного мышления.
Необходимые материалы: Обёрточная бумага различной фактуры, газеты, журналы, скотч, клей «ПВА», нитки.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Желанный подарок»: Участникам предлагается невербально показать подарок, который они бы хотели получить. Остальные должны угадать, что это.
Затем педагог усложняет задание: «А какой же подарок можно пожелать, который нельзя потрогать, пощупать, но он тоже бывает очень нужен?» Здесь дети могут показать «любовь», «счастье», «здоровье» и т.д.
Арт-терапевтическое упражнение: Бумагопластика.
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Рефлексия: Обсуждение занятия. Ребята делятся впечатлениями и мыслями о занятии.
Ритуал прощания.
Коллаж «Я глазами разных людей»
Цель: развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.
Задачи: развитие самоинтереса, повышение самооценки, рефлексия различных «Я-схем», развитие креативности...
Необходимые материалы: Газеты, журналы, бумага А3, клей, карандаши, фломастеры, ножницы
Ритуал приветствия.
Упражнение «Я – глазами других»: ребята делятся на пары. Задача одного из пары отвечать на вопросы психолога за своего партнера (на время стать партнером). Тот, кого замещают, внимательно следит за ответами и определяет, что угадал партнер, а что нет. Затем дети меняются ролями.
Упражнение подводит участников к необходимости побольше узнать друг о друге и о себе.
Возможный перечень вопросов:
Твой любимый цвет?
Твое любимое мужское имя?
Твое любимое женское имя?
С симпатией ли ты относишься к домашней. живности? Если да, то кого предпочитаешь: собак, кошек, птиц, аквариумных рыбок или кого-то другого?
Самая неприятная для тебя человеческая черта?
Самое ценное для тебя человеческое качество?
Твое любимое времяпрепровождение?
Книги какого жанра ты предпочитаешь?
Твое любимое время года (суток, недели)?
Что ты любишь кушать?
Проводится обсуждение: Кем было интереснее быть? Почему? Что угадали про тебя? Что нет? Почему?
А как ты отвечал на вопросы за другого, чем руководствовался?
Арт-терапевтическое упражнение «Коллаж «Какой Я».
Рефлексия. Обсуждение занятия.
Обсуждение: Что получилось в результате работы? Удалось ли выполнить поставленную задачу?
Ритуал прощания.